Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Местная администрация запрашивает сведения о зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24
2 апреля 2013 6 просмотров

Пожалуйста,скажите какие документы нужны для принятия сотрудника-иностранца(украинца) на работу и какие налоги начисляются на его зарплату?

Принимая на работу временно проживающего иностранца, получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы не нужно. Кроме того, временно проживающим иностранцам не нужно получать разрешение на работу. Подробнее о приеме на работу см. п. 2 ответа. О начислении зарплатных взносов см. п. 3 ответа. Об удержании НДФЛ см п. 5 ответа.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация:Как принять на работу иностранца, проживающего в России временно или постоянно

<…>

При приеме на работу иностранцев, временно проживающих в России, учитывайте следующее.

Таким лицам выдается разрешение на проживание в России сроком на три года (п. 1 ст. 6 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Это разрешение имеет форму штампа в паспорте (для иностранных лиц, имеющих паспорт) или форму отдельного документа (для лиц без гражданства, не имеющих паспорт) (п. 7 ст. 6 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Принимая на работу временно проживающего иностранца, получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы не нужно. Кроме того, временно проживающим иностранцам не нужно получать разрешение на работу. Об этом сказано в пункте 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.*

При этом они могут работать только в том регионе, где им разрешено проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Исключением из этого правила являются иностранцы, профессии которых включены в список профессий и должностей, дающих право на работу в другом регионе. Подробнее об этом см. Как оформить на работу сотрудника-иностранца.

<…>

Н.З. Ковязина

заместитель директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России

2. Рекомендация:Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца

<…>

Сотруднику-иностранцу, с которым заключен трудовой договор и который проработал в организации свыше пяти дней, оформите трудовую книжку (ч. 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ).*

Ситуация: нужно ли заново оформлять трудовую книжку сотруднику-иностранцу из ближнего зарубежья или продолжать вести ту, которую он предъявил при приеме на работу

Ответ на этот вопрос зависит от того, когда и где выдана трудовая книжка сотруднику-иностранцу. Если ее завели еще в СССР, то нужно продолжать ее заполнять. На территории России действуют трудовые книжки образца 1974 и 2004 годов. Серии трудовых книжек, которые выпускались в России (СССР) в этот период, приведены в таблице.

Если трудовая книжка выдана в иностранном государстве и ведется на иностранном языке, сотруднику-иностранцу нужно оформить документ российского образца. При этом записи о трудовом стаже сотрудника на территории иностранного государства в него переносить не нужно. Аналогичная точка зрения приведена в письме Роструда от 15 июня 2005 г. № 908-6-1.

Ситуация: нужно ли оформлять пенсионное свидетельство сотруднику-иностранцу при приеме его на работу по трудовому договору

Ответ на этот вопрос зависит от статуса сотрудника-иностранца.

По общему правилу иностранцы имеют такое же право на обязательное пенсионное страхование, как и российские граждане, если они:

Соответствующий порядок установлен в пункте 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

На выплаты таким сотрудникам нужно начислять пенсионные взносы.

Таким образом, если иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего, обеспечьте его свидетельством об обязательном пенсионном страховании независимо от условий заключенного с ним договора. Если же человек временно пребывает в России и не является высококвалифицированным специалистом, то оформите пенсионное свидетельство только в том случае, если он принят на работу по бессрочному трудовому договору или трудовому договору, заключенному на срок не менее шести месяцев. Если договор с временно пребывающим иностранцем заключен на меньший срок, то пенсионное свидетельство ему не выдавайте.

Высококвалифицированные иностранные специалисты, которые временно пребывают на территории России, не подлежат обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). Следовательно, таким сотрудникам пенсионное свидетельство также не положено.

Ситуация: нужно ли оформить полис обязательного медицинского страхования сотруднику-иностранцу при приеме его на работу

Нет, не нужно.

Иностранцы, находящиеся на территории России, могут иметь статус:

Иностранные граждане, постоянно и временно проживающие на территории России (за исключением высококвалифицированных специалистов), являются застрахованными лицами (ст. 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). На выплаты таким сотрудникам организация начисляет страховые взносы на обязательное медицинское страхование. А значит, в отношении них организация является страхователем. Однако полисы обязательного медицинского страхования сотрудники получают самостоятельно. Для получения полиса иностранный гражданин лично или через своего представителя должен подать в страховую медицинскую организацию (при ее отсутствии – в территориальный фонд) заявление о выборе страховой медицинской организации (ст. 46 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Выдача полисов осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

При этом иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, полис выдается без ограничения срока действия (п. 31 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н). Временно проживающим на территории России иностранным гражданам полис выдается на срок действия разрешения на временное проживание (п. 33 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н).

Иностранцы, временно пребывающие в России, а также высококвалифицированные иностранные специалисты (независимо от их статуса) не подлежат обязательному медицинскому страхованию. В отношении них организация не является страхователем. Соответственно, полисы обязательного медицинского страхования оформлять не нужно (ни организации, ни самим сотрудникам). Такой вывод позволяют сделать статьи 10 и 11 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Изложенный порядок распространяется и на граждан республик Беларусь и Казахстан, являющихся участниками Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г. (письмо Минздравсоцразвития России от 21 июля 2011 г. № 20-1/10/2-7112).

Таким образом, независимо от статуса иностранного сотрудника организация не должна оформлять ему полис обязательного медицинского страхования.

Ситуация: нужно ли расторгнуть трудовой договор с сотрудником-иностранцем. Срок разрешения на работу в России у сотрудника истек. Сотрудник обратился в ФМС России за новым разрешением

Да, нужно.

Трудовой договор может быть расторгнут по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 10 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Одним из таких обстоятельств является истечение срока действия (аннулирование) специального права, в данном случае – разрешения на работу в России (п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

По общему правилу иностранец может заниматься трудовой деятельностью в России только при наличии разрешения (п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Следовательно, по истечении срока выданного разрешения организация должна расторгнуть с ним трудовой договор.

Отстранять иностранца от работы до оформления нового разрешения в данном случае нельзя. Основанием для отстранения от работы может быть лишь временное приостановление специального права (на срок до двух месяцев), а не истечение срока его действия (аннулирование). Это следует из положений абзаца 6 части 1 статьи 76 Трудового кодекса РФ. Однако временное приостановление разрешений на работу в России не предусмотрено пунктом 11 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. ФМС России может только аннулировать такие разрешения.

Главбух советует: при приеме на работу иностранных граждан старайтесь заключать с ними срочные трудовые договоры.

При этом помните, что случаи, когда организация вправе заключить срочный трудовой договор, ограничены законодательством (ст. 59 ТК РФ). Закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, регулирующий правовое положение иностранцев в России, не содержит специальной нормы, которая позволяла бы заключать срочные трудовые договоры с иностранцами. Обосновывать заключение такого договора наличием у иностранного гражданина разрешения на работу с ограниченным сроком действия неправомерно. Таким образом, для заключения срочного трудового договора с иностранцем организации следует использовать другие подходящие основания, перечисленные, в частности, в статье 59 Трудового кодекса РФ.

Внимание: выявление фактов трудовой деятельности сотрудника-иностранца с нарушением требований миграционного законодательства может привести к проведению выездной или документарной проверки организации. Порядок проведения контрольных мероприятий установлен Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС и МВД России от 30 апреля 2009 г. № 338/97. По итогам проверки организация может быть привлечена к административной ответственности.

Постановка на учет в налоговую инспекцию

Для исполнения требований статьи 83 Налогового кодекса РФ иностранные граждане подлежат постановке на учет в налоговых инспекциях.

Постановка на учет в налоговую инспекцию сотрудника-иностранца происходит автоматически, после того как миграционная служба известит налоговую инспекцию о факте учета (регистрации) такого иностранца. Организации принимать участие в постановке иностранца на налоговый учет не нужно.

Для всех категорий иностранцев предусмотрен единый порядок. В адрес проживания иностранца (по которому он поставлен на учет (зарегистрирован)) должно прийти уведомление о постановке на учет в налоговой инспекции с присвоенным ему ИНН.

Датой постановки на учет в налоговой инспекции будет дата регистрации по месту жительства (учета по месту пребывания) иностранца.

Такой порядок предусмотрен разделом II приложения к приказу Минфина России от 21 октября 2010 г. № 129н.

Н.З. Ковязина

заместитель директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России

3. Рекомендация:Как начислять страховые взносы на выплаты сотрудникам-иностранцам

<…>

На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно проживающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное социальное и медицинское страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан. Взносы на обязательное пенсионное страхование начисляйте только на финансирование страховой части трудовой пенсии. При этом если организация не имеет права на применение пониженных страховых тарифов, то пенсионные взносы начисляйте по суммарному тарифу 22 процента (независимо от года рождения сотрудника). Если организация имеет право на применение пониженных страховых тарифов, пенсионные взносы начисляйте по тарифу, установленному для соответствующей категории плательщиков. Это следует из положений части 2 статьи 12 и статьи 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 2.1 статьи 22, части 2 статьи 22.1 и статьи 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.*

<…>

Л.А. Котова

заместитель директора департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России

4. Рекомендация:Как начислить взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на выплаты сотрудникам-иностранцам

Выплаты и вознаграждения, начисленные сотрудникам-иностранцам в рамках трудовых отношений, облагаются взносами на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. В данном случае статус сотрудника (резидент, нерезидент, постоянно или временно проживающий (пребывающий) в России) значения не имеет. Страховые взносы начисляйте в том же порядке, что и с выплат в пользу российских граждан. Такой вывод следует из пункта 2 статьи 5, пункта 1 статьи 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.*

<…>

С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

5. Рекомендация:Как определить ставку для расчета НДФЛ

Ставка НДФЛ зависит:

  • от статуса получателя дохода (резидент или нерезидент);
  • от вида дохода (зарплата, дивиденды, призы и т. д.).

Статус получателя дохода

Статус получателя дохода определяйте по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев. Если гражданин находился на территории России не менее 183 дней, он считается налоговым резидентом. Соответственно, по его доходам нужно применять ставки НДФЛ, установленные для резидентов. Период нахождения человека в России не прерывается лишь на периоды его выезда за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Об этом говорится в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

В течение налогового периода 12-месячный период определяйте на соответствующую дату получения дохода. То есть в течение года налоговый статус сотрудника может измениться. Выезд за пределы России имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России и не прерывает течение 12-месячного периода.*

Если в течение налогового периода (например, за семь месяцев) количество дней пребывания сотрудника в России достигло 183 дней, статус налогового резидента такого сотрудника по итогам данного налогового периода измениться не может. Об этом говорится в письмах Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Налоговый статус, определенный по итогам года, не меняется и в зависимости от продолжительности пребывания сотрудника в России в следующем году (письмо Минфина России от 7 апреля 2011 г. № 03-04-06/6-79). То есть, если по состоянию на 31 декабря 2012 года сотрудник был признан нерезидентом, а в январе 2013 года стал резидентом, сумма НДФЛ, удержанного в 2012 году по ставке 30 процентов, не пересчитывается.

Ситуация: как установить время пребывания человека на территории России для определения его статуса (резидент или нерезидент)

Пользуйтесь документами, в которых фиксируются даты пересечения человеком государственной границы или подтверждается факт нахождения на российской территории.

Налоговым резидентом считается человек, который в течение 12 месяцев, следующих подряд, фактически находится на территории России 183 календарных дня и более. Период пребывания в России не прерывается на время выездов за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письмах Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95. Поскольку в течение года налоговый статус человека может измениться, контролировать фактическую продолжительность его пребывания в России нужно по состоянию на дату получения дохода (ст. 223 НК РФ). Если в течение календарного года (например, за январь–июль) продолжительность пребывания человека в России достигла 183 дней, то до конца года его налоговый статус уже не изменится.

Период пребывания в стране отсчитывайте начиная со дня прибытия (въезда) человека в Россию. Дни отъезда и возвращения также включите в количество дней пребывания в стране. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (см., например, письма Минфина России от 7 октября 2010 г. № 03-04-06/6-245, от 4 июля 2008 г. № 03-04-06-01/187, от 3 июля 2008 г. № 03-04-05-01/228, ФНС России от 4 февраля 2009 г. № 3-5-04/097).

Перечень документов, по которым можно установить, сколько дней человек находился в России, законодательно не определен. Поэтому это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России могут приниматься другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих сотрудников – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, от 17 сентября 2010 г. № 03-04-06/6-219, от 5 февраля 2008 г. № 03-04-06-01/31, от 4 февраля 2008 г. № 03-04-07-01/20.

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Об этом сказано в письме Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Россией с другими государствами, могут содержать другой порядок. В частности, для установления времени пребывания на территории России гражданина Республики Беларусь необходимо учесть особенности его признания налоговым резидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период, установленный для определения налогового статуса иностранца. Иностранный сотрудник работал в организации по трудовому договору. В связи с окончанием срока действия и разрешения на пребывание в России сотрудник увольняется и выезжает из страны. В следующем году он вновь въезжает в Россию и устраивается на работу по новому трудовому договору

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок определения налогового статуса плательщиков НДФЛ. Если в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, сотрудник находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом. Если в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, сотрудник находился в России менее 183 календарных дней, налоговым резидентом он не признается. Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. Этим правилом нужно руководствоваться независимо:

  • от наличия (расторжения, повторного заключения) трудового договора с сотрудником;
  • от причин, по которым сотрудник покидал территорию России;
  • от того, входят ли расчетные 12 месяцев в один налоговый период (например, январь–декабрь 2012 года) или охватывают два года (например, с октября 2012 года по сентябрь 2013 года).

Что касается количества календарных дней пребывания в России, то их нужно определять с учетом причин, по которым сотрудник покидал страну. Если он выезжал для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то продолжительность поездок включается в расчет (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом необходимо документально подтвердить факт нахождения человека за пределами России для указанных целей (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182). Если сотрудник покидал Россию по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов), то дни пребывания за границей из расчета нужно исключить. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123.

Пример определения налогового статуса плательщика НДФЛ. Иностранный сотрудник уволился и выехал из России для переоформления миграционных документов. В следующем году сотрудник вновь въезжает в Россию и устраивается на прежнее место работы

Гражданин Молдавии А.П. Иванов впервые въехал в Россию 11 июля 2011 года. 1 октября 2011 года он получил разрешение на работу сроком на один год и был зачислен в штат организации. С 6 по 25 марта 2012 года (20 календарных дней) сотрудник находился за границей на лечении. С 1 по 28 августа 2012 года (28 календарных дней) он был в отпуске за границей.

30 сентября 2012 года срок действия въездной визы и разрешения на работу истек. В этот же день сотрудник уволился из организации и вылетел в Молдавию.

14 января 2013 года после переоформления миграционных документов Иванов повторно въехал в Россию. 2 февраля 2013 года он вновь был принят на работу в прежнюю организацию.

28 февраля 2013 года персоналу организации была начислена зарплата за февраль. Для правильного удержания НДФЛ из доходов Иванова бухгалтер определил его налоговый статус.

В 12-месячный период, предшествующий дате получения дохода (28 февраля 2013 года), входит время с 1 марта 2012 года по 28 февраля 2013 года. В течение этого периода Иванов фактически находился в России:

  • с 1 по 5 марта 2012 года – 5 календарных дней;
  • с 26 марта по 31 июля 2012 года – 128 календарных дней;
  • с 29 августа по 30 сентября 2012 года – 33 календарных дня;
  • с 14 января по 28 февраля 2013 года – 45 календарных дней.

Время пребывания Иванова за границей на лечении (20 календарных дней) включается в количество дней, которые учитываются при определении налогового статуса. Поэтому бухгалтер организации определил, что в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода за февраль 2013 года, Иванов находился в России:
5 дн. + 20 дн. + 128 дн. + 33 дн. + 45 дн. = 231 дн.

Продолжительность пребывания сотрудника в России превышает 183 дня, поэтому на дату выплаты дохода за февраль 2013 года он признается налоговым резидентом.

Ситуация: является ли вид на жительство документом, подтверждающим время фактического пребывания сотрудника на территории России в целях определения его налогового статуса (резидент или нерезидент)

Нет, не является.

Налоговым резидентом считается человек, который в течение 12 месяцев, следующих подряд, фактически находится на территории России 183 календарных дня и более. Период пребывания в России не прерывается на время выездов за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письмах Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Перечень документов, по которым можно установить, сколько дней человек находился в России, законодательно не определен. Поэтому это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России могут приниматься другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих сотрудников – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Это следует из писем Минфина России от 5 февраля 2008 г. № 03-04-06-01/31, от 4 февраля 2008 г. № 03-04-07-01/20.

Вид на жительство подтверждает право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в России (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения сотрудника на территории страны.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 17 июля 2009 г. № 03-04-06-01/176, от 14 апреля 2008 г. № 03-04-05-01/108, от 26 октября 2007 г. № 03-04-06-01/362.

Ситуация: нужно ли при определении статуса сотрудника (резидент или нерезидент) учитывать дни его нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом

Нет, не нужно.

Выезжая за границу по служебным (личным) обстоятельствам, сотрудник покидает территорию России. А при определении статуса налогового резидента нужно учитывать только дни фактического пребывания в России. Период нахождения человека в России не прерывается лишь на периоды его выезда за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. При этом данный факт необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182). Во всех остальных случаях период нахождения за границей не включается в число дней, когда гражданин был на территории России.

Такой порядок следует из определения понятия «налоговый резидент», которое содержится в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса сотрудника, которого направляли в загранкомандировку

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, сотрудник выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России – 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Сотрудник не признается налоговым резидентом России. Поэтому в отчетном году с его доходов удерживают НДФЛ по ставке 30 процентов.

Ситуация: нужно ли при определении статуса сотрудника (резидент или нерезидент) учитывать дни его нахождения в междувахтовом отдыхе по местожительству (за границей)

Нет, не нужно.

Налоговым резидентом считается человек, который в течение 12 месяцев, следующих подряд, фактически находится на территории России 183 календарных дня и более. Период пребывания в России не прерывается только на время выездов за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письмах Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Поэтому дни, которые сотрудник находился в междувахтовом отдыхе по местожительству (за границей), не учитываются при определении периода пребывания на территории России.

Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письме от 14 ноября 2007 г. № 03-04-06-01/391.

Пример определения статуса сотрудника (резидент или нерезидент)

1 марта организация заключила трудовой договор с гражданином Молдавии А.С. Кондратьевым.

Согласно отметкам пропускного контроля в паспорте Кондратьев приехал в Россию 10 января. До этого момента Кондратьев в России не был. 31 января Кондратьев уехал из страны, а вернулся только 9 февраля.

В срок пребывания Кондратьева в России включается период с 10 по 31 января, а затем – с 9 февраля. В результате 183-й день выпал на 19 июля.

Таким образом, до 20 июля Кондратьев является нерезидентом. С 20 июля он становится резидентом.

НДФЛ с доходов резидентов

Доходы, полученные резидентами, в зависимости от их вида могут облагаться НДФЛ по ставке 9, 35 и 13 процентов.

Удерживайте НДФЛ по ставке 9 процентов с выплаченных резиденту:

  • дивидендов;
  • процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года;
  • доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, по ипотечным сертификатам участия, выданным до 1 января 2007 года.

Доходы, облагаемые по ставке 9 процентов, перечислены в пунктах 4 и 5 статьи 224 Налогового кодекса РФ.

По ставке 35 процентов облагаются следующие доходы резидентов:

1) стоимость выигрышей и призов, полученных в играх, конкурсах и других акциях, проводимых в целях рекламы товаров (работ, услуг). При этом НДФЛ облагаются только доходы свыше 4000 руб. Доход в пределах указанной суммы освобождается от налога. Если выигрыши (призы) получены в лотереях, не связанных с рекламными акциями, то доходы в виде стоимости этих выигрышей (призов) облагаются по ставке 13 процентов (письмо Минфина России от 19 сентября 2011 г. № 03-04-05/6-671, письмо ФНС России от 30 мая 2012 г. № ЕД-3-3/1898).

2) проценты по вкладам в банке в части, превышающей:

  • ставку рефинансирования, увеличенную на пять процентных пунктов, действующую в период начисления процентов, для рублевых вкладов;
  • 9 процентов для вкладов в иностранной валюте.

3) материальная выгода по полученным заемным (кредитным) средствам.

Доходы, облагаемые по ставке 35 процентов, перечислены в пункте 2 статьи 224 Налогового кодекса РФ.

Все остальные доходы резидентов облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

НДФЛ с доходов нерезидентов

Доходы, полученные нерезидентами, в зависимости от их вида могут облагаться НДФЛ по ставке 15, 13 и 30 процентов.

Ставка 15 процентов применяется при удержании НДФЛ с дивидендов, начисленных нерезидентам.

Ставка 13 процентов применяется при удержании НДФЛ с доходов от трудовой деятельности нерезидентов, которые являются:

Кроме того, 13-процентная ставка НДФЛ применяется в отношении доходов, полученных нерезидентами от трудовой деятельности по найму у граждан на основании патента, выданного в соответствии со статьей 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

При этом под доходами от трудовой деятельности подразумеваются только суммы зарплаты, предусмотренные трудовыми договорами, и суммы вознаграждений, предусмотренные гражданско-правовыми договорами.

В отношении всех остальных доходов, выплаченных нерезидентам, применяется ставка НДФЛ 30 процентов.

Такой порядок следует из положений пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 17 августа 2010 г. № 03-04-06/0-181 и ФНС России от 23 апреля 2012 г. № ЕД-4-3/6804, от 26 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6735.

Исключение составляют случаи, предусмотренные международными договорами об избежании двойного налогообложения (ст. 7 НК РФ). Например, с доходов от использования авторских прав, полученных гражданами Украины, удержите НДФЛ по ставке 10 процентов (ст. 12 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины от 8 февраля 1995 г.). При этом получатель доходов должен представить документы, подтверждающие его постоянное местопребывание в Украине (статус налогового резидента) (письмо ФНС России от 17 апреля 2006 г. № 04-1-04/215).

Ситуация: по какой ставке удерживать НДФЛ с доходов сотрудника-иностранца в начале года, если известно, что в середине года он приобретет статус налогового резидента. Сотрудник не является высококвалифицированным специалистом

До тех пор пока количество дней, проведенных иностранцем в России, не достигнет 183, с его доходов удерживайте НДФЛ по ставке 30 процентов (как с нерезидентов) (п. 3 ст. 224 НК РФ).*

Продолжительность пребывания в России определяйте за 12 следующих подряд месяцев, предшествующих месяцу удержания НДФЛ. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Он распространяется на всех иностранцев независимо от их миграционного статуса (постоянно проживающие, временно проживающие, временно пребывающие в России).

Начиная со 183-го календарного дня пребывания в России сотрудник-иностранец становится налоговым резидентом. Поэтому с доходов, которые выплачены ему после этой даты, НДФЛ удерживайте по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Вернуть сумму НДФЛ в связи с перерасчетом по итогам года в соответствии с приобретенным статусом налогового резидента сотрудник может в налоговой инспекции по месту своего учета (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 22 ноября 2010 г. № 03-04-06/6-273, от 28 октября 2010 г. № 03-04-06/6-258 и ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Ситуация: по какой ставке удерживать НДФЛ с доходов гражданина Республики Беларусь в начале года, если известно, что в середине года он приобретет статус налогового резидента. Сотрудник не является высококвалифицированным специалистом

Ответ на этот вопрос зависит от наличия у гражданина Республики Беларусь трудового договора, заключенного с российским работодателем.

Статьей 21 Соглашения об устранении двойного обложения от 21 апреля 1995 г., заключенного между Республикой Беларусь и Россией, предусмотрено, что граждане Республики Беларусь не должны подвергаться в России более обременительному налогообложению, чем российские граждане.

Гражданин Республики Беларусь, фактически находящийся в России 183 календарных дня и более в течение 12 следующих подряд месяцев, признается налоговым резидентом (п. 2 ст. 207 НК РФ). С доходов такого сотрудника удерживайте НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Кроме того, доходы гражданина Республики Беларусь подлежат налогообложению по ставке 13 процентов:

  • если с ним заключен трудовой договор, предполагающий его пребывание на территории России не менее 183 дней в течение календарного года;
  • если он находился на территории России менее 183 дней, но с учетом срока трудового договора время его пребывания в календарном году составит 183 дня или больше. Например, если до заключения трудового договора он пребывал на территории России 100 дней, для применения ставки 13 процентов достаточно заключить с ним трудовой договор на срок не менее 83 дней.

Такие правила установлены протоколом к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21 апреля 1995 г. и разъяснены в письмах Минфина России от 14 августа 2009 г. № 03-08-05, от 31 декабря 2008 г. № 03-04-06-01/397 и ФНС России от 14 августа 2012 г. № ЕД-3-3/2899.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев гражданин Республики Беларусь находится в России менее 183 календарных дней, он приобретает статус налогового нерезидента. В этом случае с его доходов удерживайте НДФЛ по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ) или по другой ставке, предусмотренной международным договором (например, 15% с дивидендов – ст. 9 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21 апреля 1995 г.). При этом стандартные налоговые вычеты сотруднику не предоставляйте (п. 4 ст. 210 НК РФ).

Такой порядок следует из определения понятия «налоговый резидент», которое содержится в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: по какой ставке удерживать НДФЛ с доходов сотрудника, если известно, что в течение года он утратит статус налогового резидента. Сотрудник не является высококвалифицированным специалистом

Ответ на этот вопрос зависит от продолжительности пребывания сотрудника на территории России на дату удержания НДФЛ.

При определении налогового статуса сотрудника в течение налогового периода учитывается непрерывный 12-месячный период, который может начинаться в одном календарном году (налоговом периоде по НДФЛ), а заканчиваться в другом. Поэтому в начале года налоговый статус сотрудника нужно проверять ежемесячно. Это следует делать до тех пор, пока срок пребывания сотрудника в России в текущем году не составит 183 дня. После этого до конца налогового периода статус сотрудника останется неизменным. Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94.

Пока сотрудник является налоговым резидентом, ставка НДФЛ зависит от вида дохода (ст. 224 НК РФ). Если в течение года сотрудник перестает быть резидентом, то ранее удержанный НДФЛ с начала года нужно пересчитать по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Порядок удержания разницы между суммами налога, исчисленными по ставке 30 и 13 процентов, зависит от того, прерваны ли трудовые отношения с сотрудником. Если статус сотрудника изменился после расторжения трудового договора, то возникшую разницу он должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно.

Если статус сотрудника изменился в период действия трудового договора, то рассчитать, удержать и перечислить в бюджет возникшую разницу по НДФЛ обязана организация. Налог удерживайте с любых денежных средств, которые организация выплачивает сотруднику. Предельный размер удержания – 50 процентов от суммы выплаты. Об этом сказано в пункте 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Если в связи с увольнением сотрудника или по каким-либо другим причинам организация не смогла удержать доначисленную сумму НДФЛ, до 1 февраля следующего года она обязана сообщить об этом в налоговую инспекцию и самому налогоплательщику. Подробнее об этом см. Что делать организации, если удержать НДФЛ невозможно.

Ситуация: на основании каких документов российская организация может не удерживать НДФЛ при выплате доходов иностранцу или удерживать этот налог по ставкам, предусмотренным соглашением об избежании двойного налогообложения

На основании документов, подтверждающих статус иностранца как резидента страны, с которой у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Во избежание двойного налогообложения у России с рядом стран заключены соответствующие договоры (соглашения). Эти договоры (соглашения) могут предусматривать определенные налоговые привилегии по НДФЛ (вычеты, освобождение от уплаты налога и т. д.). При этом если международное соглашение предусматривает более весомые налоговые привилегии, чем российское законодательство, применять нужно нормы международного договора (ст. 7 НК РФ).

Чтобы воспользоваться налоговыми привилегиями, иностранец должен подтвердить резидентство в стране, с которой Россия заключила договор об избежании двойного налогообложения (для целей расчета НДФЛ). Это следует из пункта 2 статьи 232 Налогового кодекса РФ. Подтверждающим документом является официальный документ, выдаваемый уполномоченными органами зарубежного государства. В нем должно быть указано, что гражданин является налоговым резидентом этого государства. В подтверждении должна быть ссылка на конкретную норму договора (соглашения), в соответствии с которой сотрудник имеет право на налоговые привилегии (освобождение от налогообложения, льготную налоговую ставку или вычет).

По общему правилу официальное подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства иностранец должен представить в российскую налоговую инспекцию (п. 2 ст. 232 НК РФ).

Однако рассчитать, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ с доходов иностранца должна организация – налоговый агент (п. 1 ст. 226 НК РФ). Поэтому финансовое ведомство допускает, что этот документ может быть одновременно передан и непосредственно налоговому агенту. На основании официального подтверждения организация сможет при выплате доходов предоставить иностранцу налоговые привилегии по НДФЛ в соответствии с договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.

По окончании года организация – налоговый агент должна подать в налоговую инспекцию по своему местонахождению сведения о выплаченных доходах и суммах удержанного налога по форме 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ). Чтобы подтвердить правомерность предоставления налоговых привилегий иностранцу, к его справке 2-НДФЛ нужно приложить официальное подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства.

К такому выводу пришел Минфин России в письмах от 29 октября 2007 г. № 03-08-05, от 3 июля 2007 г. № 03-04-06-01/208.

Действующие ставки НДФЛ с различных видов доходов приведены в таблице.

<…>

С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка