Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
25 августа 1 просмотр

У Общества имеется деятельность, ЧАСТЬ которой на данный момент прекращается. Но оставшаяся часть той же деятельности продолжается. Работники, занятые в данной части деятельности, сокращаются. В общем объеме выручки и затрат данная часть деятельности для Общества не существенна (не превышает 5% от итоговых по Обществу сумм).Вопросы:1. Необходимо ли при прекращении части деятельности начислять оценочное обязательство при реструктуризации в соответствии с ПБУ 8/2010 и на какие расходы?2. Какие имеются риски, если Общество не будет начислять данное оценочное обязательство?

Да, в данном случае необходимо сформировать оценочное обязательство в размере выходного пособия. Такие расходы относятся в состав расходов на оплату труда. Если общество не сформирует резерв, то вероятны претензии аудиторов. Оштрафовать организацию за данную ошибку проверяющие не смогут.

Обоснование

Из рекомендации
Игоря Сухарева, начальника отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России

Как отражать в бухучете оценочные обязательства

Что такое оценочные обязательства

Оценочные обязательства – это обязательства организации, величина и (или) срок исполнения которых точно не известны. Сумму и дату таких затрат прогнозируют.

Например, организация обещает своим покупателям гарантийный ремонт техники, который полагается по закону. Точную дату и сумму расходов на ремонт в момент продажи знать невозможно. Но это можно спрогнозировать – оценить на основе сведений, которые есть на данный момент в организации. Например, по количеству проданной техники с дефектом, стоимости запчастей и т. д.

Оценочные обязательства возникают:

  • из норм законодательства;
  • из договоров;
  • из решений суда;
  • из действий организации. Например, руководство организации решает изменить структуру компании, утверждает план, согласовывает его с профсоюзом, объявляет сотрудникам. То есть руководство берет на себя обязательства, а сотрудники ждут, что их выполнят.

Признавать оценочные обязательства должны все организации. Исключение – те организации, которые вправе упрощать бухучет (например, малые предприятия). Так предусмотрено пунктами 34 ПБУ 8/2010.

Как отразить в бухучете

В бухучете возникают оценочные обязательства, если одновременно выполняются три условия.

Первое условие: в результате прошлых фактов хозяйственной жизни организации у нее есть обязанность, которую она не сможет избежать. В случае сомнения, есть такая обязанность или нет, анализируют условия и мнения экспертов. Если результат анализа «скорее да, чем нет», то обязанность существует.

Второе условие: чтобы исполнить обязательство, экономические выгоды организации уменьшатся. То есть «скорее да, чем нет», что это произойдет.

Третье условие: величину обязательства можно обоснованно оценить. Например, с учетом прошлого опыта организации, мнений экспертов и документов.

Данный порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 8/2010.

<…>

Если условия признания оценочного обязательства в отношении прошлого события хозяйственной жизни организации не выполняются на одну отчетную дату, такие условия могут выполняться на следующие отчетные даты. Организация не может избежать расчетов, которые связаны с таким событием, это возможно:

  • если изменили нормативно-правовые акты;
  • в результате действий организации или других лиц.

Об этом сказано в пункте 6 ПБУ 8/2010.

Оценочные обязательства отражают по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов». Корреспонденция зависит от характера оценочного обязательства:

Дебет 08, 20, 26, 44 (91 субсчет «Прочие расходы»…) Кредит 96
– 4 400 000 руб. – сформировано оценочное обязательство.

Так предусмотрено пунктом 8 ПБУ 8/2010.

Подробнее см., как отразить:

Как определить величину обязательства

Оценочное обязательство отражает сумму расходов, которые понадобятся, чтобы погасить обязательства. Сумму обязательства определяют на основе фактов хозяйственной жизни, мнений экспертов и опыта организации. Оценку нужно подтвердить документально.

Величину оценочного обязательства определяют в зависимости от срока. Если он больше 12 месяцев после отчетной даты, используют дисконтированную стоимость. Если меньше –средневзвешенную или среднюю арифметическую стоимость. В учетной политике можно установить срок меньше чем 12 месяцев.

<…>

Когда меняется оценочное обязательство

Сумма оценочного обязательства может меняться по мере поступления новой информации. Поэтому сумму оценочного обязательства и обоснованность его признания организация проверяет в конце года. Дополнительная проверка нужна в течение года, если произошли новые события. Например, технику, которую продает организация, усовершенствовали и ремонтировать ее по гарантии придется реже. По результатам такой проверки сумму оценочного обязательства можно:

  • оставить без изменения;
  • полностью списать на прочие доходы, если больше нет условий признавать обязательство;
  • увеличить или уменьшить, если возможно уточнить расчет.

Случаи изменения величины оценочных обязательств установлены пунктом 23 ПБУ 8/2010.

<…>

Как погашать и списывать обязательство

В бухучете отражают фактическую сумму затрат, которую организация потратила. То есть уменьшают денежные средства, увеличивают кредиторскую задолженность либо отражают другие затраты в корреспонденции со счетом учета оценочных обязательств:

Дебет 96 Кредит 70 (60, 02)
– отражены затраты, которые организация понесла в связи с исполнением обязанностей по оценочному обязательству.

Если суммы оценочного обязательства недостаточно, чтобы его погасить, то расходы организации отражают в бухучете в общем порядке. Например, если фактические расходы на выплату отпускных больше, чем размер оценочного обязательства, разницу отражают проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44...) Кредит 70
– начислены отпускные.

Если сумма расходов, чтобы погасить обязательство, оказалась меньше сформированного оценочного обязательства, то неиспользованную сумму списывают в состав прочих доходов организации. Избыточные суммы можно относить на следующие оценочные однородные обязательства. Например, это актуально в случае с отпускными, когда сотрудники не отгуляли все положенные им дни в течение календарного года. Тогда остаток непогашенного оценочного обязательства по оплате отпусков принимается во внимание при расчете оценочного обязательства на следующий год.

Суммы сформированного оценочного обязательства списывают на прочие доходы, если они не соответствуют условиям:

Дебет 96 Кредит 91 субсчет «Прочие доходы»
– списана в состав прочих доходов излишняя сумма оценочного обязательства.

Это указано в пунктах 21–22 ПБУ 8/2010.

Подробнее см., как использовать резерв:

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка