Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как посчитать резерв отпусков для равномерного учета расходов

Подписка
Срочно заберите все!
№24
29 марта 2013 10 просмотров

Организацией был куплен Автокран, модель XZJ5328JQZ25K (QY25K5-1)В паспорте не указан расход дизельного топлива на 1 моточас (т.е когда автокран стоит на месте И работает).Чем нам можно руководствоваться при определении количества дизельного топлива относимого за затраты в целях расчета налога на прибыль?

Уважаемая Алла Александровна!

В ответ на Ваш вопрос от 29.03.2013 г.

сообщаем следующее: Если для Вашего транспортного средства нормы не установлены организация может разработать свои внутриорганизационные нормы расхода ГСМ. Нормы списания ГСМ для автокрана утвердите приказом руководителя. Для этого проведите контрольный замер расхода топлива техники из расчета ее работы в течение часа. Результаты замера оформите актом. Либо обратиться за расчетом в специальные организации.

Также Вы можете воспользоваться приведенной формулой. Таким образом, если в технической характеристике автокрана указан "удельный расход топлива", который выражается в граммах на единицу измерения мощности (л.с. или кВт). Для того чтобы вычислить максимальное теоретическое потребление топлива автокрана в единицу времени, нужно воспользоваться специальной формулой:

Q=N q

где:

N - мощность двигателя

q - удельный расход топлива

Q - максимальный теоретический расход топлива в граммах за 1 час работы двигателя на максимальной мощности.

Например, если бы в технических характеристиках автокрана были бы указаны следующие параметры:

Номинальная мощность двигателя, квт. (л. с), не менее: 55,0+3,7 (75+5)
Удельный расход топлива г/квт. ч (г/л. с. ч) не более: 265 (195)

то за 1 час работы автокран израсходовал 265*55=14575 грамм топлива.

В то же время, как правило, двигатель не работает все время на максимальных оборотах с максимальной мощностью.

Поэтому для расчета реального потребления топлива автокрана следует воспользоваться усовершенствованной формулой:
Q = Nq/(1000 R k1),
где

q – удельный расход топлива;
N – мощность, л.с. (кВт);
R – плотность дизельного топлива (0,85 кг/дм3);
k1 – коэффициент, характеризующий процентное соотношение времени работы при максимальной частоте вращения коленвала двигателя;

Q - расход топлива в литрах в час.

коэффициент k1. - На практике двигатель не работает все время на своей максимальной мощности, а мощность меняется в зависимости от нагрузки. Отсюда возникает необходимость применения коэффициента, который бы учитывал отношение времени работы двигателя на максимальных оборотах к времени работы двигателя под минимальной нагрузкой. Как правило, предполагается, что из 100% рабочего времени, на максимальных оборотах машина работает только 30%, поэтому k1 будет равен 70%/30% = 2,33.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух», в статье журнала «Учет. Налоги. Право», которую Вы можете найти в закладке «Журнал».

1.Ситуация:Нужно ли при расчете налога на прибыль учитывать расходы на топливо в пределах норм

Да, нужно.

Позиция контролирующих ведомств сводится к тому, что при расчете налога на прибыль расходы на ГСМ учитываются в пределах норм, установленныхраспоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. В дополнение к ним для некоторых марок автомобилей можно применять нормы, предусмотренные в письме ФНС России от 29 марта 2006 г. № ГИ-6-17/337.

Списывать топливо по другим лимитам (например, разработанным организацией самостоятельно) можно только в отношении автомобилей, для которых нормы не установлены. В этом случае организация вправе принять решение ввести собственные нормативы расходования ГСМ, разработанные по ее запросу научными организациями. До принятия такого решения следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставленной изготовителем автомобилей.

Такая позиция изложена в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12, от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71, от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57, от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61.

Налоговая служба также ссылается на необходимость применения указанных норм для целей налогообложения прибыли* (письма ФНС России от 15 апреля 2008 г. № СК-6-5/281, УФНС России по г. Москве от 3 ноября 2009 г. № 16-15/115253).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям при расчете налога на прибыль не применять нормативы расхода ГСМ, утвержденные Минтрансом России, а использовать нормы, разработанные самостоятельно или с привлечением специализированных организаций по всем автомобилям. Они заключаются в следующем.

В Налоговом кодексе РФ нет требования о нормировании расходов на ГСМ по автотранспорту (подп. 5 п. 1 ст. 254, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако любые расходы должны быть экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Поэтому для целей контроля расхода топлива и подтверждения их экономической оправданности можно установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ для служебного автотранспорта. Сделать это можно независимо от того, введены в отношении используемых марок транспорта нормы Минтрансом России или нет.

Утвердить внутриорганизационные нормы должен руководитель организации своимприказом. Нормы должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Целесообразно утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Для того чтобы установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ (утверждаемые приказом) по отдельным видам служебного транспорта, можно провести контрольные заезды автомобилей (в заданных условиях). Их результат оформитеактом контрольного заезда(в произвольной форме).

При разработке внутриорганизационных норм в качестве ориентира организация вправе использовать нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Методических рекомендациях, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, а также письмо ФНС России от 29 марта 2006 г. № ГИ-6-17/337.

Экономически обоснованным может быть и заключение договора на разработку норм расхода ГСМ с профильным научным учреждением, например с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Организациям узкоспециализированной направленности, использующим спецтехнику, целесообразно воспользоваться нормами расхода ГСМ, утвержденными отраслевыми ведомствами (например, предприятиям лесной промышленности – Нормами расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве, утвержденными приказом Россельхоза от 13 сентября 1999 г. № 180).

В своем более раннем разъяснении Минфин России поддерживал и эту позицию (письмо от 15 марта 2005 г. № 03-03-02-04/1/67).

Окончательное решение о применении тех или иных норм расхода ГСМ организация должна принять самостоятельно. Причем, если это решение будет противоречить требованиям контролирующих ведомств, отстаивать свою позицию организации придется в суде. В арбитражной практике есть судебные решения, принятые в пользу организаций (см., например, определение ВАС РФ от 14 августа 2008 г. № 9586/08, постановления ФАС Центрального округа от 4 апреля 2008 г. № А09-3658/07-29, Дальневосточного округа от 7 ноября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/4346, Московского округа от 25 сентября 2007 г. № КА-А41/9866-07). На сторону плательщиков встал и ВАС РФ в определении от 14 августа 2008 г. № 9586/08. Судьи подтвердили, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено нормирование расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли. Поэтому, если затраты на приобретение ГСМ экономически обоснованны и документально подтверждены, их можно включить в состав расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если организация превысит самостоятельно установленные нормы расхода ГСМ и не сможет документально подтвердить обоснованность этого превышения, то затраты на ГСМ сверх установленных ею же норм учесть при расчете налога на прибыль нельзя. Сверхлимитные расходы на ГСМ в таком случае экономически оправданными не будут* (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. № А27-8757/2011.

Наталья Комова, заместитель директора

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Статья: Нормы бензина можно рассчитать самим или у специалистов

«…Сдаем в аренду строительную технику. Купили импортную телескопическую автовышку. В рекомендациях Минтранса от 14.03.08 № АМ-23-р для нее нет норм расхода топлива.* К тому же в рекомендациях нормы приведены в литрах на 100 км, а наша вышка оборудована счетчиком моточасов. Как списывать ГСМ?..»

Из письма главного бухгалтера
Елены Антиповой,
г. Воскресенск Московской обл.

Елена, у вас есть два варианта. Первый – списывать стоимость фактически израсходованного топлива. Компания вправе так поступать, ведь НК РФ не требует нормировать затраты на ГСМ (определение ВАС РФ от 14.08.08 № 9586/08). Но безопаснее второй вариант – разработать свои нормы в литрах на моточас. Это можно сделать самостоятельно, основываясь на технической документации. Либо заказать расчет в специализированной организации. Чиновники не против (письмо Минфина России от 10.06.11 № 03-03-06/4/67).

Газета «Учет. Налоги. Право», №36, октябрь 2012

01.04.2013г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Кунгурова Елена

Ответ утвержден:
ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух"
Колосова Наталья.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка