Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
15 марта 2013 935 просмотров

Российская организация(ООО на УСН 6%) предполагает продать принадлежащее ей на праве собственности недвижимое имущество(на данный момент оформляется в собственность), расположенное на территории Российской Федерации физическому лицу(один из учредителей ООО). Цена предполагаемой продажи имущества более чем на двадцать процентов меньше уровня рыночных цен на идентичное имущество. Данная сделка является единичной для организации – продавца. Покупатель оплату по сделке предполагает произвести денежными средствами. Какие в данном случае возможны неблагоприятные налоговые последствия для российской организации – продавца?Какие налоги должно заплатить ООО при продаже. Влияет ли срок владения недвижимым имуществом на цену продажи, т.е хотим продать значительно ниже рыночной через 3 года после оформления в собственность.

При реализации основного средства в данном случае возникают следующие налоговые особенности:

1. В доходах необходимо признать всю стоимость продажи. При этом доходы признаются в налоговом учете при УСН, если они фактически получены;

2. В расходах остаточную стоимость недвижимости признать не получится;

3. Реализуя объект недвижимости, Ваша организация должна проконтролировать отсутствие превышения лимита доходов на УСН (60 млн. руб. в год), поскольку, превысив лимит, Организация обязана с начала квартала, в котором достигнуто превышение, перейти на ОСНО. Если стоимость недвижимости около 60 млн. руб., то можно договориться с покупателем о рассрочке оплаты с тем, чтобы часть выплат попала на следующий налоговый период, ведь доход признается только после фактического поступления денежных средств.

4. Единый налог потребуется пересчитать, если:

- срок полезного использования объекта недвижимости составляет 15 лет и менее, и с момента списания расходов по приобретению в налоговом учете прошло менее 3 лет;

- срок полезного использования объекта недвижимости составляет более 15 лет, и с момента списания расходов по приобретению в налоговом учете прошло менее 10 лет.

5. Если п.4 выполняется, тогда пересчет осуществите следующим образом:

- восстановите расходы, списанные в налоговом учете на приобретение объекта недвижимости (это увеличит сумму единого налога);

- включите в состав налоговых расходов сумму амортизации, начисленной со следующего месяца после ввода в эксплуатацию до конца года, в котором были учтены расходы на приобретение недвижимости;

- уплатите пени за просрочку уплаты единого налога;

- подайте уточненную налоговую декларацию за период, в котором объект недвижимости был приобретен.

6. Если Организация и физическое лицо являются взаимозависимыми сторонами (например, физическое лицо имеет более 25% в уставном капитале организации), то налоговая инспекция в ходе выездной проверки вправе проконтролировать рыночную цену сделки, и если цена продажи имущества более чем на 20% отклоняется от рыночной цены, то существует риск доначисления Единого налога. Остальные критерии признания сторон взаимозависимыми описаны в пункте 5 в материалах ниже.

7. Если цена продажи имущества составляет более 80 млн. руб., то сделка является контролируемой, что влечет за собой обязательство уведомить свою инспекцию об этом. После уведомления налоговой инспекции в отношении организации будет проведена специальная налоговая проверка правильности ценообразования.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как отразить при налогообложении продажу основных средств

<…>

УСН

Независимо от выбранного объекта налогообложения выручку от реализации основного средствапри расчете единого налоганужно включить в состав доходов (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Организации, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, не вправе уменьшать налоговую базу на величину остаточной стоимости продаваемого объекта.* Такие расходы отсутствуют в закрытом перечне, приведенном в статье 346.16 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 7 июля 2011 г. № 03-11-06/2/105, от 20 ноября 2008 г. № 03-11-04/2/174 и от 27 мая 2005 г. № 03-03-02-04/1/131. Позицию контролирующих ведомств разделяют и некоторые арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 24 марта 2008 г. № Ф09-4976/07-С3, Поволжского округа от 19 декабря 2006 г. № А57-181/06-7).*

Если организация продает основное средство до истечения нормативных сроков, установленных вабзаце 14пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, единый налогпридется пересчитать за весь период эксплуатации объекта.*

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие уменьшить налоговую базу «доходы минус расходы» на остаточную стоимость продаваемого объекта, приобретенного до перехода на упрощенку.

При переходе с общего режима на упрощенку с объектом «доходы минус расходы» в налоговом учете отражают остаточную стоимость приобретенных и оплаченных основных средств (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ). Эти расходы списываются в период спецрежима по правилам, установленным в пункте 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (от года до десяти лет в зависимости от срока полезного использования).

Если основные средства реализуются досрочно, нужно пересчитать налоговую базу по единому налогу в соответствии с правилами главы 25 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Значит, организация вправе применять все нормы данной главы, в том числе и подпункт 1 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ, позволяющий уменьшить доходы от продажи амортизируемого имущества на его остаточную стоимость.

К таким выводам приходят и некоторые суды, например, в определении ВАС РФ от 27 октября 2008 г. № 13621/08, постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 марта 2009 г. № А74-2378/08-Ф02-1138/09 и Дальневосточного округа от 19 июня 2008 г. № Ф03-А80/08-2/1669.

Учитывая официальную позицию контролирующих ведомств, право списать в расходы остаточную стоимость реализованных основных средств, скорее всего, придется отстаивать в суде.*

Другие расходы, связанные с продажей основного средства (например, расходы на хранение, упаковку, обслуживание, транспортировку и т. д.), учтите при расчете единого налога, только если они предусмотрены в статье 346.16 Налогового кодекса РФ.

<…>

Сергей Разгулин,

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Рекомендация: Как пересчитать единый налог при упрощенке, если основное средство (нематериальный актив) было реализовано до истечения нормативных сроков

Восстановление расходов

При реализации (передаче) основных средств и нематериальных активов до истечения нормативных сроков восстановите ранее списанные расходы в виде стоимости этих активов. Пересчитать единый налог нужно, если реализуются (передаются) как объекты, приобретенные до перехода на упрощенку, так и объекты, приобретенные в период применения этого спецрежима.*

Такой порядок следует из положений абзаца 14 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 7 июля 2011 г. № 03-11-06/2/105, от 26 марта 2009 г. № 03-11-06/2/51, от 27 февраля 2009 г. № 03-11-06/2/30.

Реализацией объекта признавайте переход права собственности на него от продавца к покупателю (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Передачей основного средства (нематериального актива) считайте переход права на объект от правообладателя к правоприобретателю (ст. 224 ГК РФ). Восстановить ранее списанные расходы необходимо, например:

  • при передаче основных средств правопреемнику при реорганизации (письмо Минфина России от 6 апреля 2012 г. № 03-11-06/2/51);
  • при передаче основных средств, которая носит инвестиционный характер (например, вклады в уставный (складочный) капитал обществ и товариществ) (письмо Минфина России от 26 марта 2009 г. № 03-11-06/2/51);
  • при передаче основных средств в пределах первоначального взноса участникам общества (товарищества) при выходе из него и при распределении имущества ликвидируемого общества (товарищества) между его участниками и т. д.

<…>

Пересчет единого налога

Пересчитайте единый налог при упрощенке, если организация реализует (передает) основное средство (нематериальный актив) со сроком полезного использования 15 лет или менее раньше трех лет с момента учета расходов на его приобретение (сооружение, изготовление, модернизацию, реконструкцию и т. д.) в составе налоговой базы (абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).* Моментом учета расходов на приобретение (сооружение, изготовление, модернизацию, реконструкцию и т. д.) объекта считайте последний день отчетного (налогового) периода, в котором они были учтены при расчете единого налога (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Подробнее об этом см.:

Ситуация: что считать моментом учета расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основного средства или нематериального актива, начиная с которого в течение трех лет при реализации объекта нужно будет пересчитать единый налог при упрощенке. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основного средства или нематериального актива списывались поэтапно (не одной суммой)

Таким моментом следует считать начало списания стоимости объекта в расходы.*

В некоторых случаях расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и нематериальных активов при расчете единого налога учитываются поэтапно. Это относится как к активам, приобретенным до перехода на упрощенку, так и после. Например, если основное средство приобретено в период применения упрощенки, его стоимость будет включаться в расходы в течение года равными долями в последний день каждого отчетного периода (абз. 8 п. 3 ст. 346.16, подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Что в этом случае считать моментом учета расходов на приобретение объекта при расчете единого налога в Налоговом кодексе РФ не сказано: день, когда списание стоимости начато или день, когда вся стоимость объекта будет включена в расходы (абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Нет и разъяснений контролирующих ведомств по этому вопросу.

Для того чтобы разобраться с этим вопросом, рассмотрим такую ситуацию. Организация, применяющая упрощенку с начала текущего года, в феврале приобрела основное средство сроком полезного использования менее 15 лет. Начиная с первого отчетного периода (с I квартала текущего года) и до конца налогового периода, она будет включать стоимость объекта в расходы при расчете единого налога (абз. 8 п. 3 ст. 346.16 и подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Началом списания будет 31 марта текущего года, концом – 31 декабря текущего года. 20 сентября текущего года организация реализовала данный объект. Обязанность организации пересчитать единый налог будет зависеть от того, прошло три года с момента учета стоимости объекта в составе расходов до дня реализации или нет (абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Если считать, что этот момент наступает в день, когда списание стоимости при расчете единого налога начато, то три года не прошло (с 31 марта по 20 сентября текущего года). Значит, организация должна пересчитать налог (абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Если же считать, что этим моментом будет последний день списания стоимости объекта в расходы (31 декабря текущего года), то три года с этого момента рассчитать не удастся. Ведь основное средство было реализовано раньше этой даты. Значит, первый вариант (отсчет нормативного срока с начала списания стоимости объекта в расходы) является более логичным.

Пример определения даты реализации (передачи) основного средства, срок полезного использования которого меньше 15 лет, начиная с которой не надо пересчитывать единый налог

ЗАО «Альфа» применяет упрощенку. 15 февраля 2013 года организация приобрела основное средство и ввела его в эксплуатацию. Срок полезного использования объекта – семь лет. Так как основное средство приобретено в период применения спецрежима, его стоимость была включена в расходы при расчете единого налога равными долями:

  • 31 марта 2013 года;
  • 30 июня 2013 года;
  • 30 сентября 2013 года;
  • 31 декабря 2013 года.

Так как срок полезного использования объекта составляет менее 15 лет, его реализация раньше трех лет с момента учета стоимости в расходах при расчете единого налога приведет к его пересчету. Моментом учета расходов организация выбрала день, когда списание стоимости объекта начато, то есть 31 марта 2013 года. Поэтому чтобы избежать пересчета единого налога, организация не должна реализовывать основное средство раньше 31 марта 2016 года.

В отношении амортизируемого имущества, срок полезного использования которого превышает 15 лет, единый налог нужно пересчитать, если такие объекты были реализованы (переданы) раньше 10 лет с момента их приобретения (абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Моментом приобретения основных средств и нематериальных активов считайте момент перехода права собственности на них (ст. 223 ГК РФ).*

Пример определения даты реализации (передачи) основного средства, срок полезного использования которого больше 15 лет, начиная с которой не надо пересчитывать единый налог

ЗАО «Альфа» применяет упрощенку. 15 февраля 2013 года организация приобрела основное средство и ввела его в эксплуатацию. Срок полезного использования объекта – 16 лет.

Так как срок полезного использования объекта превышает 15 лет, его реализация раньше 10 лет с момента приобретения (с 15 февраля 2013 года) приведет к пересчету единого налога. Чтобы этого избежать, организация не должна реализовывать основное средство раньше 15 февраля 2023 года.

Период пересчета

Единый налог пересчитайте за период с момента включения расходов в виде стоимости объектов, а также расходов на их модернизацию (реконструкцию, достройку, дооборудование, техническое перевооружение) в налоговую базу до момента реализации (передачи) этого имущества (абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). При упрощенке определять момент реализации имущества следует в общем порядке: на дату перехода права собственности на имущество к покупателю (п. 1 ст. 39 НК РФ).

При пересчете единого налога в расходы включите только сумму амортизации, начисленную за период, внутри которого пересчитан налог. Амортизацию рассчитайте по правилам налогового учета. Разницу между ранее учтенной стоимостью объектов в составе расходов и полученной амортизацией исключите из налоговой базы по единому налогу. Такой порядок следует из положений абзаца 14 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 4 февраля 2012 г. № 03-11-11/50.

Остаточная стоимость амортизируемого имущества, реализованного до истечения нормативных сроков его использования, налоговую базу по единому налогу не уменьшает. Такой вид расходов отсутствует в закрытом перечне, приведенном впункте 1статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина Россииот 15 февраля 2013 г. № 03-11-11/70,от 7 июля 2011 г. № 03-11-06/2/105,от 28 января 2009 г. № 03-11-06/2/9.*

Недоимка и пени

Возникшую в результате пересчета недоимку по единому налогу (авансовому платежу) при упрощенке доплатите в бюджет. Кроме того, рассчитайте пени за каждый день просрочки платежа. Такие правила установлены вабзаце 14пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.*

Пени рассчитайте начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты налога (авансового платежа), до дня, в котором недоимка была перечислена в бюджет. Для этого воспользуйтесь формулой:

Пени = Недоимка по единому налогу (авансовому платежу) при упрощенке ? Количество календарных дней просрочки ? Ставка рефинансирования, действовавшая в период просрочки ? 1/300

Такой порядок расчета пеней за просрочку уплаты налогов установлен в пунктах 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Пример пересчета единого налога при упрощенке. Основное средство сроком полезного использования менее 15 лет реализовано ранее трех лет с момента его учета в составе расходов при упрощенке*

ЗАО «Альфа» применяет упрощенку с 1 января 2012 года и платит единый налог с разницы между доходами и расходами.

14 октября 2012 года организация приобрела оборудование, оплатила его и ввела в эксплуатацию. Первоначальная стоимость объекта по данным бухучета составила 42 400 руб. Срок полезного использования оборудования – шесть лет.

Доходы организации за 2012 год составили 60 000 руб.

При расчете единого налога за 2012 год бухгалтер включил в расходы стоимость приобретенного основного средства в сумме 42 400 руб. Других расходов у организации не было.

Бухгалтер «Альфы» рассчитал сумму единого налога следующим образом:

Налоговый
период
Доходы за
налоговый
период,
руб.
Расходы за
налоговый
период,
руб.
Ставка
единого
налога
при
упрощенке,
%
Сумма
налога,
руб.
Дата
уплаты
единого
налога
в бюджет
2012 год 60 000 42 400 15 2640
((60 000 –
42 400) ?
15%) 
29.03.2013


В декабре 2013 года организация продала оборудование.

С момента учета расходов (с 31 декабря 2012 года) не прошло трех лет. Значит, организация должна пересчитать единый налог за 2012 и 2013 годы.

Для этого бухгалтер рассчитал амортизацию по объекту за период с ноября по декабрь 2012 года включительно. Амортизация рассчитывалась по правилам налогового учета. Для целей налогового учета бухгалтер выбрал линейный способ начисления амортизации. Ежемесячная норма амортизации составляет 1,3889 процента (1 : 72 мес. ? 100%). Ежемесячная сумма амортизации составила 589 руб. (42 400 руб. ? 1,3889%). Амортизация за IV квартал 2012 года равна 1178 руб. (589 руб. ? 2 мес.).

Затем бухгалтер пересчитал единый налог следующим образом:

Налоговый
период
Доходы за
налоговый
период,
руб.
Расходы за
налоговый
период,
руб.
Ставка
единого
налога
при
упрощенке,
%
Сумма
налога,
начисленная
за год,
руб.
Сумма
налога,
подлежащая
уплате в
бюджет,
руб.
Разница
между
новой и
старой
суммой
налога,
руб.
2012 год 60 000 1178 15 8823
((60 000 –
1178) ?
15%)
8823  6183
(8823 – 2640) 


15 декабря 2013года организация доплатила в бюджет 6183 руб. В этот же день организация перечислила в бюджет пени за 2012 год.

Бухгалтер рассчитал пени так:

Налоговый
период
Неуплаченная
сумма
налога,
руб.
Количество
календарных
дней
просрочки
платежа,
дн.
Ставка
рефинансирования
Пени, руб.
2012 год 6183 257 8,25% 437 руб. (6183 руб. ? 1/300 ? 257 дн. ? 8,25%)


При расчете единого налога за 2013 год организация дополнительно уменьшила доходы на сумму амортизации за 2013 год в размере 7068 руб. (589 руб. ? 12 мес.).

Главбух советует: есть способы, позволяющие уменьшить сумму недоимки и пеней, возникающих при пересчете единого налога в связи с реализацией основных средств до истечения нормативных сроков.

Размер доплаты и пеней зависит от двух факторов:

  • срока полезного использования имущества;
  • способа амортизации.

Срок службы нужно установить на минимально возможном уровне. При его определении необходимо учитывать нормы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. При этом организация совершенно не обязана ориентироваться на тот срок полезного использования, который она установила для бухучета объекта. Также можно не принимать во внимание и метод амортизации, который организация использовала для проданных основных средств в бухучете. Поэтому у бухгалтера есть выбор, каким способом начислять амортизацию: линейным или нелинейным.

При этом сумму налога к уплате и, соответственно, размер пеней можно уменьшить, если установить для проданных основных средств нелинейный метод начисления амортизации.

Но следует учитывать, что привлекательность этого варианта уменьшается в зависимости от срока фактической эксплуатации проданного основного средства. Чем дольше оно используется, тем менее выгодно становится использовать нелинейный способ начисления амортизации. Ведь сумма амортизации, рассчитываемая таким способом, от месяца к месяцу становится меньше. Кроме того, если речь идет о «старых» основных средствах, которые уже амортизировались на общем режиме линейным способом, применение нелинейного метода при пересчете будет выглядеть необоснованным. Поэтому использовать нелинейный способ выгодно прежде всего при продаже тех основных средств, которые использовались недолго.

Пример расчета суммы доплаты единого налога при продаже основного средства. Организация применяет упрощенку. Единый налог платит с разницы между доходами и расходами

В январе ЗАО «Альфа» приобрело ноутбук за 92 500 руб. В этом же месяце Альфа ввела его в эксплуатацию. Бухгалтер включал стоимость ноутбука в расходы равными долями в течение года. При расчете единого налога за I квартал в расходах учтена сумма 23 125 руб. (92 500 руб. : 4).

25 мая организация продала ноутбук. Таким образом, бухгалтеру «Альфы» нужно пересчитать налоговую базу по единому налогу за I квартал. Ноутбук относится ко второй группе основных средств со сроком полезного использования от двух лет и одного месяца до трех лет включительно. Значит, минимальный срок службы ноутбука – 25 месяцев.

Вариант 1

Бухгалтер организации рассчитал сумму амортизации за февраль и март линейным методом. При этом ежемесячная сумма амортизации составила:
92 500 руб. ? (1 : 25 мес.) ? 100% = 3700 руб.

Следовательно, налоговая база авансового платежа за I квартал должна быть увеличена на 15 725 руб. (23 125 руб. – 3700 руб. – 3700 руб.). Недоимка по единому налогу равна:
15 725 руб. ? 15% = 2359 руб.

Эта сумма была перечислена в бюджет 25 мая. Кроме того, на сумму недоимки бухгалтер «Альфы» начислил пени за каждый день после последнего срока перечисления авансового платежа за I квартал до того момента, когда недоимка была погашена (всего 29 дней). Ставка рефинансирования, действовавшая в период просрочки, составила 8,25 процента.

Сумма пеней составила:
2359 руб. ? 1/300 ? 8,25% ? 29 дн. = 19 руб.

Общая сумма доплаты в бюджет составила 2378 руб. (2359 руб. + 19 руб.).

Вариант 2

Организация установила нелинейный метод начисления амортизации. Ноутбук относится ко второй амортизационной группе. Других основных средств, входящих в данную амортизационную группу, в организации нет.

Норма амортизации для второй амортизационной группы составляет 8,8 процента.

Суммарный баланс амортизационной группы на 1 февраля составил 92 500 руб.

В этом случае сумма амортизации будет следующей.

В феврале:
92 500 руб. ? 8,8% = 8140 руб.

В марте:
84 360 руб. ? 8,8% = 7424 руб.,

где 84 360 руб. (92 500 руб. – 8140 руб.) – суммарный баланс амортизационной группы на 1 марта.

Таким образом, база по авансовому платежу за I квартал должна быть увеличена на 7561 руб. (23 125 руб. – 8140 руб. – 7424 руб.), а недоимка по единому налогу равна:
7561 руб. ? 15% = 1134 руб.

Размер пеней с этой суммы составит:
1134 руб. ? 1/300 ? 8,25% ? 29 дн. = 9 руб.

Таким образом, общая сумма доплаты в бюджет будет равна 1143 руб. (1134 руб. + 9 руб.). Это на 1234 руб. (2377 руб. – 1143 руб.) меньше, чем при начислении амортизации линейным методом.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Рекомендация: Когда организация обязана отказаться от упрощенки

Основания для отказа от УСН

Организации (в т.ч. автономные учреждения) обязаны отказаться от упрощенки, если будет допущено хотя бы одно несоответствие условиям ее применения, а именно:
– по итогам отчетного (налогового) периода доходы превысят 60 000 000 руб.;
средняя численность сотрудников превысит 100 человек;
доля участия других организаций в уставном капитале организации, применяющей упрощенку, превысит 25 процентов;
остаточная стоимость основных средств превысит 100 000 000 руб.;
– у организации появятсяфилиалы(представительства) или возникнут другие обстоятельства, при которых применение упрощенки запрещено;
– организация, которая платит единый налог с доходов, станет участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.
Такой порядок предусмотренпунктом 4статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.*

Подробный перечень организаций, которые не вправе применять упрощенку, приведен в пунктах 3 и 4 статьи 346.12 и пункте 3 статьи 346.14 Налогового кодекса РФ.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

4. Рекомендация: Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения

Когда проводится проверка

Правильность применения цен для целей налогообложения контролируют представители ФНС России в ходеспециальных проверок. Специальные проверки проводятся при одновременном выполнении двух условий:

  • организация совершаетконтролируемые сделки;
  • суммарный доход от контролируемых сделок, совершенных в 2012 году, превысил 100 млн руб. (в 2013 году – 80 млн руб.) Эта величина определяется по правилам признания доходов, установленнымглавой 25Налогового кодекса РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

Такой порядок предусмотренстатьей 105.17Налогового кодекса РФ ипунктом 7статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.*

Внимание: новый порядок налогового контроля за трансфертным ценообразованием применяется к сделкам, доходы (расходы) по которым признаны начиная с 1 января 2012 года, независимо от даты заключения договоров. В отношении сделок, доходы (расходы) по которым были признаны раньше, применяются положения статей 20 и 40 Налогового кодекса РФ. Такой порядок предусмотрен пунктами 5–6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Специальные проверки никак не связаны с проведением камеральных и выездных налоговых проверок и не зависят от их периодичности. Это следует из положений пунктов 1–2 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в рамках выездной (камеральной) проверки проконтролировать правильность ценообразования по сделкам, которые не признаются контролируемыми, но совершены между взаимозависимыми лицами

Да, может.

Сделки междувзаимозависимыми лицамиподразделяются на две группы:
контролируемые(соответствующие критериямст. 105.14 НК РФ);
– неконтролируемые.*

О совершении контролируемых сделок организации обязаны самостоятельно информировать налоговые инспекции. Правильность ценообразования в таких сделках представители ФНС России устанавливают в ходе специальных проверок.

Подавать в налоговые инспекции сведения о неконтролируемых сделках организации не обязаны. Однако, обнаружив факт совершения таких сделок в ходе выездной (камеральной) проверки, инспекция вправе проверить, соответствует ли цена сделки рыночному уровню. Основанием для проверки могут быть отдельные положениячасти второйНалогового кодекса РФ, которые обязывают организации применять рыночные цены при определении налоговой базы. В частности, такие требования содержатся встатье 154(в отношении НДС),статье 211(в отношении НДФЛ),статье 250(в отношении налога на прибыль) Налогового кодекса РФ.

Объектом проверки могут быть любые сделки с взаимозависимыми лицами, в том числе бартерные операции, сделки на безвозмездной основе, расчеты по оплате труда в натуральной форме и др.*

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145 и ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615.

Специальные проверки проводятся на основании:

  • уведомлений о контролируемых сделках, которые организации (физические лица) обязаны направлять в налоговые инспекции (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, направившие уведомление);
  • извещений налоговых инспекций, проводящих выездные (камеральные) проверки (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, указанные в извещении);
  • результатов повторных налоговых проверок, в ходе которых были выявлены контролируемые сделки.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.

Уведомление о контролируемых сделках

Организации (физические лица), совершающие контролируемые сделки, доход от которых превышает величину, установленную на текущий календарный год, обязаны уведомлять об этом налоговые инспекции. Уведомление о контролируемой сделке должен подавать каждый из ее участников. Если обнаружится, что одна из сторон сделки не подала уведомление, налоговая инспекция направит извещение о совершенных ею сделках в ФНС России и одновременно может сообщить об этом в инспекцию по местонахождению другой стороны сделки. Если выяснится, что и вторая сторона сделки не подала соответствующее уведомление, ее тоже могут привлечь к налоговой ответственности.

Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 6 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ, пункта 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ и письма Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.

Сведения о контролируемых сделках направляются в налоговую инспекцию по месту учета (для крупнейших налогоплательщиков – по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20 мая года, следующего за тем, в котором такие сделки были совершены. То есть по контролируемым сделкам, совершенным в 2012 году, сведения нужно подать не позднее 20 мая 2013 года. Сведения можно представить в налоговую инспекцию как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ.

Форма, электронный формат и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках утверждены приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524. Дополнительные разъяснения по заполнению отдельных реквизитов формы приведены в письме ФНС России от 26 октября 2012 г. № ОА-4-13/18182.

Внимание: непредставление уведомлений о контролируемых сделках в установленный срок влечет за собой налоговую ответственность в виде штрафа. Размер штрафа установлен статьей 129.4 Налогового кодекса РФ и составляет 5000 руб.

Сведения о контролируемых сделках должны содержать информацию, указанную в пункте 3 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ: предмет сделки, сведения об участниках, сумму полученных доходов (понесенных расходов) и т. д. Стоимостные показатели внешнеэкономических сделок, выраженные в иностранной валюте, отражайте в уведомлениях в рублях по курсу Банка России на дату совершения операции в иностранной валюте.

Если совершалась группа однородных сделок, то эти сведения можно привести в целом по группе.

В течение 10 рабочих дней налоговая инспекция направит полученные сведения в ФНС России.

Такой порядок следует из пунктов 2, 3, 4 и 5 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 22 января 2013 г. № ОА-4-13/611.

Какие документы может требовать ФНС

По требованию ФНС России налогоплательщики, совершающие контролируемые сделки, обязаны представлять дополнительную документацию о таких сделках для проведения проверки (п. 1 и 2 ст. 105.15 НК РФ). Перечень сведений, которые должны быть отражены в представленной документации, приведен в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 105.15 Налогового кодекса РФ. Среди них – данные о деятельности налогоплательщика, связанной с совершением контролируемых сделок, информация о методах, использованных для определения рыночного уровня цен, сведения о проведенных корректировках налоговой базы и т. п.

Рекомендации по составлению такой документации (структура и состав сведений) приведены в приложении 1 к письму ФНС России от 30 августа 2012 г. № ОА-4-13/14433. Чтобы своевременно выявлять контролируемые сделки и анализировать применяемые в них цены, налоговое ведомство рекомендует подготавливать дополнительную документацию поэтапно. Перечень этапов, задачи каждого из них, а также методика анализа на каждом этапе подготовки документации приведены в приложении 2 к письму ФНС России от 30 августа 2012 г. № ОА-4-13/14433.

Дополнительную документацию о контролируемых сделках ФНС России может затребовать у налогоплательщиков не ранее 1 июня года, следующего за тем, в котором такие сделки были совершены (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

К истребованию документов для проведения специальных проверок применяется общий порядок (п. 7 ст. 105.17 и ст. 93.1 НК РФ). Подробнее об этом см. Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке и Каковы полномочия проверяющих при выездной налоговой проверке. А сами документы должны быть представлены в течение 30 рабочих дней с даты получения требования (п. 6 ст. 105.17 НК РФ).

ФНС России не может затребовать дополнительную документацию о контролируемых сделках:

  • в которых использованы регулируемые или согласованные с ФАС России цены;
  • совершенных между лицами, которые не являются взаимозависимыми;
  • с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
  • в отношении которых заключено соглашение о ценообразовании.

Это следует из положений пункта 4 статьи 105.15 Налогового кодекса РФ.

Что проверяет ФНС

В ходе специальных проверок контролируется правильность расчетов:

  • налога на прибыль;
  • НДС (только если одна из сторон сделки либо не является плательщиком НДС, либо освобождена от уплаты НДС);
  • НДПИ (только если одна из сторон сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах);
  • НДФЛ (только в части доходов, полученных индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами (ст. 227 НК РФ)).

Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.

Специальная проверка проводится представителями ФНС России по своему местонахождению на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой службы. Специальной проверкой может быть охвачено три календарных года, предшествующих году вынесения решения о проверке. При этом по сделкам, доходы от которых признаны в 2012 году, решение должно быть вынесено не позднее 31 декабря 2013 года.

Такой порядок предусмотрен пунктами 1, 2 и 5 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и пунктом 8 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Максимальный срок проведения специальной проверки – шесть месяцев. Однако по решению руководителя ФНС России этот срок может быть продлен до 12 месяцев.

По общему правилу специалисты ФНС России обязаны применять при проверке те же методы ценообразования, что и проверяемое лицо. Однако проверяющие могут применить и другие методы (исключение – наличие соглашения о ценообразовании). Это правомерно, если они докажут, что методы, использованные проверяемым лицом, не позволяют определить сопоставимость условий сделок.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

В последний день проверки представитель ФНС России обязан составить справку о проверке и вручить ее проверяемому лицу. Если в ходе проверки выявлено занижение налоговой базы, проверяющий составит акт, к которому предъявляются те же требования, что и к акту выездной налоговой проверки. Если организация не согласна с выводами проверяющих, в течение 20 дней с даты получения акта можно подать на него возражения в ФНС России. Рассмотрение возражений, а также принятие окончательного решения происходит по тем же правилам, как и при выездной (камеральной) налоговой проверке.

Такой порядок предусмотрен пунктами 8–14 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

Внимание: за неуплату (неполную уплату) налогов в связи с нарушением порядка ценообразования при совершении контролируемых сделок предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа.

Размер штрафа установлен статьей 129.3 Налогового кодекса РФ и составляет 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

Следует отметить, что штрафные санкции, предусмотренные статьей 129.3 Налогового кодекса РФ, не будут применяться при выявлении нарушений, допущенных в течение 2012–2013 годов. Более того, за такие нарушения не будут взыскиваться и штрафы, предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса РФ.

Такой вывод следует из пункта 8 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.

Если специальная проверка повлекла за собой доначисление доходов и налогов одной стороне контролируемой сделки (продавцу, исполнителю), у второй стороны возникает право на симметричную корректировку. То есть для целей налогообложения покупатель (заказчик) может оценить свои расходы не по фактическим условиям сделки, а по рыночной цене, установленной проверяющими. Однако воспользоваться этим правом второй участник сможет только при выполнении двух условий:

  • первый участник погасил возникшую у него задолженность (недоимку) по налогу;
  • расходы, понесенные вторым участником, не относятся к нормируемым.

Нормируемые расходы второй участник сделки вправе признать только в пределах установленных норм. Например, такая ситуация может возникнуть в отношениях между участниками договора займа. Если ставка процентов по предоставленному займу не соответствует рыночному уровню, заимодавцу доначислят дополнительный доход, с которого он должен будет заплатить налог на прибыль. Но если рыночный уровень процентов превышает нормы, предусмотренные статьей 269 Налогового кодекса РФ, в рамках симметричной корректировки заемщик сможет увеличить свои затраты только до установленного предела.

Это следует из положений пунктов 1 и 2 статьи 105.18 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 28 августа 2012 г. № 03-01-17/6-111.

О своем праве на корректировку второй участник сделки узнает из соответствующего уведомления ФНС России. Уведомление может быть передано тремя способами: лично представителю организации под расписку, заказным письмом по почте либо в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Кроме того, второй участник сделки может сам обратиться в налоговую службу с заявлением о выдаче уведомления.

Форма (электронный формат) уведомления о возможности симметричных корректировок должна быть утверждена ФНС России.

Симметричные корректировки можно отразить в соответствующих налоговых декларациях, не меняя показатели налоговых регистров и не переоформляя первичные документы. При этом если у второго участника сделки возникло право на возврат налога, то его можно вернуть или произвести зачет по общим правилам.

Об этом сказано в пунктах 3–5 статьи 105.18 Налогового кодекса РФ.

Если впоследствии решение по результатам специальной проверки было отменено (полностью или частично) или признано недействительным, а симметричные корректировки уже были произведены, то обязательна процедура обратной корректировки. Это значит, что второй участник сделки получит соответствующее уведомление от налоговой инспекции по месту учета с расчетом обратных корректировок. Пени в такой ситуации не начисляются. Форма уведомления должна быть утверждена ФНС России. Обратные корректировки должны быть сделаны в течении одного месяца с даты получения уведомления. И только после этого первый участник сделки сможет вернуть (зачесть) излишне взысканный налог.

Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 105.18 Налогового кодекса РФ.

Сергей Разгулин,

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

5. Условия признания лиц взаимозависимыми

Условия признания лиц взаимозависимыми*

1) По доле участия.
2) По функции исполнительного органа и полномочиям, связанным с его назначением (избранием).
3) По другим критериям.

Взаимозависимые лица Условия признания взаимозависимыми Основание
По доле участия
Организации А и В Апрямо и (или) косвенно участвует в В с долей более 25% подп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Физическое лицо F прямо и (или) косвенно участвует** в организациях:
А (с долей более 25%)
и
В (с долей более 25%)
подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация D прямо и (или) косвенно участвует в организациях:
А (с долей более 25%)
и
В (с долей более 25%)
подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации и (или) физические лица А, В, С, D (количество неограниченно) А прямо участвует в В (с долей более 50%), В прямо участвует в С (с долей более 50%), С прямо участвует в D (с долей более 50%)** подп. 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и физическое лицо F F прямо и (или) косвенно участвует** в А (с долей более 25%) подп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ*
По функции исполнительного органа и полномочиям, связанным с его назначением (избранием)
Организация А и организация В В имеет полномочия по назначению (избранию):
– единоличного исполнительного органа А
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А
подп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и физическое лицо F (а также его супруг (супруга) и родственники, указанные вподп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)* Физическое лицо F имеет полномочия по назначению (избранию):
– единоличного исполнительного органа А
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А*
подп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ*
Организации А, В, С (количество неограниченно) Физическое лицо F (а также его родственники, указанные в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) назначило (-и):
– единоличный исполнительный орган А, В, С
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С
подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Организация D назначила:
– единоличный исполнительный орган А, В, С
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С
подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Более 50% коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С составляют одни и те же физические лица (совместно с их супругами и родственниками, указанными в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) подп. 6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и организация В В выполняет функции единоличного исполнительного органа А подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и физическое лицо F* Физическое лицо F выполняет функции единоличного исполнительного органа А* подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ*
Организации А, В, С (количество неограниченно) Физическое лицо F выполняет функции единоличного исполнительного органа А, В, С подп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Организация D выполняет функции единоличного исполнительного органа А, В, С подп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Другие критерии
Физическое лицо F и физическое лицо G F подчиняется G по должностному положению подп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Физическое лицо, его (супруг (супруга) и родственники (родители (усыновители), дети (усыновленные), полнородные (неполнородные) братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный) Безусловно подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации и (или) физические лица На основании иных условий, когда отношения между лицами обладают признаками взаимозависимости и лица сами признали себя взаимозависимыми п. 6 ст. 105.1 НК РФ
Организации и (или) физические лица На основании иных условий (при наличии признаков взаимозависимости, поименованных в п. 1 ст. 105.1 НК РФ) по решению суда п. 7 ст. 105.1 НК РФ


* Условия признания лиц взаимозависимыми, указанные в настоящей таблице, необходимо применять совместно с положениями пункта 1 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ.

** Доля участия физического лица определяется как сумма его доли и долей его супруга (супруги) и родственников, указанных в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 105.1 НК РФ).

6. Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)

Вид сделки Совокупность критериев, при наличии которых сделка признается контролируемой Обстоятельства, при которых сделка не признается контролируемой
Условия сделки Годовая сумма доходов по сделке*
Стороной сделки является иностранное лицо
Сделки междувзаимозависимыми лицами(п. 1 ст. 105.14 НК РФ)* Любые Свыше 80 млн руб.** Отсутствуют*
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами
(подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Цепочка посредников связывает взаимозависимых лиц, при этом сами посредники:

  • не выполняют никаких функций, кроме организации исполнения сделки;
  • не несут никаких рисков;
  • не используют никакие активы для организации исполнения сделки
Свыше 80 млн руб.** Стороной сделки является плательщик ЕСХН или ЕНВД (п. 2 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ)
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли
(подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Предметом сделки является товар, который входит в одну из следующих товарных групп:

  • нефть (товары, выработанные из нефти);
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы;
  • драгоценные камни
    (п. 5 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 80 млн руб.***
(п. 7 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Сделки с участием иностранного лица, которое зарегистрировано (проживает) или является резидентом страны, поименованной в перечне, утвержденном приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н
(подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)
Любые Свыше 80 млн руб.***
(п. 7 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Стороны сделки (а также выгодоприобретатели) зарегистрированы (имеют местожительство) в России либо являются ее налоговыми резидентами
Сделки междувзаимозависимыми лицами
(п. 2 ст. 105.14 НК РФ)*
Один из участников сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах
(подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 80 млн руб.****
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Хотя бы одна из сторон сделки платит ЕСХН или ЕНВД, а другая сторона (хотя бы один из других участников) сделки не применяет такие режимы
(подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 80 млн руб.*****
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или является участником проекта «Сколково», который применяет ставку 0 процентов, а другая сторона (стороны) не относится к таким категориям организаций
(подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 80 млн руб.****
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)
Все остальные сделки без дополнительных условий Свыше 2 млрд руб.*****
(подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ и п. 3 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ)
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)

Сторонами сделки являются лица, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям:

  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • не имеют убытков, принимаемых для целей налога на прибыль (включая убытки прошлых лет, переносимые на будущее)
    (подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)


* Годовая сумма доходов по сделке определяется с учетом следующего:

  • в качестве года принимается один календарный год;
  • в совокупном годовом доходе учитываются доходы, которые признаются по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ;
  • учитываются доходы, которые признаны начиная с 1 января 2013 года.

Такой порядок следует из пункта 9 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ и пунктов 5 и 6 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

** По общему правилу такие сделки признаются контролируемыми независимо от годовой суммы дохода по ним. Однако в 2013 году сделки с доходом не более 80 млн руб., совершенные с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами), контролироваться не будут. Более того, организации, которые в 2013 году совершат такие сделки, не обязаны уведомлять о них налоговую службу. Такой вывод следует из совокупности норм пункта 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, пункта 1 статьи 105.16 и статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

*** Несмотря на то что в пункте 7 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ указан стоимостный критерий в 60 млн. руб., сделки с доходом свыше 60 и не более 80 млн руб., совершенные в 2013 году с одним лицом, контролироваться не будут. Более того, организации, которые в 2013 году совершат такие сделки, не обязаны уведомлять о них налоговую службу. Такой вывод следует из совокупности норм пункта 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, пункта 7 статьи 105.14, пункта 1 статьи 105.16, статьи 105.17 Налогового кодекса РФ. Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59).

**** Несмотря на то что в абзаце 1 пункта 3 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ указан стоимостный критерий в 60 млн руб., сделки с совокупным доходом свыше 60 и не более 80 млн руб., совершенные в 2013 году, контролироваться не будут. Более того, организации, которые в 2013 году совершат такие сделки, не обязаны уведомлять о них налоговую службу. Такой вывод следует из совокупности норм пункта 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, абзаца 1 пункта 3 статьи 105.14, пункта 9 статьи 105.14, пункта 1 статьи 105.16, статьи 105.17 Налогового кодекса РФ. Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59).

***** Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59). Если по отношению к организации контрагент был взаимозависимым лицом не целый год, а определенный период времени, в расчет включайте сумму доходов, полученных по сделкам с таким контрагентом только за этот период (письмо Минфина России от 1 октября 2012 г. № 03-01-18/7-133).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка