Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Банк запросил авансовые отчеты директора. Показать?

Подписка
Срочно заберите все!
№24
20 марта 2013 16 просмотров

Подскажите, как правильно отразить в бух учёте следующую операцию.Наша фирма в 2010 года отгрузила покупателю товар, оплата поступила частично. Сейчас на сумму недоплаты покупатель готов передать нам другой товар.Какие документы на этот товар у него затребовать и как правильно отразить по счетам бух.учета эту операцию?Спасибо.Маленцова М.А.

Уважаемая Марианна Александровна!

В ответ на Ваш вопрос от 20.03.2013г.

сообщаем следующее: В данном случае для организаций правильнее отражать данную операцию как отступное. Порядок документального оформления поступления товаров приведен в рекомендации. В бухгалтерском учете нужно сделать проводку, аналогичную приведенной в статье Дебет 41 Кредит 62 (76) – получен товар в счет оплаты по договору.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация:Как оформить и отразить новацию в бухучете

Организация может погасить свою задолженность перед контрагентом путем ее новации. При этом первичное обязательство будет прекращено путем его замены на новое. Стороны договора остаются теми же.

Признаки новации

Новое обязательство должно предусматривать хотя бы одно из следующих условий:

  • иной предмет договора. Например, когда вместо выполнения оплаченных контрагентом работ организация берет на себя обязанность по возврату вновь оформленного займа;
  • способ исполнения. Например, когда вместо оплаты приобретенного товара организация делает встречную поставку других товаров.

Если изменения касаются только других условий договора (в частности, сроков и порядка расчетов), такое соглашение не признается новацией. Например, предоставленная контрагентом отсрочка по оплате договора не касается ни предмета договора, ни способа его исполнения. Она изменяет сроки расчетов. Таким образом, первичное обязательство не прекращается и новации не 4происходит.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 414 Гражданского кодекса РФ.

Внимание: следует отличать новацию от отступного. Моменты, когда первичное обязательство признается исполненным по этим операциям, разные. Также договор новации и соглашение об отступном предусматривают разные права и обязанности должника и кредитора.

Соглашение об отступном предполагает возможность не исполнять договор. Например, дает должнику право расплатиться с кредитором способом иным, чем указано в первоначальном договоре, однако не вменяет это в его обязанность. При этом обязательство считается погашенным только после фактической передачи отступного (денег, имущества и т. п.). Это следует изстатьи 409иинформационного письма Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2005 г. № 102.

Целью новации является замена первоначального обязательства на другое обязательство, выполнить которое должник обязан. При этом первичная задолженность считается погашенной после заключения договора о новации. Это следует изпункта 1статьи 414 Гражданского кодекса РФ.

О.Д. Хороший

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2. Статья: Если долг погашается отступным...

Отступное

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации более уместен вариант заключения соглашения об отступном.

В соответствии состатьей 409Гражданского кодекса РФ по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен его исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т. п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами.

Поэтому отступное вполне допустимо в виде оказания услуги по проведению ремонтных работ в помещениях колледжа.

Следует учитывать, что обязательство прекращается с момента предоставления отступного взамен его исполнения, а не с момента достижения сторонами соглашения об отступном. Это означает, что соглашение об отступном только порождает право должника на замену исполнения и обязанность кредитора принять отступное. А погашено обязательство арендатора будет только в тот момент, когда он фактически передаст колледжу выполненные работы. На это указано в пункте 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2005 г. № 102.

Таким образом, если по каким-либо причинам арендатор не выполнит ремонт, у частного колледжа сохранится право требовать оплату аренды со всеми вытекающими последствиями (пени, неустойка).

Обратите внимание: в случае заключения соглашения об отступном колледж не вправе требовать исполнения первоначального обязательства до истечения установленного сторонами срока предоставления отступного.

Отражение отступного в учете

Выполненный ремонт помещений колледж принимает к бухучету как расходы по обычным видам деятельности (п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации»), как затраты, связанные с содержанием помещений, которые используются при оказании образовательных услуг. Поэтому их относят на счет 26 «Общехозяйственные расходы». Стоимость работ в рассматриваемой ситуации представляет собой сумму погашаемого обязательства арендатора.

Для арендатора выполнение ремонтных работ по соглашению о предоставлении отступного будет обычной реализацией, облагаемой НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Поэтому он должен выставить колледжу счет-фактуру на соответствующую сумму. А колледж может принять ее к вычету. Конечно, в том случае, если эти работы выполнены для деятельности, облагаемой НДС.

При исчислении налога на прибыль колледж сможет учесть стоимость ремонта в расходах на основании статьи 260 Налогового кодекса РФ. Причем в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были фактически выполнены, а не тогда, когда подписано соглашение об отступном.

Обратите внимание: предоставление отступного существенно отличается от новации (п. 1 ст. 414 Гражданского кодекса РФ). В первом случае обязательство полностью прекращается, а при новации возникает новое обязательство, которое заменяет прежнее.

Пример 2

Воспользуемся условиями пример 1, дополнив их.

Допустим, колледж и арендатор 17 сентября 2009 года подписали соглашение об отступном. По этому соглашению организация выполняет оговоренный объем ремонтных работ, и задолженность по аренде в сумме 109 032 руб. (в том числе НДС – 16 632 руб.) погашается полностью. Предположим, что данные работы осуществлены для деятельности, облагаемой НДС. Акт приемки выполненных работ был подписан сторонами 30 сентября 2009 года. На эту дату бухгалтер колледжа должен сделать следующие проводки:

Дебет 26 Кредит 62 (76)
– 92 400 руб. (109 032 – 16 632) – приняты к учету расходы на ремонт помещения в счет погашения долга по арендной плате;

Дебет 19 Кредит 62 (76)
– 16 632 руб. – отражена сумма «входного» НДС;

Дебет 68 «Расчеты по НДС»
Кредит 19
– 16 632 руб. – принят к вычету НДС.

В. Ю. Осипян

аудитор

И. О. Чвыков

ведущий эксперт журнала «Учет в сфере образования»

Журнал «Учет в сфере образования», № 10, октябрь 2009

3. Рекомендация:В каком порядке оприходовать товары

Документальное оформление

Порядок документального оформления поступивших товаров зависит от того, где они получены:

  • на складе организации-покупателя (если доставку организует продавец);
  • в другом месте, предусмотренном договором (если доставку организует, в т. ч. частично, покупатель), например, на складе поставщика, в порту или на железнодорожной станции.

Если организация получает товары на складе поставщика и самостоятельно организует их доставку, то уполномоченному лицу организации нужно выдать доверенность (п. 2.1.4 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5).

Доверенность на получение товаров можно составить по форме№ М-2или№ М-2а. Форму № М-2 используют организации, которые выдают относительно немного доверенностей. При ее получении сотрудник должен расписаться в отрывной части документа, которая остается у организации. Если получение доверенностей носит массовый характер, то удобнее использовать форму № М-2а. В этом случае заводят книгу учета выданных доверенностей, в которой сотрудник расписывается в получении доверенности.

Доверенности по формам № М-2 или № М-2а можно выдавать только штатным сотрудникам. В доверенности должны быть заполнены все реквизиты, включая образец подписи сотрудника, на имя которого она выдана. Доверенности обычно выдают на срок не более 15 дней. Если товары поступают в плановом порядке, доверенность может быть выдана на месяц.

Такой порядок установлен разделом 3 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

Одновременно с товаром поставщик должен передать получателю товаросопроводительные документы. Такими документами могут быть накладные, товарно-транспортные накладные, другие документы, подтверждающие количество и качество полученных товаров.

Если приемка производится не на складе организации-получателя, а у поставщика или в другом месте (например, на железнодорожной станции), то товар допускается принимать по количеству мест, весу или по количеству единиц, указанных на упаковке (таре). Принять товар таким образом можно, если он находится в целой упаковке (таре). Такие правила установлены пунктом 2.1.2 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.

Если приемка производится без осмотра каждой единицы товара, об этом нужно сделать отметку на товаросопроводительном документе (накладной). Такие правила установлены пунктом 2.1.5 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.

Обычно передача товара от поставщика покупателю оформляется товарной накладной поформе № ТОРГ-12. В зависимости от способа перевозки наряду с товарной накладной к грузу может быть оформлена:

Е.Ю. Попова

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

21.03.2013г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Ширинян Карине

Ответ утвержден:

Ведущий эксперт Горячей линии «Системы Главбух»

Гранаткин Сергей

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка