Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№23
12 марта 2013 3 просмотра

По договору поставки (мы являемся поставщиком) ИП торгует в розницу, на своих торговых площадях только нашей продукцией. Взамен, по договору, мы обязаны нести все расходы по рекламе и выкладке товара. Наше предприятие находится на ОСНО, сможим ли мы уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму понесенных расходов.

Уважаемая Наталья Федоровна!

В ответ на Ваш вопрос от 13.03.2013г 

сообщаем следующее: Ни сам договор поставки, ни дополнительные соглашения к нему не могут предусматривать условий об оказании розничными торговыми организациями услуг по выкладке товаров производителям (оптовым поставщикам) продовольственных товаров. Подобные услуги могут быть оказаны только на основании отдельных договоров о возмездном оказании услуг. В этом случае такие расходы можно учесть при расчете налога на прибыль в составе расходов на рекламу в пределах норматива (1% от выручки), при условии их экономической обоснованности. Расходы на рекламу также уменьшают налогооблагаемую прибыль в случае, если организация рекламирует свой товар. Если организация, например, рекламируем магазин ИП, то такие расходы не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух».

1.Ситуация:Можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы, связанные с продвижением товаров через розничную торговую сеть (мерчандайзинг)

Да, можно.

Для этого поставщик должен:

  • обосновать экономическую целесообразность услуг мерчандайзинга;
  • подтвердить расходы документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством.

Такие требования предусмотрены пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Услуги мерчандайзинга поставщикам могут оказывать как непосредственно предприятия розничной торговли, так и привлеченные для этих целей специализированные компании.

По общему правилу оказание подобных услуг выходит за рамки отношений, возникающих из договора поставки (ст. 506 ГК РФ). Однако такое условие может быть предусмотрено в смешанных договорах, сочетающих в себе элементы договора поставки и других гражданско-правовых договоров (например, договора возмездного оказания услуг) (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Кроме того, оказание услуг мерчандайзинга может быть предусмотрено в дополнительных соглашениях к договорам поставки или в специально заключенных договорах с третьими лицами.

Некоторые особенности имеет порядок документального подтверждения затрат на продвижение через розничную торговую сеть продовольственных товаров. Дело в том, что статья 9 Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ ограничивает условия, которые могут быть включены в договоры поставки, заключенные между производителями (оптовыми поставщиками) продовольственных товаров и розничными торговыми организациями. В частности, в такие договоры запрещено включать положения, согласно которым розничная торговая организация оказывает производителям (оптовым поставщикам) рекламные, маркетинговые и другие услуги по продвижению продовольственных товаров (ч. 12 ст. 9 Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ).

В договоре поставки может быть предусмотрено лишь вознаграждение, которое производитель (оптовый поставщик) выплачивает розничной торговой организации за приобретение определенного количества продовольственных товаров (не более 10% от цены этих товаров с учетом НДС) (ч. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗписьмо Минфина России от 13 октября 2010 г. № 03-07-11/411). Включение в цену договора иных вознаграждений, а также изменение условий договора в этой части не допускается (ч. 6 ст. 9 Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ).

Таким образом, ни сам договор поставки, ни дополнительные соглашения к нему не могут предусматривать условий об оказании розничными торговыми организациями услуг мерчандайзинга производителям (оптовым поставщикам) продовольственных товаров. Подобные услуги могут быть оказаны только на основании отдельных договоров о возмездном оказании услуг* (ч. 11 ст. 9 Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ). Лишь при наличии такого договора плату за услуги мерчандайзинга производитель (оптовый поставщик) продовольственных товаров сможет учесть при расчете налога на прибыль. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 27 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/294от 19 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/85.

Если поставщик сумеет экономически обосновать и документально подтвердить затраты на услуги мерчандайзинга, то при расчете налога на прибыль он сможет включить их стоимость в состав расходов на рекламу в пределах норматива (1% от выручки). Это связано с тем, что в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ такие расходы прямо не упомянуты.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 27 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/294от 2 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/723от 2 июня 2009 г. № 03-03-06/1/366от 2 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/244от 30 января 2008 г. № 03-03-06/1/57. Ее поддерживают некоторые арбитражные суды (см., например, постановления ФАСЗападно-Сибирского округа от 6 августа 2008 г. № Ф04-4721/2008(9200-А46-40)Уральского округа от 17 декабря 2007 г. № Ф09-10398/07-С3).

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на рекламу

Что относится к рекламе

Реклама – это информация, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержание к нему интереса и продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ).

Объектом рекламы могут быть:

  • товар;
  • средство индивидуализации организации или товара;
  • изготовитель или продавец товара;
  • результаты интеллектуальной деятельности;
  • мероприятие.

Такой перечень установлен пунктом 2 статьи 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ.

При этом к результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации организации относятся:

  • товарные знаки;
  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • промышленные образцы;
  • изобретения;
  • компьютерные программы, базы данных.

Такой вывод следует из статьи 1225 Гражданского кодекса РФ.

Способ, форма и средство распространения рекламы могут быть любыми (п. 1 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ).

В качестве примера рекламы можно привести:

  • рекламный ролик на телевидении или радио;
  • информация о компании, размещенная на чужом интернет-сайте;
  • рекламные объявления в СМИ;
  • информация на рекламных щитах, транспортных средствах, на пунктах их остановки;
  • реклама на стендах, щитах в метро (письмо Минфина России от 16 октября 2008 г. № 03-03-06/1/588);
  • товары или готовая продукция, размещенные на витринах, в комнатах образцов и демонстрационных залах, на выставках, экспозициях, ярмарках;
  • безадресная рассылка каталогов о товарах по почте (письмо Минфина России от 3 ноября 2010 г. № 03-03-

ОСНО: налог на прибыль

При расчете налога на прибыль затраты на рекламу учитывайте в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если организация применяет метод начисления, рекламные расходы признавайте в том периоде, в котором реклама была фактически распространена (п. 1 ст. 271 НК РФ). При использовании кассового метода расходы на рекламу признавайте в том периоде, в котором они оплачены (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Если договор предполагает не разовое распространение рекламных услуг, а в течение некоторого периода, например, года, то рекламные расходы признавайте:

  • по мере выхода рекламы в свет на основании отчета распространителя рекламы;
  • ежемесячно равными частями в течение периода действия договора, если отчет о размещении рекламы выдается ежемесячно либо публикация круглогодичная.

Ненормированные расходы

При расчете налога на прибыль учитывайте в полном объеме следующие рекламные расходы:

  • рекламу через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, в том числе Интернет (письмо Минфина России от 19 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/591);
  • световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
  • участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
  • оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
  • изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах), товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации;
  • уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Такой порядок следует из пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Об учете рекламных расходов на интернет-сайте см. Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении расходы на создание сайта.

Нормируемые расходы

При расчете налога на прибыль учитывайте в пределах норм следующие рекламные расходы:

  • приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям – участникам массовых рекламных мероприятий;
  • расходы на иные виды рекламы, которые не включены в перечень.

Уменьшить прибыль на нормируемые рекламные расходы можно в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации товаров, работ и услуг. Подробнее об определении нормативов см. Как учесть при расчете налога на прибыль нормируемые расходы.

Расходы, превышающие норматив, не учитывайте при расчете налога на прибыль (п. 44 ст. 270 НК РФ).

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3.Статья: 10.2. Реклама «чужой» продукции (работ, услуг)

Нередкая сегодня ситуация: оптовик рекламирует продукцию производителя, посредник – недвижимость, возводимую застройщиком, арендатор – торговый комплекс, где расположена его торговая точка. Если налоговые инспекторы сочтут, что рекламные услуги оказывались в интересах третьих лиц, а расходы не имеют непосредственного отношения к деятельности организации, потратившейся на рекламу, их не позволят списать в налоговом учете.

Ревизоры рассуждают следующим образом. В прочие расходы можно списать затраты на рекламу произведенных, приобретенных или реализуемых товаров (работ и услуг). Основание – подпункт 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Отсюда инспекторы делают вывод, что за счет средств, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, допустимо рекламировать свои, но не чужие товары. Так как объем продаж, растущий у партнера, на финансовый результат самой компании не влияет, рекламные расходы экономически не обоснованы. В этом случае компании доначисляют налог на прибыль, штрафы и пени.

Стоит отметить, что сотрудники финансового ведомства допускают возможность списать рекламные расходы, от которых выигрывает, в том числе, третье лицо. Об этом говорится, например, в письме Минфина России от 2 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/723. Но чтобы при проверке не возникли проблемы с налоговыми инспекторами, нужно заранее подготовить обоснование.

Во-первых, необходимо четко определиться, какой экономический эффект получает компания от подобной рекламы. В частности, арендаторы торгового комплекса вынуждены указать на его расположение, чтобы потенциальные покупатели нашли магазин. Следовательно, цель такой рекламы – непосредственно повлиять на продажи арендатора.

Во-вторых, надо позаботиться о том, чтобы в рекламе обязательно прозвучало как можно больше информации о компании-рекламодателе. Как минимум нужно упомянуть ее название.

В-третьих, желательно, чтобы компания рекламировала чужой товар не по своей инициативе, а выполняя условия договора поставки, аренды и т.п. Ничто не мешает при необходимости заключить к такому договору дополнительное соглашение, если соответствующий пункт стороны не предусмотрели заранее.

Если инспекторов на местах не удастся убедить с помощью приведенных доводов, сошлитесь на арбитраж, в котором судьи поддержали организации. К примеру, постановления ФАС Московского округа от 12 февраля 2007 г. № КА-А40/249-07ФАС Западно-Сибирского округа от 4 июня 2008 г. № Ф04-3448/2008(6074-А03-40).

Библиотека журнала «Главбух». Самые проблемные расходы 2011 года: как их гарантированно оправдать

13.03.2013 г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Комова Евгения.

Ответ утвержден:

ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух" Гранаткин Сергей.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка