Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Стало известно, когда налоговики взыщут долги по взносам

Подписка
Срочно заберите все!
№23
14 марта 2013 4 просмотра

Получена ссуда ремонт лукохранилища 3млнруб под12% на 5лет 2011 г 1,3часть процентавозмещается за счет республиканского бюджета.В 2012г организация работала по торговле стройматериалами по енвд и усно.Как правильно нужно учиывать проценты по ссудесумма дотациии в доходгой части а проценты по ссуде расходной части.

Поскольку данная дотация не является целевым финансированием, полученное возмещение нужно учесть в составе внереализационных доходов при УСНО в полном объеме. При этом проценты, на возмещение которых предоставлена дотация, учитываются в составе расходов при УНО в пределах норм.

В данной ситуации в отношении деятельности на ЕНВД применяются правила общей системы налогообложения или УСНО.

Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух»и в статьях журналов «Учет в сфере образования», «Главбух», которые Вы можете найти в закладке «Журнал» и в статье журнала «Вмененка».

1.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь

Организация может получить средства целевого финансирования в виде:*

Государственная помощь

Государственная помощь может быть предоставлена в виде:*

  • субсидий;
  • бюджетных кредитов;
  • прочих форм государственной помощи. К ним, в частности, можно отнести, например, имущественную поддержку малого и среднего бизнеса, когда организациям предоставляется имущество (например, оборудование, материалы) на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

<…>

Ситуация: нужно ли при расчете единого налога включить в доходы средства государственной помощи (например, субсидии), которые не относятся к средствам целевого финансирования в целях налогообложения. Организация применяет упрощенку*

Да, нужно.

Организации на упрощенке учитывают при расчете единого налога следующие виды доходов:*

  • доходы от реализации согласно статье 249 Налогового кодекса РФ;
  • внереализационные доходы согласно статье 250 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.

Доходы, которые не увеличивают налоговую базу по единому налогу, указаны в перечне, приведенном в статье 251Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:*

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете единого налога.

При этом в целях расчета налога на прибыль иные формы государственной помощи учитываются в составе доходов от реализации или внереализационных доходов. А значит, при расчете единого налога такие средства государственной помощи также нужно учесть в увеличение налоговой базы (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Порядок учета в доходах таких средств государственной помощи зависит от их назначения:

  • средства получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства или на содействие самозанятости безработных граждан;
  • средства получены для использования по иному назначению.*

Если средства государственной помощи в виде субсидии получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, они включаются в доходы пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. При этом такие средства нужно включить в доходы в полной сумме в срок не более:

В случае когда к концу второго (третьего) года израсходована не вся сумма субсидий, включите в доходы этого периода весь неизрасходованный остаток.

Вместе с тем, если получена субсидия на содействие самозанятости безработных граждан, но нарушены условия ее получения, всю сумму субсидии нужно учесть в доходах единовременно в период допущения такого нарушения.

Такой порядок предусмотрен абзацами 45 и 6 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Независимо от того, какой объект налогообложения применяет организация, субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, отражают в книге доходов и расходов одновременно в графе 4 и 5 раздела I. Однако организации, которые применяют объект «доходы», должны выполнить для этого дополнительное требование – вести учет израсходованных сумм субсидий. Это следует из положений абзаца 7 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835.

При этом организации, которые рассчитывают единый налог с разницы между доходами и расходами, израсходованные субсидии отражают в налоговой декларации как в составе доходов, так и в составе расходов. А организации с объектом «доходы» эти суммы при заполнении декларации не учитывают. Такой порядок разъяснен вписьме ФНС России от 19 августа 2010 г. № ШС-37-3/9373.

Если средства государственной помощи, которые не являются целевым финансированием, получены для использования по иному назначению, особых правил для учета их в доходах налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, суммы такой государственной помощи включайте в доход единовременно по факту получения* (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

<…>

Ситуация: можно ли учесть в составе расходов при расчете единого налога затраты организации, которые оплачены за счет средств государственной помощи (например, зарплата персонала, расходы на приобретение основных средств, транспортные расходы). Организация применяет упрощенку, единый налог платит с разницы между доходами и расходами. Организация не является некоммерческой организацией, унитарным предприятием*

Ответ на этот вопрос зависит от того, признаются полученные средства целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль или нет (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Если полученные средства государственной помощи относятся к целевому финансированию, то учесть при расчете единого налога расходы, оплаченные за счет таких средств, нельзя. Это объясняется следующим.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках таких средств (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет средств целевого финансирования, организация налоговую базу по единому налогу не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете единого налога нельзя (п. 2 ст. 346.16п. 1 ст. 252 НК РФ).

Аналогичной точки зрения о невозможности учета расходов, оплаченных за счет средств целевого финансирования, придерживается и налоговая служба (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 23 июня 2008 г. № 18-11/3/059130).

Иная ситуация возникнет, если полученные средства целевого финансирования не признаются таковыми в целях налогообложения. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, государственную помощь, которую организация получает на финансирование целевых мероприятий, нужно учесть в составе внереализационных доходов (п. 1 ст. 346.15, ст. 250 НК РФ).* Соответственно, на расходы, оплаченные за счет таких средств, можно уменьшить базу по единому налогу, при условии что они предусмотрены статьей 346.16 Налогового кодекса РФ.

<…>

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

В общем случае получение средств государственной помощи выходит за рамки деятельности, облагаемой ЕНВД. Поэтому при поступлении и использовании такого имущества (в т. ч. денежных средств) организация должна применять правила, предусмотренные для общей системы налогообложения или упрощенки.* Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 22 августа 2011 г. № 03-11-11/214от 22 апреля 2010 г. № 03-11-06/2/65ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835.

Из этого правила есть исключение. Если организация в своей основной деятельности, переведенной на ЕНВД, реализует товары (выполняет работы, оказывает услуги), стоимость которых частично компенсирует государство в виде субсидий на возмещение потерь в доходах, то такие средства признаются полученными в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД. Платить с полученных сумм налог на прибыль (единый налог при упрощенке) не нужно. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 22 августа 2011 г. № 03-11-11/214от 27 июля 2010 г. № 03-11-09/65ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835.

ОСНО и ЕНВД

В общем случае получение средств целевого финансирования выходит за рамки деятельности, облагаемой ЕНВД. Поэтому даже в случае совмещения режимов при поступлении и использовании такого имущества нужно применять правила, предусмотренные для общей системы налогообложения.*

Исключением из этого правила является получение субсидий на возмещение потерь в доходах. Их учитывают в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД, а следовательно, платить налог на прибыль с них не нужно (п. 1 ст. 346.29 НК РФ, письма Минфина России от 22 августа 2011 г. № 03-11-11/214от 27 июля 2010 г. № 03-11-09/65ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835).

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2.Статья: Порядок налогообложения субсидий зависит от их целевого назначения

<…>

Субсидии на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами

При получении организацией субсидии на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, у нее возникает обязанность по представлению налоговой декларации и перечислению в бюджет налога на прибыль. Связано это с тем, что в соответствии с п.2 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде целевых поступлений. К таким поступлениям относятся, в частности, целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

В то же время на основании ст.6 Бюджетного кодекса РФ получателем бюджетных средств является орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации или бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств.

Из этого следует, что коммерческая организация, получающая денежные средства из бюджета, не признается получателем бюджетных средств. Поэтому указанные поступления необходимо учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Такой вывод содержится в Письме Минфина России от 17.07.2009 N 03-11-06/3/192.

<…>

Примечание.«Упрощенцы» включают субсидии на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, в состав доходов на основании ст. 346.15 НК РФ.*

<…>

Е.В.Савина

Эксперт журнала "Вмененка"

(Савина Е.В.)

Журнал «Вмененка», 2011, № 4

3.Рекомендация: Как учесть при налогообложении проценты по полученному займу (кредиту)

<…>

Нормируемые расходы

При налогообложении прибыли проценты за пользование заемными (кредитными) средствами можно учесть только в пределах норм (п. 11.1 ст. 269, подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Определить максимальный размер процентов, учитываемый при расчете налога на прибыль, можно двумя способами:*

Организация вправе самостоятельно выбрать один из способов учета процентов (независимо от наличия сопоставимых долговых обязательств) (п. 1 ст. 269 НК РФ). Выбранный вариант закрепите в учетной политике для целей налогообложения (ст. 313 НК РФ).

В течение года в отношении всех долговых обязательств организация должна применять тот порядок определения максимального размера процентов, который закреплен в ее учетной политике (письмо Минфина России от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/2/66).

<…>

УСН

Организации на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, на проценты по заемным средствам налоговую базу не уменьшают. Такие организации не учитывают никакие расходы (п. 1 ст. 346.14п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, проценты по полученному займу (кредиту) уменьшат налоговую базу в пределах норм (подп. 9 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.18 НК РФ). Норму рассчитайте так же, как и плательщики налога на прибыль*(абз. 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

При расчете единого налога начисленные проценты учтите только после их фактической выплаты* (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Пример учета при расчете единого налога процентов по полученному займу. Организация платит налог с разницы между доходами и расходами*

1 февраля 2012 года ЗАО «Альфа» заключило с банком кредитный договор на сумму 800 000 руб. сроком на 12 месяцев под 15% годовых. Условия о возможном изменении процентной ставки договор не содержит. Согласно договору проценты начисляются со дня, следующего за датой выдачи денежных средств, и уплачиваются ежемесячно (в последний день каждого месяца). В учетной политике «Альфы» содержится условие о том, что расходы по полученным кредитам нормируются исходя из ставки рефинансирования.

Сумма процентов по кредиту, начисленная компанией за февраль (за 28 дней пользования кредитом), составила:

800 000 руб. ? 15% : 366 дн. ? 29 дн. = 9508 руб.

29 февраля 2012 года эта сумма была перечислена банку (платежное поручение от 29 февраля 2012 г. № 502).

Ставка рефинансирования по состоянию на 1 февраля 2012 года составила 8 процентов годовых. Предельная суммапроцентов, которую «Альфа» может учесть в расходах, равна:

800 000 руб. ? 8% ? 1,8 : 366 дн. ? 28 дн. = 8813 руб.

Сумма процентов, рассчитанная исходя из ставки рефинансирования, меньше фактически перечисленной суммыпроцентов. Поэтому организация может учесть в расходах 8813 руб.

<…>

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

4.Статья: Субсидии облагаются налогом на прибыль

Письмо Минфина России от 27 октября 2011 г. № 03-03-06/1/694

Субсидии образовательным негосударственным организациям, которые выделены на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, должны учитываться ими в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов.

Однако дополнительного налогообложения здесь не возникает. Ведь сами проценты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются в составе расходов (правда, в пределах норм).*

При этом образовательные организации должны обеспечить раздельный учет полученных субсидий (произведенных за счет них расходов) и их целевое использование. Если же средства потрачены не по назначению, избежать санкций в этом случае поможет статья «Нецелевое использование средств. Ситуацию можно исправить».

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ», № 12, ДЕКАБРЬ 2011

5.Статья:Налог на прибыль при финансировании из бюджета

<…>

Рассмотрим порядок отражения в учете получения и расходования целевых средств.

Пример. Сельскохозяйственное предприятие получило 1 августа 2006 г. банковский кредит на финансирование текущей производственной деятельности в размере 100 000 руб. под 18 процентов годовых. В это же время предприятию из бюджета была выделена субсидия на возмещение части процентов по кредиту ежемесячно в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.*

В учете сельскохозяйственного предприятия эти операции были отражены так.

В августе 2006 г.:

Дебет 51 Кредит 66

- 100 000 руб. - получен кредит в банке;

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы"

Кредит 66

- 1528,77 руб. (100 000 руб. x 18%: 365 дн. x 31 дн.) - начислены проценты по кредиту за август;

Дебет 76

Кредит 86 субсчет "Субсидии из федерального бюджета"

- 651,14 руб. - получено уведомление о выделении целевых средств на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту;

Дебет 51 Кредит 76

- 651,14 руб. (100 000 руб. x 11,5% x 2/3: 365 дн. x 31 дн.) - получена субсидия из бюджета по уплаченным процентам за август;

Дебет 86 субсчет "Субсидии из федерального бюджета"

Кредит 98

- 651,14 руб. - направлена на покрытие расходов по кредиту субсидия;

Дебет 98

Кредит 91 субсчет "Прочие доходы"

- 651,14 руб. - включена во внереализационные доходы субсидия;*

Дебет 66 Кредит 51

- 1528,77 руб. - уплачены проценты по кредиту за август.

В целях налогового учета в составе внереализационных расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, были учтены проценты по кредиту за август 2006 г. в размере 877,63 руб. (1528,77 - 651,14).*

Примечание. С 26 июня 2006 г. ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 11,5 процента годовых (Телеграмма ЦБ РФ от 23 июня 2006 г. N 1696-У).

С.Ю.Коваленко

Ведущий аудитор

ООО "ТЕЛЕФЛОТ КОНСАЛТИНГ"

Журнал «Главбух». Приложение «Учет в сельском хозяйстве», 2006, № 4

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка