Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как узнать КБК по взносам и налогу на упрощенке

Подписка
Срочно заберите все!
№24
28 марта 2013 13 просмотров

Подскажите, ИП вид налогообложения классика, получил из бюджета финансирование на поддержку малого бизнеса.1.Должны ли мы при заполнении декларации НДС указать сумму полученного финансирования в Разделе 7 "операции не подлежащие налогообложению".

 Субсидии, полученные организацией из федерального бюджета, не облагаются НДС. При этом следует учесть, что раздел 7 декларации по НДС заполняется в случае, если организация осуществляет операции, не облагаемые НДС. То есть в указанной ситуации, так как организация получает необлагаемые данным налогом средства но при этом не осуществляет деятельности, не облагаемой НДС, то раздел 7 декларации по НДС не заполняется.

Обоснование данной позиции приведено ниже в «Системе Главбух» vip-версия

1. Статья:Когда полученные из бюджета субсидии не облагаются НДС

Документ:
Письмо Минфина России от 22 января 2013 г. № 03-07-11/09.

Что изменилось:
Финансисты рассмотрели вопрос обложения налогом на добавленную стоимость субсидий, предоставленных за счет средств бюджета субъекта РФ на возмещение затрат, связанных с выполнением лесохозяйственных работ. Но приведенные рассуждения касаются налогообложения субсидий, полученных и на другие цели. Смысл в том, что если бюджетные средства являются своего рода оплатой товаров (работ, услуг), то они облагаются НДС.

Чиновники также настаивают на том, что штрафные санкции по договору подпадают под обложение НДС.

С чего уплачивается налог

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Налог с субсидий

В том случае, если организация получила денежные средства, не связанные с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС, такие денежные средства в налоговую базу не включаются. А вот если субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты работ, подлежащих налогообложению и реализуемых этим налогоплательщиком, то налог в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке*.

Журнал «Учет в сельском хозяйстве», №3, март 2013

2. Статья:Если имущество оплачено за счет субсидий

Компания может принять к вычету НДС, уплаченный за счет бюджетных субсидий. Таково мнение чиновников главного финансового ведомства. Однако это касается не всех субсидий.

Субсидия предоставлена федеральным бюджетом

Чтобы принять налог на добавленную стоимость к вычету, необходимо выполнить ряд условий. А именно иметь выставленный поставщиком счет-фактуру, принять ценности на учет, причем их приобретение должно быть подтверждено первичными документами (п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ). При этом приобретенные ценности должны использоваться в деятельности, облагаемой НДС.*

А вот если покупка оплачена за счет средств федерального бюджета, то принять налог на добавленную стоимость к вычету нельзя.*

Более того, если компания оплатила ценности за свой счет, но впоследствии расходы были возмещены федеральным бюджетом, то НДС, ранее принятый к вычету, нужно восстановить. Это четко следует изподпункта 6пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ*.

Подтверждается данное положение и в письмах Минфина России от 8 августа 2011 г. № 03-03-06/4/92, от 9 июня 2011 г. № 03-03-06/1/337.

Налоговики также придерживаются аналогичной позиции (письма ФНС России от 30 марта 2011 г. № КЕ-4-3/5012, от 28 июля 2009 г. № 3-1-11/544@, от 15 июня 2009 г. № 3-1-11/417).

При этом суммы восстановленного налога в стоимость товаров (работ, услуг) не включаются, а учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ.

Отметим, что восстановить налог нужно в том налоговом периоде (квартале), в котором субсидия получена.

Правда, если субсидия для приобретения имущества получена из бюджета заранее, то организации просто не нужно принимать «входной» налог к вычету.

Отметим, что если субсидия получена предприятием без учета налога на добавленную стоимость, то, даже несмотря на ее федеральный статус, обязанность восстанавливать налог, ранее правомерно принятый к вычету, у компании отсутствует.

Этот вывод можно сделать из письма Минфина России от 27 декабря 2011 г. № 03-07-11/347.

Субсидию предоставили власти региона

В подпункте 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ говорится только лишь о субсидиях, полученных из федерального бюджета.

Получается, что в отношении субсидий, выделенных предприятиям за счет средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов, данная норма не действует.

Следовательно, восстанавливать НДС не нужно. Более того, налог можно приять к вычету.

Данную позицию подтверждает и Минфин России (письма от 10 декабря 2010 г. № 03-07-11/486, от 9 марта 2010 г. № 03-07-11/52, от 28 апреля 2009 г. № 03-07-11/116).

Еще раз об этом финансисты напомнили в письме от 2 ноября 2012 г. № 03-07-11/475: чиновники подчеркнули, что ограничений в отношении вычета налога на добавленную стоимость, оплаченного за счет субсидий из областного бюджета, Налоговым кодексом РФ не установлено.

Налогообложение полученных средств

В целях налогообложения прибыли доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, определены в статье 251 Налогового кодекса РФ. Причем перечень таких доходов является исчерпывающим.

В общем случае субсидии, полученные коммерческими организациями на приобретение имущества, в данном перечне не поименованы.

Таким образом, они учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.

На это обращено внимание в письме Минфина России от 25 апреля 2012 г. № 03-07-08/118.

Полученные средства отражаются в составе внереализационных доходов.

А статьей 271 Налогового кодекса РФ установлена общая норма (подп. 2 п. 4), в соответствии с которой датой получения субсидии при методе начисления (в виде безвозмездно полученных денежных средств) признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика. Отметим, что при кассовом методе доходы (не только субсидии) признаются на дату их получения.

Такое же мнение выражено, к примеру, в письмах Минфина России от 12 мая 2011 г. № 03-03-06/1/291, от 20 июля 2011 г. № 03-03-06/1/427, от 21 апреля 2011 г. № 07-02-06/60.

А. А. Журавлева

налоговый консультант

Журнал «Учет в производстве», №1, январь 2013

3. Статья:Средства получены из бюджета: сложные моменты исчисления НДС

<…>

Налоговая база по НДС

Организации, реализующие поименованные выше товары и услуги, обязаны применять государственные регулируемые цены и предоставлять потребителям льготы, установленные законодательством. Недополученные в связи с этим суммы оплаты (выручки) возмещаются им из бюджета в виде субсидий.

Порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий указан в п. 2 ст. 154 НК РФ. В этом пункте говорится, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами разного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, либо с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен реализации. При этом суммы предоставляемых субсидий при определении налоговой базы не учитываются*.

Несмотря на прямую норму, регулирующую особенности определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, контролирующие органы считают, что не все поступившие из бюджета средства освобождаются от НДС. По их мнению, порядок налогообложения зависит от назначения этих средств. Так, денежные средства, перечисляемые из бюджета налогоплательщикам в счет увеличения доходов, которые они недополучили в результате реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот, включаются в налоговую базу по НДС. Основание - пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, согласно которому в налоговой базе по НДС учитываются суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Суммы субсидий включаются в налоговую базу по НДС в том налоговом периоде, в котором они фактически получены. Налог с указанных сумм исчисляется по расчетной ставке. Ее размер зависит от ставки, установленной по товарам и услугам, в отношении которых получены бюджетные средства. Так, если по указанным товарам и услугам применяется ставка 10%, то суммы субсидий, включаемые в налоговую базу, облагаются по ставке 10/110. Если к товарам и услугам применяется ставка 18%, то с сумм субсидий налог исчисляется по ставке 18/118.

Допустим, средства из бюджета выделяются на покрытие фактических убытков, возникающих у налогоплательщика в связи с применением государственных регулируемых цен или предоставлением льгот. В этом случае данные субсидии в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку норма пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ в подобной ситуации не применяется. Такие разъяснения приведены в Письмах Минфина России от 07.05.2008 N 03-07-11/175, от 27.08.2007 N 03-07-11/355, от 21.06.2007 N 03-07-11/183 и др.

Сложившаяся арбитражная практика показала, что судьи полностью согласны с точкой зрения финансового ведомства об отсутствии объекта обложения НДС при получении организациями субсидий на покрытие фактических убытков. Однако суды занимают позицию, прямо противоположную мнению Минфина России в отношении налогообложения бюджетных средств, поступающих в счет увеличения доходов (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27.03.2009 N Ф04-1125/2009(1293-А45-42) и ФАС Поволжского округа от 16.12.2008 по делу N А06-2308/2008). Так, кассационная жалоба, с которой в ФАС Западно-Сибирского округа обратилась налоговая инспекция, заключалась в следующем. По результатам камеральной проверки налоговой декларации муниципальному унитарному предприятию был доначислен НДС. В налоговую базу налоговики дополнительно включили денежные средства, полученные налогоплательщиком из бюджета в счет увеличения доходов при реализации товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам). Налоговый орган указал, что предприятие в связи с предоставлением адресных субсидий и льгот не несет убытки, поскольку сумма начислений квартиросъемщикам за оплату жилья и коммунальных услуг, согласно действующим тарифам, возмещается налогоплательщику в полном объеме. Поэтому денежные средства, полученные организацией в связи с предоставлением льгот отдельным категориям потребителей, являются доходом, связанным с реализацией работ (услуг), и на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ подлежат включению в налоговую базу по НДС.

Суд первой инстанции с решением налоговой инспекции не согласился и признал его незаконным. Встав на сторону предприятия, суд указал, что налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот определяется на основании п. 2 ст. 154 НК РФ, то есть исходя из фактических цен реализуемых товаров (работ, услуг). Суммы субсидий при исчислении налоговой базы не учитываются. Руководствуясь этой нормой, данное муниципальное предприятие правомерно не включало в налоговую базу по НДС суммы субсидий, полученных из бюджета в связи с применением государственных регулируемых цен на коммунальные услуги и предоставлением льгот отдельным потребителям коммунальных услуг в соответствии с законодательством. Что касается налоговой инспекции, то суд признал ее требования о включении в налоговую базу по НДС денежных средств, полученных из бюджета в счет увеличения доходов, необоснованными и не соответствующими нормам п. 2 ст. 154 НК РФ. ФАС Западно-Сибирского округа поддержал суд первой инстанции и оставил жалобу налоговой инспекции без удовлетворения.

Спор, который рассматривал ФАС Поволжского округа, состоял в том, что налоговая инспекция доначислила НДС на суммы, перечисленные предприятию из бюджета. Инспекция посчитала, что денежные средства перечислялись организации не на компенсацию расходов и покрытие убытков, связанных с применением льгот, а на оплату услуг, реализуемых льготным категориям граждан. В связи с этим полученные средства направлены в счет увеличения доходов предприятия от реализации коммунальных услуг и, следовательно, на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ должны включаться в налоговую базу по НДС.

Рассматривая дело, суд установил следующее. Согласно законодательству муниципальное унитарное предприятие (МУП) реализовывало электрическую энергию отдельным потребителям по льготным тарифам. Ежеквартально организация получала средства в возмещение расходов в связи с оказанием коммунальных услуг гражданам по льготным ценам. Средства предоставлялись из областного и городского бюджетов. Размер денежных средств определялся на основании отчетов предприятия о фактических расходах, не покрытых доходами от оплаты жилищно-коммунальных услуг из-за применения льготных цен. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Пунктом 1 ст. 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. В рассматриваемом случае сторонами сделки по предоставлению коммунальных услуг является предприятие и гражданин-потребитель. Предприятие предоставляет потребителям коммунальные услуги, а потребители оплачивают их по льготным ценам. При реализации коммунальных услуг по льготным ценам предприятие не получает полную оплату (цену) электроэнергии, в связи с чем у него возникает убыток. Данный убыток не является результатом деятельности организации, поэтому государство предусмотрело для таких предприятий механизм компенсации расходов, связанных с оказанием услуг льготным категориям граждан. Компенсация названных расходов производится путем перечисления средств из областного и городского бюджетов. Поэтому, как заметил суд, бюджетные средства, перечисляемые МУП, не могут увеличивать налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

<…>

Журнал «Российский налоговый курьер», 2010, № 11

С уважением,

Ваш персональный эксперт Пушечкина Ольга.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://vip.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=2

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка