Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
3 апреля 2013 99 просмотров

Стоимость материалов отражается в учете по фактической себестоимости согласно учетной политике.Отдельные виды сырья поступают на предприятие железнодорожным транспортом.Датой поставки сырья по договору считается дата приемки груза станцией отправления,зафиксированная отметкой в ж/д накладной о приемке груза.При оприходовании сырья по бух.учету на счете 10.1 датой приемки груза происходит разрыв в учете с данными склада.Склад не учитывает сырье которое в пути. Если оприходовать по дате приемки груза станцией получателя, происходит разрыв в сверке расчетов с поставщиком.Как правильно отразить поступление сырья в бухгалтерском учете? Можно создать субсчет 10.01.1 "сырье в пути"? и склад "в пути"?

 Правильно отражать в учёте сырьё по факту соблюдения всех условий, изложенных в третьей рекомендации. Для этого можно создать субсчет 10.01.1 "сырье в пути" и склад "в пути".

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Рекомендация:Как организовать ведение бухучета

<…>

Первичные документы

Бухучет ведется на основании первичных документов*. Все факты хозяйственной жизни должны быть подтверждены первичными документами. Первичный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания. Формы первичных документов утверждает руководитель.

Подробнее об оформлении первичных документов см. Как организовать документооборот в бухгалтерии*.

<…>

Сергей Разгулин,

заместитель директора

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Рекомендация:Как оформить и отразить в бухучете поступление материалов

<…>

Поступление по возмездным договорам

Если материалы поступают по возмездным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя):*

  • расчетные документы (счета, счета-фактуры, накладные и т. п.);
  • сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, удостоверения качества и т. п.).

Об этом сказано в абзаце 1 пункта 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н*.

При поступлении материалов:*

  • проверьте соответствие документов условиям договора (ассортимент, количество, цены, способ и сроки отгрузки и т. д.);
  • проверьте правильность расчетов в расчетных документах.

По результатам этой проверки организация принимает решение о выставлении претензий поставщику или об оплате товара (если он не был еще оплачен). Основанием для предъявления претензий является акт по форме № М-7. В нем следует указать количество и стоимость бракованных материалов (размер недостачи)*.

Такой порядок предусмотрен пунктом 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н*.

В бухучете поступившие материалы оприходуйте по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Фактическая себестоимость материалов включает в себя:*

  • сумму, уплачиваемую поставщику материалов;
  • транспортно-заготовительные расходы;
  • затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию (в т. ч. давальческую переработку).

Такой перечень установлен в пункте 68 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. Более полный перечень расходов, включаемых в стоимость материалов, приведен в таблице*.

Не включайте в фактическую себестоимость материалов общехозяйственные и другие аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материалов (п. 6 ПБУ 5/01).

Есть два способа отражения поступивших материалов в бухучете:*

  • на счете 10 «Материалы» – по фактической себестоимости;
  • на счете 10 «Материалы» – по учетной стоимости. В этом случае отклонение от фактической себестоимости учитывайте на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

При использовании любого из этих методов требование об учете материалов по фактической себестоимости выполняется. Единственное отличие состоит в том, что при втором варианте фактическая себестоимость учитывается на двух счетах одновременно: частично на счете 10 «Материалы» (учетная цена) и частично на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» (разница между учетной ценой и фактической себестоимостью)*.

Выбранный вариант учета поступления материалов закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008)*.

Если организация приняла решение отражать на счете 10 материалы по фактической себестоимости, то при поступлении материалов сделайте проводку:*

Дебет 10 Кредит 60 (76)
– отражено поступление материалов по фактической себестоимости (с учетом транспортно-заготовительных расходов).

Пример отражения в бухучете поступления материалов по договору купли-продажи (поставки). Стоимость материалов формируется на счете 10*

В ОАО «Производственная фирма "Мастер"» поступили материалы, необходимые для производства продукции. Стоимость материалов составила 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). Расходы на доставку материалов составили 59 000 руб. (в т. ч. НДС – 9 000 руб.). Материалы оприходованы на склад. Организация учитывает материалы на счете 10 по фактической себестоимости (без использования счетов 15 и 16).

Бухгалтер «Мастера» сделал в учете такие проводки:

Дебет 10 Кредит 60
– 150 000 руб. (118 000 руб. – 18 000 руб. + 59 000 руб. – 9 000 руб.) – отражено поступление материалов (с учетом расходов на доставку);

Дебет 19 Кредит 60
– 27 000 руб. (18 000 руб. + 9 000 руб.) – учтен «входной» НДС;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 27 000 руб. – принят к вычету НДС (при наличии счета-фактуры поставщика);

Дебет 60 Кредит 51
– 177 000 руб. (118 000 руб. + 59 000 руб.) – оплачены материалы (с учетом расходов на доставку).

Если поступившие материалы отражаются по учетной стоимости, используйте счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»*.

На счете 10 «Материалы» отражайте учетную цену материалов. На счете 15 собирайте затраты, связанные с приобретением материалов. В дальнейшем эти затраты списываются на счет 10 (в пределах учетной цены) и на счет 16 (в части отклонений от учетной цены).

В качестве учетной цены организация может применять:

  • планово-расчетную цену, утвержденную организацией;
  • договорную цену;
  • фактическую себестоимость материалов за прошлый отчетный период (месяц, квартал, год);
  • среднюю цену группы (если плановая цена установлена не на конкретный номенклатурный номер, а на их группу).

Если учетная цена отклоняется от фактической себестоимости более чем на 10 процентов, ее нужно пересмотреть.

Такие правила установлены пунктом 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

При использовании счетов 15 и 16 поступление материалов отразите в учете следующими проводками:*

Дебет 15 Кредит 60 (76)
– отражено поступление материалов в оценке, предусмотренной договором (другими документами);

Дебет 15 Кредит 60 (76)
– учтены в фактической себестоимости материалов транспортно-заготовительные и другие аналогичные расходы;

Дебет 10 Кредит 15
– оприходованы материалы по учетной цене.

Отклонения фактической стоимости от учетной цены спишите проводками:

Дебет 16 Кредит 15
– отражено отклонение фактической стоимости поступивших материалов от их учетной цены;

Дебет 15 Кредит 16
– отражено превышение учетной цены над фактической стоимостью приобретенных материалов.

Пример отражения в бухучете поступления материалов по договору купли-продажи (поставки). Стоимость материалов формируется с использованием счетов 15 и 16*

В ОАО «Производственная фирма "Мастер"» поступило 100 банок краски по цене 1180 руб. (в т. ч. НДС – 180 руб.). Расходы на доставку материалов составили 29 500 руб., в том числе НДС – 4500 руб. Материалы оприходованы на склад. Учетной политикой организации предусмотрено использование счетов 15 и 16. Учетная цена поступившей краски – 1200 руб.

Общая стоимость поступившей краски составила 118 000 руб. (1180 руб. ? 100 шт.) в том числе НДС – 18 000 руб. (180 руб. ? 100 шт.).

Бухгалтер «Мастера» сделал в учете такие проводки:

Дебет 15 Кредит 60
– 100 000 руб. (118 000 руб. – 18 000 руб.) – отражено поступление материалов от поставщика;

Дебет 15 Кредит 60
– 25 000 руб. (29 500 руб. – 4500 руб.) – учтена стоимость доставки материалов от поставщика.

В фактическую себестоимость поступившей краски были включены затраты по ее доставке. Поэтому фактическая себестоимость всей партии краски составила:
100 000 руб. + 25 000 руб. = 125 000 руб.

Дебет 19 Кредит 60
– 22 500 руб. (18 000 руб. + 4500 руб.) – учтен НДС по приобретенным материалам (с учетом расходов на доставку);

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 22 500 руб. – принят к вычету НДС (при наличии счета-фактуры поставщика);

Дебет 10 Кредит 15
– 120 000 руб. (1200 руб. ? 100 шт.) – оприходованы материалы на сумму учетной стоимости;

Дебет 16 Кредит 15
– 5 000 руб. ((1250 руб. – 1200 руб.) ? 100 шт.) – отражено отклонение фактической себестоимости от учетной стоимости;

Дебет 60 Кредит 51
– 147 500 руб. (29 500 руб. + 118 000 руб.) – произведена оплата поставщику за поступившие материалы и транспортной компании за доставку материалов.

Если в организацию поступают материалы без расчетных документов или они оформлены ненадлежащим образом, то такие поставки являются неотфактурованными (п. 36 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). По ним предусмотрен особый порядок определения стоимости, по которой материалы приходуются на счет 10*.

<…>

Наталья Комова,

заместитель директора

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3.Ситуация:Когда организация-покупатель должна отразить в бухучете приобретение товаров, полученных вне местонахождения организации – в момент перехода к ней права собственности или в момент оприходования товаров на склад. По договору право собственности на товары переходит к покупателю в момент их приемки-передачи

Поступившие товары нужно оприходовать в момент перехода права собственности на них к покупателю. Факт перехода права собственности должен быть подтвержден документально. Поэтому если у покупателя есть правильно оформленные товаросопроводительные документы, то он может принять полученные товары к учету в договорной оценке. После того как фактическая себестоимость будет сформирована (включены транспортно-заготовительные расходы), стоимость товаров в бухучете нужно уточнить (если она будет отличаться от договорной). Такой вывод позволяет сделать пункт 26 ПБУ 5/01, часть 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ*.

До тех пор пока документы или товары от поставщика не получены, покупатель не может отразить их в бухучете (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Для признания товара принятым на учет его оприходование на складе покупателя не обязательно: принятыми на учет можно считать товары, находящиеся в пути (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 25 июля 2007 г. № Ф03-А24/07-2/2145, от 19 июля 2007 г. № Ф03-А24/07-2/2137)*.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка