Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Новые коэффициенты‑дефляторы на 2017 год

Подписка
Срочно заберите все!
№24
8 апреля 2013 7 просмотров

Имеет ли право налоговая инспекция входящий НДС не учитывать по организации поставщик- которая ликвидирована в момент проверки 2013г проверка за период 2009-2010-2011г2. Какими документами подтверждает входящий НДС от поставщика.как влияет наличие сертификата на материалы поставщика на входящий НДС.

Во избежание возможных разногласий, организация должна проводить работу с целью выявления благонадежности контрагентов. В указанной в вопросе ситуации налоговые инспекторы отрицают правомерность вычета входного НДС в связи с тем, что контрагент на данный момент ликвидирован. Исходя из официальных разъяснений Минфина РФ и ФНС РФ, такая позиция налоговых органов является соответствующей действующему законодательству. Но при этом существует арбитражная практика, поддерживающая позицию налогоплательщика. При этом в указанном случае в то время, когда организация работала с контрагентом, он еще не был ликвидирован. То есть, в данном случае организация может получить в открытых источниках информации данные о дате ликвидации контрагента и предъявить их инспекторам.

На данный момент существуют товары (услуги), подлежащие обязательной сертификации (Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982), а так же подлежащие сертификации в соответствии с техническими регламентами. При этом российский товар проходит сертификацию на территории России, а импортный товар – при прохождении таможенного контроля. Продукция, попадающая под перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982, подтверждается сертификатом, иная продукция подтверждается декларацией соответствия. Штрафы за продажу продукции без сертификата предусмотрены в статье 14.4 КоАП РФ. Но при этом сертификат на продукцию не влияет на расчет НДС, а так же на право вычета входного налога.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1. Ситуация: Может ли налоговая инспекция лишить организацию-покупателя права на вычет НДС, если в ходе проверки было обнаружено, что поставщик, выставивший счет-фактуру, не числится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)

Да, может*.

Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ в счете-фактуре должны быть заполнены такие обязательные реквизиты, как наименование, адрес и ИНН поставщика. При этом данный документ должен содержать только достоверные сведения. Если поставщик не числится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), то оформленный им счет-фактура составлен с нарушением указанного порядка. Следовательно, применить вычет по нему нельзя (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 29 июля 2004 г. № 03-04-14/24.*

Кроме того, организации, которые не числятся в ЕГРЮЛ, не являются юридическими лицами, а значит, не могут выступать в качестве поставщиков товаров и плательщиков налогов. На этом основании ФАС Поволжского округа в постановлении от 13 декабря 2007 г. № А49-5231/2007-224А/8 поддержал позицию налоговой инспекции, отказавшей организации в вычете по НДС.

Чтобы избежать конфликтных ситуаций, при заключении сделок следует проявлять осторожность и при необходимости проверять своих контрагентов.

Если же организация приняла к вычету НДС по счету-фактуре недобросовестного поставщика, это может быть расценено как получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку организация действовала без должной осмотрительности и осторожности (п. 1311 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

В этой ситуации налоговая инспекция может отказать в вычете «входного» НДС, а на сумму возникшей недоимки начислить пени и штраф (ст. 75122 НК РФ). Существуют примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2008 г. № 7588/08, определения ВАС РФ от 29 мая 2009 г. № ВАС-6491/09от 6 марта 2009 г. № ВАС-2369/09от 29 января 2009 г. № ВАС-13530/08от 5 декабря 2008 г. № 7011/08,от 24 октября 2008 г. № 13660/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 8 февраля 2011 г. № А43-10964/2009от 31 мая 2010 г. № А29-9302/2009, Дальневосточного округа от 5 октября 2011 г. № Ф03-4500/2011от 3 декабря 2009 г. № Ф03-6719/2009, Северо-Западного округа от 9 июня 2011 г. № А26-7649/2010от 28 января 2009 г. № А42-1234/2008, Северо-Кавказского округа от 26 января 2011 г. № А01-990/2009от 19 ноября 2008 г. № Ф08-6643/2008, Уральского округа от 18 февраля 2010 г. № Ф09-408/10-С2от 18 ноября 2008 г. № Ф09-8554/08-С3от 28 августа 2008 г. № Ф09-6085/08-С3, Центрального округа от 19 октября 2011 г. № А54-6405/2010от 11 октября 2011 г. № А35-10958/2010от 15 января 2009 г. № А54-1525/2008С13от 18 сентября 2008 г. № А36-436/2007, Западно-Сибирского округа от 13 сентября 2011 г. № А03-15891/2010от 16 февраля 2010 г. № А70-8542/2009от 26 января 2009 г. № Ф04-165/2009(19513-А03-41), Поволжского округа от 25 января 2012 г. № А12-5807/2011от 8 ноября 2011 г. № А65-29136/2010от 22 января 2009 г. № А72-4670/2008от 20 ноября 2008 г. № А55-3066/08Восточно-Сибирского округа от 20 января 2009 г. № А10-1001/08-Ф02-7024/08).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям принять к вычету НДС по счет-фактуре поставщика, который, как оказалось, не числится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Они заключаются в следующем.

Факт нарушения контрагентом своих обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:

  • организация действовала без должной осмотрительности и осторожности, и ей должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
  • деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Об этом говорится в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:

  • организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке;
  • организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
  • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.

Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, налоговое законодательство не возлагает на организацию обязанности проверять, числятся ли ее контрагенты в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), и не устанавливает зависимости между таким действиями и вычетом НДС.

Есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 8 октября 2008 г. № 12658/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 9 февраля 2009 г. № А56-52585/2007от 9 июня 2008 г. № А44-2525/2007Поволжского округа от 9 июля 2009 г. № А55-15897/2008Московского округа от 19 октября 2006 г. № КА-А40/10012-06Волго-Вятского округа от 17 августа 2007 г. № А79-4545/2006Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2007 г. № А19-24415/06-40-04АП-484/07-Ф02-3108/07Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2006 г. № Ф04-8106/2006(29045-А27-41), Уральского округа от 18 марта 2008 г. № Ф09-1522/08-С3от 23 мая 2007 г. № Ф09-3831/07-С2).

Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Ситуация:Как проверить сведения о контрагенте с целью выявления признаков недобросовестности

При необходимости проверить информацию о контрагенте можно несколькими способами*.

1. Запросить соответствующие данные (в частности, копию свидетельства о постановке на налоговый учет, копию лицензии) непосредственно у контрагента.

2. Получить доверенность или другой документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента.

3. Обратиться в налоговую инспекцию по местонахождению контрагента:

  • с запросом (в произвольной форме) о выдаче выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) с целью получения информации о контрагенте (например, ИНН/КПП, адрес, сведения о лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности);
  • с запросом (в произвольной форме) о выдаче выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) с целью получения копии лицензии.

Такое право прописано в пункте 20 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438.

Инспекция должна предоставить соответствующие сведения в течение пяти дней (в этом случае плата составляет 200 руб. за каждый документ). При необходимости можно попросить предоставить информацию срочно – не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса (в этом случае плата составляет 400 руб. за каждый документ). Такой порядок предусмотрен пунктами 21, 23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438.

4. Получить на сайте ФНС России (www.nalog.ru) доступ к еженедельно обновляемым копиям ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Стоимость доступа составляет:

  • за однократное предоставление открытых и общедоступных сведений – 50 000 руб.;
  • за однократное предоставление обновленных сведений – 5000 руб.;
  • за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места – 150 000 руб.

Такой порядок оплаты за предоставление сведений предусмотрен пунктом 2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 31 марта 2009 г. № ММ-7-6/148.

5. Получить через Интернет краткую информацию о контрагенте бесплатно (в т. ч. о присвоенном ему ЕГРН). Зайдите на сайт ФНС России (www.nalog.ru) в раздел «Государственная регистрация и учет налогоплательщиков», а затем пройдите по ссылке «Сведения о юридических лицах, внесенных в ЕГРЮЛ». Чтобы получить информацию, достаточно знать один из реквизитов контрагента (название организации, ИНН, ОГРН или дату, когда она была зарегистрирована). Название организации следует вводить без кавычек и организационно-правовой формы, а также учитывать, что поиск проводится по ее полному наименованию.

6. Получить через Интернет информацию о том, не отказывался ли учредитель или директор контрагента в суде от руководства компанией. Зайдите на сайт ФНС России (www.nalog.ru) в подраздел «Проверь себя и контрагента» раздела «Электронные услуги», а затем пройдите по ссылке «Сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке».

Такие же меры для проверки контрагентов рекомендует принимать Минфин России (письма от 5 мая 2012 г. № 03-02-07/1-113, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177).

7. Запросить в налоговой инспекции по месту учета контрагента информацию об исполнении контрагентом налоговых обязанностей или о нарушении им законодательства о налогах и сборах. Следует отметить, что в некоторых случаях налоговые инспекции отказывают в предоставлении подобной информации, ссылаясь на налоговую тайну. Однако согласно пункту 1 статьи 102 Налогового кодекса РФ такая информация к налоговой тайне не относится. Поэтому отказ налоговой инспекции является неправомерным. Аналогичная точка зрения по данному вопросу отражена в письмах Минфина России от 4 июня 2012 г. № 03-02-07/1-134, ФНС России от 30 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/20268. Подтверждает такую позицию арбитражная практика (см. например, определение ВАС РФ от 1 декабря 2010 г. № ВАС-16124/10, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июля 2010 г. № А27-25441/2009, от 16 июля 2010 г. № А27-25724/2009, Уральского округа от 1 сентября 2010 г. № Ф09-6957/10-С3).

<…>

Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Статья:Внимание: изменен порядок сертификации

С этого года обязательная сертификация на некоторые виды продукции отменена. Но при этом введена новая форма подтверждения соответствия – декларация. Перечень такой продукции, равно как и перечень товаров, для которой по-прежнему необходима обязательная сертификация, утвердило Правительство РФ.

Что изменилось

Перечни продукции, которые подлежат обязательной сертификации или декларированию, утверждены постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982. Документ вступил в силу 14 февраля 2010 года*.

Итак, теперь на определенную продукцию агрофирме необходимо иметь или сертификат, или декларацию*.

Отметим, что если непосредственно процедура сертификации как таковая не претерпела существенных изменений, то декларирование вызывает массу вопросов.

Напомним, что сертификат соответствия выдается органом по сертификации производителю, продавцу, поставщику. Им подтверждается то, что продукция была проверена независимой организацией (аккредитованным органом по сертификации) и было доказано ее соответствие требованиям технического регламента либо стандарта, договора, технических условий.

А вот декларация о соответствии продукции представляет собой обязательный документ, который подтверждает, что выпускаемая в обращение продукция соответствует требованиям, которые предъявляются к ней положениями технического регламента.

Как проводится декларирование продукции

При декларировании следует указать и представить доказательные материалы, подтверждающие соответствие продукции указанным в декларации нормативным документам*.

Доказательную базу могут составлять*:
а) протоколы приемочных, приемо-сдаточных и других контрольных испытаний продукции, проведенных изготовителем (продавцом, исполнителем) и (или) сторонними компетентными испытательными лабораториями;
б) добровольные сертификаты на продукцию;
в) сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, материалы, комплектующие изделия;
г) документы, предусмотренные для данной продукции соответствующими федеральными законами и выданные уполномоченными на то органами и организациями (например, гигиенические заключения, ветеринарные свидетельства и др.);
д) сертификаты на систему качества или производства;
е) другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям.

На основании указанных документов орган по сертификации проводит регистрацию принятой декларации о соответствии.

При наличии доказательных материалов, не в полной мере подтверждающих соответствие продукции требованиям установленных нормативных документов, орган по сертификации вправе обязать декларанта представить недостающие материалы.

Поданный организацией пакет документов должен быть рассмотрен в течение семи дней. Об этом сказано в пункте 10 постановления Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766.

Декларация о соответствии равносильна сертификату

В отличие от сертификата соответствия, выдаваемого на специально предназначенном для этого официальном бланке, декларация о соответствии оформляется на обычном листе бумаги. Здесь орган по сертификации указывает сведения о ее регистрации (наименование и адрес органа по сертификации, дату регистрации и регистрационный номер декларации, печать органа по сертификации и подпись его руководителя). Зарегистрированная декларация о соответствии вместе с документами, на основании которых она была принята, хранится у изготовителя (продавца, исполнителя) не менее трех лет после окончания срока ее действия*.

В течение такого же срока в органе по сертификации хранятся копии зарегистрированной декларации о соответствии и сопроводительных документов.

При этом важно помнить, что декларация о соответствии, принятая в установленном порядке и зарегистрированная органом по сертификации, имеет юридическую силу наравне с сертификатом соответствия. Таким образом, процедура подтверждения соответствия документально поменяла свою форму и для части продукции начал действовать упрощенный порядок по обязательному декларированию. Тем не менее обе эти процедуры остаются обязательными.*

Когда менять действующие сертификаты?

В письме Роспотребнадзора от 12 февраля 2010 г. № 01/1953-0-32 разъяснено следующее. Сертификаты соответствия и декларации о соответствии, полученные либо принятые до 14 февраля 2010 года, могут представляться до окончания срока их действия независимо от схем обязательного подтверждения.

В случае окончания срока действия указанных документов обязательное подтверждение соответствия продукции должно осуществляться по правилам, которые были определены постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982.

А постановлением Правительства РФ от 17 марта 2010 г. № 148 внесены изменения в постановление № 982. Теперь установлено, что ранее выданные сертификаты считаются действительными до окончания их срока. Но в пределах срока годности или срока службы продукции.

Ответственность за несоблюдение требований

Имейте в виду: административная ответственность предусмотрена как для должностных лиц, так и для самих организаций*.

Так, за продажу товаров с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии) грозит*:
– для должностного лица – штраф от 4000 до 5000 руб.;
– для предприятий – штраф от 40 000 до 50 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой.

Это установлено статьей 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Также предусмотрена административная ответственность изготовителей за реализацию сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации соответствия) или без знака соответствия, а также при реализации сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которых она сертифицирована. Ответственность установлена пунктом 2 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения.

В ряде случаев может ставиться вопрос о совершении преступлений в сфере нарушения права потребителя на безопасность товаров, работ и услуг и привлечении к ответственности по статьям 236–238 Уголовного кодекса РФ.

Отражение затрат в налоговом учете

Рассмотрим порядок учета затрат при разных режимах налогообложения.

Общий режим налогообложения

Расходы на обязательную сертификацию и декларирование при расчете налога на прибыль в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ включаются в состав прочих расходов. А вот порядок учета вызывает вопросы.

Позиция чиновников. По мнению налоговиков и финансистов, такие затраты предварительно учитываются как расходы будущих периодов и включаются в налоговые расходы в течение срока действия документа. Такой подход основан на толковании пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ (см. письма Минфина России от 25 мая 2006 г. № 03-03-04/4/96, УФНС России по г. Москве от 27 января 2006 г. № 20-12/5511).

Судьи имеют иное мнение. Есть судебные решения, подтверждающие правомерность единовременного списания расходов на сертификацию (например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 20 ноября 2008 г. по делу № А05-10210/2007, ФАС Уральского округа от 4 августа 2008 г. № Ф09-3096/08-С3).

Однако в случае, если налогоплательщик будет придерживаться последней точки зрения, вероятнее всего позицию придется отстаивать в суде.

Также проблемы могут возникнуть, если сельхозорганизация потратила на сертификацию (декларирование) деньги, но документ так и не получила. Так вот, налоговики на местах порой не разрешают учитывать такие расходы. Однако некоторые арбитражные суды считают иначе. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24 июня 2009 г. № Ф04-3764/2009(9413-А27-40) указывается, что затраты учитываются в расходах независимо от того, какое решение было принято органом сертификации (о выдаче сертификата либо об отказе в его выдаче).

Если организация применяет спецрежим

Организации, которые применяют «упрощенку», также могут учесть расходы на сертификацию и декларирование. Это четко следует из подпункта 26 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Одновременно в составе расходов учитываются суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные органом по сертификации и аккредитованной испытательной лабораторией. Если организация уплачивает единый сельхозналог, то она также может учесть подобные расходы. Это предусмотрено подпунктом 35 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ.

В обоих случаях расходы признаются сразу. То есть учитывать расходы в течение срока действия документа, как это рекомендуют чиновники в отношении налога на прибыль, не нужно.

В заключение отметим такой момент. В некоторых случаях организации проводят добровольную сертификацию. Ее также можно учесть в расходах. Чиновники против этого не возражают (письма Минфина России от 25 сентября 2007 г. № 03-03-06/4/137, от 4 сентября 2006 г. № 03-03-04/1/643).

Правда, сама сертификация должна быть проведена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ. Иными словами, она должна проводиться для подтверждения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки и реализации техническим регламентам и стандартам. При этом между сельскохозяйственной организацией и органом по сертификации заключается договор. В налоговом учете затраты на проведение добровольной сертификации нужно признавать равномерно в течение срока действия сертификата (письмо Минфина России от 25 мая 2006 г. № 03-03-04/4/96).

Т. Ю. Рогова

юрист

Журнал «Учет в сельском хозяйстве», №7, июль 2010

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка