Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
13 марта 2013 8 просмотров

Мы закупили оборудование (выставлен счет-фактура 23.12.2008 года). Часть оборудования была передана в монтаж, НДС по этой части возместили. Часть оборудования осталась на 07 счете. НДС по не введенной части оборудования учитываем на 19 счете. Часть из этого оборудования мы уже даже успели продать. Срок возмещения НДС из бюджета 3 года. Могу ли я подать уточненные декларации и попытаться возместить НДС? Если нет, то как мне списать сумму НДС, числящуюся сейчас на 19 счете.

Да, Вы можете представить уточнённую декларацию, списав при этом НДС со счёта 19 в дебет счёта 68. Но налоговый орган откажет Вам в возмещении НДС по причине истечения трёхлетнего срока для этого. После такого отказа Вы можете списать задолженность бюджета перед Вами со счёта 68 как безнадёжную и отразить в учёте проводкой: Дт91-2 Кт68.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Рекомендация:Когда «входной» НДС можно принять к вычету

<…>

Условия вычета

«Входной» НДС принимайте к вычету при одновременном выполнении следующих четырех условий:*

Об этом сказано в статьях169,171,172Налогового кодекса РФ*.

<…>

Ситуация: можно ли перенести вычет по НДС на следующие налоговые периоды, если все условия для принятия налога к вычету выполнены в текущем налоговом периоде (mod = 112, id = 51822)*

Нет, нельзя.

Контролирующие ведомства считают, что принять НДС к вычету организация может только в том периоде, в котором у нее возникло на это право. Переносить вычет (полностью или частично) на следующие налоговые периоды нельзя. Несвоевременное применение вычета искажает сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. В этом случае организация должна ее пересчитать и подать уточненную налоговую декларацию за тот период, в котором искажение было допущено (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Воспользоваться положениями абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ и увеличить сумму вычета в текущем налоговом периоде организация не может.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15 января 2013 г. № 03-07-14/02, от 31 октября 2012 г. № 03-07-05/55, от 13 октября 2010 г. № 03-07-11/408, ФНС России от 30 марта 2012 г. № ЕД-3-3/1057.

Подтверждают эту позицию некоторые арбитражные суды (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 7 июня 2005 г. № 1321/05, определения ВАС РФ от 17 мая 2011 г. № ВАС-5739/11, от 21 августа 2008 г. № 10471/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 31 января 2011 г. № А11-2497/2010, от 7 июня 2010 г. № А79-5798/2009, от 3 сентября 2009 г. № А38-3841/2008-5-270, от 21 мая 2008 г. № А17-5215/2007-05-20, Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2010 г. № А45-9630/2009, от 11 июня 2008 г. № Ф04-2854/2008(4733-А67-42), Уральского округа от 19 ноября 2007 г. № Ф09-1824/07-С2, от 3 мая 2007 г. № Ф09-3060/07-С3, Московского округа от 20 июня 2006 г. № КА-А41/5301-06, от 24 апреля 2006 г. № КА-А40/2328-06, Восточно-Сибирского округа от 3 мая 2006 г. № А19-16571/05-24-Ф02-1924/06-С1, Центрального округа от 23 декабря 2011 г. № А36-208/2011).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие переносить вычет по НДС на следующие налоговые периоды, если все условия для вычета выполнены в текущем налоговом периоде. Они заключаются в следующем.

В статье 172 Налогового кодекса РФ перечислены условия, при соблюдении которых организация имеет право принять НДС к вычету. Однако продолжительность периода, в течение которого организация может воспользоваться этим правом, статьей 172 Налогового кодекса РФ не установлена. И хотя в пункте 2 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 сказано, что в книге покупок организация должна регистрировать счета-фактуры по мере возникновения у нее права на вычет, это требование не соответствует Налоговому кодексу РФ (ст. 6 НК РФ). Поскольку все неустранимые противоречия трактуются в пользу организаций (п. 7 ст. 3 НК РФ), правом на вычет, возникшим в одном налоговом периоде, можно воспользоваться в следующих налоговых периодах.

Вместе с тем, обязательным условием для применения вычета в более поздних периодах является соблюдение трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ. Из постановления Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10 следует, что этот срок отсчитывается с момента появления права на вычет и до момента представления декларации (уточненной декларации), в которой этот вычет отражен.

Например, если право на вычет возникло у организации в I квартале 2007 года, оно сохраняется за ней вплоть до I квартала 2010 года включительно. Организация сможет воспользоваться вычетом, если отразит его сумму в декларации (уточненной декларации) за любой из кварталов, которые входят в этот временной интервал. Подавать уточненные декларации имеет смысл в течение трех лет по истечении квартала, в котором организация заявляет вычет по НДС. С учетом выводов, которые содержатся в постановлении Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10, в данном случае организация сможет воспользоваться вычетом за I квартал 2007 года не позднее I квартала 2013 года (когда истечет срок подачи уточненной декларации за I квартал 2010 года).

Следует учитывать, что на практике такой подход может привести к спору с проверяющими. Скорее всего, налоговая инспекция признает неправомерным применение вычета в более позднем периоде. В результате сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, возрастет, и у организации возникнет недоимка, на которую начислят пени и штрафы (ст. 75, 122 НК РФ). В этом случае отстаивать право на отложенный вычет организации придется в суде.

Многочисленная арбитражная практика подтверждает правомерность переноса вычетов по НДС на более поздние периоды (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10, от 30 июня 2009 г. № 692/09, от 31 января 2006 г. № 10807/05, определения ВАС РФ от 2 августа 2010 г. № ВАС-9902/10, от 6 мая 2010 г. № ВАС-4871/10, от 16 марта 2010 г. № ВАС-2824/10, от 9 марта 2010 г. № ВАС-1965/10, от 5 февраля 2010 г. № ВАС-793/10, от 20 апреля 2009 г. № ВАС-3938/09, от 16 апреля 2009 г. № ВАС-692/09, от 8 августа 2008 г. № 9726/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 июля 2012 г. № Ф03-2936/2012, от 29 декабря 2009 г. № Ф03-5890/2009, от 3 декабря 2009 г. № Ф03-6751/2009, Поволжского округа от 29 октября 2009 г. № А12-21199/2008, от 16 октября 2009 г. № А57-23784/2008, от 9 октября 2008 г. № А72-5830/07, Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2011 г. № А70-6128/2010, от 18 июня 2010 г. № А27-20059/2009, от 10 декабря 2008 г. № Ф04-6902/2008, Центрального округа от 20 декабря 2012 г. № А08-2110/2012, от 19 апреля 2010 г. № А54-4374/2007, Московского округа от 11 июля 2012 г. № А40-122519/11-99-517, от 7 марта 2012 г. № А40-73963/11-140-317, от 21 июля 2011 г. № КА-А40/7315-11, от 7 апреля 2010 г. № КА-А40/2891-10, от 14 декабря 2009 г. № КА-А40/13755-09, от 17 июля 2009 г. № КА-А40/6329-09, от 16 января 2009 г. № КА-А41/12920-08, от 26 июня 2008 г. № КА-А40/5396-08, от 7 апреля 2008 г. № КА-А40/2163-08, от 17 января 2008 г. № КА-А40/14126-07, Северо-Западного округа от 11 января 2009 г. № А56-12155/2008, от 16 января 2008 г. № А56-538/2007, Уральского округа от 21 января 2010 г. № Ф09-11145/09-С3, от 8 сентября 2008 г. № Ф09-6340/08-С2, Поволжского округа от 13 октября 2011 г. № А55-26765/2010, Северо-Кавказского округа от 21 января 2011 г. № А53-11233/2010).

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Рекомендация:Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении поступление основных средств, требующих монтажа

<…>

ОСНО: НДС

«Входной» НДС по оборудованию, требующему монтажа, принимайте к вычету сразу же после отражения его стоимости на счете 07. Правомерность такого подхода подтверждается письмами Минфина Россииот 27 августа 2010 г. № 03-07-08/250иот 13 апреля 2006 г. № 03-04-11/65. При этом в зависимости от способа, которым оборудование поступило в организацию, учитывайте следующие особенности:*

<…>

Сергей Разгулин,

заместитель директора

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3.Рекомендация:В каких случаях организация обязана подать уточненную налоговую декларацию

<…>

Переплата по налогам

Если ошибка, допущенная в налоговой декларации, повлекла за собой излишнюю уплату налога, то организация вправе:*

  • подать уточненную декларацию за тот период, в котором ошибка была допущена (но не обязана этого делать)*;
  • исправить ошибку, пересчитав налоговую базу и сумму налога за тот период, в котором эта ошибка была обнаружена. Таким способом можно воспользоваться независимо от того, известен ли период, в котором была допущена ошибка или нет;
  • не предпринимать никаких мер по исправлению ошибки (например, если сумма переплаты незначительна).

Это следует из положенийабзаца 3пункта 1 статьи 54 иабзаца 2пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина Россииот 23 января 2012 г. № 03-03-06/1/24,от 25 августа 2011 г. № 03-03-10/82иФНС России от 11 марта 2011 г. № КЕ-4-3/3807*.

Ситуация: в отношении каких налогов можно применять нормы статей 54 и 81 Налогового кодекса РФ о перерасчете налоговой базы без представления уточненных деклараций. В текущем периоде организация обнаружила ошибки, которые были допущены в предыдущих периодах и повлекли за собой излишнюю уплату налогов (mod = 112, id = 53327)*

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

Совокупность положений пункта 1 статьи 54 и статьи 81 Налогового кодекса РФ предусматривает три варианта исправления ошибок, которые повлекли за собой излишнюю уплату налога. Выбор любого из этих вариантов – право организации.

Одним из вариантов является уменьшение налоговой базы в том периоде, когда ошибка была обнаружена, на величину завышения, допущенного в предыдущих периодах. По составу налогов никаких ограничений абзац 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ не содержит, поэтому из его буквального толкования можно сделать вывод, что таким вариантом организация вправе воспользоваться в отношении любых налогов. Однако применительно к большинству из них механизм реализации данного права отсутствует.

В частности, глава 21 Налогового кодекса РФ не содержит норм, позволяющих корректировать налоговую базу и сумму налога текущего периода при обнаружении ошибок в прошедших периодах (письмо Минфина России от 7 декабря 2010 г. № 03-07-11/476). Более того, в соответствии с пунктами 3 и 11 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 при обнаружении ошибок организация должна внести исправления в книгу продаж. А для этого необходимо составить дополнительный лист к книге продаж за тот период, в котором была допущена ошибка. Корректировать показатели книги продаж в текущем периоде (периоде обнаружения ошибки) организация не вправе. Таким образом, ошибку, допущенную при определении налоговой базы по НДС в прошедшем периоде, можно исправить единственным способом – представив за этот период уточненную налоговую декларацию.

Кроме того, положения абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ не применяются, если излишняя уплата налога произошла из-за несвоевременного применения вычета по НДС. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 166 НК РФ). Применение налоговых вычетов к определению этой суммы прямого отношения не имеет. Поэтому, если причиной переплаты стало занижение налогового вычета, организация должна подать уточненную декларацию за тот период, в котором ошибка была допущена. Воспользоваться правом пересчета налога в текущем периоде организация не может. Такой вывод следует из письма Минфина России от 1 марта 2010 г. № 03-07-11/41.

При оценке возможности применения положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ к другим налогам нужно учитывать следующее. Расчеты налоговой базы за текущие отчетные (налоговые) периоды отражаются в налоговых декларациях (п. 1 ст. 80 НК РФ). Следовательно, результаты пересчета (уменьшение) налоговой базы из-за ошибок, допущенных в прошедших периодах, тоже должны быть зафиксированы в декларациях за текущие периоды.

В настоящее время корректно отразить такие операции можно только в декларациях по налогу на прибыль, по НДПИ, по транспортному налогу и по единому налогу при упрощенке. При этом бухгалтеру нужно быть готовым к тому, что налоговая инспекция затребует от него объяснения по поводу уменьшения налоговой базы. Существующие формы деклараций по акцизам, налогу на имущество, земельному налогу и ЕНВД не позволяют отразить в них результаты пересчета налоговой базы за предыдущие периоды. Следовательно, чтобы исправить допущенные ошибки, организации придется подавать уточненные налоговые декларации.

<…>

Ошибка допущена более трех лет назад

Ситуация: обязана ли организация подать уточненную налоговую декларацию, если ошибка, которая привела к искажению налоговой базы, была допущена более трех лет назад. Ошибка выявлена организацией самостоятельно (mod = 112, id = 53328)*

Ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в налоговую декларацию.

Если в ранее сданной декларации обнаружены неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет, организация обязана подать уточненную декларацию. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ. Продолжительность периода, в течение которого организация обязана корректировать налоговую базу в связи с ее занижением, налоговым законодательством не ограничена (письмо Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153). Таким образом, организация, которая самостоятельно выявила ошибку, повлекшую за собой занижение налоговых обязательств, обязана подать уточненную декларацию. Даже если с момента совершения ошибки прошло более трех лет.

Если допущенная ошибка привела к завышению налоговой базы и повлекла за собой излишнюю уплату налога, организация вправе (но не обязана) подать уточненную декларацию. Срок перерасчета налоговой базы при выявлении ошибок (искажений), приведших к завышению налоговой базы, налоговым законодательством также не ограничен. Более того, отказать в приеме уточненной декларации за период, истекший более трех лет назад, налоговая инспекция не вправе. Об этом сказано в письмах Минфина Россииот 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15,от 8 апреля г. № 03-02-07/1-152иФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. Однако окончательное решение в такой ситуации организация должна принять самостоятельно*.

Главбух советует: прежде чем подавать уточненные налоговые декларации, оцените целесообразность таких действий. В ряде случаев подача уточненной отчетности может повлечь за собой негативные последствия.

Во-первых, представление уточненной налоговой декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку того периода, за который представлена уточненная отчетность. Проверка будет проведена независимо от того, что налоговые обязательства были искажены более чем три года назад. Такое право предоставлено налоговым инспекциям абзацем 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792. При этом, исходя из буквального толкования этой нормы, инспекция вправе проверить за данный период любые налоги независимо от того, по какому налогу подается уточненная декларация. По результатам проверки инспекторы могут выявить нарушения налогового законодательства, а следовательно, доначислить налоги и рассчитать пени. Оштрафовать организацию инспекторы не смогут, поскольку ошибка была допущена более трех лет назад (ст. 113 НК РФ).

Во-вторых, подача уточненной декларации по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога сама по себе не дает организации права на возврат (зачет) этой суммы даже в судебном порядке. По общему правилу к этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Например, если организация выявила расходы, которые не были учтены при расчете налога на прибыль пять лет назад, она может включить эти расходы в расчет налоговой базы текущего периода, не подавая уточненной декларации. Но если по итогам перерасчета она подаст уточненную декларацию и потребует возврата (зачета) излишней суммы налога, инспекция не удовлетворит это требование. Такой вывод подтверждают письма Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152, от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153 и ФНС России от 29 апреля 2011 г. № АС-4-3/7037.

Тем не менее в некоторых ситуациях уточненные декларации имеет смысл подавать, даже если завышение налоговой базы было обнаружено позже чем через три года.

Например, так следует поступить при наличии доказательств, что организация узнала о наличии переплаты позже момента излишней уплаты налога. Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).

Также уточненную декларацию можно подать, если организация выявила переплату по налогу в связи с ошибкой, допущенной более трех лет назад, а срок подачи заявления на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога еще не истек. В таком случае вместе с уточненной декларацией и заявлением на возврат (зачет) переплаты организация по своей инициативе может подать в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт переплаты. Такой вывод следует из письма ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. На практике придется представить в инспекцию все документы, на основании которых была составлена уточненная декларация (копии первичных и платежных документов, договоров с контрагентами, счетов-фактур и т. п.).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

4.Ситуация:Как списать в бухучете безнадежную дебиторскую задолженность

Безнадежную дебиторскую задолженность списывайте в следующем порядке:*

  • соберите все документы, которые позволяют признать задолженность безнадежной (первичные документы, договоры, письма с претензиями к должнику, выписки из ЕГРЮЛ или справки налоговой инспекции о ликвидации должника, решения суда и другие документы);
  • проведите инвентаризацию дебиторской задолженности и определите задолженность покупателей и заказчиков, по которой истек срок исковой давности (которая является нереальной для взыскания по иным основаниям);
  • подготовьте бухгалтерскую справку с обоснованием необходимости списания задолженности;
  • оформите приказ руководителя о списании дебиторской задолженности.

Сергей Разгулин,

заместитель директора

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка