Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Желаю вам в новом году

Подписка
Срочно заберите все!
№24
28 марта 2013 14 просмотров

Скажите пожалуйста, мы получили субсидию на развитие малого и среднего бизнеса 27.12.2012 в сумме 200 000 руб, расходов с этой суммы не производились. Вопрос: налог на прибыль мы должны оплатить в 2012г 100% с этой суммы или доходы должны показывать по мере поступления расходов пропорционально? В бухгалтерии отразить субсидию 2012г Д51-К86 200 000 руб

В бухгалтерском учете получение субсидии будет отражено проводкой Дебет 51 Кредит 86. Порядок учета суммы субсидии для расчета налога на прибыль следующий – субсидии включаются в состав доходов по мере возникновения расходов при использовании субсидии. В указанной ситуации в связи с отсутствием на данный момент расходов за счет полученной субсидии включать ее в состав доходов не нужно.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь

<…>

Поступление государственной помощи

В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:*

Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.

В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.

При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 86
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.*

Полученные средства учитывайте насчете 86вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.*

Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.

Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

<…>

ОСНО: налог на прибыль

Учет государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения прибыли или нет (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Ситуация: в каких случаях государственная помощь признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль

Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен вподпункте 14пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.*

В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены только средства, которые бюджет выделяет управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.*

<…>

Субсидии, полученные в рамках государственной поддержкималого и среднего предпринимательства, включаются в доходы не единовременно, а пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. Средства, поступившие от государства, нужно полностью включить в доходы за два налоговых периода. Поэтому если не вся сумма субсидий израсходована к окончанию второго года, то остаток финансирования включите в доходы этого налогового периода.*

Описанный порядок не распространяется на случаи, когда за счет субсидий организации приобретают амортизируемое имущество. Субсидии, потраченные для этих целей, включаются в доходы по мере начисления амортизации.

Такой порядок предусмотрен пунктом 4.3 статьи 271, пунктом 2.3 статьи 273 Налогового кодекса РФ и применяется к субсидиям, полученным 1 января 2011 года и позднее.

В отдельном порядке при расчете налога на прибыль учитываются бюджетные средства, полученные на финансирование мероприятий, связанных со снижением напряженности на рынке труда.

<…>

О.Д. Хороший

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2. Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66

Вопрос: До вступления в силу Федерального закона от 07.03.2011 № 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки" (далее - Федеральный закон № 23-ФЗ) средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), включались в доходы в полном объеме в периоде их получения, поскольку никаких особенностей их учета и налогообложения НК РФ не предусматривал.

Федеральный закон № 23-ФЗ направлен на повышение эффективности государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на совершенствование налогообложения деятельности указанных субъектов, осуществляемой за счет предоставленных субсидий.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 23-ФЗ средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения.

Таким образом, предусмотрена четкая связь доходов и расходов для целей налогообложения, т.е. полученные суммы признаются доходом только после осуществления расходов.*

Согласно ст. 2 Федерального закона № 23-ФЗ положения части второй НК РФ в редакции данного Федерального закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

В случае если субъект малого и среднего предпринимательства получил данную субсидию в конце 2010 г. (например, в конце декабря) и, следовательно, не мог произвести какие-либо расходы (расходы осуществляются только в начале 2011 г.), нарушается предусмотренная Федеральным законом № 23-ФЗ связь доходов и расходов и часть финансовой помощи получатель должен возвратить в бюджет.

Каков порядок реализации положений Федерального закона № 23-ФЗ в изложенной ситуации в целях налога на прибыль с учетом положений ст. 5 НК РФ о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени?

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 12.07.2011 № ЕД-4-3/11202 по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций субсидий, выделяемых в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В то же время в пункте 4 данной статьи НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размер ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Федеральным законом от 07.03.2011 № 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки" (далее - Закон № 23-ФЗ) установлен особый порядок учета субсидий, получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В частности, статьи 271 и 273 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ дополнены новыми пунктами 4.3 и 2.3 соответственно, согласно которым для целей налогообложения прибыли организаций средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", отражаются в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе внереализационных доходов этого налогового периода. Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества.*
В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества.
Указанный порядок учета для целей налогообложения прибыли организаций данных субсидий распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Средства финансовой поддержки в виде указанных субсидий, полученные до 2011 года, подлежали включению в состав доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме в периоде их поступления на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (подпункт 2 пункта 4 статьи 271 НК РФ).»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка