Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
18 марта 2013 3 просмотра

Ситуация: в 2012 забыли отразить в учете ар плату за аренду склада, точнее договор на аренду склада принесли в бухгалтерию в декабре 2012, срок аренды с 01 мая 2012 по 30 апреля 2013.Вопрос:1)можно ли провести в бух учете и в налоговом учете единовременно всю сумму ар платы за 2012 год в декабре 2012 (годовой отчет еще не сдали)?2)как быть с НДС? когда арендодатель должен выставить с/ф на сумму ар платы? можно ли выставить только один с/ф на годовую сумму ар платы датой 30 апреля 2013-дата окончания договора аренды? или нужно выставлять с/ф на каждый месяц аренды склада в 2012 г и соответственно 2013г.

Уважаемая Вера Евгеньевна!

В ответ на Ваш вопрос от 18.03.2013г. «сообщаем следующее: В бухгалтерском учете нужно отразить арендные платежи в декабре 2012 года. При расчете налога на прибыль за 2012 год организация может включить расходы на арендные платежи в декабре 2012 года. В случае, когда договор аренды заключен на несколько налоговых периодов, счета-фактуры арендодателю нужно выставлять в течение пяти дней по истечении квартала.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация:Как исправить ошибки в бухучете и бухгалтерской отчетности

Ошибки, выявленные в бухучете и бухгалтерской отчетности, должны быть исправлены (п. 4 ПБУ 22/2010).

Причины ошибок

Ошибки могут быть обусловлены:
– неправильным применением законодательства о бухучете;
– неправильным применением учетной политики организации;
– неточностями в вычислениях;
– неправильной классификацией (оценкой) фактов хозяйственной деятельности организации;
– недобросовестными действиями должностных лиц.

Не являются ошибками неточности (пропуски) в отражении хозяйственной операции, выявленные при получении новой информации об этой операции (которая не была доступна на момент ее отражения (неотражения) в бухучете (отчетности)).

Об этом сказано в пункте 2 ПБУ 22/2010.

Основание для исправлений

Исправления в бухучет вносите на основании подтверждающих документов (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Ими могут быть:
– первичные документы, не отраженные в учете в соответствующем отчетном периоде;
бухгалтерские справки с обоснованием исправлений.

Виды ошибок

Порядок исправления ошибок в бухучете и отчетности зависит от характера допущенной ошибки и от того, в какой период она была совершена и обнаружена. На практике возможны следующие варианты:
ошибка выявлена до окончания года, в котором она была совершена;
ошибка обнаружена после окончания года, но до даты подписания отчетности;
ошибка выявлена после подписания отчетности, но до даты ее представления внешним пользователям;
ошибка обнаружена после представления подписанной отчетности внешним пользователям, но до даты ее утверждения;
ошибка выявлена после утверждения годовой отчетности.

Ошибка выявлена до окончания года

Если ошибка выявлена до окончания года, в котором она была совершена, то исправительные записи внесите в том месяце отчетного периода, когда ошибка была обнаружена (п. 5 ПБУ 22/2010).

Пример исправления ошибки в бухучете. Ошибка обнаружена до окончания года при составлении отчетности за полугодие

17 мая 2013 года бухгалтер ЗАО «Альфа» обнаружил, что в I квартале 2013 года в бухучете расходы на рекламу были ошибочно списаны в сумме 25 000 руб. (без НДС). Тогда как фактически сумма расходов составила 23 000 руб. (без НДС).

Ошибка совершена и выявлена в пределах одного года. Поэтому исправить ее нужно на тех же счетах бухучета в том месяце, когда ее обнаружили. В мае бухгалтер внес исправления на основании бухгалтерской справки:

Дебет 44 Кредит 60
– 25 000 руб. – сторнирована задолженность перед поставщиком;

Дебет 90-2 Кредит 44
– 25 000 руб. – сторнированы расходы по обычным видам деятельности;

Дебет 44 Кредит 60
– 23 000 руб. – отражена задолженность перед поставщиком;

Дебет 90-2 Кредит 44
– 23 000 руб. – списаны на расходы по обычным видам деятельности расходы на рекламу.

22 июня 2013 года бухгалтер ЗАО «Альфа» обнаружил, что в I квартале 2013 года в бухучете был неправильно отражен начисленный транспортный налог. Вместо 210 000 руб. было отражено 180 000 руб. В налоговой отчетности ошибки нет.

Ошибка была найдена до окончания года, поэтому ее отразили в составе расходов по обычным видам деятельности отчетного периода. Исправления в бухучет внесли на основании бухгалтерской справки:

Дебет 20 Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
– 30 000 руб. – отражено доначисление транспортного налога за I квартал 2013 года.

Ошибка обнаружена после окончания года, но до подписания отчетности

Если ошибка была обнаружена после окончания года, но до даты подписания отчетности, то исправительные записи нужно внести в декабре года, за который составляется отчетность (п. 6 ПБУ 22/2010).

Е.Ю. Попова

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Ситуация:В отношении каких налогов можно применять нормы статей 54 и 81 Налогового кодекса РФ о перерасчете налоговой базы без представления уточненных деклараций. В текущем периоде организация обнаружила ошибки, которые были допущены в предыдущих периодах и повлекли за собой излишнюю уплату налогов

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

Совокупность положений пункта 1 статьи 54 и статьи 81 Налогового кодекса РФ предусматривает три варианта исправления ошибок, которые повлекли за собой излишнюю уплату налога. Выбор любого из этих вариантов – право организации.

Одним из вариантов является уменьшение налоговой базы в том периоде, когда ошибка была обнаружена, на величину завышения, допущенного в предыдущих периодах. По составу налогов никаких ограничений абзац 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ не содержит, поэтому из его буквального толкования можно сделать вывод, что таким вариантом организация вправе воспользоваться в отношении любых налогов. Однако применительно к большинству из них механизм реализации данного права отсутствует.

В частности,глава 21Налогового кодекса РФ не содержит норм, позволяющих корректировать налоговую базу и сумму налога текущего периода при обнаружении ошибок в прошедших периодах (письмо Минфина России от 7 декабря 2010 г. № 03-07-11/476). Более того, в соответствии с пунктами3и11раздела II приложения 5 кпостановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137при обнаружении ошибок организация должна внести исправления в книгу продаж. А для этого необходимо составить дополнительный лист к книге продаж за тот период, в котором была допущена ошибка. Корректировать показатели книги продаж в текущем периоде (периоде обнаружения ошибки) организация не вправе. Таким образом, ошибку, допущенную при определении налоговой базы по НДС в прошедшем периоде, можно исправить единственным способом – представив за этот период уточненнуюналоговую декларацию.

Кроме того, положения абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ не применяются, если излишняя уплата налога произошла из-за несвоевременного применения вычета по НДС. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 166 НК РФ). Применение налоговых вычетов к определению этой суммы прямого отношения не имеет. Поэтому, если причиной переплаты стало занижение налогового вычета, организация должна подать уточненную декларацию за тот период, в котором ошибка была допущена. Воспользоваться правом пересчета налога в текущем периоде организация не может. Такой вывод следует из письма Минфина России от 1 марта 2010 г. № 03-07-11/41.

При оценке возможности применения положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ к другим налогам нужно учитывать следующее. Расчеты налоговой базы за текущие отчетные (налоговые) периоды отражаются в налоговых декларациях (п. 1 ст. 80 НК РФ). Следовательно, результаты пересчета (уменьшение) налоговой базы из-за ошибок, допущенных в прошедших периодах, тоже должны быть зафиксированы в декларациях за текущие периоды.

В настоящее время корректно отразить такие операции можно только в декларацияхпо налогу на прибыль,по НДПИ,по транспортному налогуипо единому налогу при упрощенке. При этом бухгалтеру нужно быть готовым к тому, что налоговая инспекция затребует от него объяснения по поводу уменьшения налоговой базы. Существующие формы деклараций по акцизам, налогу на имущество, земельному налогу и ЕНВД не позволяют отразить в них результаты пересчета налоговой базы за предыдущие периоды. Следовательно, чтобы исправить допущенные ошибки, организации придется подавать уточненные налоговые декларации.

Е.Ю. Попова

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Рекомендация: Как арендатору отразить при налогообложении арендные платежи. Организация применяет общую систему налогообложения

Дата признания расходов

Если организация использует метод начисления, то датой признания расходов по арендной плате является:

  • либо дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
  • либо дата предъявления организации документов, служащих основанием для расчетов;
  • либо последний день отчетного или налогового периода.

Эти варианты предусмотрены в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Так как признание арендной платы при методе начисления не зависит от факта оплаты, перечисленный арендодателю аванс включать в состав налоговых расходов не нужно (п. 1 ст. 272 НК РФ). В расходы включите ту часть аванса, которая относится к уже оказанной услуге.

Если организация применяет кассовый метод, то расходы по полученному в аренду имуществу нужно отразить в том отчетном периоде, в котором фактически перечислена оплата за полученные услуги (п. 3 ст. 273 НК РФ). Если в счет арендной платы выдан аванс, то его сумму не относите на уменьшение налогооблагаемой прибыли (п. 3 ст. 273 НК РФ, письмо УМНС России по г. Москве от 15 декабря 2003 г. № 23-10/4/69784).

НДС

В общем случаеуслуги по сдаче имущества в аренду облагаются НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Соответственно, «входной» НДС, предъявленный арендодателем, можно принять к вычету при наличии счета-фактуры и соответствующих первичных документов (кроме того, должны быть соблюдены иные условия, необходимые для применения вычета) (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

О.Д. Хороший

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

4. Ситуация: Как часто арендодатель должен выставлять счета-фактуры арендатору. Договор аренды заключен на длительный срок. Согласно договору ежемесячные акты об оказании арендных услуг не составляются

Порядок выставления счетов-фактур не зависит от составления актов об оказании арендных услуг. Счет-фактуру арендодатель должен выставить в течение пяти календарных дней с момента, когда услуги по сдаче имущества в аренду были оказаны (п. 3 ст. 168 НК РФ). Объясняется это тем, что услуги реализуются (потребляются) в процессе их оказания (п. 5 ст. 38 НК РФ). Документами, подтверждающими оказание арендных услуг, являются:

  • договор аренды;
  • акт приемки-передачи имущества арендатору.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 9 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/742, а также ФНС России от 5 сентября 2005 г. № 02-1-07/81.

Таким образом, если договором аренды не предусмотрено иное, ежемесячное составление актов об оказании услуг по предоставлению имущества необязательно.

В отношении договоров аренды, срок действия которых охватывает более одного налогового периода по НДС, финансовое ведомство дает такие разъяснения (письмо Минфина России от 4 апреля 2007 г. № 03-07-15/47). Если условиями договоров аренды не предусмотрена предварительная оплата услуг, то арендодатель должен определять налоговую базу по НДС в последний день квартала, в котором услуги были оказаны (31 марта, 30 июня, 31 октября и 31 декабря). Соответственно, в течение пяти календарных дней по окончании каждого квартала арендодатель должен выставлять арендатору счет-фактуру на услуги, оказанные в истекшем периоде. Объясняется это так. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения (п. 5 ст. 38 НК РФ). В рамках договора аренды арендодатель оказывает услуги по аренде арендатору постоянно (ежедневно) в течение всего срока действия договора. Поэтому арендодатель обязан определять налоговую базу по НДС по итогам каждого квартала (п. 1 ст. 54,п. 4 ст. 166ист. 163НК РФ). Досрочно (пока период, в котором оказываются услуги по аренде, не окончен) выставлять счета-фактуры нельзя (письма Минфина России от 8 февраля 2005 г. № 03-04-11/21 и от 2 июля 2008 г. № 03-07-09/20).

О.Д. Хороший

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

18.03.2013г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Ширинян Карине

Ответ утвержден:

Ведущий эксперт Горячей линии «Системы Главбух»

Гранаткин Сергей

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка