Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№24
19 марта 2013 88 просмотров

Как распознать фирму-однодневку?

 Распознать фирму-однодневку можно путем получения сведений на сайте ФНС www.nalog.ru, где можно отследить факт госрегистрации лица, а также узнать адреса массовой регистрации, сведения об учредителях и проч.

Кроме того, признаки фирмы-однодневки можно выявить, проанализировав ответы на запросы из налоговой инспекции, а также копии документов, представленных контрагентом.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и в материалах «Системы Юрист».

1. Статья: Как вы убеждаетесь в том, что среди ваших контрагентов нет фирм-однодневок? 


И 14% опрошенных просто собирают информацию о своих контрагентах из Интернета. Такой мониторинг – неплохая альтернатива для тех, кто не хочет запрашивать никаких лишних документов у контрагента. Где при этом что искать, спросите? В обязательном порядке загляните на сайт ФНС www.nalog.ru, где можно отследить факт госрегистрации лица. Также узнать адреса массовой регистрации, что часто является признаком фирм-однодневок (письма Минфина России от 19.03.2010 № 03-02-07/1-118 и от 16.03.2010 № 03-02-07/1-110). В разделе сайта «Проверь себя и контрагента» есть и другие полезные сведения. Например, об учредителях, которые в ходе судебных дел отказались от участия в организации.*

Резюме. Не спорим, проверка контрагентов – дело хлопотное. И доставит работы не только бухгалтерам. Однако это единственный способ быть уверенным в чистоте партнеров, а значит, и сделок. Если вы хотите сделать такую процедуру обязательной, пропишите соответствующий порядок проверки в учетной политике или отдельном внутреннем документе.*

Журнал «Упрощенка», №9, сентябрь 2012

2. Статья: Обзор новых нормативно-правовых актов и других официальных документов 

ФНС России поможет налогоплательщику распознать в контрагенте фирму-однодневку

На сайте ФНС России создан информационный ресурс «Сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке». Ресурс позволит налогоплательщику проявить должную осмотрительность при выборе контрагента. Для этого нужно зайти в раздел сайта «Проверь себя и контрагента». Через него, имея данные ОГРН и ИНН организации, налогоплательщик может узнать Ф.И.О. и правовое положение лица, отказавшегося от участия в таком юридическом лице, а также судебный акт, которым этот факт установлен.*

Приказ ФНС России от 31.05.2012 № ММВ-7-7/380@

Журнал «Налоговед», №9, сентябрь 2012

3. Статья: Недобросовестные контрагенты: взгляд налогоплательщика 

В этой связи представляет интерес позиция Председателя ВАС РФ А.А. Иванова. Отвечая на вопрос журналистов, что следует подразумевать под должной осмотрительностью, он отметил, что «должная осмотрительность» – один из специальных терминов, используемый, в частности, гражданским законодательством для определения вины. Со времен римского права должной осмотрительностью считалось такое поведение, которое проявляет человек, знающий законодательство. Если налогоплательщик заключает сделку с компанией при наличии явных признаков того, что ее реально не существует (у организации отсутствует ИНН, она не состоит на налоговом учете, не располагается по месту нахождения, указанному в учредительных документах и пр.), значит, он не проявляет должной осмотрительности. Конечно, он не обязан проверять детально, является ли организация, с которой планируется сделка, так называемой «однодневкой» или нет. Однако есть определенные признаки фирм-«однодневок», о которых не следует забывать.* Налогоплательщик должен хорошо подумать о том, с кем он вступает во взаимоотношения4.

У Минфина России есть свое мнение на этот счет. В письме от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177 он разъяснил, какие действия налогоплательщика свидетельствуют о его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Мнение Минфина России

О должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента свидетельствуют следующие действия налогоплательщика:

  • получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • проверка факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ;
  • получение доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия того или иного лица подписывать документы от имени контрагента;
  • использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.

Анализ судебной практики позволяет выделить причины, по которым суды отказывают налогоплательщикам в применении налоговых вычетов по НДС и в уменьшении полученного дохода на произведенные расходы в целях исчисления налога на прибыль.

Позиция судов

Суды отказывают налогоплательщикам в вычетах по НДС и в учете расходов по налогу на прибыль в том числе по следующим причинам:

  • отсутствие сведений о поставщике в ЕГРЮЛ [постановления Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 № 7588/08, ФАС УО от 15.09.2008 № Ф09-6544/08-С3, ФАС ЗСО от 02.06.2008 № Ф04-3287/2008 (5663-А03-42), ФАС ВВО от 11.06.2008 № А11-4047/2007-К2-19/179, ФАС ПО от 10.07.2008 № А12-18686/07];
  • отсутствие поставщика по адресу, указанному в его учредительных документах [постановления Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 № 12210/07, ФАС ЗСО от 23.07.2008 № Ф04-4437/2008(8402-А75-41), ФАС ПО от 24.06.2008 № А 12-19087/07, ФАС ДО от 04.09.2008 № Ф03-А73/08-2/3591];
  • отрицание лицами, указанными в качестве руководителей и учредителей поставщиков, своего отношения к хозяйственной деятельности и регистрации таких поставщиков [постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 9299/08, ФАС ПО от 05.06.2008 № А 55-19488/06, ФАС ЗСО от 16.10.2008 по делу № Ф04-5427/2008(11091-А67-41), ФАС УО от 11.08.2008 № Ф09-5643/08-С3, ФАС МО от 01.10.2008 № КА-А40/7826-08];
  • отсутствие у поставщика лицензии на осуществляемую им деятельность [Определение ВАС РФ от 13.10.2008 № 12680/08, Постановление ФАС СКО от 28.08.2008 № Ф08-4848/2008].

Таким образом, уже на стадии планирования сделок необходимо как минимум удостовериться, что организация (потенциальный контрагент) создана в соответствии с законодательством (ст. 51 ГК РФ), состоит на налоговом учете (ст. 83 НК РФ), находится по адресу, указанному в учредительных документах. Также необходимо проверить полномочия представителей организации на подписание договора и иных документов.

С этой целью до заключения сделок компании вынуждены письменно запрашивать у потенциальных контрагентов заверенные нотариусом или налоговым органом копии документов:

  • свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • выписку из ЕГРЮЛ на дату подписания договора;
  • свидетельство о праве собственности на помещение, договор аренды помещения или иные документы, подтверждающие нахождение организации по адресу, указанному в ее учредительных документах;
  • решение учредителя или протокол общего собрания о назначении директора, доверенность, приказ и иные документы, подтверждающие полномочия представителей организации на подписание договора, актов, счетов-фактур и т. д.;
  • карточку с образцами подписей лиц, подписывающих соответствующие документы и оттиска печати организации;
  • лицензию, если деятельность контрагента подлежит лицензированию.*

Нередко запрашиваются копии бухгалтерского баланса и налоговой декларации по НДС за последний отчетный период и доказательства их представления в налоговый орган, справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

При этом не стоит забывать, что по закону контрагенты не обязаны представлять запрошенные документы, поэтому к этой работе необходимо подходить избирательно, в зависимости от степени известности контрагента, суммы заключаемой сделки и т. д.

Некоторые налогоплательщики, получив от своих контрагентов запрошенные документы, считают, что они проявили должную осмотрительность и к ним не будет претензий со стороны налоговых органов.

Однако практика показывает, что этого недостаточно. Зачастую недобросовестные контрагенты представляют документы, содержащие недостоверную информацию. Поэтому информацию, содержащуюся в представленных потенциальным контрагентом документах, необходимо еще и перепроверить, направив в соответствии со статьями 5 и 6 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ соответствующие запросы в налоговые органы. В налоговом органе можно получить копии учредительных документов и выписку из ЕГРЮЛ любой организации. Оперативно это можно сделать с помощью Интернета.

Способы проверки информации, представленной контрагентом

Для оперативной проверки достоверности предоставленной контрагентом информации налогоплательщик может воспользоваться информационными ресурсами сайта ФНС России (www.nalog.ru):

  • разделом «Сведения из ЕГРЮЛ», в котором содержится информация о зарегистрированных юридических лицах (наименование, адрес, ОГРН, ИНН и т. д.);
  • рубрикой «Проверьте, не рискуете ли вы и ваш бизнес?», в которой можно поискать актуальную информацию о так называемых адресах массовой регистрации и об организациях, руководители которых подвергнуты дисквалификации.*

Кроме того, полученные документы, необходимо проанализировать с учетом пунктов 5 и 6 Постановления Пленума ВАС РФ № 53, в которых определены признаки, которые в совокупности и взаимосвязи с другими обстоятельствами могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды:

  • создание организации незадолго до совершения хозяйственных операций;
  • взаимозависимость участников сделок;
  • осуществление операций не по месту нахождения налогоплательщика;
  • отсутствие основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.*

Результаты проверки и анализа документов можно изложить в служебной записке (заключении) руководителю организации для принятия решения о подписании договора.

Важно организовать и упорядочить работу по проверке потенциальных контрагентов. С этой целью можно принять локальный нормативный акт (стандарт, положение о договорной работе и т. п.), в котором предусмотреть цели преддоговорной работы, перечень документов, запрашиваемых у потенциальных контрагентов, порядок взаимодействия и функции различных подразделений компании и т. д.

Также необходимо обеспечить хранение всех перечисленных документов с учетом установленного в пункте 4 статьи 89 НК РФ периода деятельности налогоплательщика, который налоговый орган вправе проверить в рамках выездной налоговой проверки (не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки).Собранные документы следует хранить не менее 5 лет.

В случае непредставления потенциальным контрагентом запрашиваемых документов либо представления документов, содержащих недостоверную информацию, заключать сделки с такой организацией даже при условии наличия доверительных отношений с ее представителями не стоит.* Это позволит, с одной стороны, пресечь случаи уклонения от уплаты налогов недобросовестными налогоплательщиками, а с другой стороны – избежать возникновения таких ситуаций, когда налоговый орган в ходе проведения мероприятий налогового контроля установит, что контрагент налогоплательщика – фирма-«однодневка», не выполняющая своих налоговых обязательств перед бюджетом, и на этом основании откажет ему в получении налоговой выгоды.

В любом случае налогоплательщики рассчитывают, что при возникновении споров с налоговыми органами собранные документы позволят им доказать должную осмотрительность при выборе контрагентов и избежать негативные налоговые последствия. 

И. М. Суфияров

начальник отдела налоговых правоотношений ООО «УГМК-Холдинг»,

E-mail: sim@ugmk.com

Журнал «Налоговед», №2, февраль 2010 

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка