Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24
14 марта 2013 21 просмотр

Не можем определить, какой критерий брать для определения контролируемой сделки, а именно размер суммы дохода. В НК РФ все написано очень расплывчато и к единому мнению прийти не можем.Вопросы: 1) Согласно ст.105.14, п.2, п.п.1 - сумма дохода по сделки в 2012г должна составлять 3 млрд.руб. Согласно ст.105.15, 105.16 (в примечании, текст выделен синим цветом) сумма дохода в 2012 году должна составить 100 млн.руб. Какую сумму учитывать при определении контролируемой сделки - 3млрд или 100 млн?2) Сумму дохода нужно считать с каждым контрагентом или сумма дохода считается общая (в целом по предприятию со всеми контрагентами)?3)Сумму дохода считать с НДС или без НДС?4) Как посчитать сумму дохода? Это выручка (доходы-расходы) или это просто доходы?5)Какая ответственность будет налогоплательщику,если он не предоставит уведомление о контролируемых сделках?Заранее спасибо.

Уважаемая Наталья Валерьевна!

В ответ на Ваш вопрос от 14.03.2013г. 

сообщаем следующее:

Для целей признания сделки контролируемой учитываются доходы в соответствии с гл. 25 НК РФ (то есть именно доходы – выручка (без НДС) и внереализационные доходы, а не прибыль). Годовая сумма доходов определяется путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год.

Годовые суммы доходов по контролируемым сделкам в 2013 г. приведены ниже.

Непредставление уведомлений о контролируемых сделках в установленный срок влечет за собой налоговую ответственность в виде штрафа. Размер штрафа установлен статьей 129.4 Налогового кодекса РФ и составляет 5000 руб.

Обоснование данной позиции содержится в материалах рекомендаций «Системы Главбух» и в нормативно-правовом документе, который Вы можете найти в закладке «Правовая база»

1.Справочники:Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)

Вид сделки Совокупность критериев, при наличии которых сделка признается контролируемой Обстоятельства, при которых сделка не признается контролируемой
Условия сделки Годовая сумма доходов по сделке
Стороной сделки является иностранное лицо
Сделки между взаимозависимыми лицами(п. 1 ст. 105.14 НК РФ) Любые Свыше 80 млн руб. Отсутствуют
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами
(подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Цепочка посредников связывает взаимозависимых лиц, при этом сами посредники:

  • не выполняют никаких функций, кроме организации исполнения сделки;
  • не несут никаких рисков;
  • не используют никакие активы для организации исполнения сделки
Свыше 80 млн руб. Стороной сделки является плательщик ЕСХН или ЕНВД (п. 2 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ)
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли
(подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Предметом сделки является товар, который входит в одну из следующих товарных групп:

  • нефть (товары, выработанные из нефти);
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы;
  • драгоценные камни
    (п. 5 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 80 млн руб.
(п. 7 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Сделки с участием иностранного лица, которое зарегистрировано (проживает) или является резидентом страны, поименованной в перечне, утвержденномприказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н
(подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)
Любые Свыше 80 млн руб.
(п. 7 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Стороны сделки (а также выгодоприобретатели) зарегистрированы (имеют местожительство) в России либо являются ее налоговыми резидентами
Сделки между взаимозависимыми лицами
(п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Один из участников сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах
(подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 80 млн руб.
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Хотя бы одна из сторон сделки платит ЕСХН или ЕНВД, а другая сторона (хотя бы один из других участников) сделки не применяет такие режимы
(подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 80 млн руб.
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или являетсяучастником проекта «Сколково», который применяет ставку 0 процентов, а другая сторона (стороны) не относится к таким категориям организаций
(подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 80 млн руб.
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)
Все остальные сделки без дополнительных условий Свыше 2 млрд руб.
(подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ и п. 3 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ)
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)

Сторонами сделки являются лица, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям:

  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • не имеют убытков, принимаемых для целей налога на прибыль (включая убытки прошлых лет, переносимые на будущее)
    (подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)


 Годовая сумма доходов по сделке определяется с учетом следующего:

  • в качестве года принимается один календарный год;
  • в совокупном годовом доходе учитываются доходы, которые признаются по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ;
  • учитываются доходы, которые признаны начиная с 1 января 2013 года.

Такой порядок следует из пункта 9 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ и пунктов 5 и 6 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

 По общему правилу такие сделки признаются контролируемыми независимо от годовой суммы дохода по ним. Однако в 2013 году сделки с доходом не более 80 млн руб., совершенные с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами), контролироваться не будут. Более того, организации, которые в 2013 году совершат такие сделки, не обязаны уведомлять о них налоговую службу. Такой вывод следует из совокупности норм пункта 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, пункта 1статьи 105.16 и статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

 Несмотря на то что в пункте 7 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ указан стоимостный критерий в 60 млн. руб., сделки с доходом свыше 60 и не более 80 млн руб., совершенные в 2013 году с одним лицом, контролироваться не будут. Более того, организации, которые в 2013 году совершат такие сделки, не обязаны уведомлять о них налоговую службу. *Такой вывод следует из совокупности норм пункта 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, пункта 7 статьи 105.14, пункта 1 статьи 105.16, статьи 105.17 Налогового кодекса РФ. Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФписьмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59).

 Несмотря на то что в абзаце 1 пункта 3 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ указан стоимостный критерий в 60 млн руб., сделки с совокупным доходом свыше 60 и не более 80 млн руб., совершенные в 2013 году, контролироваться не будут. Более того, организации, которые в 2013 году совершат такие сделки, не обязаны уведомлять о них налоговую службу. Такой вывод следует из совокупности норм пункта 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, абзаца 1 пункта 3 статьи 105.14, пункта 9 статьи 105.14, пункта 1 статьи 105.16, статьи 105.17 Налогового кодекса РФ. Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФписьмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59).

***** Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59). Если по отношению к организации контрагент был взаимозависимым лицом не целый год, а определенный период времени, в расчет включайте сумму доходов, полученных по сделкам с таким контрагентом только за этот период (письмо Минфина России от 1 октября 2012 г. № 03-01-18/7-133).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации
Часть вторая


«Статья 248. Порядок определения доходов. Классификация доходов

1. К доходам в целях настоящей главы относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации).
В целях настоящей главы товары определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 38 настоящего Кодекса (абзац дополнительно включен с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года);

2) внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 годаФедеральным законом от 6 июня 2005 года N 58-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.
Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.»

3.Рекомендация:Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения

Уведомление о контролируемых сделках

Организации (физические лица), совершающие контролируемые сделки, доход от которых превышает величину, установленную на текущий календарный год, обязаны уведомлять об этом налоговые инспекции. Уведомление о контролируемой сделке должен подавать каждый из ее участников. Если обнаружится, что одна из сторон сделки не подала уведомление, налоговая инспекция направит извещение о совершенных ею сделках в ФНС России и одновременно может сообщить об этом в инспекцию по местонахождению другой стороны сделки. Если выяснится, что и вторая сторона сделки не подала соответствующее уведомление, ее тоже могут привлечь к налоговой ответственности.

Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 6 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ, пункта 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ и письма Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.

Сведения о контролируемых сделках направляются в налоговую инспекцию по месту учета (для крупнейших налогоплательщиков – по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20 мая года, следующего за тем, в котором такие сделки были совершены. То есть по контролируемым сделкам, совершенным в 2012 году, сведения нужно подать не позднее 20 мая 2013 года. Сведения можно представить в налоговую инспекцию как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ.

Формаэлектронный формат и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках утверждены приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524. Дополнительные разъяснения по заполнению отдельных реквизитов формы приведены вписьме ФНС России от 26 октября 2012 г. № ОА-4-13/18182.

Внимание: непредставление уведомлений о контролируемых сделках в установленный срок влечет за собой налоговую ответственность в виде штрафа. Размер штрафа установлен статьей 129.4 Налогового кодекса РФ и составляет 5000 руб.

Сведения о контролируемых сделках должны содержать информацию, указанную в пункте 3 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ: предмет сделки, сведения об участниках, сумму полученных доходов (понесенных расходов) и т. д. Стоимостные показатели внешнеэкономических сделок, выраженные в иностранной валюте, отражайте в уведомлениях в рублях по курсу Банка России на дату совершения операции в иностранной валюте.

Если совершалась группа однородных сделок, то эти сведения можно привести в целом по группе.

В течение 10 рабочих дней налоговая инспекция направит полученные сведения в ФНС России.

Такой порядок следует из пунктов 234 и 5 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 22 января 2013 г. № ОА-4-13/611.

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

14.03.2013г.

С уважением,

Старший эксперт «Системы Главбух»

Акиньшина Наталья

Ответ утвержден:

Ведущий эксперт Горячей линии «Системы Главбух»

Гранаткин Сергей

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка