Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
13 марта 2013 3 просмотра

По какой стоимости можно продать а/м физическому лицу,если он был в лизинге 3 года.Лизинг предприятие погасил. Выкупная стоимость а/м составляет 1000 руб. Выпуск а/м 2009г.Марка а/м INFINITI.

 Организация может продать автомобиль гражданину по цене, установленной договором купли–продажи. Обосновывать стоимость не требуется.

При этом если сделка признается контролируемой, то существует вероятность проверки инспекторами рыночной цены и доначисления налогов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух».

1.Рекомендация:Как учесть при налогообложении продажу товаров сотруднику

<…>

Определение стоимости имущества

Для расчета НДФЛ нужно определить стоимость имущества, передаваемого сотруднику. Ее определяют исходя из согласованной между сотрудником и организацией цены. Пока не доказано обратное, предполагают, что эта цена соответствует рыночному уровню (п. 3 ст. 105.3 НК РФ). Подробнее об этом см.Как определить рыночную цену товаров.

<…>

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Рекомендация: Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг)

По Гражданскому кодексу РФ любая сделка считается возмездной, если иное не следует из законодательства или договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Сделка оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ). С позиций гражданского законодательства эта цена признается рыночной. Если в договоре не определена стоимость сделки, она оплачивается по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары (работы, услуги) при сравнимых обстоятельствах* (п. 3 ст. 424 ГК РФ).

Что такое рыночная цена

В налоговом законодательстве определение рыночной цены зависит от того, признается ли сделка контролируемой, или нет. Если сделка совершена между невзаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Если совершена контролируемая сделка, то договорная цена признается рыночной, если представителями налоговой службы не доказано иное. Соответствие цен, примененных в сделках, рыночному уровню контролируется представителями налоговой службы в ходе специальных проверок. Из этого правила есть исключения. Договорная цена, примененная в контролируемой сделке, признается рыночной:*

  • если она соответствует уровню цен, регулируемых государством, или согласована с ФАС России (с учетом особенностей, оговоренных в статье 105.4 Налогового кодекса РФ);
  • если она соответствует цене, определенной независимым оценщиком (в сделках, при совершении которых проведение оценки обязательно);
  • если она установлена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным с ФНС России;
  • если она установлена в соответствии со специальными правилами определения цен для целей налогообложения, предусмотренными отдельными главами части 2 Налогового кодекса РФ. Например, для расчета налога на прибыль рыночной ценой ценных бумаг признается цена, определенная в соответствии со статьей 280 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 29 августа 2012 г. № 03-03-06/1/436);
  • если сделка заключена по результатам биржевых торгов.

Такой порядок следует из положений пунктов 138–12 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.

<…>

С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Рекомендация: Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения

Когда проводится проверка

Правильность применения цен для целей налогообложения контролируют представители ФНС России в ходе специальных проверок. Специальные проверки проводятся при одновременном выполнении двух условий:*

  • организация совершает контролируемые сделки;
  • суммарный доход от контролируемых сделок, совершенных в 2012 году, превысил 100 млн руб. (в 2013 году – 80 млн руб.) Эта величина определяется по правилам признания доходов, установленным главой 25 Налогового кодекса РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

Такой порядок предусмотрен статьей 105.17 Налогового кодекса РФ и пунктом 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Внимание: новый порядок налогового контроля за трансфертным ценообразованием применяется к сделкам, доходы (расходы) по которым признаны начиная с 1 января 2012 года, независимо от даты заключения договоров. В отношении сделок, доходы (расходы) по которым были признаны раньше, применяются положения статей 20 и 40Налогового кодекса РФ. Такой порядок предусмотрен пунктами 5–6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Специальные проверки никак не связаны с проведением камеральных и выездных налоговых проверок и не зависят от их периодичности. Это следует из положений пунктов 1–2 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

<…>

Специальные проверки проводятся на основании:*

  • уведомлений о контролируемых сделках, которые организации (физические лица) обязаны направлять в налоговые инспекции(объектом проверки могут быть только организации или физические лица, направившие уведомление);
  • извещений налоговых инспекций, проводящих выездные (камеральные) проверки (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, указанные в извещении);
  • результатов повторных налоговых проверок, в ходе которых были выявлены контролируемые сделки.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.

<…>

Что проверяет ФНС

В ходе специальных проверок контролируется правильность расчетов:*

  • налога на прибыль;
  • НДС (только если одна из сторон сделки либо не является плательщиком НДС, либо освобождена от уплаты НДС);
  • НДПИ (только если одна из сторон сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах);
  • НДФЛ (только в части доходов, полученных индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами (ст. 227 НК РФ)).

Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.

Специальная проверка проводится представителями ФНС России по своему местонахождению на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой службы. Специальной проверкой может быть охвачено три календарных года, предшествующих году вынесения решения о проверке. При этом по сделкам, доходы от которых признаны в 2012 году, решение должно быть вынесено не позднее 31 декабря 2013 года.

Такой порядок предусмотрен пунктами 12 и 5 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и пунктом 8 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Максимальный срок проведения специальной проверки – шесть месяцев. Однако по решению руководителя ФНС России этот срок может быть продлен до 12 месяцев.

По общему правилу специалисты ФНС России обязаны применять при проверке те же методы ценообразования, что и проверяемое лицо. Однако проверяющие могут применить и другие методы (исключение – наличие соглашения оценообразовании). Это правомерно, если они докажут, что методы, использованные проверяемым лицом, не позволяют определить сопоставимость условий сделок.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

В последний день проверки представитель ФНС России обязан составить справку о проверке и вручить ее проверяемому лицу. Если в ходе проверки выявлено занижение налоговой базы, проверяющий составит акт, к которому предъявляются те же требования, что и к акту выездной налоговой проверки. Если организация не согласна с выводами проверяющих, в течение 20 дней с даты получения акта можно подать на него возражения в ФНС России. Рассмотрение возражений, а также принятие окончательного решения происходит по тем же правилам, как и при выездной (камеральной) налоговой проверке.

Такой порядок предусмотрен пунктами 8–14 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

Внимание: за неуплату (неполную уплату) налогов в связи с нарушением порядка ценообразования при совершении контролируемых сделок предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа.*

Размер штрафа установлен статьей 129.3 Налогового кодекса РФ и составляет 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

Следует отметить, что штрафные санкции, предусмотренные статьей 129.3 Налогового кодекса РФ, не будут применяться при выявлении нарушений, допущенных в течение 2012–2013 годов. Более того, за такие нарушения не будут взыскиваться и штрафы, предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса РФ.

Такой вывод следует из пункта 8 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.

Если специальная проверка повлекла за собой доначисление доходов и налогов одной стороне контролируемой сделки (продавцу, исполнителю), у второй стороны возникает право на симметричную корректировку. То есть для целей налогообложения покупатель (заказчик) может оценить свои расходы не по фактическим условиям сделки, а по рыночной цене, установленной проверяющими. Однако воспользоваться этим правом второй участник сможет только при выполнении двух условий:

  • первый участник погасил возникшую у него задолженность (недоимку) по налогу;
  • расходы, понесенные вторым участником, не относятся к нормируемым.

Нормируемые расходы второй участник сделки вправе признать только в пределах установленных норм. Например, такая ситуация может возникнуть в отношениях между участниками договора займа. Если ставка процентов по предоставленному займу не соответствует рыночному уровню, заимодавцу доначислят дополнительный доход, с которого он должен будет заплатить налог на прибыль. Но если рыночный уровень процентов превышает нормы, предусмотренные статьей 269 Налогового кодекса РФ, в рамках симметричной корректировки заемщик сможет увеличить свои затраты только до установленного предела.

Это следует из положений пунктов 1 и 2 статьи 105.18 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 28 августа 2012 г. № 03-01-17/6-111.

О своем праве на корректировку второй участник сделки узнает из соответствующего уведомления ФНС России. Уведомление может быть передано тремя способами: лично представителю организации под расписку, заказным письмом по почте либо в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Кроме того, второй участник сделки может сам обратиться в налоговую службу с заявлением о выдаче уведомления.

Форма (электронный формат) уведомления о возможности симметричных корректировок должна быть утверждена ФНС России.

Симметричные корректировки можно отразить в соответствующих налоговых декларациях, не меняя показатели налоговых регистров и не переоформляя первичные документы. При этом если у второго участника сделки возникло право на возврат налога, то его можно вернуть или произвести зачет по общим правилам.

Об этом сказано в пунктах 3–5 статьи 105.18 Налогового кодекса РФ.

Если впоследствии решение по результатам специальной проверки было отменено (полностью или частично) или признано недействительным, а симметричные корректировки уже были произведены, то обязательна процедура обратной корректировки. Это значит, что второй участник сделки получит соответствующее уведомление от налоговой инспекции по месту учета с расчетом обратных корректировок. Пени в такой ситуации не начисляются. Форма уведомления должна быть утверждена ФНС России. Обратные корректировки должны быть сделаны в течении одного месяца с даты получения уведомления. И только после этого первый участник сделки сможет вернуть (зачесть) излишне взысканный налог.

Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 105.18 Налогового кодекса РФ.

С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

4.Справка: Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)

<…>

Стороны сделки (а также выгодоприобретатели) зарегистрированы (имеют местожительство) в России либо являются ее налоговыми резидентами
Сделки между взаимозависимыми лицами
(п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Один из участников сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах
(подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 80 млн руб.****
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Хотя бы одна из сторон сделки платит ЕСХН или ЕНВД, а другая сторона (хотя бы один из других участников) сделки не применяет такие режимы
(подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 80 млн руб.*****
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)

Стороны сделки

являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)

Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или является

участником проекта «Сколково», который применяет ставку 0 процентов, а другая сторона (стороны) не относится к таким категориям организаций
(подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)

Свыше 80 млн руб.****
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)

Стороны сделки

являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)

Все остальные сделки без дополнительных условий Свыше 2 млрд руб.*****
(подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ и п. 3 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ)

Стороны сделки

являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)

Сторонами сделки

являются лица, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям:

  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • не имеют убытков, принимаемых для
  • целей налога на прибыль (включая убытки прошлых лет, переносимые на будущее)
    (подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)


* Годовая сумма доходов по сделке определяется с учетом следующего:

  • в качестве года принимается один календарный год;
  • в совокупном годовом доходе учитываются доходы, которые признаются по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ;
  • учитываются доходы, которые признаны начиная с 1 января 2013 года.

Такой порядок следует из пункта 9 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ и пунктов 5 и 6 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

** По общему правилу такие сделки признаются контролируемыми независимо от годовой суммы дохода по ним. Однако в 2013 году сделки с доходом не более 80 млн руб., совершенные с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами), контролироваться не будут. Более того, организации, которые в 2013 году совершат такие сделки, не обязаны уведомлять о них налоговую службу. Такой вывод следует из совокупности норм пункта 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, пункта 1статьи 105.16 и статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

*** Несмотря на то что в пункте 7 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ указан стоимостный критерий в 60 млн. руб., сделки с доходом свыше 60 и не более 80 млн руб., совершенные в 2013 году с одним лицом, контролироваться не будут. Более того, организации, которые в 2013 году совершат такие сделки, не обязаны уведомлять о них налоговую службу. Такой вывод следует из совокупности норм пункта 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, пункта 7 статьи 105.14, пункта 1 статьи 105.16, статьи 105.17 Налогового кодекса РФ. Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФписьмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59).

**** Несмотря на то что в абзаце 1 пункта 3 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ указан стоимостный критерий в 60 млн руб.,сделки с совокупным доходом свыше 60 и не более 80 млн руб., совершенные в 2013 году, контролироваться не будут. Более того, организации, которые в 2013 году совершат такие сделки, не обязаны уведомлять о них налоговую службу. Такой вывод следует из совокупности норм пункта 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, абзаца 1 пункта 3 статьи 105.14, пункта 9 статьи 105.14, пункта 1 статьи 105.16, статьи 105.17 Налогового кодекса РФ. Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФписьмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59).

***** Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФписьмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59). Если по отношению к организации контрагент был взаимозависимым лицом не целый год, а определенный период времени, в расчет включайте сумму доходов, полученных посделкам с таким контрагентом только за этот период (письмо Минфина России от 1 октября 2012 г. № 03-01-18/7-133).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Статьи по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка