Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
15 марта 2013 33 просмотра

Здравствуйте! У нас появляется новый вид деятельности - строительство нежилых помещений и оказание услуг по ремонту и отделке. Открываем новую фирму ООО. Подскажите пожалуйста какие документы необходимо подготовить для открытия новой фирмы, какую отчетность потребуется сдавать и в какие фонды? Какие налоги платить?

Порядок государственной регистрации организации, документальное оформление и процедура получения документации при регистрации общества представлена в файле ответа.

При государственной регистрации организации руководители общества должны решить вопрос о том, какую систему налогообложения применяет организация. При осуществлении Ваших видов деятельности общество может применять УСН или общую систему налогообложения.
К сожалению, на сегодняшний момент не существует инструментов по расчету налоговой нагрузки предприятия на перспективу.
На практике многие организации исходят из того, как выгодной работать с данной организацией ее партнерам (заказчикам). По общему правилу отношения строятся в большей долей вероятности с организацией, применяющей общий режим.
При осуществлении строительства на общем режиме организация является плательщиком налога на прибыль, НДС и налога на имущество (по умолчанию).

При применении УСН организации освобождаются от уплаты:

– НДС (за исключением НДС при импорте товаров и при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом или по концессионным соглашениям);

– налога на прибыль (за исключением налога на прибыль, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых удерживается (уплачивается) налог на прибыль по ставкам 0, 9 или 15%);

– налога на имущество.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Все остальные налоги, взносы и сборы платите на общих основаниях. Например, взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ), транспортный налог (ст. 357 НК РФ), плату за загрязнение окружающей среды (постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).
Обратите внимание, что при осуществлении любого вида деятельности, входящего в раздел «Строительство» по ОКВЭД 45, общество на УСН вправе применять пониженные тарифы по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование. В то время, как на общей системе налогообложения такой льготы нет.
Обратите внимание, что некоторые виды работ, связанных с капитальным строительством, можно выполнять только при наличии свидетельства о допуске к ним. Это работы в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Об этом сказано в части 2 статьи 47, части 4 статьи 48 и части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. Детальный перечень работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, для исполнения которых нужно иметь свидетельство о допуске к ним, утвержден приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624. Настоятельно просим изучить данный документ о решения вопроса необходимости вступления в СРО.

Свидетельство о допуске к таким видам работ выдают своим членам саморегулируемые организации (СРО), то есть некоммерческие организации (ст. 11 НК РФ, ст. 55.2, 55.8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 3 Закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ).
Информацию о порядке заполнения деклараций по налогам и сроки их сдачи представлена в разделе «Действующие налоги и взносы» раздела рекомендаций.
Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух» и в рекомендациях «Системы Юрист»

По вопросу о порядке открытия организации

1. Рекомендация: Какие документы обязательны для регистрации ООО

Регистрация общества с ограниченной ответственностью (ООО) производится в соответствии сФедеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации).

Более детально процедура проведения государственной регистрации прописана вАдминистративном регламентепредоставления Федеральной налоговой службой* государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

В налоговую инспекцию, осуществляющую функции регистрирующего органа, необходимо представить следующие документы (ст. 12 Закона о государственной регистрации):*

  • заявление о государственной регистрации;
  • решение о создании ООО;
  • устав ООО;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Нужно ли представлять какие-либо дополнительные документы, если в числе учредителей есть иностранное юридическое лицо

Этот перечень исчерпывающий и налоговая инспекция не вправе требовать представления других документов (п. 4 ст. 9 Закона о государственной регистрации).* В случае создания ООО в результате реорганизации необходимо соблюдать особый порядок и требования. Подробнее об этом см. Как провести присоединение ООО, Как провести слияние ООО, Как провести разделение ООО, Как провести выделение ООО.

Более того, налоговая инспекция не вправе проверять форму и содержание представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) на предмет соответствия законодательству (п. 4.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Однако на практике нередко бывает недостаточно указанных документов, в связи с этим рекомендуется подавать дополнительные документы.

Заявление о государственной регистрации

Для регистрации ООО используется заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме № Р11001.*

В настоящее время существует два варианта формы заявления № Р11001: так называемые старый (утвержденпостановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439) и новый (рекомендован ФНС России и размещен наофициальном сайте службы).*

Для государственной регистрации ООО надо использоватьновый вариант формы № Р11001. Ведь только в нем есть поля для указания тех дополнительных сведений, которые с 1 июля 2009 года требуется указывать при регистрации ООО* (в частности, сведения о размере и номинальной стоимости долей участников ООО).

При заполнении заявления необходимо строго следоватьМетодическим разъяснениям по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица* (утвержденным приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@).

Описки и неточности в заявлении – одна из самых распространенных причин отказа в государственной регистрации.

При заполнении заявления нужно быть предельно внимательным и проверить его несколько раз – как на соответствие данным, указанным в других документах, так и на соответствие требованиям к его заполнению.

Внимание! Налоговые органы могут отказать в регистрации из-за «неправильной» формы заявления.*

Закон однозначно не устанавливает, какой вариант формы нужно использовать при первичной регистрации ООО. На практике налоговые органы пользуются этим и в свете борьбы с однодневками могут отказать в регистрации, сославшись на то, что нужно использовать старый вариант. Зачастую в этих случаях истинная причина отказа иная: сомнения в юридическом адресе, отсутствие дополнительных документов, которые инспекция хочет получить, но которые не являются обязательными по закону и т. п.

Подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Решение о создании ООО

При создании ООО учредителю (учредителям) нужно принять ряд обязательных решений (включая решение о создании ООО) и оформить их надлежащим образом (ст. 11 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО).

Если ООО создается единственным учредителем – решение оформляется в виде решения единственного учредителя о создании ООО.

Если учредителей несколько – решение оформляется протоколом общего собрания учредителей ООО.*

Внимание! Если решение принимают несколько учредителей, то обязательно нужно провести голосование и оформить его результаты. Иначе инспекция может отказать в регистрации.

Если решение принимается несколькими учредителями, то в решении должны быть отражены результаты голосования учредителей.

При этом единогласно должны быть приняты решения по следующим вопросам:

  • учреждение ООО;
  • утверждение устава;
  • утверждение денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных имеющих денежную оценку прав, вносимых учредителями для оплаты долей в уставном капитале ООО.

Большинством не менее 3/4 голосов от общего числа голосов учредителей должны быть приняты решения по следующим вопросам:

  • избрание органов управления ООО;
  • образование ревизионной комиссии или избрание ревизора общества;
  • утверждение аудитора общества.

В том случае, если к моменту принятия решения по указанным вопросам размер доли каждого из учредителей не определен, каждый учредитель при голосовании имеет один голос (п. 4 ст. 11 Закона об ООО).

Совет

Если ООО учреждают несколько учредителей, перед подачей документов на регистрацию обязательно нужно уточнить в соответствующей налоговой инспекции, достаточно ли будет для регистрации представить только решение о создании ООО без договора о его учреждении.

Обычно консультациям уполномоченных сотрудников инспекции можно доверять. Но нужно учитывать, что такой неофициальный ответ будет иметь лишь информативное значение и в случае отказа в регистрации ссылаться на него будет бесполезно.

Устав ООО

Устав – единственный учредительный документ ООО.*

На государственную регистрацию устав представляется в двух экземплярах, такое требование установлено в статье 12 Закона о государственной регистрации. Один экземпляр остается у налоговых органов в регистрационном деле, а второй выдается заявителю с необходимыми отметками налоговой инспекции.

Устав ООО должен содержать сведения, предусмотренные Законом об ООО (ст. 12 Закона об ООО).

Совет

Перед подачей документов на регистрацию нужно обязательно уточнить в соответствующей налоговой инспекции, сколько экземпляров устава нужно подавать в подлиннике, а сколько – в копиях.*

Руководство инспекции может установить требование представлять вместо второго подлинника устава его копию. В случае неисполнения такого требования документы могут не принять на регистрацию либо могут вынести решение об отказе в государственной регистрации. Такое требование руководства инспекции обычно нигде не публикуется и узнать о нем можно только у сотрудников инспекции.

Подобные требования налоговых органов незаконны, однако оспаривание в суде решения об отказе в регистрации займет несколько месяцев.

Документ об уплате государственной пошлины

За государственную регистрацию юридического лица уплачивается государственная пошлина в размере 4 тыс. руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Реквизиты для уплаты государственной пошлины можно узнать в соответствующей налоговой инспекции или наофициальном сайте ФНС России.*

В соответствии с налоговым законодательством плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, которые обращаются за совершением юридически значимых действий. При регистрации ООО плательщиком является лицо, уполномоченное учредителями (в решении о создании ООО) на проведение государственной регистрации.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении; факт уплаты государственной пошлины в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком (ст. 333.18 НК РФ).

Некорректное указание основания платежа или плательщика может стать причиной отказа в регистрации.

Особое внимание нужно уделить указанию платежных реквизитов. В частности, неверное указание кода КБК свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанности по уплате государственной пошлины и становится основанием для отказа в регистрации.

По вопросу оплаты госпошлины и оформления платежных документов сложиласьпротиворечивая судебная практика. Чтобы не возникало споров, в платежном документе нужно указать, что государственная пошлина уплачивается за регистрацию конкретного ООО при создании.*

Константин Забоев

председатель 4-го судебного состава Арбитражного суда Свердловской области, кандидат юридических наук

Владислав Кузнецов

ведущий эксперт ЮСС «Система Юрист»

Екатерина Никонова

начальник правового управления ЗАО «Транскредитфакторинг»

2. Рекомендация: Кто должен подавать и получать документы при регистрации ООО

Когда все документы для регистрации ООО готовы, возникает вопрос, кто должен подать их на регистрацию. Из закона четко и определенно не следует, кто и как должен это сделать.

На практике сложился определенный порядок. Если следовать ему, зарегистрировать ООО можно быстро и без лишних задержек.

Лицо, выступающее заявителем при государственной регистрации ООО

При государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) документы в регистрирующий орган обычно представляет заявитель.*

Заявителем, по смыслу пункта 1.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), является лицо, подписавшее заявление.

Таким лицом может быть:*

  • учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица.

Такое правило установлено впункте 2раздела I Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (утвержденыприказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@; далее – Методические разъяснения), а также впункте 2Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержденприказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н; далее – Административный регламент).*

<…>

Процедура представления документов в регистрирующий орган

Представить (подать) в регистрирующий орган заявление, подписанное заявителем, вправе как сам заявитель, так и любое иное лицо по доверенности (в т. ч. генеральный директор и даже курьер). Минфин России подтверждает это впункте 37Административного регламента и вписьме от 1 сентября 2011 г. № 03-01-11/4-288.*

По факту представления документов на регистрацию заявителю выдается расписка. Если же документы подаются иным лицом – расписка направляется по почте на указанный заявителем адрес (п. 68 Административного регламента, письма ФНС России от 8 февраля 2007 г. № 09-1-03/567@, от 28 августа 2006 г. № 09-1-03/4151@ и от 1 февраля 2005 г. № 14-1-04/253@).

Таким образом, представление документов не заявителем, а иными лицами фактически приравнивается к представлению документов по почте.

Внимание! В некоторых инспекциях присутствие заявителя (при подаче документов непосредственно заявителем) необходимо также для того, чтобы занять очередь на представление документов.

Особый порядок приема документов от заявителей может быть установлен внутренним документом налоговой инспекции. Такие правила не всегда основаны на законе, однако признавать их незаконными и не подлежащими применению нужно в судебном порядке, а это займет несколько месяцев.

В МИФНС № 46 по г. Москве изменения в порядке приема документов происходят достаточно часто.

Совет

При непосредственном представлении документов на регистрацию рекомендуем попросить сотрудника инспекции, принимающего их, при вас просмотреть документы на наличие недостатков, также у него можно уточнить те моменты, в которых вы сомневаетесь (если такие имеются). Если сотрудник не откажет, то явные недостатки (при их наличии) могут быть выявлены сразу и будет возможность исправить их, не дожидаясь отказа. Напомним, что такое «экспресс-консультирование» не является обязанностью сотрудников налоговой инспекции.

Документы на регистрацию также можно направить по почте (с объявленной ценностью и описью вложения) или в электронной форме (п. 1 ст. 9 Закона о государственной регистрации).*

В таких случаях налоговая инспекция в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляет заявителю по почте или в электронной форме расписку в получении документов. Срок для исполнения регистрационных действий будет исчисляться со дня, следующего за днем поступления документов в налоговую инспекцию.

Такие правила установлены пунктом 1 статьи 8 и пунктом 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации.

Получение документов по результату государственной регистрации

Получить документы по результату государственной регистрации может как заявитель, так и лицо, действующее от его имени на основании доверенности, составленной в простой письменной форме (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации,письмо ФНС России от 28 августа 2006 г. № 09-1-03/4151@). Однако закон не обязывает инспекцию выдавать документы на руки и предоставляет ей право направлять их по почте (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации). Поэтому иногда инспекция по собственной инициативе направляет документы по почте на адрес заявителя или на юридический адрес ООО.*

В то же время Минфин указывает, что документы должны быть выданы на руки, а направить их по почте можно лишь в случае неполучения документов в установленный день либо представления на регистрацию в электронном виде. Это правило распространяется и на случаи получения отказа в государственной регистрации (п. 84, 88, 89 Административного регламента).

При успешном прохождении процедуры госрегистрации сотрудник инспекции выдает следующие документы:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • устав, заверенный печатью налоговой инспекции;
  • выписку из ЕГРЮЛ.

Совет

При получении документов необходимо сразу же внимательно проверить данные во всех полученных документах.

Нередко налоговые органы допускают ошибки, которые могут стать серьезной проблемой при взаимодействии ООО с фондами обязательного страхования, банками и контрагентами. Исправление таких ошибок в случае их несвоевременного обнаружения может занять несколько месяцев.

В случае отказа в государственной регистрации сотрудник инспекции выдает соответствующее решение об отказе, в котором указано, что стало основанием для его принятия.

Совет

Нередко налоговые органы в качестве основания для отказа в решении указывают не то, что действительно стало причиной отказа, а формулировку, соответствующую требованиям Закона о государственной регистрации. Поэтому имеет смысл попросить пояснений у сотрудника, выдавшего решение, или у того, кто уполномочен на комментирование отказов. Устные пояснения причин отказа не помогут оспорить в суде решение налоговой инспекции, но могут помочь избежать отказа при повторном обращении с заявлением о регистрации.

Документ, подтверждающий оплату госпошлины, не возвращается. Пошлина считается уплаченной за госрегистрацию, даже если вынесено решение об отказе. По закону отказ не является основанием для возврата суммы пошлины (п. 4 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ,постановление ФАС Московского округа от 7 апреля 2011 г. по делу № А40-21625/2010).*

Не возвращаются и иные документы, поданные на регистрацию. Они остаются у налоговых органов, в регистрационном деле. Таким образом, для повторного представления документов на госрегистрацию придется собрать новый пакет документов, исправив допущенные ошибки. Особенно это нужно помнить тем, кто регистрирует компанию, среди учредителей которой есть иностранные юридические лица.

<…>

Константин Забоев

председатель 4-го судебного состава Арбитражного суда Свердловской области, кандидат юридических наук

Владислав Кузнецов

ведущий эксперт ЮСС «Система Юрист»

Екатерина Никонова

начальник правового управления ЗАО «Транскредитфакторинг»

3. Рекомендация: Как подготовить ООО к работе после прохождения государственной регистрации

После успешного прохождения госрегистрации для полноценной работы компании необходимо совершить еще ряд действий, в том числе:*

  • оформить отношения аренды по юридическому или фактическому адресу;
  • открыть расчетный счет;
  • обеспечить получение корреспонденции на почте;
  • получить необходимые данные об учете своей компании в различных регистрах для уплаты взносов в фонды.

Для этого первоначально требуется изготовить печать компании и оформить трудовые отношения с директором и главным бухгалтером.

Как изготовить печать ООО

Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на местонахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО).

Иные требования к печати ООО не установлены.

Обычно печать содержит:*

  • организационно-правовую форму – общество с ограниченной ответственностью;
  • полное наименование компании;
  • ОГРН;
  • населенный пункт, в котором зарегистрировано ООО.

Изготовить печать можно в любой соответствующей мастерской. Срок изготовления составляет обычно от одного до трех дней. В некоторых случаях для этого просят представить на обозрение свидетельство о государственной регистрации. Присутствие директора обычно не требуется. Необходимо иметь в виду, что печати имеют разную степень защиты (в зависимости от материала, из которого они изготовлены, от рисунка печати и т. п.).

Закон не запрещает ООО иметь дополнительные печати, к примеру, «для договоров», «для актов» и т. п.

Регистрировать печать ООО в реестре печатей не обязательно, но это может уменьшить риски компании.

Как оформить трудовые отношения с директором и главным бухгалтером компании

Трудовой договор с директором заключается в соответствии состатьей 275Трудового кодекса РФ истатьей 40Закона об ООО.

От имени ООО договор с директором вправе подписать (п. 1 ст. 40 Закона об ООО):*

  • председатель общего собрания участников, на котором избран директор;
  • учредитель, уполномоченный на это решением общего собрания учредителей;
  • председатель совета директоров или лицо, уполномоченное решением совета директоров (если решение этого вопроса отнесено к компетенции совета директоров).

После оформления трудового договора директор издает приказ о вступлении в должность генерального директора. Этот приказ отражает соблюдение процедуры избрания лица на эту должность: директор избран участниками на собрании, решение участников оформлено протоколом. Основанием для приказа является решение участников, которым назначен директор. Форма приказа не утверждена, поэтому может быть свободной.

Этот приказ вместе с решением об избрании нужно будет представить в банк, где открыт расчетный счет общества, и иным лицам, когда нужно будет подтвердить полномочия директора.

<…>

Кроме того, для соблюдения формальных требований закона о бухгалтерском учете нужно оформить приказ о приеме на работу по унифицированной форме № Т-1, утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. В отличие от приказа о вступлении в должность он не отражает процедуру избрания, а определяет режим и характер работы директора, размер должностного оклада.

Если в компании отсутствует главный бухгалтер, то в приказе директор указывает, что исполнение функций главного бухгалтера он возлагает на себя.

В том случае, если главный бухгалтер есть, с ним также заключается трудовой договор, при этом от имени компании его подписывает генеральный директор. Также оформляется соответствующий приказ о приеме на работу по унифицированной форме № Т-1.

Зачем нужно оформлять договор аренды, если компания не находится по юридическому адресу

Когда у компании нет собственного помещения или не заключен договор безвозмездного пользования помещением (например, со своим учредителем), приходится брать помещение в аренду.*

Даже если компания не находится по юридическому адресу, оформить договор аренды по фактическому местонахождению необходимо. Договор аренды понадобится при открытии банковского счета. Кроме того, не забудьте оформить акт приема-передачи помещения по договору.

Как получать почту по юридическому адресу, если компания по нему не находится

Если ООО фактически не находится по юридическому адресу, почтовая корреспонденция (в т. ч. письма из ПФР и ФСС России, из налоговых органов и т. п.) будет доставляться в соответствующее отделение почтовой связи (далее – ОПС), но после этого будет возвращаться обратно отправителям, поскольку сотрудники ОПС будут указывать, что адресат (ООО) отсутствует по адресу отправления. Отправитель в свою очередь будет воспринимать возвращение письма как отсутствие компании по юридическому адресу.*

Для отдельных ОПС не имеет значения, находится ООО по адресу или нет: если представитель компании заблаговременно не уведомил ОПС о том, что компания зарегистрирована по закрепленному за ней адресом, почта доставляться не будет.

Совет

Если ООО фактически не находится по юридическому адресу, но желает получать корреспонденцию, приходящую на него, можно воспользоваться одной из следующих услуг почты:

  • получать корреспонденцию в ОПС (без доставки по адресу). Для этого нужно подать заявление о том, что ООО просит не доставлять приходящую корреспонденцию по адресу, а хранить ее на почте. При этом получать такую корреспонденцию нужно (по правилам почты) не реже одного раза в пять–семь дней. Такое заявление подается на имя руководителя ОПС каждый месяц. Данная услуга является платной. Точный текст заявления можно узнать в самом ОПС;
  • открыть абонентский ящик и получать всю корреспонденцию на него. Арендная плата за пользование абонентским ящиком существенно превышает стоимость услуги по хранению корреспонденции.

Оформить отношения с ОПС вправе директор либо лицо по доверенности.

Также компания может заключить договор на почтово-секретарское обслуживание с собственником помещения или компанией, оказывающей такие услуги.

Как получить информационное письмо Росстата (коды статистики)

Информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата (или, как его еще называют, коды статистики) содержит коды видов экономической деятельности (по ОКВЭД), соответствующие кодам, заявленным при регистрации, а также иные присвоенные коды (ОКПО, ОКТМО, ОКОГУ, ОКФС, ОКАТО, ОКОПФ).

Такое письмо нужно лично или через представителя получить в территориальном подразделении Росстата.

Срок его получения с даты госрегистрации, а также перечень документов, необходимых для его получения, обычно указывается на официальном сайте соответствующего территориального подразделения (ссылки на сайты территориальных подразделений есть наофициальном сайте Росстата).*

При этом перечень может отличаться для разных организационно-правовых форм предприятий и для разных регионов. Так, по информации, размещенной на сайте территориального подразделения службы по Москве, для ООО, зарегистрированного в Москве, достаточно представить копию выписки из ЕГРЮЛ. В других случаях перечень документов следует уточнять. В зависимости от загруженности сотрудников подразделения информационное письмо выдается в течение одного–двух дней.

Как открыть расчетный счет и уведомить об этом налоговые органы и фонды

Открытие счета. Открытие расчетного счета производится в соответствии синструкцией Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И«Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (далее – инструкция № 28-И).

Для этого необходимо выбрать банк, отделение, оформить и представить туда необходимые документы. При необходимости компания может открыть сразу несколько счетов, в том числе валютные счета.

Совет*

При выборе банка и отделения нужно учитывать, что в разных банках – разные комиссии за открытие и ведение счета. В некоторых банках (обычно в маленьких) комиссий вообще нет и открыть счет можно совершенно бесплатно.

Кроме того, нужно учитывать удаленность отделения от фактического местонахождения компании, поскольку в процессе деятельности иногда нужно будет ездить в банк, чтобы получить выписку по счету или проставить на платежном поручении отметку банка об исполнении.

В банке нужно уточнить, в какой форме представить документы. Обычно документы требуются в копиях, заверенных директором, с представлением оригиналов на обозрение (п. 1.11 инструкции № 28-И). Но в некоторых случаях копии основных документов нужно заверить нотариально. Следует помнить, что изготовление копий непосредственно в банке обычно платное.

Также необходимо иметь при себе печать. Она потребуется при проставлении образца оттиска в банковской карточке, а также для проставления оттиска на договоре банковского счета.

Если представленные в банк документы содержат ошибку, то банк, скорее всего, это заметит и затребует исправные документы или откажет в открытии счета.

При открытии счета многие (но не все) банки проверяют нахождение компании по указанному юридическому или фактическому адресу.

В связи с этим, если организация не находится ни по фактическому, ни по юридическому адресу, лучше выбирать тот банк, который не проводит такую проверку.

При открытии расчетного счета заключается договор банковского счета, оформляется карточка с образцами подписи и оттисками печати, а также по необходимости заключается соглашение об использовании системы «Банк-Клиент».

В большинстве банков для открытия счета требуется личное присутствие генерального директора, в частности, для проставления в присутствии сотрудника банка подписи в банковской карточке. Банки настаивают на присутствии директора даже тогда, когда банковская карточка была оформлена в присутствии нотариуса.

Рассмотрение и проверка документов может занять от нескольких часов до нескольких дней в зависимости от банка.

По итогам рассмотрения документов банк может отказать в открытии счета в том случае, если компанией представлен неполный комплект документов или документы содержат недостоверные сведения (п. 1.2 инструкции № 28-И).

После открытия счета необходимо уведомлять банк обо всех изменениях сведений, которые были ему предоставлены.

Неизвещение банка может стать причиной закрытия счета (постановление Президиума ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № 1307/10).

Уведомления об открытии счета. После открытия расчетного счета нужно уведомить об этом налоговые органы, а также ПФР и ФСС России.

О факте открытия расчетного счета организация обязана в течение семи дней сообщить в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (п. 2 ст. 23 НК РФ).

Форма сообщения утвержденаприказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@«Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».*

Кроме того, о факте открытия расчетного счета компания обязана в течение семи дней сообщить в ПФР и ФСС (п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о взносах в фонды).

Для фондов формы сообщений официально не утверждены.

Форма сообщения в ПФР размещена на официальном сайте фонда.

Форма сообщения в ФСС рекомендована письмом ФСС России от 28 декабря 2009 г. № 02-10/05-13656 «О форме уведомления об открытии и закрытии счета страхователя в банке».

Уведомлять ФОМС не требуется, поскольку в соответствии пунктом 3 статьи 28 Закона о взносах в фонды уведомлять требуется территориальные органы, осуществляющие контроль уплаты страховых взносов. К таким органам относятся ПФР и ФСС. ФОМС к органам контроля не относится (п. 1 ст. 3 Закона о взносах в фонды).

Сообщения могут быть доставлены лично директором, представителем компании или по почте.

<…>

Как получить уведомления о регистрации в территориальных органах ПФР и ФСС России

Уведомления направляются по почте на адрес ООО по факту проведения фондами процедуры регистрации.

Регистрация в территориальных органах ПФР и ФСС России производится на основании данных, передаваемых им налоговыми органами в течение пяти дней после госрегистрации (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»,п. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»,п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).*

Дополнительную информацию и документы компании представлять не требуется.

Если по почте получить уведомление не удалось, то, когда оно вернется в фонд, его можно будет получить на руки, обратившись в соответствующий территориальный орган.

Внимание! Сами уведомления из ПФР и ФСС России (как документы) не являются необходимыми. Из них нужны только данные: присвоенные фондами регистрационные номера и реквизиты для уплаты взносов.

Регистрационный номер можно также узнать в выписке из ЕГРЮЛ, полученной через две–три недели после госрегистрации (когда органы ПФР и ФСС России передадут информацию налоговым органам), или по телефону у уполномоченного сотрудника соответствующего фонда.

Реквизиты для уплаты взносов можно узнать на сайте территориального подразделения ПФР или ФСС России соответственно.

В случае длительного (более одного месяца) отсутствия уведомления от ПФР или ФСС следует уточнить, направлялось ли такое уведомление вообще. Контактные данные территориальных органов ПФР и ФСС России можно узнать на их официальных сайтах.

Иногда налоговые органы существенно задерживают предоставление информации органам ПФР и ФСС России. В связи с этим фонды не могут произвести регистрацию, а следовательно, направить уведомление об этом зарегистрированному лицу (ООО).

Как зарегистрировать ООО в Фонде обязательного медицинского страхования

С 2011 года функции регистрации страхователей в ФОМС переданы ПФР (п. 4 ст. 17 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).*

Территориальные органы обязаны на основании данных, предоставленных им налоговыми органами, зарегистрировать ООО в ФОМС.

Уведомление о регистрации при этом не направляется, заключать договор со страховой организацией также не требуется.

Как уведомить о начале деятельности уполномоченный государственный орган

Отдельные виды деятельности ООО может вести только после того, как о начале их осуществления уведомит уполномоченный государственный орган. В зависимости от вида деятельности различаются уполномоченные органы, в которые потребуется обратиться.

Уведомление нужно составить по утвержденной форме и подать в соответствующее территориальное подразделение уполномоченного органа.

Такие требования установлены в статье 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Правилах представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

В случае нарушения этого требования должностные лица и общество могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа по статье 19.7.5-1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Для должностных лиц размер штрафа по названной статье не превышает 10 000 руб., для организаций – 30 000 руб.

<…>

Константин Забоев

председатель 4-го судебного состава Арбитражного суда Свердловской области, кандидат юридических наук

Владислав Кузнецов

ведущий эксперт ЮСС «Система Юрист»

Екатерина Никонова

начальник правового управления ЗАО «Транскредитфакторинг»

По вопросу необходимости получения допуска СРО при осуществлении капитального строительства

Ситуация: Как учесть при расчете налога на прибыль взносы в саморегулируемые организации, которые допускают к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства (в т. ч. взносы, перечисленные до и после внесения некоммерческого партнерства в реестр саморегулируемых организаций)

Взносы, вклады и иные обязательные платежи, которые уплачиваются некоммерческим организациям, можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов. Главное условие – такая плата является необходимым условием для ведения деятельности организации, которая ее перечисляет. Такой порядок установленподпунктом 29пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ*.

Некоторые виды работ, связанных с капитальным строительством, можно выполнять только при наличии свидетельства о допуске к ним. Это работы в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Об этом сказано в части 2 статьи 47, части 4 статьи 48 и части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. Детальный перечень работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, для исполнения которых нужно иметь свидетельство о допуске к ним, утвержден приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624*.

Свидетельство о допуске к таким видам работ выдают своим членамсаморегулируемые организации (СРО), то есть некоммерческие организации (ст. 11 НК РФ, ст. 55.2, 55.8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 3 Закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ).* Саморегулирование в строительной отрасли (в т. ч. выдача свидетельств о допуске) введено вместо системы лицензирования (ст. 1 и 3 Закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ, п. 1 письма ФНС России от 3 апреля 2009 г. № ШС-22-3/256).

Свидетельство о допуске выдается бесплатно и без ограничения территории и срока его действия (ч. 9 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ). Однако его получение, а также его действительность зависит в том числе от уплаты взносов, размер и порядок уплаты которых устанавливает СРО (п. 6–7 ст. 55.9 Градостроительного кодекса РФ). Например, свидетельство выдается только при уплате вступительного взноса и взноса вкомпенсационный фонд(ч. 6 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ). Если же после получения свидетельства член СРО не уплачивает регулярные членские взносы, его могут исключить из членов организации. При этом свидетельство о допуске будет признано недействительным (подп. 3 ч. 2 ст. 55.7,подп. 5 ч. 15 ст. 55.8Градостроительного кодекса РФ).*

Таким образом, уплата взносов в СРО является необходимым условием для организаций, которые занимаются работами, оказывающими влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Поскольку в данном случае выполняются оба условия подпункта 29 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (перечисление взносов в некоммерческую организацию и их производственная необходимость), такие расходы можно учесть при расчете налога на прибыль (подп. 29 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина Россииот 16 апреля 2009 г. № 03-03-06/1/254,от 2 апреля 2009 г. № 03-03-06/1/213,от 26 марта 2009 г. № 03-03-05/52иФНС России от 3 апреля 2009 г. № ШС-22-3/256.

При этом документами, подтверждающими расходы на уплату взносов, могут быть:*

  • копия свидетельства о членстве в СРО;
  • платежные поручения на перечисление взносов;
  • счета и другие документы, выданные СРО.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 10 августа 2010 г. № 03-03-06/4/75, от 1 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/207.

Если у организации нет необходимости вступления в СРО (организации не нужны свидетельства о допуске для выполнения работ), но она стала членом СРО в добровольном порядке, сумма уплаченных взносов при расчете налога на прибыль не учитывается: в этом случае условия подпункта 29 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ не выполняются. Кроме того, такие расходы нельзя признать экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 22 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/608.

Расходы в виде взносов признавайте в зависимости от метода, которым организация рассчитывает налог на прибыль.

Если организация применяет кассовый метод, взносы учитывайте по мере их перечисления. То есть в том отчетном периоде, в котором организация их уплачивает. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Если организация применяет метод начисления, расходы в виде вступительных, членских взносов, а также взносов в компенсационный фонд СРО признаются в налоговом учете единовременно в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ (например, на дату осуществления расчетов). Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 10 августа 2010 г. № 03-03-06/4/75, от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/479, от 12 июля 2010 г. № 03-03-05/150, от 25 марта 2010 г. № 03-03-06/1/182, от 11 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/63, от 1 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/207, от 25 марта 2010 г. № 03-03-06/1/182, от 11 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/63.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов по уплате вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд СРО, которая допускает к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства. Организация рассчитывает налог на прибыль методом начисления*

ЗАО «Альфа» ведет деятельность по подготовке проектной документации под строительство различных объектов. Ею можно заниматься при наличии свидетельства о допуске к проектным работам.

Для получения свидетельства в декабре «Альфа» вступила в СРО НП «Проект». Вступительный взнос в СРО составил 10 000 руб., взнос в компенсационный фонд – 150 000 руб. В конце месяца свидетельство было получено. Размер членского взноса – 20 000 руб. Согласно положению НП «Проект» членские взносы уплачиваются один раз в год в том месяце, когда организация вступила в СРО.

Бухгалтер «Альфы» отразил в учете уплату взносов в СРО НП «Проект» следующим образом:

Дебет 76 Кредит 51
– 180 000 руб. (10 000 руб. + 150 000 руб.+ 20 000 руб.) – перечислены взносы в СРО проектировщиков;

Дебет 26 Кредит 76
– 10 000 руб. – учтен вступительный взнос в СРО проектировщиков;

Дебет 26 Кредит 76
– 150 000 руб. – учтен взнос в компенсационный фонд СРО проектировщиков;

Дебет 26 Кредит 76
– 20 000 руб. – учтен членский взнос в СРО проектировщиков.

При расчете налога на прибыль бухгалтер «Альфы» включил в состав прочих расходов:

  • сумму вступительного взноса в размере 10 000 руб.;
  • сумму взноса в компенсационный фонд в размере 150 000 руб.;
  • сумму членского взноса в размере 20 000 руб.

Если взносы были перечислены до того момента, как некоммерческая организация получила статус СРО, при расчете налога на прибыль их учесть нельзя. Это связано с тем, что в данном случае отсутствует производственная необходимость вступления в члены такой организации. Она не вправе выдавать свидетельство о допуске, поэтому взносы, перечисленные в ее адрес, не уменьшают налогооблагаемую прибыль в составе прочих расходов. Такой вывод следует из положений подпункта 29 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 2 апреля 2009 г. № 03-03-06/1/213.

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

По вопросу выбора системы налогообложения

1. Рекомендация: Какие налоги (кроме единого) нужно платить при упрощенке

От каких налогов освобождены организации на упрощенке

Организации и автономные учреждения, применяющие упрощенку, освобождаются от уплаты:
– НДС (за исключением НДС при импорте товаров и при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом или по концессионным соглашениям);
– налога на прибыль (за исключением налога на прибыль, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых удерживается (уплачивается) налог на прибыль по ставкам 0, 9 или 15%);
– налога на имущество.*

Об этом сказано впункте 2статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Все остальные налоги, взносы и сборы платите на общих основаниях. Например, взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ), транспортный налог (ст. 357 НК РФ), плату за загрязнение окружающей среды (постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Такие правила установлены пунктами2и5статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.*

Ситуация: должна ли организация, применяющая упрощенку (ЕНВД, ЕСХН), перечислять экологические платежи. Деятельность организации связана с природопользованием

Да, должна.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). При этом обязанность по перечислению экологических платежей не зависит от системы налогообложения, которую применяет организация. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262. Несмотря на то что это письмо адресовано организациям, применяющим ЕНВД, его положения можно распространить и на организации, которые применяют и другие спецрежимы.

Налоговые агенты

Организации и автономные учреждения на упрощенке не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по удержанию и уплате:*

Это следует из положений пункта 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

<…>

Счет-фактура с НДС

НДС придется перечислить в бюджет при выставлении покупателю счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 НК РФ). Причем не только в тех случаях, когда счет-фактура был выставлен при реализации товаров (работ, услуг), но и тогда, когда организация выставила счет-фактуру на сумму полученной предоплаты. Права на вычет НДС с полученной предоплаты после отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) организации, применяющие упрощенку, не имеют. Об этом сказано вписьме Минфина России от 21 мая 2012 г. № 03-07-07/53.

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором был выставлен счет-фактура с выделенной суммой налога, в налоговую инспекцию нужно подать декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ). В составе декларации представьте:*

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика».

Об этом сказано в абзаце 6 пункта 3 раздела I Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н.

Пример начисления и уплаты НДС организацией, применяющей упрощенку. После перехода на упрощенку организация выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога*

ЗАО «Альфа» занимается выполнением подрядных работ. С 1 января 2012 года «Альфа» перешла на упрощенку, но продолжает выставлять счета-фактуры по договору, заключенному с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» в 2011 году.

В марте 2012 года в счет предстоящего выполнения работ «Альфа» получила от «Мастера» 100-процентную предоплату в размере 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). На сумму полученного аванса был выставлен счет-фактура с выделенной суммой налога.
20 апреля «Альфа» подала в налоговую инспекцию декларацию по НДС за I квартал 2012 года. Сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет с аванса (18 000 руб.), бухгалтер «Альфы» указал в разделе 1. В этот же день НДС был перечислен в бюджет.

В мае работы по договору были выполнены. 14 мая стороны подписали акт приемки, и «Альфа» выставила счет-фактуру на стоимость выполненных работ в размере 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.).
20 июля «Альфа» подала в налоговую инспекцию декларацию за II квартал 2012 года.
Сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет со стоимости выполненных работ (18 000 руб.), бухгалтер «Альфы» указал в разделе 1. В этот же день НДС был перечислен в бюджет.

Положения пункта 8 статьи 171 и пункта 6 статьи 172 Налогового кодекса РФ на организации, применяющие упрощенку, не распространяются. Поэтому «Альфа» не может принять к вычету суммы НДС, уплаченные в бюджет с полученной предоплаты.

Исключением из этого правила являются посредники, применяющие упрощенку и действующие от своего имени. При реализации товаров (работ, услуг) по посредническим договорам комиссионеры и агенты, действующие от своего имени, обязаны выставлять покупателям счета-фактуры с выделенным НДС (п. 20 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137) либо выдавать кассовые чеки или другие документы установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ). Однако обязанность по уплате налога в бюджет у них не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 28 апреля 2010 г. № 03-11-11/123.

Следует отметить, что данное исключение не распространяется на посредников, которые применяют упрощенку и реализуют товары (работы, услуги) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете. В таких ситуациях посредники признаются налоговыми агентами: они должны перечислять в бюджет суммы НДС, удержанные из доходов иностранных организаций (п. 5 ст. 161, п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

<…>

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Рекомендация: По какому тарифу рассчитать взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование

<…>

Льготные категории страхователей

В первую группу входят следующие категории плательщиков:*

Такие плательщики начисляют страховые взносы по тарифам, которые установлены частями 2, 3.4 статьи 58, статьей 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, а также пунктами 5 и 9 части 4, частью 12 статьи 33, статьей 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

<…>

Организации и предприниматели на УСН

В третью группу входяторганизации и предприниматели на упрощенке, основными видами деятельности которых по ОКВЭДявляются:*

  • производство пищевых продуктов (15.1–15.8);
  • производство минеральных вод и других безалкогольных напитков (15.98);
  • текстильное и швейное производство (17, 18);
  • производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (19);
  • обработка древесины и производство изделий из дерева (20);
  • химическое производство (24);
  • производство резиновых и пластмассовых изделий (25);
  • производство прочих неметаллических минеральных продуктов (26);
  • производство готовых металлических изделий (28);
  • производство машин и оборудования (29);
  • производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (30–33);
  • производство транспортных средств и оборудования (34, 35);
  • производство мебели (36.1);
  • производство спортивных товаров (36.4);
  • производство игр и игрушек (36.5);
  • научные исследования и разработки (73);
  • образование (80);
  • здравоохранение и предоставление социальных услуг (85);
  • деятельность спортивных объектов (92.61);
  • прочая деятельность в области спорта (92.62);
  • обработка вторичного сырья (37);
  • строительство (45);
  • техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (50.2);
  • сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (90);
  • транспорт и связь (60–64);
  • предоставление персональных услуг (93);
  • производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них (21);
  • производство музыкальных инструментов (36.3);
  • производство различной продукции, не включенной в другие группировки (36.6);
  • ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования (52.7);
  • управление недвижимым имуществом (70.32);
  • деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов (92.1);
  • деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов) (92.51);
  • деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий (92.52);
  • деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников (92.53);
  • деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (72) (кроме организаций и предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ);
  • розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (52.31, 52.32);
  • производство гнутых стальных профилей (27.33);
  • производство стальной проволоки (27.34).

Соответствующий вид экономической деятельности признается основным, если доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

Об этом сказано впункте 8части 1,части 1.4статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,подпункте 8пункта 4 статьи 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.*

Пониженные тарифы применяются до тех пор, пока выполняются два следующих условия:

  • организация (предприниматель) сохраняет право на применение упрощенки;
  • организация (предприниматель) соблюдает установленное соотношение между доходами от реализации продукции (услуг) по основному виду деятельности и общим объемом доходов.

Начиная с отчетного (расчетного) периода, в котором было нарушено хотя бы одно из этих условий, право на применение пониженных тарифов утрачивается. Сумма страховых взносов, недоначисленных из-за неправомерного применения пониженных тарифов, должна быть восстановлена и перечислена во внебюджетные фонды.

Такой порядок предусмотрен частью 1.4 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если организация на упрощенке в течение года вновь приобретет право на применение льготных тарифов, она вправе вернуться на пониженный тариф с начала года и произвести перерасчет ранее уплаченных страховых взносов путем ихвозвратаилизачета.

Такие разъяснения содержатся вписьме Минздравсоцразвития России от 15 сентября 2011 г. № 3333-19.

Соответствие основному виду деятельности подтверждается при составлении отчетности поформе РСВ-1 ПФР. Вподразделе 3.6раздела 3 этой формы нужно ежеквартально указывать долю доходов от реализации продукции (работ, услуг) по основному виду деятельности в общем объеме доходов. Какого-либо специального разрешительного документа для применения пониженных тарифов страховых взносов не требуется. Коды ОКВЭД, при соответствии которым организации вправе применять пониженные тарифы, приведены в примечании кподразделу 3.6раздела 3. Аналогичные разъяснения содержатся вписьме Минздравсоцразвития России от 14 апреля 2011 г. № 1335-19иинформационном сообщении Пенсионного фонда РФ от 24 марта 2011 г.*

<…>

Любовь Котова, заместитель директора департамента развития социального страхования Минтруда России

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Ермаченко Александр

Ответ утвержден: ведущий эксперт Горячей линии «Системы Главбух» Колосова Наталья

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка