Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

ФНС заранее разъяснила, какие коды ставить в годовой отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24
27 марта 2013 11 просмотров

Как правильно сформировать проводки при приобретении имущества у организации банкрота. оплата прошла в декабре, документы на передачу имущества - марте. По условиям договора покупатель является налоговым агентом.

Действующее законодательство не содержит однозначный ответ на Ваш вопрос. Дело в том, что по мнению ВАС РФ, при приобретении имущества должника, признанного банкротом, покупатель обязан выплатить должнику или организатору торгов полную стоимость выкупаемого имущества без удержания НДС. Сумму НДС со стоимости реализованного имущества должник, признанный банкротом, обязан самостоятельно перечислить в бюджет в порядке очередности, установленной статьями 134 и 138 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ или статьей 50.36 Закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ. Такие разъяснения содержатся в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 г. № 11.

Если налоговые агенты станут удерживать НДС, то они будут проигрывать арбитражные споры с конкурсными управляющими (представителями должников). В этом случае в суды придется подавать иски к налоговым инспекциям с требованиями о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм НДС.

Если покупатели будут перечислять должникам полную стоимость приобретаемого имущества, в арбитраже им придется отстаивать свое решение в спорах с налоговыми инспекциями.

В сложившихся условиях менее рискованным можно признать второй вариант. Руководствуясь постановлением Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 г. № 11, суды с высокой степенью вероятности будут вставать на сторону налоговых агентов, не исполнивших свои обязанности.
Вместе с тем, по указанным вопросам есть разъяснения Минфина России. Вы должны исполнить обязанность налогового агента по НДС и заплатить суммы косвенного налога в бюджет (п. 4.1 ст. 161 НК РФ). Указанную сумму НДС организация имеет право принять к вычету из бюджета на основании платежного поручения на перечисление налога. Платежка регистрируется в книге покупок. В данной ситуации организация – налоговый агент счет-фактуру при исполнении обязанности налогового агента не составляет. Это объясняется следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи.172 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) вычеты НДС налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога на добавленную стоимость, удержанного налоговым агентом, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 168 НК РФ установлено, что указанные в пунктах 4 и 5 статьи 161 НК РФ налоговые агенты - организации и индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами), а также организации и индивидуальные предприниматели, реализующие по посредническим договорам товары (работы, услуги), имущественные права иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, при реализации указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав дополнительно к их цене(тарифу) обязаны предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. При этом на основании Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, указанная сумма налога предъявляется в счетах-фактурах, выданных покупателям при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав.
Согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ счета-фактуры обязаны составлять указанные в пунктах 2 и 3 статьи 161 НК РФ налоговые агенты - организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, арендующие у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество, а также приобретающие казенное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, муниципальными предприятиями и учреждениями.
Таким образом, в отношении налоговых агентов, поименованных в пункте 4.1 статьи 161 НК РФ (при приобретении имущества банкрота), обязанность составлять счета-фактуры при приобретении имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, Кодексом и указанными Правилами не установлена (письмо Минфина России от 28.11.2011 № 03-07-09/43 и от 20.02.2012 № 03-07-09/08).
С учетом разъяснений Минфина России и мнением ВАС Вам необходимо самостоятельно решить вопроса о том, как должны быть отражена операция в учете организации (с удержанием НДС, как налоговым агентом при выплате дохода) или не удерживать НДС и отразить операцию в общеустановленном порядке.


Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух» и в документе, который Вы можете найти в закладке «Правовая база»

1. Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

<…>

Признание организации налоговым агентом

Организация признается налоговым агентом по НДС:

  • если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
  • если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключением из этого правила является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества в соответствии с Законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ не является объектом обложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если право собственности на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23 марта 2011 г. № 03-07-14/17, ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами. В этом случае они обязаны удержать НДС и перечислить налог в бюджет (подп. 12 п. 2 ст. 146, абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. № АС-2-3/388);
  • если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;
  • если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • если является владельцем судна, не зарегистрированного в Российском международном реестре судов. В таком случае организация признается налоговым агентом по истечении 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такие суда (п. 6 ст. 161 НК РФ);
  • если приобретает на территории России имущество или имущественные права должников, признанных банкротами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ).

Внимание: по мнению ВАС РФ, при приобретении имущества должника, признанного банкротом, покупатель обязан выплатить должнику или организатору торгов полную стоимость выкупаемого имущества без удержания НДС. Сумму НДС со стоимости реализованного имущества должник, признанный банкротом, обязан самостоятельно перечислить в бюджет в порядке очередности, установленной статьями134и138Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ илистатьей 50.36Закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ. Такие разъяснения содержатся впункте 1постановления Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 г. № 11.*

Позиция Пленума ВАС РФ основана на нормах гражданского и трудового права, а также законодательства о банкротстве. Принятое постановление направлено на соблюдение экономических и юридических интересов всех кредиторов должника, которое обеспечивается за счет установленной очередности удовлетворения их требований. В то же время разъяснения Пленума ВАС РФ вступают в прямое противоречие с положениямипункта 4.1статьи 161 Налогового кодекса РФ, которыми предусмотрено, что покупатели имущества должников, признанных банкротами, признаются налоговыми агентами по НДС. То есть именно они обязаны рассчитать сумму НДС, удержать ее из выплачиваемых доходов и перечислить в бюджет.*

Разъяснения Пленума ВАС РФ обязательны для всех арбитражных судов. Поэтому до тех пор, пока законодатель не устранит несоответствия между различными отраслями права, организации – покупатели имущества должников, признанных банкротами, будут находиться в двойственном положении. Любое их решение станет предметом рассмотрения в суде.

Если налоговые агенты станут удерживать НДС, то они будут проигрывать арбитражные споры с конкурсными управляющими (представителями должников). В этом случае в суды придется подавать иски к налоговым инспекциям с требованиями о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм НДС.

Если покупатели будут перечислять должникам полную стоимость приобретаемого имущества, в арбитраже им придется отстаивать свое решение в спорах с налоговыми инспекциями.

В сложившихся условиях менее рискованным можно признать второй вариант. Руководствуясьпостановлением Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 г. № 11, суды с высокой степенью вероятности будут вставать на сторону налоговых агентов, не исполнивших свои обязанности*.

<…>

Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.02.2012 № 03-07-09/08 «О выставлении счетов-фактур»

«Вопрос: О применении в целях НДС корректировочных счетов-фактур при возврате товаров, принятых покупателем на учет, а также не принятых покупателем на учет; об отсутствии обязанности составлять счета-фактуры, в том числе корректировочные, у налоговых агентов - покупателей имущества и (или) имущественных прав должников, признанных банкротами*.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения корректировочных счетов-фактур и сообщает следующее.
В соответствии с п.16 ст.2 Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру:
Согласно п.1 ст.4 указанного Федерального закона данная норма вступила в силу 1 октября 2011 года.
Учитывая изложенное, в случае изменения после 1 октября 2011 года стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) до этой даты, необходимо выставлять корректировочный счет-фактуру.
Подпунктом "а" п.7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление), установлено, что в ч.1 "Выставленные счета-фактуры" журнала учета отражаются показатели счетов-фактур, выставленных покупателем продавцу при возврате продавцу принятых покупателем на учет товаров.
Таким образом, при возврате товаров, принятых покупателем на учет, счет-фактура по возвращаемым товарам выставляется покупателем. Поэтому в данном случае продавцом корректировочные счета-фактуры не выставляются.
Что касается возврата покупателем товаров, не принятых покупателем на учет, то в этом случае продавцу следует выставлять корректировочные счета-фактуры в порядке, установленном Постановлением.
По вопросу выставления корректировочных счетов-фактур налоговыми агентами - покупателями имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, сообщаем, что обязанность составлять счета-фактуры, в том числе корректировочные, для указанных налоговых агентов нормами Кодекса не установлена.*
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме».

3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.11.2011 № 03-07-09/43 «О принятии к вычету НДС покупателем имущества банкрота»

Вопрос: О порядке принятия к вычету сумм НДС, уплаченных налоговым агентом - покупателем имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами*.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налоговым агентом-покупателем имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, и сообщает следующее.
В соответствии с п.1 ст.172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычеты налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур*, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога на добавленную стоимость, удержанного налоговым агентом, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п.3, 6-8 ст.171 Кодекса*.
Пунктом 1 ст.168 Кодекса установлено, что указанные в п.п.4 и 5 ст.161 Кодекса налоговые агенты - организации и индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами), а также организации и индивидуальные предприниматели, реализующие по посредническим договорам товары (работы, услуги), имущественные права иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, при реализации указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав дополнительно к их цене(тарифу) обязаны предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога на добавленную стоимость*. При этом на основании п.16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, указанная сумма налога предъявляется в счетах-фактурах, выданных покупателям при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав.*
Кроме того, согласно п.3 ст.168 Кодекса счета-фактуры обязаны составлять указанные в п.п.2 и 3 ст.161 Кодекса налоговые агенты* - организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, арендующие у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество, а также приобретающие казенное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, муниципальными предприятиями и учреждениями.
Таким образом, в отношении налоговых агентов, поименованных в вышеуказанном п.4.1 ст.161 Кодекса, обязанность составлять счета-фактуры при приобретении имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, Кодексом и указанными Правилами не установлена».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка