Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24
15 апреля 2013 300 просмотров

Можно ли по заявлению(Администрации городского поселения) сделать отсрочку и отзыв исполнительного листа на взыскание денежных средств с бюджетной организации (Администрация городского поселения).

Отсрочку получить возможно, но заявителем может быть только взыскатель, должник или судебный пристав (в статье 324 АПК РФ указан ограниченный перечень заявителей). Отсрочку может предоставить только суд, наложивший взыскание.

Обоснование данной позиции приведено ниже в нормативно-правовых документах, которые Вы можете найти в закладке «Правовая база», в статьях журналов «Учет в сфере образования» и «Учет в бюджетных учреждениях» версии для бюджетных организаций, в материалах судебной практики.

1. Статья 324 Арбитражного процессуального кодекса РФ

<…>

«1. При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

2. Заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.
По результатам рассмотрения заявления выносится определение.*
Копии определения направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю.

2_1. По правилам, установленным частью 2 настоящей статьи, рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом.

3. В случае предоставления должнику отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта арбитражный суд вправе по заявлению взыскателя принять меры по обеспечению исполнения судебного акта по правилам, установленным главой 8 настоящего Кодекса.

4. Определение арбитражного суда об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения либо об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения может быть обжаловано».

<…>

2. ПИСЬМО КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ ОТ 02.03.2012 г. № 42-7.4-05/9.3-112

Об исчислении сроков при организации исполнения судебных актов

<…>

«При исчислении сроков также следует учитывать следующее.
Определение суда об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта предполагает изменение срока оплаты сложившейся задолженности и касается сроков предоставления платежного документа на оплату исполнительного листа, графика выплат по периодическим платежам и направления запроса-требования о выделении дополнительного финансирования. Основанием для непредставления должником информации об источнике образования задолженности и показателях бюджетной классификации, по которой должны быть произведены расходы, такое определение не является.
Предусмотренные Кодексом сроки устанавливаются (продлеваются) в соответствии с указанными в определении суда условиями предоставления отсрочки или рассрочки судебного акта. В период действия отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта должник вправе предоставить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление денежных средств для исполнения исполнительного документа.
В случае предоставления определения о приостановлении исполнения решения суда приостанавливаются обязанности должника по совершению всех указанных в статьях 242.3-242.5 Кодекса действий с соответствующим продлением всех предусмотренных сроков. Платежные документы на перечисление денежных средств для исполнения судебного акта в период приостановления его исполнения органом Федерального казначейства к исполнению не принимаются.*
Сроки в соответствии с определением суда об отсрочке, рассрочке либо приостановлении исполнения судебного акта автоматически продлеваются (по аналогии со статьей 19 Федерального закона "Об исполнительном производстве") в случае, если такое определение действует или действовало в период нахождения исполнительного документа в органе Федерального казначейства независимо от даты предоставления соответствующего судебного акта».

<…>

3. Статья: Взыскание средств по решению суда

Если суд вынес решение о взыскании средств учреждения, порядок действий будет зависеть от типа учреждения. Рассмотрим действующие нормы подробнее.

Исполнение судебных актов

Исполнение судебных актов регламентируется процессуальным законодательством Российской Федерации, в частности, главой 10 Арбитражного процессуального кодекса РФ,главой 9 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (далее – Закон № 229-ФЗ).

Сроки предъявления к исполнению
По общему правилу, сформулированному в статье 21 Закона № 229-ФЗ, исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов (за исключением указанных в частях 247данной статьи), могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня:

  • вступления судебного акта в законную силу;
  • окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.

Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым восстановлен пропущенный срок для предъявления к исполнению, могут быть предъявлены в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении срока.

Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также трех лет после его окончания.

Срок, в течение которого исполнительные документы возможно предъявить к взысканию, может быть приостановлен. Основания для этого приведены в статье 22 Закона № 229-ФЗ. Там оговорены случаи:

  • предъявление документа к исполнению;
  • частичное исполнение документа должником.

После перерыва течение срока предъявления возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, по общему правилу в новый срок не засчитывается.

Отсрочка (рассрочка) исполнения судебного решения возможна?
Учреждениям следует учитывать, что определение суда об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, по мнению Федерального казначейства, предполагает изменение срока оплаты сложившейся задолженности и касается сроков представления платежного документа на оплату исполнительного листа, графика выплат по периодическим платежам и направления запроса-требования о выделении дополнительного финансирования.

Казначейство России считает, что такое определение не является основанием для непредставления должником информации об источнике образования задолженности и показателях бюджетной классификации, по которой должны быть произведены расходы.

Отмечается также, что в период действия отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта должник вправе представить в орган Казначейства России платежный документ на перечисление денежных средств по исполнительному документу. Но в случае когда представляется определение о приостановлении исполнения решения суда, данные документы органом казначейства не принимаются к оплате.*

Кроме того разъяснено, что сроки в соответствии с определением суда об отсрочке, рассрочке либо приостановлении исполнения судебного акта автоматически продлеваются в случае, если такое определение действует или действовало в период нахождения исполнительного документа в органе Федерального казначейства независимо от даты представления соответствующего судебного акта.

Обратите внимание на то, что ранее действовавшее письмо Казначейства России от 2 августа 2010 г. № 42-7.4-05/9.3-490 признано утратившим силу.

Взыскание средств бюджетных учреждений

С бюджетного учреждения могут быть удержаны суммы на основании исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа). При этом к документам (за исключением судебного приказа), направляемым для исполнения, должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства.

Если заявление подписано не взыскателем, а его представителем, необходима доверенность или ее нотариально удостоверенная копия.

Исполнительный документ может быть направлен судом по просьбе взыскателя или им самим.

<…>

Передача исполнительного листа в казначейство
Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства учреждения, направляется в орган по месту открытия бюджетному учреждению-должнику лицевых счетов.

При получении такого документа орган, в котором ведутся счета учреждения, не позднее пяти рабочих дней направляет должнику уведомление об этом с указанием даты приема к исполнению и заявлением взыскателя.

Пунктом 7 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ предусмотрено следующее. Бюджетное учреждение-должник представляет в орган, ведущий его лицевые счета, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного погашения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете. Это необходимо сделать в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа.

Бюджетное учреждение самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должны списываться денежные средства.

Может сложиться ситуация, когда у учреждения отсутствуют денежные средства либо их недостаточно для полного либо частичного удовлетворения исполнительного документа.

В таком случае должник обязан представить в орган Федерального казначейства (банк) платежный документ на перечисление средств не позднее следующего рабочего дня после поступления средств на определенный им лицевой счет.

Счета учреждения могут заблокировать
Если указанные требования будут нарушены, то орган, ведущий лицевые счета, приостановит (до момента устранения нарушения) операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая счета его структурных подразделений. Исключение в данном случае составляют лишь операции по иным исполнительным документам.

Следует отметить, что органы казначейства (либо банк) должны известить учреждение о подобном решении.

Операции по лицевым счетам не должны приостанавливаться лишь в том случае, когда бюджетное учреждение предъявляет в казначейство документ:

  • подтверждающий исполнение обязательства по документу;
  • подтверждающий право на отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебных актов;
  • отменяющий или приостанавливающий исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

Если выплаты имеют периодический характер, то одновременно с платежным документом в орган, ведущий лицевые счета, представляется информация о дате ежемесячной выплаты.

Когда обязательства перед взыскателем будут полностью погашены, орган казначейства направит исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в выдавший его суд.

Обращаем внимание: в случае невозможности взыскания денежных средств с учреждения в связи с отсутствием на его лицевых счетах необходимых сумм более трех месяцев взыскание обращается на имущество должника.

<…>

Т. Ю. Рогова

юрист, член Палаты налоговых консультантов

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», №5, май 2012

4. Статья: Взыскание средств с учреждений: правила изменились

В правила обращения взыскания на средства учреждений по исполнительным листам внесены коррективы. По этому вопросу Федеральное казначейство дало разъяснения.

Исполнительные документы

Действующим законодательством определено, что взыскать денежные средства с бюджетных учреждений можно только на основании судебного акта. Данная норма закреплена статьей 239 Бюджетного кодекса РФ. При этом средства взыскиваются в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих удержанию, в валюте РФ.

Документы должны быть оформлены с соблюдением требований, установленных в отношении исполнительных документов, сроков их предъявления, в том числе перерыва такого срока или его восстановления.*

К указанным документам необходимо приложить надлежащим образом заверенную судом копию судебного акта, на основании которого они выданы, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, на который нужно перечислить средства, подлежащие удержанию. Заявление должно быть подписано взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или ее нотариально удостоверенной копии.

В заявлении могут быть указаны неверные реквизиты банковского счета взыскателя. В таком случае орган, ведущий лицевые счета бюджетного учреждения – должника, не позднее рабочего дня, следующего за датой поступления соответствующей информации, уведомляет взыскателя о необходимости представления уточненных реквизитов банковского счета.

Дубликат исполнительного листа направляется для исполнения вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче.

Исчисление сроков

При организации исполнения судебных актов для исчисления сроков применяют письмо Казначейства России от 2 марта 2012 г. № 42-7.4-05/9.3-112. В нем указано, что при исчислении сроков следует руководствоваться главой 10 Арбитражного процессуального кодекса РФ и главой 9 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также главой 3Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ). Отсрочка, рассрочка либо приостановление исполнения судебного акта (в соответствии с определением суда) автоматически продлеваются, если определение действует или действовало в период нахождения исполнительного документа в органе Федерального казначейства независимо от даты предоставления соответствующего судебного акта.*

Возможна ситуация, когда в органе Федерального казначейства отсутствует лицевой счет (счета) должника, указанный в исполнительном документе. Тогда казначейство откажется принимать и рассматривать полученные документы и в течение пяти рабочих дней отправит взыскателю (суду) уведомление об этом с приложением всех поступивших документов, сопровождающих заявление взыскателя, и разъяснением надлежащего порядка исполнения.

Все поступившие в органы Федерального казначейства исполнительные документы хранятся по законодательно установленным правилам.

В связи с нормами Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее – Закон № 83-ФЗ), который изменил статус учреждений, учет и хранение исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений, и иных документов, связанных с их исполнением, осуществляются в соответствии с приказом Казначейства России от 26 августа 2010 г. № 8н.

А для федеральных казенных учреждений правила учета и хранения документов предусмотрены приказом Казначейства России от 26 сентября 2007 г. № 5н. Им установлен Порядок ведения учета и осуществления хранения документов по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей бюджетных средств.

Документы могут вернуть

В ряде случаев документы, полученные органами Федерального казначейства, могут быть возвращены как взыскателю, так и в суд.

Итак, основаниями для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, являются:

  • непредставление какого-либо документа;
  • несоответствие документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
  • отсутствие лицевого счета учреждения в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования);
  • отсутствие в исполнительном документе фиксированных денежных сумм, подлежащих взысканию (денежных сумм, по которым не требуется текущий либо последующий расчет при исполнении этого документа);
  • указание в исполнительном документе денежных средств, подлежащих взысканию, в иностранной валюте;
  • неверное указание в заявлении реквизитов банковского счета взыскателя.

Теперь перечислим причины для возврата в суд исполнительных документов, поступивших на исполнение. Их вернут суду, если:

  • судом представлено заявление (или судебный акт) об отзыве исполнительного документа;
  • должником либо взыскателем, либо судом представлен документ, который отменяет судебный акт, подлежащий исполнению;
  • невозможно вернуть взыскателю документы, поступившие на исполнение.

Процедура взыскания средств

Орган, уполномоченный открывать и вести лицевые счета должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет бюджетному учреждению – должнику уведомление о поступлении этого документа, с указанием даты его приема, с приложением заявления взыскателя.

Бюджетное учреждение – должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет платежный документ на перечисление средств для его полного либо частичного возмещения в пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете учреждения. В том случае, когда требования, указанные в исполнительном документе, выполнены полностью, орган, в котором открыты лицевые счета должника, направляет указанный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший его.

Если же взыскать денежные средства с бюджетного учреждения – должника не представляется возможным более трех месяцев в связи с отсутствием средств на лицевых счетах, то исполнение документа производится путем обращения взыскания на имущество должника.

Однако учреждения, согласно нормативным документам, могут открывать счета не только в органах Федерального казначейства. Когда счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или других кредитных организациях, взыскание по исполнительным документам производится в соответствии с Законом № 229-ФЗ.

В совместном письме Минфина России и Казначейства России от 25 ноября 2011 г. № 02-03-09/5232, № 42-7.4-05/5.1-735 был разъяснен порядок исполнения не исполненных по состоянию на 1 января 2012 года, но предъявленных до этой даты в органы Федерального казначейства исполнительных документов, должниками по которым являются федеральные бюджетные учреждения.

Отметим, из письма следует, что исполнительные документы в сумме неоплаченного остатка необходимо было переучесть на новых лицевых счетах федерального бюджетного учреждения. При этом сроки, установленные Закон № 83-ФЗ по выполнению требований, указанных в исполнительных документах, исчисляются с момента их предъявления в орган Федерального казначейства.

Важно запомнить

Т. И. Фисенко

главный бухгалтер МУ «Централизованная бухгалтерия»

Журнал «Учет в сфере образования», №5, май 2012

5. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2008 г. № А26-345/2007

<…>

«государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Врачебная амбулатория села Деревянное" (далее - Учреждение) о признании недействительным договора об оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов, от 20.01.2006 N 7/044 и взыскании с Учреждения 10 000 руб. в порядке применения последствий недействительности сделки. Заявленные требования истец обосновал статьями 168, 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением от 13.03.2007 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2007 решение от 13.03.2007 отменено. Договор об оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов, от 20.01.2006 N 7/044 признан недействительным. С Учреждения в пользу Фонда взыскано 10 000 руб. неосновательного обогащения.

Учреждение обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с заявлением о рассрочке исполнения постановления от 22.08.2007 на срок с января 2008 г. по октябрь 2010 г. с выплатой долга равными долями ежемесячно. Названное заявление ответчик мотивировал тем, что погасить долг может только за счет средств от оказания платных медицинский услуг.

Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2008 заявление Учреждения удовлетворено частично. Ответчику предоставлена рассрочка исполнения постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2007 на срок с апреля 2008 года по март 2009 года с уплатой ежемесячно по 834 руб.».

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка