Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
Срочно заберите все!
№23
26 августа 32 просмотра

Каковы наши действия: мы не включили начисления по одному сотруднику в отчетность ИФНС, ПФР и ФСС за 2015 г,Зарплату ему выдавали, а НДФЛ не удержали нам нужно сдать корректир.отчеты, доплатить взносы и пени, и подать информацию в ИФНС, что не удержали с него НДФЛ,так?какие-то штрафные санкции нам еще грозят, помимо штрафа за несвоевременное сообщение о предоставлении информации в ИФНС о невозможнолсть удержать НДФЛ?

В отношении страховых взносов в описанной ситуации:

- подайте уточненный 4-ФСС за 2015г. и покажите доначисленные взносы в строке 4 таблицы 1 расчета за текущий период.

- отразите в РСВ-1 за текущий период доначисленные взносы в разделе 4 и строке 120 раздела 1. Подайте на этого работника индивидуальные сведения за отчетные периоды 2015г. и укажите информацию о них в разделе 2.5.2.

В настоящее время компания вправе самостоятельно выбирать способ исправления ошибок в РСВ-1: либо путем подачи уточненного расчета, либо путем отражения исправлений в расчете за текущий период. Однако представители ПФР рекомендуют именно второй способ исправления ошибок.

Если до подачи уточненный расчетов компания доплатит пени и взносы, то штраф за неуплату взносов ей не грозит. Однако за непредоставление индивидуальных сведений на работника Пенсионный Фонд может в судебном порядке взыскать с компании штраф в размере 5% от суммы доначисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Кроме того подайте в ИФНС сведения по форме 2-НДФЛ.

За непредоставление в установленный законодательством срок справки по форме 2-НДФЛ компании грозит штраф 200 руб. по ст.126 НК РФ и от 300 до 500 руб. по ст.15.6 КоАП РФ.

Если из-за допущенной ошибки сумма налога была искажена не менее чем на 10 процентов, то на руководитель организации или главный бухгалтер могут быть привлечены к штрафу в размере от 2000 до 3000 руб. по ст.15.11 КоАП РФ.

Обоснование

Из рекомендации
Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Как внести изменения в расчеты по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование

Чтобы внести изменения в расчеты по страховым взносам, нужно подать в территориальное отделение внебюджетного фонда уточненные расчеты:

Внимание: если подаете уточненку в ФСС России за какой-либо период 2015 года, используйте форму 4-ФСС в старой редакции. Она также утверждена приказом ФСС России от 26 февраля 2015 г. № 59. Ее заполните, когда нужно уточнить расчет за отчетные периоды начиная с I квартала 2015 года.

Если в результате ошибки сумма страховых взносов была занижена, то уточненный документ нужен обязательно (ч. 1 ст. 17 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Иначе если недоплату выявят сотрудники фонда при проверке, то организации не избежать штрафов.

Если ошибка привела к тому, что организация переплатила взносы, то уточненный расчет можно не подавать (ч. 2 ст. 17 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Задолженность перед бюджетом фонда в этом случае не возникнет.

Представление уточненных расчетов

Уточненный расчет подают, если в первичном расчете обнаружено:

  • что допущены ошибки (как приводящие к занижению суммы страховых взносов, так и не приводящие);
  • что какие-либо сведения не отражены или отражены не в полном объеме;
  • что расчет содержит недостоверную информацию.

Однако не во всех этих случаях подача уточненного расчета является обязанностью организации. Организация обязана подать уточненный расчет только в случае, когда произошло занижение сумм страховых взносов к уплате. Во всех остальных случаях подача уточненного расчета является правом, а не обязанностью организации.

Это следует из частей 1–2 статьи 17 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Подавать уточненные расчеты нужно по мере выявления ошибок в расчете. Календарные сроки для их представления законодательно не установлены.

Важно: на практике многие территориальные подразделения Пенсионного фонда РФ принимают уточненные расчеты по форме РСВ-1 ПФР не позднее двух месяцев после окончания отчетного периода, в котором была допущена ошибка.

Если ошибка в расчете по форме РСВ-1 ПФР будет выявлена по истечении двух месяцев после окончания отчетного периода, в котором она была допущена, исправьте ее в расчете за тот квартал, в котором ошибка была обнаружена:

  1. в разделе 4:
  2. по строке 120 раздела 1:

Данные указывайте нарастающим итогом с начала года.

Вот что еще нужно будет учесть.

При заполнении строки 120 раздела 1:

  • значение графы 3 должно равняться значению, указанному в строке «Итого доначислено» графы 6 раздела 4;
  • значение графы 4 должно равняться значению, указанному в строке «Итого доначислено» графы 8 раздела 4;
  • значение графы 5 должно равняться значению, указанному в строке «Итого доначислено» графы 10 раздела 4.

Сведения в графах 4 и 5 раздела 4 о периоде, за который выявлены и доначислены взносы, нужно будет указывать и во всех последующих расчетах до конца года.

Такой порядок установлен в пунктах 7.3 и 24 Порядка, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 16 января 2014 г. № 2п. На это же указано и в письме Пенсионного фонда РФ от 25 июня 2014 г. № НП-30-26/7951.

<…>

Перерасчет взносов и пени

Если уточненный расчет подается по причине занижения облагаемой базы и сумм страховых взносов к уплате, то организации также необходимо:

  • перечислить сумму недоплаты страховых взносов;
  • уплатить пени.

Пени нужно рассчитать исходя из 1/300 ставки рефинансирования, действующей за каждый день просрочки (ч. 6 ст. 25 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Однако есть общие правила, при соблюдении которых ответственности можно избежать. Это зависит от срока подачи уточненного расчета.

Организация освобождается от ответственности:

  • если она самостоятельно выявила ошибку, которая не привела к занижению облагаемой базы и отражению недостоверной информации. В этом случае считается, что расчет подан в срок;
  • если она самостоятельно выявила ошибку, которая привела к занижению облагаемой базы, и перечислила сумму недоимки и пени до подачи уточненного расчета. Это правило действует только в случае, если организация выявила ошибку до того, как узнала, что это обнаружили проверяющие или что назначена выездная проверка;
  • если расчет подается по результатам выездной проверки и в нем не обнаружено занижение облагаемой базы и неотражение (неполное отражение) сведений.

Если уточненный расчет подается до истечения срока, установленного для подачи расчета, то организацию не привлекут к ответственности независимо от причин подачи расчета.

Такой порядок предусмотрен частями 2–4 статьи 17 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

<…>

Из рекомендации
Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Ольги Прыговой, заместителя управляющего отделением ПФР по г. Москве и Московской области

Как составить и сдать расчет взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (форма РСВ-1 ПФР)

<…>

А вот за включение в расчет РСВ-1 ПФР недостоверных или неполных сведений персонифицированного учета ответственность, предусмотренная статьей 17 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, применяется в полном объеме. Обнаружив такое нарушение, Пенсионный фонд в судебном порядке может взыскать со страхователя штраф в размере 5 процентов от суммы пенсионных взносов, начисленных к уплате. Базой для расчета штрафа являются взносы за три месяца отчетного периода, за который представлены недостоверные (неполные) сведения. При этом суды отмечают: размер штрафа нужно определять исходя из суммы взносов с доходов только тех сотрудников, в отношении которых допущены ошибки. Общая сумма страховых взносов, начисленных в целом по организации, не может быть базой для расчета штрафа. И еще. Прежде чем привлекать организацию к ответственности, отделение фонда должно провести камеральную проверку расчета и оформить ее результаты. Назначать штраф по данным форматно-логического контроля нельзя. Такие выводы содержатся, например, в определении ВАС РФ от 28 апреля 2014 г. № ВАС-4911/14, постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 24 февраля 2015 г. № Ф05-702/2015ФАС Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2014 г. № А75-1595/2013.

<…>

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как налоговому агенту перечислить НДФЛ в бюджет

<…>

Ответственность за несвоевременную уплату НДФЛ

При перечислении НДФЛ в бюджет налоговые агенты должны соблюдать сроки, установленные статьей 226 Налогового кодекса РФ. Положения статей 227 и 228 Налогового кодекса РФ, согласно которым НДФЛ можно платить по окончании года, на налоговых агентов не распространяются. Такой порядок подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 1051/11.

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию и (или) перечислению в бюджет:

  • если в установленный срок налоговый агент не удержал (не полностью удержал) налог из денежных средств, выплаченных контрагенту;
  • если в установленный срок налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога.

Это следует из положений статьи 123 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 19 марта 2013 г. № 03-02-07/1/8500.

Применение штрафных санкций не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46п. 1 ст. 47 НК РФ).

Если НДФЛ перечислен в бюджет позже установленных сроков, то помимо штрафных санкций инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). Пени начислят в целом по организации с учетом даты получения дохода каждым сотрудником и фактических сроков удержания НДФЛ налоговым агентом (п. 2 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).

Штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). При этом перечислять в бюджет сумму неудержанного НДФЛ за счет собственных средствналоговый агент не обязан (п. 9 ст. 226 НК РФ). Если удержать НДФЛ невозможно, то организация обязана уведомить налоговую инспекцию о неудержанной сумме налога не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (подп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226 НК РФ).

Важно: если при выплате доходов организация не удержала налог, взыскивать с нее пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет нельзя. Об этом сказано в письме ФНС России от 4 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13600. Позиция налоговой службы основана на том, что налоговый агент не должен платить налог за счет собственных средств. И если НДФЛ не удержан, должником бюджета является сотрудник, получивший доход, а не налоговый агент. Для объективности отметим, что в пункте 2 постановления от 30 июля 2013 г. № 57 Пленум ВАС РФ допускал возможность взыскания пеней в тех случаях, когда налоговый агент должен был удержать налог, но фактически этого не сделал. По мнению ВАС РФ, в таких ситуациях пени могут быть начислены с того момента, когда налог нужно было удержать, и до наступления срока, когда обязанность по уплате должен исполнить сам налогоплательщик.

Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) может быть привлечена не только к налоговой, но и к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФст. 15.11 КоАП РФст. 199.1 УК РФ).

Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).

<…>

Из рекомедации

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как организации перечислить налог в бюджет

<…>

Штрафы за неуплату налогов

Внимание: за неуплату налогов организацию и ее должностных лиц накажут. За это правонарушение предусмотрена налоговая, административная и даже уголовная ответственность.

Налоговая ответственность

Налоговые инспекторы вправе оштрафовать организацию. Однако сделать это они могут исключительно за полную или частичную неуплату налога по итогам налогового периода. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляют (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Штраф составит 20 процентов от суммы недоимки. Если инспекторы докажут, что неуплата была умышленной, то штраф возрастет до 40 процентов. Это следует из статьи 122 Налогового кодекса РФ.

Если организация не перечислит налог, выступая в роли налогового агента, то оштрафуют ее также на 20 процентов от суммы (ст. 123 НК РФ).

Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит организации в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 3 ст. 70п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Административная ответственность

Бывает, налог не заплатили из-за грубого нарушения правил бухучета: когда налог неправильно начислили и его сумма была искажена не менее чем на 10 процентов. Тогда суд может дополнительно привлечь руководителя организации или главного бухгалтера к административной ответственности. Штраф в этом случае составит от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновного в правонарушении устанавливают индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Обычно виновным признают главного бухгалтера или того, кому его обязанности переданы. Руководителя же организации признают виновным в следующих случаях:

На практике налоговая ответственность в отношении организации может применяться одновременно с административной ответственностью к ее должностным лицам. То есть за одно и то же нарушение организацию штрафуют по статье 122 или 123 Налогового кодекса РФ, а директора или главбуха – постатье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В дальнейшем штрафы могут быть оспорены в суде. И если арбитражный суд отменит налоговую ответственность в отношении организации, то мировой суд, в который обратится директор или бухгалтер, должен снять ответственность и с этих должностных лиц. Основание: подтвержденное арбитражным судом отсутствие состава правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). К такому выводу пришел Верховный суд РФ в постановлении от 1 декабря 2014 г. № 80-АД14-8.

Уголовная ответственность

Если инспекция докажет, что неуплата налога стала результатом преступления, суд может приговорить виновных к уголовной ответственности по статьям 199 и 199.1 Уголовного кодекса РФ.

При этом виновными могут признать не только руководителя и главного бухгалтера организации, но и других лиц. Тех, что содействовали преступлению. Говоря по-простому, пособников и подстрекателей. Например, бухгалтеров, умышленно искажавших первичные документы, или налоговых консультантов, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

<…>

Из рекомедации

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Что делать организации, если удержать НДФЛ невозможно


Организация обязана удерживать НДФЛ с выплат, в отношении которых она является налоговым агентом (п. 1 и 2ст. 226, ст. 226.1 НК РФ). Однако возможность удержать НДФЛ у налогового агента есть не всегда.

Например, возможность удержания ограничивается, если сотрудник получил материальную выгоду, доход в натуральной форме или стал нерезидентом (НДФЛ в этом случае нужно пересчитать по ставке 30 процентов). Если сотрудник не получал других доходов в денежной форме или уволился сразу после этих событий, возможность удержания НДФЛ организацией – источником дохода исключается совсем. Об этом сказано в письме Минфина России от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74. Такая же ситуация возникает, если доход в натуральной форме получил человек, не являющийся сотрудником организации (например, покупатель).

Если после выплаты доходов, с которых налог не удерживался, сотрудник получает другие доходы в денежной форме, у налогового агента появляется возможность удержать НДФЛ, не удержанный ранее. В таком случае он обязан удержать налог из любых денежных сумм, которые будут выплачены сотруднику. Эта обязанность сохраняется за налоговым агентом до тех пор, пока он не уведомит налоговую инспекцию о невозможности удержать налог (письма Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337 и от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258ФНС России от 1 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18519). При этом налоговый агент должен учитывать, что удерживать НДФЛ в размере более 50 процентов от суммы выплаты в денежной форме он не вправе (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ).

Пример сообщения в налоговую инспекцию о невозможности удержать НДФЛ при выплате премии в натуральной форме

В декабре 2015 года организация выдала экономисту А.С. Кондратьеву премию по итогам работы за год. Премия выдана на основании приказа руководителя организации. В качестве премии сотруднику передана продукция собственного производства стоимостью 20 000 руб.

После выдачи премии денежных выплат Кондратьеву не было. С 1 января 2016 года сотрудник находится в неоплачиваемом отпуске. Таким образом, налог с премии в натуральной форме бухгалтер удержать не смог. Неудержанная сумма налога составила 2600 руб. (20 000 руб. х 13%).

Уведомить о невозможности удержать НДФЛ в 2015 году налоговый агент обязан не позднее 1 марта 2016 года (п. 5 ст. 226 НК РФписьмо ФНС России от 19 октября 2015 г. № БС-4-11/18217). В установленный срок организация направила в налоговую инспекцию сообщение по форме 2-НДФЛ с признаком 2 и уведомила об этом самого Кондратьева.

Информирование налоговой инспекции

О выплаченных доходах, из которых налоговый агент не удержал (не может удержать) НДФЛ, следует сообщить в налоговую инспекцию. Срок подачи сообщений – не позднее 1 марта после окончания года, в котором доходы были выплачены. Этот срок распространяется и на сообщения о невозможности удержать НДФЛ из доходов, выплаченных в 2015 году.

Помимо налоговой инспекции, о невозможности удержания НДФЛ нужно уведомить и самого налогоплательщика, получившего доход.

Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337ФНС России от 19 октября 2015 г. № БС-4-11/18217.

Внимание: несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением (ст. 106 НК РФст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Размер штрафа составит:

  • 200 руб. – за каждый случай непредставления информации (т. е. за каждое сообщение, которое налоговый агент должен был направить в инспекцию, но не сделал этого) по статье 126 Налогового кодекса РФ;
  • от 300 до 500 руб. – в отношении должностных лиц организации, например руководителя (ст. 15.6 КоАП РФ).

Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).

Главбух советует: Начисление пеней в тех случаях, когда организация не могла удержать НДФЛ, но не направила в инспекцию соответствующее уведомление, можно оспорить в суде

Если налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ, основания для начисления пеней отсутствуют в принципе. Такой вывод содержится в определении Верховного суда РФ от 19 марта 2015 г. № 304-КГ14-4815. Этот вывод соответствует пункту 2постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому начисление пеней налоговому агенту возможно, если НДФЛ был удержан, но не перечислен в бюджет. ФНС России разделяет такую позицию, но предупреждает, что пени не начисляются, если налоговый агент уведомил инспекцию о невозможности удержать налог (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692). На самом деле пени не могут быть взысканы, даже если такого уведомления налоговый агент не направлял. Ведь пени – это санкция за несвоевременную уплату налога, а не за то, что налоговый агент не исполнил свою обязанность по информированию инспекции (п. 1 ст. 75 НК РФ). Следовательно, пени в таком случае начисляться не должны – применяется только ответственность по статье 126 Налогового кодекса РФ.

<…>

Сообщения о невозможности удержать налог подавайте на бланках по форме 2-НДФЛ (п. 2 приказа ФНС России от 30 октября 2015 г. № ММВ-7-11/485) с указанием в поле «Признак» цифры 2. Передавать эти сообщения нужно в том же порядке, что и сведения о выплаченных доходах (п. 1Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ММВ-7-3/576).

После того как налоговый агент известил налоговую инспекцию и налогоплательщика о невозможности удержать НДФЛ, удерживать недостающую сумму налога он не должен. Даже если потом у него появится такая возможность. Если уведомление подано своевременно, то пени на сумму неудержанного НДФЛ налоговому агенту не начисляются. Погасить задолженность человек должен будет самостоятельно на основании налогового уведомления, которое ему направит инспекция. Срок уплаты налога – не позднее 1 декабря года, следующего за тем, в котором он получил доход. Это следует из положений пункта 6 статьи 228 Налогового кодекса РФ, пункта 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 и подтверждается письмами Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258от 9 февраля 2010 г. № 03-04-06/10-12 и ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Статьи по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка