Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
14 марта 2013 10 просмотров

Индивидуальный предприниматель приобрел земельный участок 24.04.2012 года зарегистрировано право собственности, на момент приобретения земельного участка его кадастровая стоимость составляла 59934108,52 рубля. Затем ИП обратился в суд с заявление о снижении кадастровой стоимости земельного участка. 13.09.2012 года Арбитражный суд вынес решение о снижение кадастровой стоимости до 9250000 рублей. Исходя из какой стоимости и каким образом должен производиться земельный налог за 2012 год.

В указанной ситуации предприниматель будет рассчитывать налог на имущество за 2012 год исходя из кадастровой стоимости, указанной в решении суда.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Ситуация: Как рассчитать земельный налог, если в течение налогового периода кадастровая стоимость земельного участка изменилась

Ответ на этот вопрос зависит от причины изменения кадастровой стоимости земельного участка*.

Причинами изменения кадастровой стоимости земельного участка могут быть*:

  • ошибки, допущенные органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении государственного кадастра недвижимости*.
  • перевод земли из одной категории в другую (например, если земли сельхозназначения переводятся в земли промышленности);
  • изменение вида разрешенного использования земельного участка;

В первом случае порядок применения измененной кадастровой стоимости зависит от того, увеличился или уменьшился этот показатель*.

При расчете земельного налога применяются нормативные акты как налогового, так и земельного законодательства. К нормативным актам земельного законодательства, в частности, относятся документы органов местного самоуправления об утверждении кадастровой стоимости земельных участков. Поскольку пересмотр кадастровой стоимости земли влечет за собой изменение налоговых обязательств, то такие акты (в части, устанавливающей кадастровую стоимость) вводятся в действие в порядке, предусмотренном статьей 5 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого подхода подтверждена определением Конституционного суда РФ от 3 февраля 2010 г. № 165-О-О. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/20.*

Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ). Нормы, ухудшающие положение организаций, не могут иметь обратной силы (п. 2 ст. 5 НК РФ). Поэтому, если из-за исправления ошибок, допущенных при оценке земли, кадастровая стоимость участка в течение года увеличивается, новый показатель может применяться не ранее чем с 1-го числа очередного налогового периода. То есть не ранее чем с 1 января следующего года. Это следует из положений пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого подхода подтверждается постановлениями Президиума ВАС РФ от 26 июля 2011 г. № 2081/11 и от 26 июля 2011 г. № 2647/11.

Нормы, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ). Следовательно, если из-за исправления ошибок, допущенных при оценке земли, кадастровая стоимость участка в течение года уменьшается, то новый показатель можно использовать для расчета земельного налога с 1 января текущего года. Причем если в документе сказано, что он распространяется на правоотношения, возникшие раньше, то этим правилом можно воспользоваться и при перерасчете земельного налога и за прошлые годы. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 10 марта 2011 г.№ 03-05-04-02/20и№ 03-05-04-02/21*.

Во втором и в третьем случаях (при изменении категории земли или вида разрешенного использования участка) измененную кадастровую стоимость нужно учитывать при расчете земельного налога только со следующего года независимо от увеличения или уменьшения этого показателя. Налоговая база текущего года, определенная исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, в течение года не пересчитывается. Это следует из положений абзаца 1 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/20 и № 03-05-04-02/21, от 29 января 2009 г. № 03-05-06-02/05.

Главбух советует: есть аргументы в пользу того, чтобы пересчитывать налоговую базу по земельному налогу при уменьшении кадастровой стоимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка. Они заключаются в следующем.

Глава 31 Налогового кодекса РФ не предусматривает особого порядка определения налоговой базы по земельному налогу при изменении разрешенного вида использования земли. Вместе с тем пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ закреплено общее правило: налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода. При этом в зависимости от вида разрешенного использования для одного и того же земельного участка местным нормативным актом может быть предусмотрена разная кадастровая стоимость. Если после изменения разрешенного вида использования кадастровая стоимость земельного участка снизилась, организация вправе рассчитывать земельный налог с учетом уменьшенного показателя. То есть исходя из кадастровой стоимости, установленной на 1 января текущего года в отношении земельных участков с новым видом разрешенного использования. Применять эту кадастровую стоимость можно с момента регистрации в государственном кадастре сведений об изменении разрешенного вида использования земли. Например, если такое изменение было внесено в государственный кадастр 1 августа, то налоговую базу по земельному налогу нужно определять:
– за период с 1 января по 31 июля – исходя из кадастровой стоимости, установленной на 1 января для участков с первоначальным видом разрешенного использования;
– за период с 1 августа по 31 декабря – исходя из кадастровой стоимости, установленной на 1 января для участков с измененным видом разрешенного использования.

Правомерность такого подхода подтвердил Президиум ВАС РФ в постановлении от 6 ноября 2012 г. № 7701/12.

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40.

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Статья: Земельный налог. Учтите мнение Минфина России

<…>

– Сельхозорганизация оспорила в суде кадастровую стоимость собственного земельного участка. С какого момента можно использовать измененную кадастровую стоимость в расчете налоговой базы по земельному налогу?

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Причем налоговая база не может изменяться в течение налогового периода при условии, что не было изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, внесенных обратным числом. К примеру, изменения могут быть внесены на основании судебного решения. Тогда предприятие вправе использовать измененную кадастровую стоимость в расчете базы по налогу применительно к тому налоговому периоду, к которому относится данное судебное решение*.

<…>

А. В. Сорокин

начальник отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Журнал «Учет в сельском хозяйстве», №9, сентябрь 2012

3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.11.2012 № 03-05-05-02/116

О возможности перерасчета земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка

«Вопрос:
Руководствуясь подп.2 п.1 ст.21, ст.34_2 НК РФ, просим разъяснить порядок применения налогового законодательства в следующей ситуации.
ОАО является плательщиком земельного налога.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков были утверждены Постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102.
Указанным Постановлением КМ РТ прямо установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов по Республике Татарстан вводятся в действие с 1 января 2011 года.
ОАО в судебном порядке оспорило кадастровую стоимость земельных участков. Арбитражным судом РТ исковые требования были удовлетворены.
Таким образом, в 2012 году вступили в действие судебные акты, которые изменили кадастровую стоимость земельных участков, указав её равной рыночной.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В связи с изложенным возникает вопрос: имеет ли право плательщик земельного налога в целях его исчисления использовать изменённую судом кадастровую стоимость земельных участков с даты, на которую первоначально была установлена кадастровая стоимость, то есть в рассматриваемом случае с 1 января 2011 года?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно отмечаем, что в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Вместе с тем на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Учитывая изложенное, если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, то кадастровая стоимость земельного участка, определенная судебным решением, применяется с начала налогового периода, для которого установлена первоначальная кадастровая стоимость*.»

4. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.11.2012 № 03-05-05-02/112

О возврате (зачете) суммы излишне уплаченного (взысканного) земельного налога в связи с перерасчетом суммы земельного налога

«Вопрос:
ОАО является налогоплательщиком земельного налога в отношении собственных земельных участков.
Постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" была утверждена и установлена кадастровая стоимость земель населенных пунктов Приморского края на 01.01.2011, так как указанное постановление распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2011 года.
ОАО исчислило и уплатило в бюджет земельный налог за 2011 год исходя из кадастровой стоимости, установленной на 01.01.2011 постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края"; аналогично было намерение исчислить и уплатить земельный налог за 2012 год.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23 июля 2012 года по делу N А51-21340/2011 кадастровая стоимость земельных участков ОАО была установлена судом в размере, равном его рыночной стоимости, которая стала меньше кадастровой стоимости, установленной в соответствии с постановлением субъекта РФ на 01.01.2011.
Указанным судебным актом ФГБУ было обязано внести с момента вступления в законную силу судебного акта в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) кадастровую стоимость данных земельных участков, установленную судом в размере, равном его рыночной стоимости.
В решении Арбитражного суда Приморского края от 23 июля 2012 года по делу N А51-21340/2011 прямо указано, что рыночная стоимость была определена по состоянию на 30.12.2010, а именно, на дату принятия постановления N 437-па.
В соответствии с указанным решением суда в ГКН в качестве новой кадастровой стоимости данных земельных участков была внесена рыночная стоимость, установленная судом.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-О-О правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
В пункте 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ определено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
ОАО полагает, что кадастровая стоимость собственных земельных участков, равная его рыночной стоимости, установленная вступившим в законную силу судебным актом, должна применяться к налоговым правоотношениям начиная с 01.01.2011 при исчислении и уплате земельного налога за 2011-2012 годы, излишне уплаченный земельный налог за 2011 год налоговым органом должен быть зачтен либо возвращен налогоплательщику в порядке статей 78, 79 НК РФ.
В связи с изложенным прошу разъяснить, с какой конкретной даты для целей исчисления земельного налога, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость, установленная в размере рыночной, по решению Арбитражного суда Приморского края от 23.07.2012 по делу N А51-21340/2011 в отношении земельных участков ОАО. Должен ли налоговый орган самостоятельно произвести перерасчет земельного налога за 2011-2012 годы либо существует иной путь разрешения данной проблемы?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно отмечаем, что в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса)
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Вместе с тем на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Учитывая изложенное, если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, применение которой улучшает положение налогоплательщика, то ранее уплаченная сумма земельного налога подлежит перерасчету*.
При этом обращаем внимание, что возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) земельного налога в связи с перерасчетом суммы земельного налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса).»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка