Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
26 августа 63 просмотра

ООО на ОСНО планирует производить розничный сбор вторсырья у населения (пластик) с целью дальнейшей переработки и использования в производстве. Организация не планирует использовать ККМ для расчетов с населением, в связи с чем разработан бланк БСО всеми обязательными реквизитами, перечисленными в п.3 постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359.Дополнительно в бланк добавлены сведения о сдатчике - ФИО и паспортные данные.1 Вопрос:Можно ли учесть в расходах при расчете налога на прибыль затраты на закупку пластика у населения в случае, если данные о сдатчике не заполнены или заполнены частично (например, только ФИО) и со слов самого сдатчика?2 Вопрос:Достаточно ли будет для подтверждения расходов бланка БСО или еще надо оформлять РКО при расчетах с населением?

1. В расходах при расчете налога на прибыль Вы не сможете учесть затраты, если данные о сдатчике не будут заполнены вовсе, т.к. данные реквизиты являются обязательными для первичного документа. В случае, если данные о сдатчике будут заполнены со слов, то расходы организация учесть сможет. Однако при расчетах в расходном кассовом ордере указываются паспортные данные сдатчика и кассир при выдаче денежных средств должен будет проверить данные, указанные в акте, в расходном кассовом ордере с данными паспорта сдатчика.

2. При приеме вторсырья организация должна оформлять акт приема-сдачи в произвольной форме с обязательными реквизитами, предусмотренные ст. 9 ФЗ-402. Составлять в этом случае БСО не нужно, т.к. БСО оформляется при приеме денежных средств за оказанную услугу населению, при расчетах оформите расходный кассовый ордер.

Обоснование

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

1.Как документально оформить закупку товаров у населения


Первичным документом, подтверждающим закупку товаров у населения, является акт. Если приобретена сельхозпродукция, то можно использовать форму № ОП-5. При приеме металлолома от населения организация обязана составить приемо-сдаточный акт по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 369. В остальных случаях составьте акт в произвольной форме с обязательными реквизитами (п. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).*

При закупке сельхозпродукции к закупочному акту приложите:

  • справку о праве собственности продавца на эту продукцию (ее можно получить в местной администрации или в правлении дачного кооператива);
  • заключение ветнадзора о доброкачественности этой продукции.

Такие правила установлены в пунктах 7.3 и 7.6 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются документально подтвержденными

Одним из условий для признания расходов при расчете налога на прибыль является их документальное подтверждение (п. 1 ст. 252 НК РФ).*

Перечень документов

Перечень документов, которые должны быть оформлены в подтверждение тех или иных расходов, а также порядок их составления Налоговым кодексом РФ не определены. Поэтому на практике любые имеющиеся у организации документы нужно оценивать с учетом того, могут ли они (в совокупности с другими доказательствами) подтвердить факт и размер понесенных расходов или нет. При этом в зависимости от фактических обстоятельств сделок и условий финансово-хозяйственной деятельности организации в каждом конкретном случае расходы могут подтверждаться разными документами.

В частности, в подтверждение расходов могут быть представлены:

  • первичные учетные документы: накладные, акты, путевые листы, товарные и кассовые чеки и т. д.;
  • другие документы, прямо или косвенно подтверждающие понесенные затраты: приказы, договоры, таможенные декларации, командировочные удостоверения, документы, оформленные по обычаям делового оборота той страны, на территории которой произведены затраты (например, инвойсы, ваучеры), и т. д.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого толкования этой нормы подтверждается судебной практикой (см., например, определение Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-Попределение ВАС РФ от 17 июня 2009 г. № ВАС-5445/09постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 февраля 2009 г. № А42-2570/2007).

Все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства. В частности, каждый первичный учетный документ должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Отсутствие обязательных реквизитов не позволяет признать документ подтверждающим понесенные расходы*

<…>

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

3.В каких случаях можно использовать бланки строгой отчетности при расчетах наличными

<…>

Какие услуги оказывают населению

Принадлежность к услугам, предоставляемым населению, определите в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163 (письма Минфина России от 3 февраля 2009 г. № 03-01-15/1-42от 27 января 2009 г. № 03-01-15/1-29от 26 января 2009 г. № 03-01-15/1-27).

Перечень услуг в ОКУН открытый, так как некоторые услуги отнесены к прочим. Поэтому, если услуги прямо не поименованы в ОКУН, но относятся к услугам, оказываемым населению, организация может применять БСО. Например, услуга по лечению при проживании в пансионатах в ОКУН не поименована, но может быть отнесена к прочим санаторно-оздоровительным услугам. И следовательно, при ее оказании можно использовать БСО. За разъяснениями об отнесении того или иного вида деятельности к услугам, оказываемым населению, можно обратиться в территориальное отделение Росстандарта. Такие выводы следуют из писем Минфина России от 21 октября 2013 г. № 03-11-11/43794 и от 8 октября 2012 г. № 03-01-15/8-213 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 24 октября 2012 г. № АС-4-2/18034), ФНС России от 7 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4329.*

<…>

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

4.В каких случаях нужно выписывать приходные и расходные ордера при расчетах наличными

<…>

Расходный кассовый ордер

Выдачу денег из кассы оформите расходным кассовым ордером по форме № КО-2.

Для выдачи зарплаты штатным сотрудникам, кроме расходного кассового ордера, можно использовать расчетно-платежную (форма № Т-49) или платежную ведомость (форма № Т-53). Впоследствии на всю сумму выданной по ведомости зарплаты составьте расходный кассовый ордер. Такие правила установлены пунктом 6указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

За отсутствующие (непредставленные) или несвоевременно оформленные приходные, расходные кассовые ордера организации грозит налоговая и административная ответственность (ст. 106 НК РФст. 2.1 КоАП РФ).

Отсутствие первичных документов признается грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

При этом Законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ предусмотрена особенность применения указанных налоговых санкций. Если после 2 сентября 2010 года (дата вступления в силуЗакона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) санкции взыскиваются по решениям, вынесенным до этой даты, применяются размеры штрафов, установленные прежней редакцией Налогового кодекса РФ. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 12 статьи 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ.

Организация обязана оприходовать наличную выручку по крайней мере в день ее получения (п. 11 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Банка России от 18 августа 1993 г. № 51).

Кроме того, по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму:
– от 4000 руб. до 5000 руб. – за отсутствие или несвоевременное (не в день получения выручки) оформление приходных ордеров (ч. 1 ст. 23.1ст. 15.1 КоАП РФ);
– от 2000 до 3000 руб. (ч. 1 ст. 23.1ст. 15.11 КоАП РФ) – за несоблюдение порядка и сроков хранения первичных документов;
– от 300 до 500 руб. – за непредставление первичных документов, необходимых для налогового контроля (ч. 1 ст. 23.1ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Административная ответственность за отсутствие или несвоевременное (не в день получения выручки) оформление приходных ордеров может быть применена и к организации. Размер штрафа составит от 40 000 руб. до 50 000 руб. Такая мера ответственности установленастатьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Отсутствие расходных кассовых ордеров приведет к недостаче денег в кассе. Сумма недостачи будет взыскиваться с кассира как с лица, несущего полную материальную ответственность(ст. 238 ТК РФперечень, утвержденный постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85).*

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка