Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как узнать КБК по взносам и налогу на упрощенке

Подписка
Срочно заберите все!
№24
18 марта 2013 12 просмотров

Имеют ли право жильцы дома потребовать подленные документы на фактические затраты о управляющей компании?

 да, обязаны. Это предусмотрено п. 10 ст. 161 ЖК РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в статье журнала «Учет в строительстве», который Вы можете найти в закладке «Журнал», и в нормативно-правовом документе, который Вы можете найти в закладке «Правовая база».

1. Жилищный кодекс РФ

<…>

«Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом

1. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

1.2. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

<…>

2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах*.

<…>

9. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

10. Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.*

<…>

«Статья 161.1. Совет многоквартирного дома

1. В случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.*

<…>

5. Совет многоквартирного дома:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе.

<…>

Статья 162. Договор управления многоквартирным домом

1. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

<…>

8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

8.1. Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

8.2. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

<…>

10. Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

11. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год».

<…>

2. Статья: Контроль над раскрытием информации

Управляющая компания обязана обеспечить доступность информации о своей деятельности для всех заинтересованных лиц. Соблюдение норм законодательства контролируют органы госжилнадзора. Порядок такого контроля регламентирован специальным документом. О том, как проводятся проверки и какое наказание может ожидать компанию в случае выявления нарушений, – в нашей статье.

Обязанность управляющей организации

Напомним: в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ (п. 10 ст. 161) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности, о выполняемых работах и предоставляемых услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, их стоимости и т. д. А также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее –Стандарт), утвержден постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Порядок осуществления… контроля за соблюдением стандарта… (далее – Порядок) утвержден приказом Минрегиона России от 9 апреля 2012 г. № 162. Документ начал действовать относительно недавно – с 5 июня 2012 года*. Расскажем о нем подробнее.

Проверка соблюдения установленных требований

Контрольные процедуры осуществляют органы исполнительной власти соответствующих субъектов РФ: а именно органы государственного жилищного надзора. Проверке подлежат управляющие организации, товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищные кооперативы (ЖК) и иные специализированные потребительские кооперативы.

Что контролируют
Предмет контроля – соблюдение Стандарт. Согласно пункту 3 Порядка, проверке подлежат:

  • факт раскрытия информации;
  • источник ее опубликования;
  • сроки и периодичность раскрытия информации;
  • полнота и достоверность доводимой информации;
  • порядок раскрытия информации по письменным запросам и запросам в электронном виде.

Заметим: постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 г. № 845 в Стандарт внесены изменения. Уточнено, что публикация предусмотренных сведений обязательна, если на территории муниципального образования отсутствует доступ к интернету (подп. «б» п. 5 Стандарта). Но такое уточнение было и в прежней редакции – в пункте 6 Стандарта.

Кроме того, дополнительно установлено, что раскрытие информации на сайтах осуществляется по формам, утвержденным Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстроем). Пока бланки не утверждены.

Формы контроля
Осуществляет контроль госжилнадзор:

  • путем систематического наблюдения и анализа информации (по первым четырем параметрам);
  • путем проведения плановых и внеплановых проверок (с соблюдением норм Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Проверки могут быть документарными и (или) выездными.

Плановые проверки
Периодичность проведения плановых проверок – не чаще одного раза в три года. Основанием для включения компании в ежегодный план проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации либо со дня окончания последней плановой проверки.

Внеплановые проверки
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

  • истечение срока исполнения выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
  • поступление обращений граждан, сведений от органов государственной власти, органов местного самоуправления о несоблюдении требований к раскрытию информации;
  • приказ (распоряжение) руководителя органа госконтроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Сроки
В соответствии с пунктом 10 Порядка срок проведения плановой и внеплановой проверок не может превышать 20 рабочих дней.

Однако в исключительных случаях срок выездной плановой проверки может быть продлен руководителем контролирующего органа или его заместителем, но не более чем на 20 рабочих дней. Это допускается при значительном объеме контрольных мероприятий (истребовании дополнительной информации, проведении экспертизы и т. д.).

Принятие мер
Если проверяющие выявили нарушения Стандарта, орган госжилнадзора обязан:

  • выдать управляющей организации, ТСЖ, ЖК или иному специализированному потребительскому кооперативу предписание об их устранении с указанием сроков;
  • проконтролировать исполнение выданного предписания.

Привлечение к ответственности
Для организаций, управляющих многоквартирными домами, установлена административная ответственность за непредставление необходимой информации.

В статье 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено наказание за неисполнение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Так, за нарушение порядка, способов или сроков раскрытия информации; за раскрытие информации не в полном объеме; за предоставление недостоверной информации строительной компании, занимающейся в том числе и управлением многоквартирными домами, может грозить штраф в сумме от 250 000 до 300 000 руб.

А ее должностным лицам – штраф в сумме от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном совершении правонарушения должностное лицо организации дисквалифицируется на срок от одного года до трех лет.*

Важно запомнить

Н. Н. Максимова

эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Журнал «Учет в строительстве», №10, октябрь 2012

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка