Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Местная администрация запрашивает сведения о зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24
15 марта 2013 4 просмотра

Нами в 20102г. был приобретен погрузчик по договору лизинга стоимостью 1344915р. был оплачен первоначальный взнос в размере 45% от стоимости погрузчика (605211.75р.), позже Фонд поддержки малого предпринимательства предоставил субсидию на возмещение части расходов, связанных с оплатой первоначального платежа по договору лизинга в размере 95% (544690р). КАк я должна оформить даннну ю операцию в бухгалтерском учете, какие проводки должны быть сформированы. Заранее спасибо.

Сумма полученной субсидии отражается в бухучете в составе прочих доходов на счете 91.

Обоснование данной позиции содержится в материалах рекомендаций «Системы Главбух»

Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь

Организация может получить средства целевого финансирования в виде:*

Государственная помощь

Государственная помощь может быть предоставлена в виде:*

  • субсидий;*
  • бюджетных кредитов;
  • прочих форм государственной помощи. К ним, в частности, можно отнести, например, имущественную поддержку малого и среднего бизнеса, когда организациям предоставляется имущество (например, оборудование, материалы) на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

<…>

Бухучет

Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:*

  • капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);
  • текущих расходов.*

<…>

К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов. При этом для целей бухучета не признаются государственнойпомощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:*

  • государственного регулирования цен и тарифов;
  • применения соответствующих правил налогообложения прибыли (например, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов);
  • полученных бюджетных инвестиций (в частности, участие государства в формировании уставного капитала организации, например, унитарных).

Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:*

  • денежных средств;*
  • другого имущества (например, основных средств, материалов).

Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000.

<…>

При отражении в бухучете государственной помощи (кроме бюджетных кредитов) возникают три группы операций:*

Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражайте в бухучете в порядке, предусмотренном для учета заемных средств (п. 16 ПБУ 13/2000). Исключением из этого правила является случай, когда организация получает такие кредиты на безвозвратной основе. Тогда получение средств отражайте в учете в общем порядке, предусмотренном для государственной помощи (п. 17 ПБУ 13/2000).

Отражение в бухучете иных форм государственной помощи зависит от того, какое имущество получает организация и на каких условиях. Так, например, если в рамках имущественной поддержки от государства организация получает оборудование, то порядок отражения его получения в бухучете будет соответствоватьпорядку, предусмотренному для основных средств, приобретенных за счет государственной помощи.*

Информацию о средствах, полученных из бюджета, организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности (Бухгалтерском балансе). Порядок раскрытия такой информации прописан в разделе IV ПБУ 13/2000. Данные о характере использования целевых средств коммерческие организации должны отразить в Отчете о целевом использовании средств и Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках. Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности.

Поступление государственной помощи

<…>

Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:*

Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.

Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ). Подробнее об этом см. Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг).

<…>

ОСНО: налог на прибыль

Учет государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения прибыли или нет (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).*

Ситуация: в каких случаях государственная помощь признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль *

Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.*

В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены только средства, которые бюджет выделяет управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).*

Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.*

<…>


Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы государственную помощь, которая в целях налогообложения прибыли не признается целевым финансированием*

Да, нужно.*

Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном встатье 251 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:*

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • бюджетные инвестиции, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.*

Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи (не связанных с получением средств управляющей компанией) нельзя. Применять положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут. А положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ распространяются только на унитарные предприятия.*

Кроме того, получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены:*

  • на компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации;*
  • на возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

Следовательно, у организаций, получивших такие средства, возникает экономическая выгода.*

Средства государственной помощи, выделенные из бюджета на компенсацию произведенных затрат, включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ). Аналогичного мнения придерживается Минфин России в письмах от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/4/27, от 13 июля 2010 г. № 03-03-06/1/456,от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/222, от 10 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/800, от 15 февраля 2008 г. № 03-03-06/1/99, от 16 октября 2008 г. № 03-03-06/1/590, от 29 мая 2008 г. № 03-03-06/4/36.*

О том, как учесть субсидии, выделенные из бюджета на возмещение потерь в доходах, в законодательстве не сказано. В отношении субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг) по государственным регулируемым ценам представители налоговой службы указали следующее.

Бюджетные ассигнования, полученные на возмещение потерь в доходах, признаются полученными в рамках основной деятельности организации и являются частью недополученной выручки получателя, которая предполагалась бы к получению в случае продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на условиях рыночного ценообразования. То есть такие средства являются оплатой за реализованные товары (выполненные работы, оказанные услуги), а значит, учитываются в составе доходов от реализации (ст. 249 НК РФписьмо ФНС России от 3 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/20368).

Если организация применяет кассовый метод учета доходов и расходов, то средства государственной помощи отразите на день их фактического поступления (п. 2 ст. 273 НК РФ).

При методе начисления порядок отражения субсидий в налоговом учете зависит от их направленности.*

Если организация получает субсидию на возмещение затрат, то она вправе отразить ее во внереализационных доходах в порядке, аналогичном для признания безвозмездно полученного имущества. Признать такой доход нужно на дату поступления средств (подписания акта приема-передачи имущества – при получении имущества, отличного от денежных средств) (подп. 1подп. 2п. 4 ст. 271 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/4/27от 13 июля 2010 г. № 03-03-06/1/456 и подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16 октября 2006 г. № Ф04-5364/2006(27231-А27-35)Поволжского округа от 1 августа 2006 г. № А55-5087/2005-43).

В отношении субсидий на возмещение потерь в доходах следует учитывать следующее. Поскольку такие субсидии признаются доходами от реализации, их учтите в составе выручки в момент реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) (п. 1 ст. 271 НК РФ).

Субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включаются в доходы не единовременно, а пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. Средства, поступившие от государства, нужно полностью включить в доходы за два налоговых периода. Поэтому если не вся сумма субсидий израсходована к окончанию второго года, то остаток финансирования включите в доходы этого налогового периода.*

Описанный порядок не распространяется на случаи, когда за счет субсидий организации приобретают амортизируемое имущество. Субсидии, потраченные для этих целей, включаются в доходы по мере начисления амортизации.*

Такой порядок предусмотрен пунктом 4.3 статьи 271, пунктом 2.3 статьи 273 Налогового кодекса РФ и применяется к субсидиям, полученным 1 января 2011 года и позднее.

В отдельном порядке при расчете налога на прибыль учитываются бюджетные средства, полученные на финансирование мероприятий, связанных со снижением напряженности на рынке труда.

<…>


Ситуация: можно ли учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль затраты организации, которые оплачены за счет средств государственной помощи (получены в качестве государственной помощи) (например, зарплата персонала, амортизация, транспортные расходы). Организация не является некоммерческой организацией, унитарным предприятием *

Ответ на этот вопрос зависит от того, признаются ли полученные средства целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.

<…>

Иная ситуация возникнет, если полученные средства государственной помощи не признаются таковыми в целях расчета налога на прибыль. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, такую государственную помощь нужно учесть в составе внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).*

Поэтому затраты организации, которые оплачены за счет средств государственной помощи, можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).*

Также можно учесть в расходах затраты, связанные с содержанием имущества, которое получено в рамках государственной помощи. Например, если в рамках финансирования целевых мероприятий организация получила оборудование, то суммы амортизации, начисленные по такому основному средству, можно включить в расходы при расчете налога на прибыль (п. 3 ст. 272подп. 2 п. 3 ст. 273НК РФ).

Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письмах от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/222от 10 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/800.

В аналогичном порядке при расчете налога на прибыль можно учесть затраты на проведение мероприятий, связанных со снижением напряженности на рынке труда. Подробнее об этом см. С каких доходов нужно заплатить налог на прибыль.

<…>

ОСНО: НДС

При оплате товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета НДС, предъявленный продавцом, принимать к вычету не нужно, поскольку это приведет к повторному возмещению налога из федерального бюджета (письмо Минфина России от 12 января 2012 г. № 03-07-11/05).*

В случае если организация уже приняла к вычету «входной» НДС, то после получения государственного целевого финансирования эту сумму следует восстановить. Суммы восстановленного налога следует учесть в составе прочих расходов. В стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) их включать не нужно.

Такой порядок предусмотрен в подпункте 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС со стоимости имущества (работ, услуг), затраты на приобретение которого были возмещены за счет бюджетных средств. Источником государственной помощи является региональный или местный бюджет *

Да, можно.*

Статья 171 Налогового кодекса РФ не ставит в зависимость право на вычет «входного» НДС от источника финансирования расходов на приобретение имущества (работ, услуг). Организация может принять к вычету предъявленную сумму НДС, если все необходимые условия для этого соблюдены. В частности, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные поставщиками, подрядчиками (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).*

Таким образом, при приобретении товаров (работ, услуг) за счет средств регионального или местного бюджета организация вправе воспользоваться вычетом НДС в общеустановленном порядке.*

Минфин России подтверждает правомерность такой позиции (письма от 9 февраля 2012 г. № 03-07-11/32от 10 декабря 2010 г. № 03-07-11/486от 9 марта 2010 г. № 03-07-11/52 и от 10 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/800).

<…>

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка