Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24
11 апреля 2013 8 просмотров

Организация приобрела товар от поставщика в декабре 2012г. по 10 -ти торг -12 доставка товара осуществлена, на склад покупателя и в декабре весь это товар продан на сумму 7,500 милл.руб. 10 счетов фактур поставщиком были отправлены почтой покупателю т.е. нам,однако почта так и не принесла до нас. В результате данный проданный товар нами включен в книгу продаж как это полагается, а вычеты в книгу покупок не произведены из-за отсутствия счетов фактур Счета фактуры у нас оказались в конце января 2013г. ВОПРОС: можно ли в в первом квартале поставить на вычет в 1 кв.2013г10.04.2013 в конце рабочего дня мы осуждали вопрос о переноса вычета НДС на следующий отчетный период Вы порекомендавали мне ссылку на которая должна мне помочь.http://www.1gl.ru/#/document/112/48383/?step=2 Я конечно тут же изучила поняла и с выводами Ольги Цибизовой. Но после выключения комьютера подумав еще ирешила у ВАС уточнить вот какой момент Ведь специалист Ольга Цибизова точнее начальник отдела, она ведь департамента налоговой и таможенной политики МИНФИНА РОССИИ, а как мне с вами известно зачастую высшая норма ведь налоговый кодекс точнее мнение сотрудников ИФНС РОССИИ не всегда согласны с мнением Минфина и этой связи у меня все таки просьба как правильно и однозначно мне поспупить, все таки речь идет об НДС с 7500мил.руб.

Однозначно поступите так, как указывает специалист Минфина России со ссылками на официальные разъяснения департамента по указанной в вопросе ссылке.

Дело в том, что в обязанности налоговых органов России входит в том числе обязанность руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Об этом прямо сказано в статье 32 Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание, что оштрафовать организацию за налоговое правонарушение, если его причиной было исполнение письменных разъяснений Минфина России, нельзя. Официальная позиция Минфина России по вопросам налогообложения излагается в письмах, которые подписаны министром финансов России (его заместителями) или директором департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (его заместителями). Об этом сказано в письмах Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 03-02-08/22 и от 6 мая 2005 г. № 03-02-07/1-116.
Если причиной налогового правонарушения стало исполнение официальных разъяснений контролирующих ведомств, организация освобождается от налоговой ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). Причем если разъяснения были даны после 1 января 2007 года, то пени за неуплату налога в этом случае тоже не начисляются (п. 8 ст. 75 НК РФ, ч. 7 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).

Основанием для освобождения от ответственности (начисления пеней) являются официальные разъяснения, данные самой организации или неопределенному кругу плательщиков (без указания конкретного адресата).
Следует указать, что если организация не уверена в правильности толкования той или иной нормы законодательства, направьте запрос в финансовые или налоговые органы от своего имени. Решение о начислении или уплате налога принимайте на основании полученного ответа. На случай возможных судебных разбирательств такой вариант безопаснее всего.

Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как применять нормативные акты, регулирующие налоговое законодательство

<…>

Ситуация: можно ли оштрафовать организацию за налоговое правонарушение, если его причиной было исполнение письменных разъяснений Минфина России (региональных и местных финансовых органов) или ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций)

Нет, нельзя.*

Исполняя обязанности налогоплательщика (налогового агента), организация должна руководствоваться налоговым законодательством. Если в законодательстве существуют неясности, организация вправе учитывать официальную позицию Минфина России (региональных и местных финансовых ведомств) или ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211). Официальная позиция Минфина России по вопросам налогообложения излагается в письмах, которые подписаны министром финансов России (его заместителями) или директором департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (его заместителями). Об этом сказано в письмах Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 03-02-08/22 и от 6 мая 2005 г. № 03-02-07/1-116. Официальная позиция региональных и местных финансовых органов излагается в письмах, подписанных руководителями (заместителями руководителей) или другими уполномоченными сотрудниками. Полномочия сотрудников должны быть подтверждены распорядительным документом регионального (местного) финансового органа (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Официальную позицию ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) вправе излагать руководитель ведомства или его заместители (письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211).

Если причиной налогового правонарушения стало исполнение официальных разъяснений контролирующих ведомств, организация освобождается от налоговой ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). Причем если разъяснения были даны после 1 января 2007 года, то пени за неуплату налога в этом случае тоже не начисляются (п. 8 ст. 75 НК РФ, ч. 7 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).

Основанием для освобождения от ответственности (начисления пеней) являются официальные разъяснения, данные самой организации или неопределенному кругу плательщиков (без указания конкретного адресата). При этом они должны быть основаны на законодательстве, действовавшем в том периоде, когда у организации возникли сложности с расчетом налогов. Кроме того, нужно, чтобы условия деятельности организации полностью соответствовали обстоятельствам, рассмотренным в разъяснениях. Если запрос, по которому организации были даны официальные разъяснения, содержал неполные или недостоверные сведения, то от ответственности за допущенное нарушение организация не освобождается. Такой порядок предусмотрен подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ.

Минфин России считает, что руководствоваться разъяснениями, данными другим организациям, если они не касаются вопросов общего характера, а подготовлены на основе фактических обстоятельств и с учетом специфики именно этих организаций, нельзя (письмо Минфина России от 16 ноября 2006 г. № 03-02-07/1-325). В письме Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 сказано, что положения подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ не применяются, если причиной налогового правонарушения стало решение, принятое на основании таких разъяснений.

Главбух советует: если организация не уверена в правильности толкования той или иной нормы законодательства, направьте запрос в финансовые или налоговые органы от своего имени. Решение о начислении или уплате налога принимайте на основании полученного ответа. На случай возможных судебных разбирательств такой вариант безопаснее всего.*

Даже если при проверке налоговая инспекция признает полученный ответ неправильным и обвинит организацию в налоговом правонарушении, в суде можно будет доказать отсутствие своей вины. Рассматривая дела о привлечении налогоплательщиков к ответственности, суды принимают во внимание как письменные разъяснения, направленные конкретным организациям, так и письма контролирующих ведомств, адресованные неопределенному кругу лиц (например, опубликованные в справочно-правовых системах и СМИ).

Если организация ошибочно рассчитывала налоги с учетом этих писем (при условии, что их содержание полностью соответствует обстоятельствам дела), суды расценивают их как основание для освобождения от налоговой ответственности в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 30 ноября 2010 г. № ВАС-4350/10, определения ВАС РФ от 15 июня 2009 г. № ВАС-7202/09, от 14 августа 2007 г. № 9854/07, от 18 июля 2007 г. № 6347/07, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 9 апреля 2009 г. № А32-6494/2008-34/113-29/408, Дальневосточного округа от 11 июля 2007 г. № Ф03-А24/07-2/933, от 25 апреля 2007 г. № Ф03-А73/07-2/735, Восточно-Сибирского округа от 7 февраля 2007 г. № А58-7354/05-Ф02-2/07, Западно-Сибирского округа от 13 июня 2007 г. № Ф04-3745/2007(35118-А70-37), Центрального округа от 8 мая 2007 г. № А62-5098/2006, Поволжского округа от 19 января 2007 г. № А65-4809/06-СА2-41, Северо-Западного округа от 13 августа 2007 г. № А21-4831/2006).

Ситуация: можно ли оспорить в арбитражном суде письмо Минфина или ФНС России по вопросам применения налогового законодательства

Да, можно.

Арбитражные суды принимают к рассмотрению дела:*

  • об оспаривании нормативно-правовых актов (например, приказов Минфина и ФНС России, прошедших госрегистрацию);
  • об оспаривании ненормативно-правовых актов (например, постановлений о привлечении организации к налоговой ответственности, решений о взыскании недоимки и т. п.).

И в том и в другом случае оспорить можно лишь такой правовой акт, который непосредственно затрагивает права и законные интересы заявителя. Об этом сказано в статье 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Факт нарушения интересов заявителя должен быть установлен в ходе судебного разбирательства. Арбитражный суд не может отказать в рассмотрении иска, ссылаясь на то, что по формальным признакам ведомственные письма не являются нормативно-правовыми актами и не могут затрагивать чьих-либо прав. В пункте 2.1 определения Конституционного суда РФ от 3 апреля 2007 г. № 363-О-О сказано, что такой подход следует расценивать как необоснованный отказ в судебной защите.

Независимо от того, кому эти письма адресованы – конкретной организации или неопределенному кругу лиц, их можно обжаловать, если по своему содержанию они дают налоговым инспекциям право предъявлять требования к налогоплательщикам. Таким образом, если организация оспаривает письмо, с выводами которого она не согласна, суд должен выяснить, соответствует ли это письмо налоговому законодательству, и при необходимости обеспечить восстановление нарушенных прав. В свою очередь организация должна подтвердить нарушение своих интересов не предположениями о возможных последствиях письма, а конкретными фактами (п. 2.2 определения Конституционного суда РФ от 3 апреля 2007 г. № 363-О-О).

Обычно письма с разъяснениями налогового законодательства, адресованные неопределенному кругу лиц, не затрагивают интересов конкретного налогоплательщика (налогового агента). Но на основании этих писем налоговая инспекция может обвинить организацию в налоговом правонарушении и применить к ней налоговые санкции. В таком случае интересы организации будут затронуты и при желании их можно отстаивать в суде. Однако предметом спора в этом случае будет не письмо с разъяснениями, а ненормативный акт налоговой инспекции (например, постановление о привлечении организации к налоговой ответственности). Тем не менее в арбитражной практике есть примеры, когда суды отменяют конкретные положения ведомственных писем, основанные на расширенном толковании налогового законодательства (см., например, решение ВАС РФ от 6 марта 2007 г. № 15182/06).

<…>

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Ситуация: обязана ли налоговая инспекция следовать письменным разъяснениям Минфина России, которые адресованы налогоплательщикам

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

С одной стороны, налоговые инспекции должны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России. Об этом сказано в подпункте 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ. Исходя из буквального толкования этой нормы, налоговые инспекции обязаны следовать любым письмам финансового ведомства по вопросам применения налогового законодательства.

Однако, по мнению Минфина России и ФНС России, налоговые инспекции должны руководствоваться только теми письменными разъяснениями, которые непосредственно адресованы налоговому ведомству (письма Минфина России от 13 апреля 2010 г. № 03-02-08/22 и ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716).*

При этом в письме от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716 ФНС России подтверждает право налоговых инспекций на обжалование судебных решений, в основу которых легли разъяснения Минфина России, – если они направлены налогоплательщикам и отражают позицию, с которой инспекция не согласна. Но предварительно налоговая служба рекомендует инспекциям ознакомиться с арбитражной практикой конкретного региона по аналогичным делам. Если шансы выиграть спор в суде невелики, обжаловать такие решения нецелесообразно.

Разъяснения контролирующих ведомств, обязательные для применения налоговыми инспекциями, представлены на официальном сайте ФНС России и доступны для общего пользования. Руководствоваться этими разъяснениями обязаны налоговые службы всех уровней (письмо ФНС России от 23 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15678).

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка