Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№24
14 марта 2013 20 просмотров

подскажите, пожалуйста, Индивидуальный предприниматель занимается разведением кроликов и нутрий, из шкурок которых шьет изделия и продает на рынке. Находится на УСН. В этом году деятельности не ведет, авансовых платежей не оплачивала. Годовой доход составил ниже облагаемого уровня. Надо ли подавать декларацию за 2012г.? Могут ли проверить ее деятельность, если она находится на личной усадьбе? Каковы контрольные функции налогового инспектора?

1) предприниматель на упрощенке должен сдавать декларацию даже в том случае, если не ведет деятельности и не платит единый налог; 2) выездная налоговая проверка может быть проведена как на территории предпринимателя, так и по местонахождению налоговой инспекции; 3) в ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут запрашивать документы (в т. ч. у контрагентов предпринимателя), допрашивать свидетелей, назначать экспертизу, привлекать к проверке специалистов и переводчиков, инвентаризировать имущество, проводить осмотры помещений, проводить выемку документов и предметов, принадлежащих предпринимателю.

Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух», в статье журнала «Учет в сельском хозяйстве» (подходит и Вам, поскольку порядок общий для всех, независимо от отрасли), которую Вы можете найти в закладке «Журналы»

1.Ситуация: Нужно ли сдать «нулевую» налоговую декларацию по единому налогу, если организация (автономное учреждение) перешла на упрощенку, но предпринимательскую деятельность пока не ведет

Да, нужно.

Представить декларацию в налоговую инспекцию – это обязанность всех налогоплательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).Плательщиками единого налогапри упрощенке являются организации, автономные учреждения и предприниматели, которые подали заявление о переходе на этот спецрежим (п. 1 ст. 346.12 НК РФ). Таким образом, даже если налогоплательщик, перешедший на упрощенку, не ведет деятельности и не платит единый налог, подать декларацию нужно. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина Россииот 9 ноября 2007 г. № 03-11-05/264иот 31 марта 2006 г. № 03-11-04/2/74.

Вместо «нулевой» декларации по единому налогу при упрощенке налогоплательщик может сдать единую (упрощенную) декларацию.Формаединой (упрощенной) декларации ипорядокее заполнения утвержденыприказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н. Чтобы подать единую (упрощенную) декларацию, у налогоплательщика должны быть одновременно выполнены такие условия:

  • в течение налогового периода отсутствует объект налогообложения;
  • в течение налогового периода не было движения денег по расчетным счетам (в кассе).

Об этом сказано впункте 2статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Подавать единые (упрощенные) декларации поквартально организации, автономные учреждения и предприниматели, применяющие упрощенку, не должны. Поскольку обязанность представления деклараций по единому налогу по итогам отчетных периодов налоговым законодательством не предусмотрена (п. 1 ст. 346.23 НК РФ), такая обязанность не возникает и в отношении единых (упрощенных) деклараций. Аналогичные разъяснения содержатся вписьме ФНС России от 8 августа 2011 г. № АС-4-3/12847.*

Елена Попова
государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2.Рекомендация: В каких случаях инспекторы могут провести выездную налоговую проверку

<…>

Критерии отбора для проверки

Критерии отбора представляют собой конкретные обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых организация попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. Для инспекции наличие таких факторов будет основанием для включения организации в план выездных проверок. Так, например, основанием для назначения выездной проверки может стать частая смена адресов организацией или отражение убытка в отчетности на протяжении нескольких лет подряд.

В Концепции не сказано, скольким критериям организация должна соответствовать, чтобы ее включили в план проверок. Поэтому инспекция может назначить выездную проверку в организации как при полном отсутствии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них.*

<…>

Место проведения проверки

Выездная налоговая проверка проводится на территории организации при предъявлении решения (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ). Налоговое законодательство не обязывает инспекцию предупреждать организацию о проведении выездной проверки заранее. Если у организации нет возможности предоставить помещение для проведения проверки, проверка может быть проведена по местонахождению инспекции (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ).*

Перенести начало выездной налоговой проверки на более поздний срок после того, как решение о ее проведении было вынесено, налоговая инспекция не вправе. Такая возможность налоговым законодательством не предусмотрена, поскольку дата вынесения решения является точкой отсчета для определения общей продолжительности налоговой проверки. Об этом сказано в письме ФНС России от 18 ноября 2010 г. № АС-37-2/15853.

Самостоятельная выездная проверка филиала (представительства) проводится на основании решения налоговой инспекции по его местонахождению (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ III ранга

3.Рекомендация: Каковы полномочия проверяющих при выездной налоговой проверке

Выездная налоговая проверка начинается с того, что проверяющие, состав которых отражен в решении о проведении выездной проверки, предъявляют представителям организации это решение и свои служебные удостоверения. Только после этого сотрудники инспекции получают доступ на территорию организации для проведения выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 91 НК РФ).

Место проведения проверки

Выездную налоговую проверку инспекция проводит в помещении, которое предоставляет организация. Если у организации нет возможности предоставить необходимое помещение, проверка проводится по местонахождению налоговой инспекции.* Это следует из пункта 1 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут:

Истребование документов у контрагентов

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Поскольку состав «иных лиц» в статье 93.1 Налогового кодекса РФ не раскрывается, инспекция может запросить необходимые сведения у кого угодно. Например, у обслуживающих банков или сотрудников, работающих в организации (п. 12 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309). Конкретный перечень документов (информации) отражается в поручении об истребовании документов, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

<…>

Поручение об истребовании документов

В поручении об истребовании документов должно быть указано, в рамках какой проверки и по какой организации возникла необходимость в их получении (приложение 6 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338).

Поручение об истребовании документов инспекция, которая проводит выездную проверку, направляет не напрямую контрагенту проверяемой организации (иному лицу), а в инспекцию по месту учета данного контрагента (иного лица) (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). В свою очередь инспекция по месту учета контрагента (иного лица) в течение пяти рабочих дней с момента получения поручения выставляет контрагенту (иному лицу) требование о представлении документов (информации), указанных в поручении. Дополнительно к требованию о представлении документов (сведений) должна быть приложена копия поручения. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 93.1 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Получив указанное требование, контрагент проверяемой организации в течение пяти рабочих дней должен исполнить его или сообщить, что не располагает истребуемыми документами (сведениями) (абз. 1 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

<…>

Если контрагент проверяемой организации не успевает представить документы (сведения) в установленный срок, он может направить в инспекцию ходатайство с просьбой о его продлении (абз. 2 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Представить документы по требованию инспекции контрагент проверяемой организации должен в общем порядке (абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Допрос свидетелей

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут допрашивать свидетелей. В качестве свидетеля они вправе вызвать любого, кому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проводимой проверки (п. 1 ст. 90 НК РФ). Исключение составляют:

  • лица, которые в силу своего малолетнего возраста или имеющихся у них физических или психических недостатков, не могут правильно воспринимать обстоятельства, представляющие интерес для проверяющих (например, дети до 14 лет, глухие, слепые, глухонемые, психически нездоровые лица);
  • лица, которые в силу специфики своей деятельности располагают сведениями, составляющими их профессиональную тайну (например, адвокаты, аудиторы, нотариусы).

Об этом говорится в пункте 2 статьи 90 Налогового кодекса РФ.

По общему правилу допросы свидетелей проходят в налоговой инспекции. Однако по своему усмотрению проверяющие могут допросить свидетеля и по месту его пребывания. Например, если свидетель не может самостоятельно явиться в инспекцию по причине болезни, старости или инвалидности. Это следует из положений пункта 4 статьи 90 Налогового кодекса РФ.

Чтобы вызвать свидетеля для дачи показаний, проверяющие направляют в его адрес уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

<…>

Все показания свидетеля заносятся в протокол, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Отказаться от дачи показаний свидетель может только в случаях, предусмотренных законодательством (п. 3 ст. 90 НК РФ). Например, свидетель вправе не давать показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

<…>

Назначение экспертизы

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие вправе назначить экспертизу. Она проводится, если для разъяснения вопросов, возникающих в ходе проверки, требуются специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле. Например, если нужно определить, соответствуют ли материалы, используемые организацией, технологии, которую она применяет. Об этом говорится в пункте 1 статьи 95 Налогового кодекса РФ.

Назначает экспертизу сотрудник инспекции, проводящий выездную налоговую проверку. Для этого он выносит постановление, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338. В постановлении указываются:

  • основание для назначения экспертизы;
  • фамилия эксперта;
  • организация, в которой должна быть проведена экспертиза;
  • вопросы, поставленные перед экспертом;
  • материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Об этом сказано в пункте 3 статьи 95 Налогового кодекса РФ.

Сотрудник инспекции, который вынес постановление о назначении экспертизы, обязан ознакомить с этим постановлением представителей организации и разъяснить им их права (п. 6 ст. 95 НК РФ). Так, инспектор, назначивший экспертизу, обязан сообщить о том, что организация может:

  • заявить отвод эксперту;
  • потребовать назначения эксперта из лиц, указанных организацией;
  • предложить дополнительные вопросы для получения по ним экспертного заключения;
  • присутствовать с разрешения инспектора при производстве экспертизы и давать пояснения эксперту;
  • знакомиться с заключением эксперта.

Об этом говорится в пункте 7 статьи 95 Налогового кодекса РФ.

Эта информация отражается в протоколе, который подтверждает, что организация ознакомлена с постановлением о назначении экспертизы и со своими правами (п. 6 ст. 95 НК РФ). Форма протокола утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

Экспертное заключение

Экспертное заключение (сообщение эксперта о невозможности дать заключение) инспекция должна предъявить проверяемой организации. В ответ организация вправе:

  • дать свои пояснения;
  • заявить возражения;
  • попросить о постановке дополнительных вопросов эксперту;
  • попросить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Об этом говорится в пункте 9 статьи 95 Налогового кодекса РФ.

Дополнительная и повторная экспертиза

Инспекция вправе назначить:

  • дополнительную экспертизу, если первичное заключение эксперта недостаточно полно и ясно. Проведение дополнительной экспертизы поручается тому же или другому эксперту;
  • повторную экспертизу, если первичное заключение эксперта выглядит необоснованным или вызывает сомнения в правильности. Проведение повторной экспертизы поручается другому эксперту.

Порядок документального оформления дополнительной или повторной экспертизы – такой же, как и при назначении первичной экспертизы. Об этом сказано в пункте 10 статьи 95 Налогового кодекса РФ.

Эксперта, давшего заключение, инспекция вправе привлечь к рассмотрению материалов налоговой проверки (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).

<…>

О правомерности проведения экспертиз в ходе камеральных налоговых проверок см. Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке.

Привлечение специалиста

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут привлечь специалиста. Его участие необходимо, когда требуются специальные знания (навыки) для целей налоговой проверки. Специалист не проводит исследований и не дает заключений, он дает пояснения или выполняет работы, требующие специальных навыков (например, делает замеры). Привлеченный специалист не должен быть заинтересован в исходе налоговой проверки. Это следует из пункта 1 статьи 96 Налогового кодекса РФ.

Специалиста, который привлечен для участия в налоговой проверке, инспекция вправе допросить в качестве свидетеля (п. 3 ст. 96 НК РФ).

Инспекция привлекает специалиста на договорной основе (п. 1 ст. 96 НК РФ). Выносить отдельное решение о привлечении специалиста и знакомить с ним проверяемую организацию инспекции не нужно. Такого требования налоговое законодательство не содержит.

Специалиста, участвующего в проверке, инспекция вправе привлечь к рассмотрению материалов налоговой проверки (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).

<…>

Инвентаризация имущества

При необходимости в ходе выездной налоговой проверки инспекция может инвентаризировать имущество проверяемой организации (п. 13 ст. 89 НК РФ). Налоговое законодательство не уточняет, в каких случаях возникает такая необходимость, поэтому вопрос о проведении инвентаризации проверяющие решают по своему усмотрению.

Порядок проведения инвентаризации в ходе налоговой проверки Налоговым кодексом РФ не установлен. Он определен в Положении, которое утверждено приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39.

Документальное оформление

Инспекция инвентаризирует имущество проверяемой организации на основе распоряжения, форма которого утверждена приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39. Распоряжение издает руководитель (заместитель руководителя) инспекции, в которой организация состоит на учете (как по своему местонахождению, так и по местонахождению недвижимого имущества или транспортных средств) (п. 1.2 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39).

В распоряжении руководитель инспекции (его заместитель) указывает:

  • наименование проверяемой организации, ее адрес;
  • состав инвентаризационной комиссии во главе с ее председателем;
  • имущество, подлежащее инвентаризации, и его местонахождение;
  • сроки проведения инвентаризации;
  • причина проведения налоговой инвентаризации.

Это следует из приложения 1 к Положению, утвержденному приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39.

Перечень инвентаризируемого имущества

В рамках выездной налоговой проверки инспекция вправе проинвентаризировать следующие виды имущества:

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • финансовые вложения;
  • производственные запасы;
  • готовую продукцию;
  • товары;
  • прочие запасы;
  • денежные средства;
  • кредиторскую задолженность;
  • иные финансовые активы.

Об этом говорится в пункте 3 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39.

Конкретный перечень имущества, в отношении которого инспекция будет проводить инвентаризацию, устанавливает руководитель инспекции (его заместитель) и отражает это в распоряжении (п. 2.1 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39).

Обязанности инвентаризационной комиссии

В ходе проведения инвентаризации в рамках выездной налоговой проверки члены инвентаризационной комиссии обязаны:

Если инвентаризация проводится в течение нескольких дней, то помещения, в которых хранятся ценности, на время своего отсутствия члены комиссии вправе опечатать (п. 2.11 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39).

По итогам инвентаризации составленные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, а также материально-ответственные лица со стороны организации. В конце каждой описи материально-ответственные лица также должны дать расписку в том, что они присутствовали при проверке имущества, и об отсутствии (наличии) каких-либо претензий к членам комиссии (п. 2.10 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39).

Результаты инвентаризации

На основании составленных описей председатель инвентаризационной комиссии составляет ведомость результатов инвентаризации, форма которой утверждена приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39). Впоследствии результаты инвентаризации имущества отражаются в акте налоговой проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки. Об этом говорится в пункте 5.1 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39.

<…>

Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ III ранга

4.Статья: На вопросы, связанные с новыми правилами прохождения налоговых проверок сельхозпредприятиями, отвечает Евгений Викторович Едаменко, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

<…>

– Вправе ли КФХ, зарегистрированное в форме предпринимателя по адресу местожительства главы хозяйства, перенести прохождение налоговой проверки на территорию инспекции?

– Да, вправе.

Согласнопункту 1статьи 89 НК РФ, проверку можно проходить на территории инспекции, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить для этого помещение.*

В таком случае все запрашиваемые документы необходимо подать инспекторам на основании полистной описи. Обратите внимание: крестьянское (фермерское) хозяйство вправе сдать не подлинники, а заверенные копии документов. Забрать их можно будет только после того, как инспекция письменно уведомит об этом. Либо по окончании проверки.

<…>

Журнал «Учет в сельском хозяйстве», № 2, II квартал 2007
Е. В. Едаменко

советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка