Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В январе у вас новые сроки отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24
15 марта 2013 35 просмотров

Индивидуальный предприниматель родитель продает Индивидуальному предпринимателю сыну склад, рыночная стоимость склада 80000 тыс. руб, остаточная 45000 тыс. руб, цена сделки 40000 тыс. руб. Свидетельство на право собственности на склад оформлено на родителя как на физ. лицо, сдача в аренду идет по УСН 6%. Как я понимаю понятия рыночной цены сейчас отсутствует, но есть контролируемые сделки. Как родитель будет платить налог с продажи склада: по УСН или НДФЛ, если по НДФЛ можно ли уменьшить на сумму расходов при приобретении склада? Чем грозит реализация у взаимозависимых лиц ниже рыночной цены?

Выручку от реализации объекта недвижимости при расчете единого налога включите в состав доходов. При этом в налоговом учете доходы признаются только по мере фактического поступления денежных средств. Так как индивидуальный предприниматель применяет УСН с объектом доходы, то заплатите налог по ставке 6% со всего дохода от продажи без учета расходов по приобретению недвижимости. Доходы от продажи недвижимости освобождаются от уплаты НДФЛ, так как доход, получен от осуществления деятельности, облагаемой по УСН.

Согласно статье 105.14 НК РФ, данная сделка не является контролируемой. Однако ИП-родитель и ИП-сын признаются взаимозависимыми лицами в силу родства, а это означает, что в ходе выездной проверки налоговая инспекция может проверить соответствие сделки рыночной цене, поэтому существует риск доначисления единого налога в случае отклонения цены продажи имущества от рыночной цены более чем на 20% в меньшую сторону. Обратите внимание, что согласно пункту 3 статьи 346.16 НК РФ при продаже основного средства до истечения трех лет с момента учета расходов на его приобретение (для объектов со сроком полезного использования более 15 лет – до истечения 10 лет с момента покупки) нужно пересчитать налоговую базу по единому налогу, уплатить недоимку, а также пени за каждый день просрочки оплаты.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как отразить при налогообложении продажу основных средств

<…>

УСН

Независимо от выбранного объекта налогообложения выручку от реализации основного средствапри расчете единого налоганужно включить в состав доходов (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).*

Организации, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, не вправе уменьшать налоговую базу на величину остаточной стоимости продаваемого объекта. Такие расходы отсутствуют в закрытом перечне, приведенном в статье 346.16 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 7 июля 2011 г. № 03-11-06/2/105, от 20 ноября 2008 г. № 03-11-04/2/174 и от 27 мая 2005 г. № 03-03-02-04/1/131. Позицию контролирующих ведомств разделяют и некоторые арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 24 марта 2008 г. № Ф09-4976/07-С3, Поволжского округа от 19 декабря 2006 г. № А57-181/06-7).

Если организация продает основное средство до истечения нормативных сроков, установленных вабзаце 14пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, единый налогпридется пересчитать за весь период эксплуатации объекта.*

<…>

Другие расходы, связанные с продажей основного средства (например, расходы на хранение, упаковку, обслуживание, транспортировку и т. д.), учтите при расчете единого налога, только если они предусмотрены встатье 346.16Налогового кодекса РФ.*

<…>

Сергей Разгулин,

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Рекомендация: Как пересчитать единый налог при упрощенке, если основное средство (нематериальный актив) было реализовано до истечения нормативных сроков

Восстановление расходов

При реализации (передаче) основных средств и нематериальных активов до истечения нормативных сроков восстановите ранее списанные расходы в виде стоимости этих активов.* Пересчитать единый налог нужно, если реализуются (передаются) как объекты, приобретенные до перехода на упрощенку, так и объекты, приобретенные в период применения этого спецрежима.

<…>

Пересчет единого налога

Пересчитайте единый налог при упрощенке, если организация реализует (передает) основное средство (нематериальный актив) со сроком полезного использования 15 лет или менее раньше трех лет с момента учета расходов на его приобретение (сооружение, изготовление, модернизацию, реконструкцию и т. д.) в составе налоговой базы (абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).* Моментом учета расходов на приобретение (сооружение, изготовление, модернизацию, реконструкцию и т. д.) объекта считайте последний день отчетного (налогового) периода, в котором они были учтены при расчете единого налога (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Подробнее об этом см.:

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Рекомендация: Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложенияКогда проводится проверка

Правильность применения цен для целей налогообложения контролируют представители ФНС России в ходеспециальных проверок. Специальные проверки проводятся при одновременном выполнении двух условий:

  • организация совершаетконтролируемые сделки;
  • суммарный доход от контролируемых сделок, совершенных в 2012 году, превысил 100 млн руб. (в 2013 году – 80 млн руб.) Эта величина определяется по правилам признания доходов, установленнымглавой 25Налогового кодекса РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

Такой порядок предусмотренстатьей 105.17Налогового кодекса РФ ипунктом 7статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.*

Внимание: новый порядок налогового контроля за трансфертным ценообразованием применяется к сделкам, доходы (расходы) по которым признаны начиная с 1 января 2012 года, независимо от даты заключения договоров. В отношении сделок, доходы (расходы) по которым были признаны раньше, применяются положения статей 20 и 40 Налогового кодекса РФ. Такой порядок предусмотрен пунктами 5–6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Специальные проверки никак не связаны с проведением камеральных и выездных налоговых проверок и не зависят от их периодичности. Это следует из положений пунктов 1–2 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в рамках выездной (камеральной) проверки проконтролировать правильность ценообразования по сделкам, которые не признаются контролируемыми, но совершены между взаимозависимыми лицами

Да, может.

Сделки междувзаимозависимыми лицамиподразделяются на две группы:
контролируемые(соответствующие критериямст. 105.14 НК РФ);
– неконтролируемые.*

О совершении контролируемых сделок организации обязаны самостоятельно информировать налоговые инспекции. Правильность ценообразования в таких сделках представители ФНС России устанавливают в ходе специальных проверок.

Подавать в налоговые инспекции сведения о неконтролируемых сделках организации не обязаны. Однако, обнаружив факт совершения таких сделок в ходе выездной (камеральной) проверки, инспекция вправе проверить, соответствует ли цена сделки рыночному уровню. Основанием для проверки могут быть отдельные положениячасти второйНалогового кодекса РФ, которые обязывают организации применять рыночные цены при определении налоговой базы. В частности, такие требования содержатся встатье 154(в отношении НДС),статье 211(в отношении НДФЛ),статье 250(в отношении налога на прибыль) Налогового кодекса РФ.

Объектом проверки могут быть любые сделки с взаимозависимыми лицами, в том числе бартерные операции, сделки на безвозмездной основе, расчеты по оплате труда в натуральной форме и др.*

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145 и ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615.

Специальные проверки проводятся на основании:

  • уведомлений о контролируемых сделках, которые организации (физические лица) обязаны направлять в налоговые инспекции (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, направившие уведомление);
  • извещений налоговых инспекций, проводящих выездные (камеральные) проверки (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, указанные в извещении);
  • результатов повторных налоговых проверок, в ходе которых были выявлены контролируемые сделки.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.

Уведомление о контролируемых сделках

Организации (физические лица), совершающие контролируемые сделки, доход от которых превышает величину, установленную на текущий календарный год, обязаны уведомлять об этом налоговые инспекции. Уведомление о контролируемой сделке должен подавать каждый из ее участников. Если обнаружится, что одна из сторон сделки не подала уведомление, налоговая инспекция направит извещение о совершенных ею сделках в ФНС России и одновременно может сообщить об этом в инспекцию по местонахождению другой стороны сделки. Если выяснится, что и вторая сторона сделки не подала соответствующее уведомление, ее тоже могут привлечь к налоговой ответственности.

Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 6 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ, пункта 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ и письма Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.

Сведения о контролируемых сделках направляются в налоговую инспекцию по месту учета (для крупнейших налогоплательщиков – по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20 мая года, следующего за тем, в котором такие сделки были совершены. То есть по контролируемым сделкам, совершенным в 2012 году, сведения нужно подать не позднее 20 мая 2013 года. Сведения можно представить в налоговую инспекцию как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ.

Форма, электронный формат и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках утверждены приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524. Дополнительные разъяснения по заполнению отдельных реквизитов формы приведены в письме ФНС России от 26 октября 2012 г. № ОА-4-13/18182.

Внимание: непредставление уведомлений о контролируемых сделках в установленный срок влечет за собой налоговую ответственность в виде штрафа. Размер штрафа установлен статьей 129.4 Налогового кодекса РФ и составляет 5000 руб.

Сведения о контролируемых сделках должны содержать информацию, указанную в пункте 3 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ: предмет сделки, сведения об участниках, сумму полученных доходов (понесенных расходов) и т. д. Стоимостные показатели внешнеэкономических сделок, выраженные в иностранной валюте, отражайте в уведомлениях в рублях по курсу Банка России на дату совершения операции в иностранной валюте.

Если совершалась группа однородных сделок, то эти сведения можно привести в целом по группе.

В течение 10 рабочих дней налоговая инспекция направит полученные сведения в ФНС России.

Такой порядок следует из пунктов 2, 3, 4 и 5 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 22 января 2013 г. № ОА-4-13/611.

Какие документы может требовать ФНС

По требованию ФНС России налогоплательщики, совершающие контролируемые сделки, обязаны представлять дополнительную документацию о таких сделках для проведения проверки (п. 1 и 2 ст. 105.15 НК РФ). Перечень сведений, которые должны быть отражены в представленной документации, приведен в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 105.15 Налогового кодекса РФ. Среди них – данные о деятельности налогоплательщика, связанной с совершением контролируемых сделок, информация о методах, использованных для определения рыночного уровня цен, сведения о проведенных корректировках налоговой базы и т. п.

Рекомендации по составлению такой документации (структура и состав сведений) приведены в приложении 1 к письму ФНС России от 30 августа 2012 г. № ОА-4-13/14433. Чтобы своевременно выявлять контролируемые сделки и анализировать применяемые в них цены, налоговое ведомство рекомендует подготавливать дополнительную документацию поэтапно. Перечень этапов, задачи каждого из них, а также методика анализа на каждом этапе подготовки документации приведены в приложении 2 к письму ФНС России от 30 августа 2012 г. № ОА-4-13/14433.

Дополнительную документацию о контролируемых сделках ФНС России может затребовать у налогоплательщиков не ранее 1 июня года, следующего за тем, в котором такие сделки были совершены (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

К истребованию документов для проведения специальных проверок применяется общий порядок (п. 7 ст. 105.17 и ст. 93.1 НК РФ). Подробнее об этом см. Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке и Каковы полномочия проверяющих при выездной налоговой проверке. А сами документы должны быть представлены в течение 30 рабочих дней с даты получения требования (п. 6 ст. 105.17 НК РФ).

ФНС России не может затребовать дополнительную документацию о контролируемых сделках:

  • в которых использованы регулируемые или согласованные с ФАС России цены;
  • совершенных между лицами, которые не являются взаимозависимыми;
  • с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
  • в отношении которых заключено соглашение о ценообразовании.

Это следует из положений пункта 4 статьи 105.15 Налогового кодекса РФ.

Что проверяет ФНС

В ходе специальных проверок контролируется правильность расчетов:

  • налога на прибыль;
  • НДС (только если одна из сторон сделки либо не является плательщиком НДС, либо освобождена от уплаты НДС);
  • НДПИ (только если одна из сторон сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах);
  • НДФЛ (только в части доходов, полученных индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами (ст. 227 НК РФ)).

Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.

Специальная проверка проводится представителями ФНС России по своему местонахождению на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой службы. Специальной проверкой может быть охвачено три календарных года, предшествующих году вынесения решения о проверке. При этом по сделкам, доходы от которых признаны в 2012 году, решение должно быть вынесено не позднее 31 декабря 2013 года.

Такой порядок предусмотрен пунктами 1, 2 и 5 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и пунктом 8 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Максимальный срок проведения специальной проверки – шесть месяцев. Однако по решению руководителя ФНС России этот срок может быть продлен до 12 месяцев.

По общему правилу специалисты ФНС России обязаны применять при проверке те же методы ценообразования, что и проверяемое лицо. Однако проверяющие могут применить и другие методы (исключение – наличие соглашения о ценообразовании). Это правомерно, если они докажут, что методы, использованные проверяемым лицом, не позволяют определить сопоставимость условий сделок.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

В последний день проверки представитель ФНС России обязан составить справку о проверке и вручить ее проверяемому лицу. Если в ходе проверки выявлено занижение налоговой базы, проверяющий составит акт, к которому предъявляются те же требования, что и к акту выездной налоговой проверки. Если организация не согласна с выводами проверяющих, в течение 20 дней с даты получения акта можно подать на него возражения в ФНС России. Рассмотрение возражений, а также принятие окончательного решения происходит по тем же правилам, как и при выездной (камеральной) налоговой проверке.

Такой порядок предусмотрен пунктами 8–14 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

Внимание: за неуплату (неполную уплату) налогов в связи с нарушением порядка ценообразования при совершении контролируемых сделок предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа.

Размер штрафа установлен статьей 129.3 Налогового кодекса РФ и составляет 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

Следует отметить, что штрафные санкции, предусмотренные статьей 129.3 Налогового кодекса РФ, не будут применяться при выявлении нарушений, допущенных в течение 2012–2013 годов. Более того, за такие нарушения не будут взыскиваться и штрафы, предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса РФ.

Такой вывод следует из пункта 8 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.

Если специальная проверка повлекла за собой доначисление доходов и налогов одной стороне контролируемой сделки (продавцу, исполнителю), у второй стороны возникает право на симметричную корректировку. То есть для целей налогообложения покупатель (заказчик) может оценить свои расходы не по фактическим условиям сделки, а по рыночной цене, установленной проверяющими. Однако воспользоваться этим правом второй участник сможет только при выполнении двух условий:

  • первый участник погасил возникшую у него задолженность (недоимку) по налогу;
  • расходы, понесенные вторым участником, не относятся к нормируемым.

Нормируемые расходы второй участник сделки вправе признать только в пределах установленных норм. Например, такая ситуация может возникнуть в отношениях между участниками договора займа. Если ставка процентов по предоставленному займу не соответствует рыночному уровню, заимодавцу доначислят дополнительный доход, с которого он должен будет заплатить налог на прибыль. Но если рыночный уровень процентов превышает нормы, предусмотренные статьей 269 Налогового кодекса РФ, в рамках симметричной корректировки заемщик сможет увеличить свои затраты только до установленного предела.

Это следует из положений пунктов 1 и 2 статьи 105.18 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 28 августа 2012 г. № 03-01-17/6-111.

О своем праве на корректировку второй участник сделки узнает из соответствующего уведомления ФНС России. Уведомление может быть передано тремя способами: лично представителю организации под расписку, заказным письмом по почте либо в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Кроме того, второй участник сделки может сам обратиться в налоговую службу с заявлением о выдаче уведомления.

Форма (электронный формат) уведомления о возможности симметричных корректировок должна быть утверждена ФНС России.

Симметричные корректировки можно отразить в соответствующих налоговых декларациях, не меняя показатели налоговых регистров и не переоформляя первичные документы. При этом если у второго участника сделки возникло право на возврат налога, то его можно вернуть или произвести зачет по общим правилам.

Об этом сказано в пунктах 3–5 статьи 105.18 Налогового кодекса РФ.

Если впоследствии решение по результатам специальной проверки было отменено (полностью или частично) или признано недействительным, а симметричные корректировки уже были произведены, то обязательна процедура обратной корректировки. Это значит, что второй участник сделки получит соответствующее уведомление от налоговой инспекции по месту учета с расчетом обратных корректировок. Пени в такой ситуации не начисляются. Форма уведомления должна быть утверждена ФНС России. Обратные корректировки должны быть сделаны в течении одного месяца с даты получения уведомления. И только после этого первый участник сделки сможет вернуть (зачесть) излишне взысканный налог.

Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 105.18 Налогового кодекса РФ.

Сергей Разгулин,

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

4. Статья: Коммерческую недвижимость продает ИП: как выгоднее

<…>

Если коммерсант применяет УСН с объектом доходы, он заплатит налог по ставке 6% со всего дохода от продажи без учета расходов по приобретению недвижимости.* При объекте доходы минус расходы в некоторых случаях придется учитывать не только доходы от продажи имущества, входившего в состав основных средств, но и корректировать ранее учтенные расходы. Напомним, согласно пункту 3 статьи 346.16 НК РФ при продаже основного средства до истечения трех лет с момента учета расходов на его приобретение (для объектов со сроком полезного использования более 15 лет – до истечения 10 лет с момента покупки) нужно пересчитать налоговую базу за весь период его использования, доначислить налог и пени. При этом в расходах следует оставить только сумму амортизации, начисленной по правилам главы 25 НК РФ.* Если же имущество не входило в состав основных средств, а учитывалось как покупной товар, то в налоговую базу включаются доходы от продажи и расходы на покупку.

<…>

«УПРОЩЕНКА», №8, АВГУСТ 2010

5. Статья: Применение УСН освобождает от уплаты НДФЛ

Если коммерсант недвижимое имущество использует в предпринимательской деятельности, в отношении которой применяет УСН, доходы от его продажи не облагаются НДФЛ. Связано это с тем, что согласнопункту 24статьи 217 НК РФ коммерсанты освобождены от уплаты НДФЛ в отношении доходов, полученных от осуществления деятельности, облагаемой по УСН (письмо Минфина России от 08.09.2011 № 03-11-11/226).*

«БУХГАЛТЕРИЯ ИП», №8, НОЯБРЬ 2011

6. Статья: Расширен перечень сделок, которые проконтролируют

В 2013 и 2014 годах лимиты для отнесения сделок к контролируемым будут снижаться. Снизится и лимит, при котором о контролируемых сделках нужно будет сообщать в налоговую инспекцию.

Контролируемые сделки

Сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами, цены в которых налоговики вправе проверить на соответствие рыночным, называются контролируемыми. Основание – статья 115.14 Налогового кодекса РФ.

Право контролировать такие сделки за некоторым исключением возникает, если по ним превышен установленный лимит доходов.

К сделкам между взаимозависимыми лицами могут приравнять:

  • сделки с участием посредников, которые формально не являются взаимозависимыми. Это может произойти, в случае если эти посредники не выполняют никаких дополнительных функций, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для перепродажи продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним взаимозависимым лицом другому;
  • сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (черные и цветные металлы, минеральные удобрения, нефть и продукты переработки, драгоценности);
  • сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, предоставляющие льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорное предприятие).

Контролировать применение цен налоговики будут в рамках отдельной проверки, которую они проведут по месту своего нахождения (п. 2 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.17 Налогового кодекса РФ).

Поможет им в проведении проверки информация, которую из разных источников соберет их новое подразделение – Межрегиональная инспекция по ценообразованию для целей налогообложения (МИ ФНС России по ценам).

Новые правила

Вступили в силу новые критерии для признания сделок контролируемыми. В 2013 году количество взаимозависимых сделок, которые попадут под проверку, увеличится. Это произойдет из-за того, что уменьшился лимит доходов, который должен быть превышен для признания сделок контролируемыми. В 2013 году он таков:

  • 0 руб. по совокупности сделок по реализации продукции, товаров, работ и услуг, совершаемых при посредничестве фирм, формально не являющихся взаимозависимыми. Но при этом данные фирмы не выполняют никаких дополнительных функций, не принимают на себя никаких рисков и не используют активов (письмо Минфина России от 9 апреля 2012 г. № 03-01-18/3-46);
  • 60 млн руб., если стороны взаимозависимы и:
    одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ и исчисляет его по налоговой ставке, выраженной в процентах. При этом предметом сделки должно быть добытое полезное ископаемое;
    хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль;
    одна из сторон сделки применяет ставку 0 процентов по налогу на прибыль в связи с тем, что является участником проекта «Сколково»;
  • 60 млн руб. независимо от аффилированности, если:
    это сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
    контрагент по сделке расположен в офшоре;
  • 100 млн руб., если среди участников сделок или их совокупности есть как плательщики ЕНВД или ЕСХН, так и лица, не уплачивающие эти налоги;
  • 2 млрд руб. по остальным сделкам с взаимозависимыми лицами. (Cделки между предприятиями, зарегистрированными в одном субъекте РФ, которые не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и не имеют убытков, могут не признаваться контролируемыми (п. 4 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ)).

Сумма доходов за календарный год определяется путем сложения сумм доходов по сделкам со всеми взаимозависимыми лицами. При этом факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом (письмо Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-01-18/6-122).

Если лимит по сделкам не превышен, то они не будут признаваться контролируемыми и подлежать контролю со стороны налоговиков.

<…>

«УЧЕТ В ПРОИЗВОДСТВЕ», №1, ЯНВАРЬ 2013

7. Условия признания лиц взаимозависимыми

Условия признания лиц взаимозависимыми*

1) По доле участия.
2) По функции исполнительного органа и полномочиям, связанным с его назначением (избранием).
3) По другим критериям.

Взаимозависимые лица Условия признания взаимозависимыми Основание
По доле участия
Организации А и В Апрямо и (или) косвенно участвует в В с долей более 25% подп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Физическое лицо F прямо и (или) косвенно участвует** в организациях:
А (с долей более 25%)
и
В (с долей более 25%)
подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация D прямо и (или) косвенно участвует в организациях:
А (с долей более 25%)
и
В (с долей более 25%)
подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации и (или) физические лица А, В, С, D (количество неограниченно) А прямо участвует в В (с долей более 50%), В прямо участвует в С (с долей более 50%), С прямо участвует в D (с долей более 50%)** подп. 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и физическое лицо F F прямо и (или) косвенно участвует** в А (с долей более 25%) подп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ*
По функции исполнительного органа и полномочиям, связанным с его назначением (избранием)
Организация А и организация В В имеет полномочия по назначению (избранию):
– единоличного исполнительного органа А
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А
подп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и физическое лицо F (а также его супруг (супруга) и родственники, указанные вподп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)* Физическое лицо F имеет полномочия по назначению (избранию):
– единоличного исполнительного органа А
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А*
подп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ*
Организации А, В, С (количество неограниченно) Физическое лицо F (а также его родственники, указанные в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) назначило (-и):
– единоличный исполнительный орган А, В, С
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С
подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Организация D назначила:
– единоличный исполнительный орган А, В, С
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С
подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Более 50% коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С составляют одни и те же физические лица (совместно с их супругами и родственниками, указанными в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) подп. 6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и организация В В выполняет функции единоличного исполнительного органа А подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и физическое лицо F* Физическое лицо F выполняет функции единоличного исполнительного органа А* подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ*
Организации А, В, С (количество неограниченно) Физическое лицо F выполняет функции единоличного исполнительного органа А, В, С подп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Организация D выполняет функции единоличного исполнительного органа А, В, С подп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Другие критерии
Физическое лицо F и физическое лицо G F подчиняется G по должностному положению подп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Физическое лицо, его (супруг (супруга) и родственники (родители (усыновители), дети (усыновленные), полнородные (неполнородные) братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный) Безусловно подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации и (или) физические лица На основании иных условий, когда отношения между лицами обладают признаками взаимозависимости и лица сами признали себя взаимозависимыми п. 6 ст. 105.1 НК РФ
Организации и (или) физические лица На основании иных условий (при наличии признаков взаимозависимости, поименованных в п. 1 ст. 105.1 НК РФ) по решению суда п. 7 ст. 105.1 НК РФ


* Условия признания лиц взаимозависимыми, указанные в настоящей таблице, необходимо применять совместно с положениями пункта 1 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ.

** Доля участия физического лица определяется как сумма его доли и долей его супруга (супруги) и родственников, указанных в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 105.1 НК РФ).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка