Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
22 августа 4 просмотра

Как отразить в учете Арендатора расходы по монтажу (сборке) транспортных средств, полученных от Арендодателя в разобранном виде, если сборка производится собственными силами Арендатора? Транспортное средство приходит на промышленную площадку Арендатора в разобранном виде, после чего Арендатор осуществляет его сборку. Во время сборки Арендодатель проводит обучение персонала Арендатора, проводит пуско-наладочные работы. Только после этого подписывается акт приема-передачи объекта в аренду. По условиям договора сборку осуществляет Арендатор и расходы на сборку несет Арендатор.

В данной ситуации расходы, связанные с монтажом имущества, которые по договору должен оплатить арендатор (Ваша организация), отразите в бухучете проводками:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 91-2...) Кредит 76 (60, 70,69...)
– отражены расходы, связанные с получением имущества в аренду.

В налогообложении такие затраты учтите в составе прочих производственных расходов.

Обоснование

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как арендатору отразить в бухучете получение имущества по договору аренды

Передача имущества по договору аренды происходит два раза:
– первый – когда арендатор получает имущество в пользование от арендодателя;
– второй – при возврате имущества арендатором арендодателю, то есть после прекращения действия договора аренды.

В обоих случаях операцию по передаче имущества нужно оформить документом, свидетельствующим о передаче (например, актом приема-передачи). В отношении недвижимого имущества такое требование прямо предусмотрено в пункте 1 статьи 655 Гражданского кодекса РФ. В отношении прочих объектов (движимого имущества) – следует из положений пункта 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, где сказано, что каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным документом. Подробнее о том, как оформить акт приема-передачи арендованного имущества, см. Как арендодателю отразить в бухучете передачу имущества по договору аренды.

На полученное основное средство можно открыть отдельную инвентарную карточку формы № ОС-6, утвержденную постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. При этом для учета полученного имущества можно использовать инвентарные номера, присвоенные ему самим арендодателем. Об этом сказано в пункте 14 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Если договор аренды не предусматривает выкуп имущества арендатором, то в течение срока действия договора право собственности на него остается у арендодателя (ст. 606, 608 ГК РФ). Поэтому в общем случае арендованное имущество продолжает учитываться на его балансе (п. 21 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Об исключениях из этого правила см. Как арендодателю отразить в бухучете передачу имущества по договору аренды.

Имущество, полученное в аренду, отразите за балансом. Для этого используйте забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства». При получении имущества сделайте проводку:

Дебет 001
– получено имущество по договору аренды.

Стоимость арендованного имущества указывайте в оценке, зафиксированной в договоре.

К счету 001 можно организовать аналитический учет:
– по арендодателям;
– по каждому арендованному основному средству.

Арендованные основные средства, находящиеся за пределами России, учтите на счете 001 обособленно.

Такие правила предусмотрены в Инструкции к плану счетов.

Пример отражения в бухучете арендатора получения имущества в аренду

ООО «Производственная фирма "Мастер"» в январе получило в аренду производственное оборудование. В договоре аренды стороны установили стоимость основного средства в размере 1 200 000 руб.

В январе бухгалтер составил проводку:

Дебет 001
– 1 200 000 руб. – получено имущество по договору аренды.

Арендатор не начисляет амортизацию по полученному в аренду имуществу. Это продолжает делать собственник активов – арендодатель (п. 50 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Об исключениях из этого правила см. Как арендодателю отразить в бухучете передачу имущества по договору аренды

Прочие расходы, которые по договору или закону должен оплатить арендатор (например, транспортировка), отразите в бухучете проводками:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 91-2...) Кредит 76 (60, 70,69...)
– отражены расходы, связанные с получением имущества в аренду.*

Это следует из пунктов 5, 7 и 11 ПБУ 10/99.

Договор аренды может предусматривать выкуп имущества арендатором. В этом случае по окончании срока действия договора (или до окончания срока, но после выплаты выкупной стоимости) собственником полученных объектов становится арендатор. В бухучете операцию по получению выкупленного имущества по договору аренды отражайте как его покупку. Такой вывод следует из пункта 1 статьи 624 Гражданского кодекса РФ.

<…>

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как арендатору отразить при налогообложении получение имущества по договору аренды. Организация применяет общую систему налогообложения

<…>

ОСНО: налог на прибыль*

При получении имущества в аренду расходов в виде его стоимости арендатор не несет. Это объясняется тем, что имущество остается в собственности арендодателя и перехода права собственности к арендатору не происходит (за исключением выкупа арендованного имущества) (ст. 608 ГК РФ).

Расходы, связанные с получением имущества в аренду, можно учесть при расчете налога на прибыль, если обязанность по их осуществлению возложена на арендатора договором или законом (п. 1 ст. 252 НК РФ). Это касается, например, расходов на доставку полученных в аренду объектов (письмо Минфина России от 3 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/64). Несмотря на то что это письмо адресовано лизингополучателю, его положения можно распространить и на арендатора.

Такие затраты учтите при расчете налога на прибыль в составе прочих производственных расходов, например:
– расходы на содержание служебного транспорта (при доставке собственными силами) – на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ;
– расходы на оплату услуг сторонних исполнителей (при выполнении доставки с привлечением стороннего перевозчика) – на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.*

Если договор аренды содержит условие об обеспечительном платеже, то эту сумму в расходах не учитывайте. Дело в том, что обеспечительный платеж выполняет роль залога. Следовательно, учитывать его нужно так же, как и залог. А залоговые суммы в расходах не учитываются.

Это следует из статьи 381.1 Гражданского кодекса РФ, пункта 32 статьи 270 Налогового кодекса РФ и подтверждается в письме Минфина России от 27 июля 2015 г. № 03-03-06/2/42967.

<…>

ОСНО: НДС*

Входной НДС со стоимости полученного в аренду имущества не формируется. Это связано с тем, что при передаче имущества в аренду его собственником остается арендодатель (ст. 606 и 608 ГК РФ). То есть реализации имущества не происходит, а значит, не возникает объекта обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 39 НК РФ).

Суммы входного НДС со стоимости услуг сторонних исполнителей (например, по транспортировке арендованного имущества) примите к вычету при наличии счета-фактуры и соответствующих первичных документов (кроме того, должны быть соблюдены иные условия, необходимые для применения вычета) (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка