Журнал, справочная система и сервисы
№4
Февраль

В свежем «Главбухе»

Коротко о других изменениях

Подписка
Сегодня «Главбух» за 9682 рубля!
№4
18 марта 2013 20 просмотров

Организация на ОСНО. Интересует следующий момент, обязана ли организация уведомить налоговый орган в том, что в настоящий момент на р/счету организации отсутствует необходимая сумма денежных средств для уплаты того или иного налога и что организация обязуется исполнить свою обязанность в такие-то сроки с уплатой суммы начисленного налога и пеней за просрочку платежа, в полном объеме? Или в подобном уведомлении нет необходимости и при пополнении счета, организация просто перечисляет сумму налога и пени?Заранее спасибо.

Нет, уведомлять налоговый орган не нужно, но можно получить льготы, предусмотренные во второй рекомендации. Сроки уплаты просроченных налогов и пеней нормативно не установлены.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Ситуация:Какие обязанности есть у налогоплательщиков

Налогоплательщики обязаны:*

  • платить налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
  • своевременно вставать на налоговый учет;
  • вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения;
  • сдавать налоговую отчетность;
  • сдавать годовую бухгалтерскую отчетность (в течение трех месяцев по окончании года);
  • представлять налоговым инспекциям и их сотрудникам документы, необходимые для налоговых проверок;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета.

Полный перечень обязанностей налогоплательщиков приведен встатье 23Налогового кодекса РФ*.

Сергей Разгулин,

заместитель директора

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Ситуация: Как организации получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов

Основания и порядок изменения сроков уплаты налогов (в т. ч. предоставления отсрочки или рассрочки) установленыглавой 9Налогового кодекса РФ иприказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469*.

Предоставление отсрочки (рассрочки) возможно, если организация сумеет подтвердить наличие хотя бы одного из следующих оснований:*

  • ущерб, нанесенный в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или других форс-мажорных обстоятельств;
  • отсутствие (задержка) бюджетного финансирования или оплаты выполненного государственного заказа;
  • угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога. Методика проведения финансового анализа для выявления вероятности возникновения признаков несостоятельности (банкротства) утверждена приказом Минэкономразвития России от 18 апреля 2011 г. № 175;
  • сезонный характер производства и (или) реализации товаров (работ, услуг);
  • наличие условий, предусмотренных статьей 134 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (если требуется отсрочка (рассрочка) по налогам, связанным с ведением внешнеторговой деятельности).

При этом по налогу на прибыль, который уплачивается по консолидированной группе налогоплательщиков, отсрочка (рассрочка) не предоставляется.

Об этом сказано впункте 3статьи 62 ипункте 2 статьи 64 Налогового кодекса РФ*.

Отсрочка (рассрочка) по уплате налогов может быть предоставлена организации только на сумму, не превышающую стоимость чистых активов организации. Данное ограничение не распространяется на случаи, когда основанием для получения отсрочки (рассрочки) является отсутствие бюджетного финансирования или своевременной оплаты госзаказа. Это следует из положенийпункта 2.1статьи 64 Налогового кодекса РФ.Порядокоценки чистых активов в акционерных обществах утвержденприказом от 29 января 2003 г. Минфина России № 10н и ФКЦБ № 03-6/пз. Этим же порядком могут пользоваться и общества с ограниченной ответственностью (письма Минфина Россииот 7 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/791,от 29 октября 2007 г. № 03-03-06/1/737)*.

Как правило, отсрочка (рассрочка) по уплате допускается в отношении одного или нескольких налогов и может быть предоставлена на срок не более одного года. Решение о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате налогов на срок не более одного года принимают следующие уполномоченные органы:*

  • в отношении федеральных налогов и сборов ФНС России (исключение: госпошлина, налоги, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу России, налог на прибыль, зачисляемый в региональный бюджет);
  • в отношении налогов, подлежащих к уплате при осуществлении экспортно-импортных операций, ФТС России или уполномоченные ею таможенные органы;
  • в отношении региональных и местных налогов региональные управления ФНС России;
  • в отношении госпошлины органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые взимается госпошлина;
  • в отношении налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, органы, уполномоченные региональным законодательством.

Если организации предоставлена рассрочка по уплате регионального налога в форме инвестиционного кредита, решение об изменении ранее установленных сроков принимают органы, уполномоченные на это региональным законодательством*.

Такой порядок установленстатьей 63Налогового кодекса РФ, пунктами15,16Порядка, утвержденногоприказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469*.

Продолжительность отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов (в части, зачисляемой в федеральный бюджет) может быть увеличена до трех лет. Однако такое решение вправе принять только Правительство РФ. Об этом сказано впункте 1статьи 64 Налогового кодекса РФ*.

Есть обстоятельства, исключающие возможность предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (п. 1 ст. 62 НК РФ). Обстоятельства относятся к таковым, если:*

  • возбуждено уголовное дело по статьям 199, 199.1 или 199.2 Уголовного кодекса РФ в отношении должностных лиц организации;
  • ведется производство по делу о налоговых правонарушениях;
  • ведется производство по делу об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • ведется производство по делу о правонарушениях, связанных с уплатой налогов при перемещении товаров через таможенную границу России;
  • у уполномоченного органа есть достаточные основания полагать, что предоставление отсрочки (рассрочки) может способствовать сокрытию денежных средств организации или имущества, подлежащего налогообложению;
  • имеется решение уполномоченного органа о прекращении ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий ее предоставления. При этом указанное решение должно быть принято в период, не превышающий трех лет до дня подачи организацией заявления о предоставлении очередной отсрочки (рассрочки) по уплате налога.

Если имеется хотя бы одно из вышеперечисленных обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а уже вынесенное решение подлежит отмене (п. 2 ст. 62 НК РФ)*.

Чтобы получить отсрочку (рассрочку) по уплате налога, в соответствующий уполномоченный орган нужно подать:*

  • заявление;
  • справку налоговой инспекции о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, пеням и штрафам;
  • справку налоговой инспекции об открытых банковских счетах организации;
  • справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за шесть месяцев, предшествующих подаче заявления;
  • справки банков о наличии у организации расчетных документов, помещенных в картотеку (об отсутствии таких документов);
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах, открытых организации;
  • перечень контрагентов-дебиторов с указанием сумм и сроков исполнения заключенных с ними договоров (к перечню нужно приложить копии указанных в нем договоров);
  • обязательство организации о соблюдении условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов;
  • график погашения задолженности по налогам;
  • документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов.

Такой порядок предусмотренпунктом 5статьи 64 Налогового кодекса РФ,пунктом 3Порядка, утвержденногоприказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469*.

Перечень документов, которые подтвердят наличие оснований для представления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, зависит от конкретного основания. Например, для подтверждения сезонного характера производства или реализации товаров (работ, услуг) организации достаточно представить вуполномоченный органдокументы, которые подтверждают ведение сезонной деятельности (например, договоры с контрагентами). Получать специальное подтверждение в каких-либо государственных ведомствах организации не нужно. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина Россииот 2 марта 2010 г. № 03-02-07/1-87,от 30 октября 2009 г. № 03-02-07/1-487*.

Кроме того, в зависимости от причины обращения за предоставлением отсрочки (рассрочки) в уполномоченный орган придется представить и ряд дополнительных документов. Например, если основанием для подачи заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) является сезонный характер деятельности, то к заявлению нужно приложить дополнительную справку-расчет. Этот расчет должен содержать данные, свидетельствующие о том, что доходы организации от деятельности, которая носит сезонный характер, составляют не менее 50 процентов в ее совокупном доходе. Об этом говорится впункте 5.1статьи 64 Налогового кодекса РФ*.

Если уполномоченный орган запросит дополнительные документы об имуществе, которое может быть предметом залога или поручительства, организация обязана исполнить такое требование и представить запрашиваемые документы (п. 5.3 ст. 64 НК РФ,п. 11Порядка, утвержденногоприказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469)*.

Копию заявления, поданного в уполномоченный орган, нужно в пятидневный срок направить в налоговую инспекцию по месту учета организации (п. 5 ст. 64 НК РФ)*.

Документы, необходимые для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, нужно представить в уполномоченный орган до истечения месячного срока со дня их подписания. Обо всех изменениях, наступивших после отправки документов и затрагивающих их содержание, организация должна в течение семи рабочих дней известить уполномоченный орган и представить документы с учетом изменений. Об этом сказано впункте 12Порядка, утвержденногоприказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469*.

При отсутствии необходимого пакета документов уполномоченный орган откажет в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога (п. 13 Порядка, утвержденногоприказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469)*.

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в изменении сроков уплаты налогов уполномоченный орган принимает в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления организации. На этот период по ходатайству организации уполномоченный орган может принять решение о временном приостановлении уплаты налогов. В пятидневный срок со дня принятия временного решения организация должна передать его копию в налоговую инспекцию по своему месту учета. Такой порядок не распространяется на случаи представления рассрочки (отсрочки) по уплате региональных и местных налогов. Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) такой рассрочки региональные управления ФНС России принимают не самостоятельно, а по согласованию с финансовыми органами. Срок на принятие решения 30 рабочих дней. Об этом говорится впункте 6статьи 64 Налогового кодекса РФ,пункте 14Порядка, утвержденногоприказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469*.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) организация может обжаловать в арбитражном суде (п. 9 ст. 64 НК РФ, ст. 198 АПК РФ).

Одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога организация может подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита (п. 3.1 ст. 61 НК РФ)*.

Следует отметить, что положенияглавы 9Налогового кодекса РФ не распространяются на налоговых агентов (п. 9 ст. 61 НК РФ). Это означает, что, исполняя обязанности по удержанию налогов из доходов других лиц, налоговые агенты не имеют права на отсрочку (рассрочку)*.

Сергей Разгулин,

заместитель директора

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Винников Геннадий

Ответ утвержден:

Ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух" Гранаткин Сергей

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Вы уже перешли на онлайн-кассы?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка