Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как посчитать резерв отпусков для равномерного учета расходов

Подписка
Срочно заберите все!
№24
4 апреля 2013 188 просмотров

ООО, ОСНО, метод начисленияСотрудник отправлен в командировку на личном транспорте.Ему выданы:- суточные- деньги на ГСМ (приказ)Издается ПРИКАЗ:Командировать в г. Черемхово на а/м Toyota Corolla гос. ном. Р001ХВ38 на 2 календарных дня с 16.01.13 г. по 17.01.13 г.1.1. Иванов И.И. – техникБухгалтерии выплатить деньги на ГСМ в размере 2 880 руб 00 коп. (800 кмх0,12лх30р).ВОПРОС: Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить расходы на ГСМ (по приказу)

 В бухгалтерском учете приобретение и списание израсходованных ГСМ учтите на счете 10-3.

При поездках в командировку за использование личного автомобиля в служебных целях сотруднику положена компенсация, По мнению контролирующих ведомств компенсация включает в себя амортизацию автомобиля, а также возмещение затрат на текущий ремонт, техобслуживание и приобретение ГСМ. Поэтому никакие дополнительные выплаты сотруднику, который использует личную машину для служебных поездок, не положены.

Во избежание претензий со стороны контролирующих органов на период командировки с сотрудником заключите договор аренды личного автомобиля. В этом случае при наличии подтверждающих документов (путевые листы, чеки АЗС и т. п) Вы можете возместить затраты на приобретение бензина и уменьшить налогооблагаемую прибыль.

В налоговом учете расходы на проезд в командировку уменьшают налогооблагаемую прибыль в пределах норм установленных распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении расходы на проезд в командировку на автомобиле


Сотрудник может выехать в командировку как на личном, так и на служебном автомобиле. В любом случае организация обязана возместить ему все затраты, связанные с поездкой* (ст. 168 ТК РФ).

Проезд на личном автомобиле

При поездках в командировку за использование личного автомобиля в служебных целях сотруднику положена компенсация, предусмотренная статьей 188 Трудового кодекса РФ. Размеры такой компенсации организация определяет самостоятельно*. Однако при расчете налога на прибыль ее можно учесть только в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92 (письмо ФНС России от 21 мая 2010 г. № ШС-37-3/2199). Эти нормы предназначены и для расчета единого налога при упрощенке с разницы между доходами и расходами. При этом, по мнению контролирующих ведомств, нормы, установленные Правительством РФ, уже включают в себя амортизацию автомобиля, а также возмещение затрат на текущий ремонт, техобслуживание и приобретение ГСМ. Поэтому никакие дополнительные выплаты сотруднику, который использует личную машину для служебных поездок, не положены (письма Минфина России от 15 сентября 2005 г. № 03-03-04/2/63от 16 мая 2005 г. № 03-03-01-02/140от 21 июля 1992 г. № 57 и МНС России от 2 июня 2004 г. № 04-2-06/419). В связи с этим в сумму аванса на командировку достаточно заложить только суточные и расходы на наем жилья. Учитывать затраты на ГСМ в данном случае необязательно.


Главбух советует: на период командировки заключите с сотрудником договор аренды его личного автомобиля. На всю сумму арендной платы, а при наличии оправдательных документов и на все затраты, связанные с эксплуатацией автомобиля, можно уменьшить налогооблагаемую прибыль* (подп. 2 п. 1 ст. 253подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если организация не заключит договор аренды, то для обоснования возмещения расходов по использованию личного автомобиля во время командировки она может воспользоваться следующими аргументами.

В статье 188 Трудового кодекса РФ речь идет о двух выплатах в пользу сотрудника. Первая – это компенсация за износ личного автомобиля, а вторая – возмещение расходов, связанных с его использованием (приобретение ГСМ, техобслуживание и т. п.). В письме Минфина России от 2 ноября 2004 г. № 03-05-01-04/72 эти выплаты тоже рассматриваются обособленно.

Таким образом, направляя сотрудника в командировку на личном автомобиле, помимо компенсации организация должна возместить ему затраты на приобретение бензина, на платную автостоянку и т. п. (ст. 168 ТК РФ). Эти затраты можно квалифицировать как материальные расходы, а также как расходы на проезд до места командировки и обратно. Такие затраты можно учесть при налогообложении прибыли (подп. 2 п. 1. ст. 253подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Основанием для возмещения расходов будут путевые листы, чеки АЗС и т. п. То есть такие же документы, какими подтверждают свои расходы сотрудники, направленные в командировку на служебном автомобиле.*

Однако налоговая инспекция вряд ли согласится с такой трактовкой законодательства. При проверке инспектор будет руководствоваться письмами Минфина России от 15 сентября 2005 г. № 03-03-04/2/63 иМНС России от 2 июня 2004 г. № 04-2-06/419. Поэтому, скорее всего, он признает неправомерным одновременное уменьшение налоговой базы и на сумму компенсации за использование личного автомобиля, и на сумму возмещения расходов на проезд. В таких условиях окончательное решение о расчетах с сотрудником организация должна принять самостоятельно. Причем, если это решение будет противоречить требованиям Минфина России, отстаивать свою позицию организации придется в суде. 

Бухучет

В бухучете поступление и списание израсходованных горюче-смазочных материалов отразите на субсчете 10?3 «Топливо*» (Инструкция к плану счетов).

В зависимости от цели командировки покупку и списание израсходованных горюче-смазочных материалов отразите записями:*

Дебет 10-3 Кредит 71
– оприходован бензин, приобретенный в командировке (на основании приходных документов);

Дебет 20 (25, 26, 44...) Кредит 10-3
– списана стоимость топлива, израсходованного в командировке (на основании путевого листа).

Остальные расходы спишите проводкой:*

Дебет 20 (25, 26, 44...) Кредит 71
– списаны расходы по эксплуатации и обслуживанию служебного автомобиля в командировке. 

Расходы на проезд в командировку уменьшают налогооблагаемую прибыль* (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

О том, как учесть при расчете налога на прибыль расходы на проезд, если сотрудник организации направлен в командировку для покупки основного средства, подробнее см. Как определить первоначальную стоимость основного средства в налоговом учете.

О том, как учесть при расчете налога на прибыль расходы на ГСМ, оплаченные сотрудником в командировке (по нормам или в размере фактически произведенных расходов), подробнее см. Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение ГСМ за наличные.*

В период командировки сотрудник может купить ГСМ за наличные. Если в кассовом чеке указано «в том числе НДС», а сумма налога не выделена, то воспользоваться налоговым вычетом не удастся (п. 1 ст. 172 НК РФ). Увеличить стоимость ГСМ на сумму НДС тоже нельзя. В состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, НДС не включается* (п. 1 ст. 170 НК РФ).

Следовательно, для налогового учета сумму НДС нужно выделить расчетным путем (по ставке 18/118) и списать ее без уменьшения налоговой базы. В бухучете в момент списания ГСМ возникнет постоянная разница и постоянное налоговое обязательство* (п. 4 и 7 ПБУ 18/02).

Подробнее об учете расходов на ГСМ см.:

С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России


2.Ситуация: Нужно ли при расчете налога на прибыль учитывать расходы на топливо в пределах норм

Да, нужно.

Позиция контролирующих ведомств сводится к тому, что при расчете налога на прибыль расходы на ГСМ учитываются в пределах норм, установленных распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. В дополнение к ним для некоторых марок автомобилей можно применять нормы, предусмотренные в письме ФНС России от 29 марта 2006 г. № ГИ-6-17/337*.

Списывать топливо по другим лимитам (например, разработанным организацией самостоятельно) можно только в отношении автомобилей, для которых нормы не установлены. В этом случае организация вправе принять решение ввести собственные нормативы расходования ГСМ, разработанные по ее запросу научными организациями. До принятия такого решения следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставленной изготовителем автомобилей.

Такая позиция изложена в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61.*

Налоговая служба также ссылается на необходимость применения указанных норм для целей налогообложения прибыли (письма ФНС России от 15 апреля 2008 г. № СК-6-5/281УФНС России по г. Москве от 3 ноября 2009 г. № 16-15/115253).*

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям при расчете налога на прибыль не применять нормативы расхода ГСМ, утвержденные Минтрансом России, а использовать нормы, разработанные самостоятельно или с привлечением специализированных организаций по всем автомобилям. Они заключаются в следующем.*

В Налоговом кодексе РФ нет требования о нормировании расходов на ГСМ по автотранспорту (подп. 5 п. 1 ст. 254подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако любые расходы должны быть экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Поэтому для целей контроля расхода топлива и подтверждения их экономической оправданности можно установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ для служебного автотранспорта. Сделать это можно независимо от того, введены в отношении используемых марок транспорта нормы Минтрансом России или нет.*

Утвердить внутриорганизационные нормы должен руководитель организации своимприказом. Нормы должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Целесообразно утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Для того чтобы установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ (утверждаемые приказом) по отдельным видам служебного транспорта, можно провести контрольные заезды автомобилей (в заданных условиях). Их результат оформите актом контрольного заезда (в произвольной форме).

При разработке внутриорганизационных норм в качестве ориентира организация вправе использовать нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Методических рекомендациях, введенных в действиераспоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, а также письмо ФНС России от 29 марта 2006 г. № ГИ-6-17/337.*

Экономически обоснованным может быть и заключение договора на разработку норм расхода ГСМ с профильным научным учреждением, например с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ)* (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Организациям узкоспециализированной направленности, использующим спецтехнику, целесообразно воспользоваться нормами расхода ГСМ, утвержденными отраслевыми ведомствами (например, предприятиям лесной промышленности – Нормами расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве, утвержденными приказом Россельхоза от 13 сентября 1999 г. № 180).

В своем более раннем разъяснении Минфин России поддерживал и эту позицию (письмо от 15 марта 2005 г. № 03-03-02-04/1/67).

Окончательное решение о применении тех или иных норм расхода ГСМ организация должна принять самостоятельно. Причем, если это решение будет противоречить требованиям контролирующих ведомств, отстаивать свою позицию организации придется в суде*. В арбитражной практике есть судебные решения, принятые в пользу организаций (см., например, определение ВАС РФ от 14 августа 2008 г. № 9586/08, постановления ФАСЦентрального округа от 4 апреля 2008 г. № А09-3658/07-29Дальневосточного округа от 7 ноября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/4346Московского округа от 25 сентября 2007 г. № КА-А41/9866-07). На сторону плательщиков встал и ВАС РФ в определении от 14 августа 2008 г. № 9586/08. Судьи подтвердили, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено нормирование расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли. Поэтому, если затраты на приобретение ГСМ экономически обоснованны и документально подтверждены, их можно включить в состав расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если организация превысит самостоятельно установленные нормы расхода ГСМ и не сможет документально подтвердить обоснованность этого превышения, то затраты на ГСМ сверх установленных ею же норм учесть при расчете налога на прибыль нельзя. Сверхлимитные расходы на ГСМ в таком случае экономически оправданными не будут (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. № А27-8757/2011.

Н.А. Комова

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России 

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка