Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Формально заполняем журналы по охране труда

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
15 апреля 2013 9 просмотров

В 4кв 2009 году по налогу НДС было к возмещению, руководство приняло решение не показывать возмещение и на счете 19 образовалось сальдо. каким образом можно учесть данное возмещение: подать уточненку с указанием возмещения за 4 кв 2009 или можно данное возмещение взять в будущих периодах?

Принять НДС к вычету организация может только в том периоде, в котором у нее возникло на это право. Переносить вычет (полностью или частично) на следующие налоговые периоды нельзя. Так как, допущенная ошибка привела к завышению налоговой базы в 2009 году и повлекла за собой излишнюю уплату налога, организация вправе (но не обязана) подать уточненную декларацию. Срок перерасчета налоговой базы при выявлении ошибок (искажений), приведших к завышению налоговой базы, налоговым законодательством не ограничен.

По общему правилу возмещение НДС производится, если декларация (первичная или уточненная) подана в течение трех лет по окончании соответствующего налогового периода. Если организация примет решение подать уточненную декларацию за 2009 год в 2013 году, возместить НДС она не сможет.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Ситуация: Можно ли перенести вычет по НДС на следующие налоговые периоды, если все условия для принятия налога к вычету выполнены в текущем налоговом периоде

Нет, нельзя.

Контролирующие ведомства считают, что принять НДС к вычету организация может только в том периоде, в котором у нее возникло на это право. Переносить вычет (полностью или частично) на следующие налоговые периоды нельзя. Несвоевременное применение вычета искажает сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. В этом случае организация должна ее пересчитать и подать уточненную налоговую декларацию за тот период, в котором искажение было допущено (п. 1 ст. 81 НК РФ).*

Воспользоваться положениями абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ и увеличить сумму вычета в текущем налоговом периоде организация не может.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15 января 2013 г. № 03-07-14/02, от 31 октября 2012 г. № 03-07-05/55, от 13 октября 2010 г. № 03-07-11/408, ФНС России от 30 марта 2012 г. № ЕД-3-3/1057.

Подтверждают эту позицию некоторые арбитражные суды (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 7 июня 2005 г. № 1321/05, определения ВАС РФ от 17 мая 2011 г. № ВАС-5739/11, от 21 августа 2008 г. № 10471/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 31 января 2011 г. № А11-2497/2010, от 7 июня 2010 г. № А79-5798/2009, от 3 сентября 2009 г. № А38-3841/2008-5-270, от 21 мая 2008 г. № А17-5215/2007-05-20, Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2010 г. № А45-9630/2009, от 11 июня 2008 г. № Ф04-2854/2008(4733-А67-42), Уральского округа от 19 ноября 2007 г. № Ф09-1824/07-С2, от 3 мая 2007 г. № Ф09-3060/07-С3, Московского округа от 20 июня 2006 г. № КА-А41/5301-06, от 24 апреля 2006 г. № КА-А40/2328-06, Восточно-Сибирского округа от 3 мая 2006 г. № А19-16571/05-24-Ф02-1924/06-С1, Центрального округа от 23 декабря 2011 г. № А36-208/2011).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие переносить вычет по НДС на следующие налоговые периоды, если все условия для вычета выполнены в текущем налоговом периоде. Они заключаются в следующем.

В статье 172 Налогового кодекса РФ перечислены условия, при соблюдении которых организация имеет право принять НДС к вычету. Однако продолжительность периода, в течение которого организация может воспользоваться этим правом, статьей 172 Налогового кодекса РФ не установлена. И хотя в пункте 2 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 сказано, что в книге покупок организация должна регистрировать счета-фактуры по мере возникновения у нее права на вычет, это требование не соответствует Налоговому кодексу РФ (ст. 6 НК РФ). Поскольку все неустранимые противоречия трактуются в пользу организаций (п. 7 ст. 3 НК РФ), правом на вычет, возникшим в одном налоговом периоде, можно воспользоваться в следующих налоговых периодах.

Вместе с тем, обязательным условием для применения вычета в более поздних периодах является соблюдение трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ. Из постановления Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10 следует, что этот срок отсчитывается с момента появления права на вычет и до момента представления декларации (уточненной декларации), в которой этот вычет отражен.

Например, если право на вычет возникло у организации в I квартале 2007 года, оно сохраняется за ней вплоть до I квартала 2010 года включительно. Организация сможет воспользоваться вычетом, если отразит его сумму в декларации (уточненной декларации) за любой из кварталов, которые входят в этот временной интервал. Подавать уточненные декларации имеет смысл в течение трех лет по истечении квартала, в котором организация заявляет вычет по НДС. С учетом выводов, которые содержатся в постановлении Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10, в данном случае организация сможет воспользоваться вычетом за I квартал 2007 года не позднее I квартала 2013 года (когда истечет срок подачи уточненной декларации за I квартал 2010 года).

Следует учитывать, что на практике такой подход может привести к спору с проверяющими. Скорее всего, налоговая инспекция признает неправомерным применение вычета в более позднем периоде. В результате сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, возрастет, и у организации возникнет недоимка, на которую начислят пени и штрафы (ст. 75, 122 НК РФ). В этом случае отстаивать право на отложенный вычет организации придется в суде.

Многочисленная арбитражная практика подтверждает правомерность переноса вычетов по НДС на более поздние периоды (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10, от 30 июня 2009 г. № 692/09, от 31 января 2006 г. № 10807/05, определения ВАС РФ от 2 августа 2010 г. № ВАС-9902/10, от 6 мая 2010 г. № ВАС-4871/10, от 16 марта 2010 г. № ВАС-2824/10, от 9 марта 2010 г. № ВАС-1965/10, от 5 февраля 2010 г. № ВАС-793/10, от 20 апреля 2009 г. № ВАС-3938/09, от 16 апреля 2009 г. № ВАС-692/09, от 8 августа 2008 г. № 9726/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 июля 2012 г. № Ф03-2936/2012, от 29 декабря 2009 г. № Ф03-5890/2009, от 3 декабря 2009 г. № Ф03-6751/2009, Поволжского округа от 29 октября 2009 г. № А12-21199/2008, от 16 октября 2009 г. № А57-23784/2008, от 9 октября 2008 г. № А72-5830/07, Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2011 г. № А70-6128/2010, от 18 июня 2010 г. № А27-20059/2009, от 10 декабря 2008 г. № Ф04-6902/2008, Центрального округа от 20 декабря 2012 г. № А08-2110/2012, от 19 апреля 2010 г. № А54-4374/2007, Московского округа от 11 июля 2012 г. № А40-122519/11-99-517, от 7 марта 2012 г. № А40-73963/11-140-317, от 21 июля 2011 г. № КА-А40/7315-11, от 7 апреля 2010 г. № КА-А40/2891-10, от 14 декабря 2009 г. № КА-А40/13755-09, от 17 июля 2009 г. № КА-А40/6329-09, от 16 января 2009 г. № КА-А41/12920-08, от 26 июня 2008 г. № КА-А40/5396-08, от 7 апреля 2008 г. № КА-А40/2163-08, от 17 января 2008 г. № КА-А40/14126-07, Северо-Западного округа от 11 января 2009 г. № А56-12155/2008, от 16 января 2008 г. № А56-538/2007, Уральского округа от 21 января 2010 г. № Ф09-11145/09-С3, от 8 сентября 2008 г. № Ф09-6340/08-С2, Поволжского округа от 13 октября 2011 г. № А55-26765/2010, Северо-Кавказского округа от 21 января 2011 г. № А53-11233/2010).

Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Рекомендация: Как возместить НДС, если сумма вычетов превысила сумму начисленного налога

<…>

Возмещение в общем порядке при уточненной декларации

По общему правилу возмещение НДС производится, если декларация (первичная или уточненная) подана в течение трех лет по окончании соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173, п. 1 ст. 176 НК РФ). Если уточненная декларация будет подана позже, возместить НДС организация сможет только при условии, что сумма возмещения, отраженная в уточненной декларации, уже была ранее заявлена (в пределах трех лет). Такой порядок следует из совокупности норм пункта 1 статьи 81, пунктов 2 и 9.1 статьи 88, пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 20 марта 2013 г. № АС-4-3/4811 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 24 августа 2012 г. № Ф03-3855/2012, Московского округа от 29 марта 2011 г. № КА-А40/1931-11).*

Ситуация: в каком размере можно возместить НДС по первоначальной налоговой декларации, если организация подала уточненную декларацию с другой суммой налога к возмещению. Организация пользуется общим порядком возмещения НДС *

Ответ на этот вопрос зависит от того, когда представлена уточненная налоговая декларация.

В отношении первоначальной декларации налоговая инспекция проводит камеральную проверку, продолжительность которой, как правило, составляет три месяца с момента представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Если в ходе проверки не было выявлено нарушений, в течение следующих семи рабочих дней по окончании этого срока инспекция должна принять решение о возмещении НДС (п. 2 ст. 176 НК РФ).

Уточненная декларация может быть сдана в налоговую инспекцию:

  • в период проведения камеральной проверки первоначальной декларации;
  • по окончании камеральной проверки первоначальной декларации, но до принятия решения о возмещении НДС;
  • после принятия решения о возмещении НДС по первоначальной декларации.

В первом случае при поступлении уточненной декларации камеральная проверка первоначальной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Если в процессе новой проверки инспекция не обнаружит никаких ошибок, НДС будет возмещен в сумме, указанной в уточненной декларации.

Во втором случае, принимая решение о возмещении НДС по первоначальной декларации, инспекция будет учитывать суммы, заявленные к возмещению в уточненной декларации. Здесь возможны два варианта:

  • сумма возмещения по сравнению с первоначальной декларацией увеличена (например, из-за включения в общую сумму возмещения дополнительных счетов-фактур или из-за исправления счетов-фактур, ранее учтенных при определении суммы возмещения);
  • сумма возмещения по сравнению с первоначальной декларацией уменьшена (например, из-за исключения из общей суммы возмещения вычетов по отдельным счетам-фактурам или из-за исправления счетов-фактур, ранее учтенных при определении суммы возмещения).

Если корректировка сделана в большую сторону, НДС будет возмещен в пределах суммы вычетов, заявленных в первоначальной декларации и подтвержденных в ходе ее камеральной проверки. Свои действия налоговая инспекция мотивирует тем, что обоснованность возмещения увеличенной суммы НДС не проверялась. При этом в отношении уточненной декларации будет назначена самостоятельная камеральная проверка.

Если корректировка сделана в меньшую сторону, НДС будет возмещен в пределах суммы вычетов, указанных в уточненной декларации и подтвержденных в ходе камеральной проверки первичной декларации. В отношении суммы, заявленной в первоначальной декларации, инспекция примет решение о частичном отказе в возмещении. В отношении уточненной декларации будет назначена самостоятельная камеральная проверка.

Правомерность таких действий будет обоснована положениями пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ, согласно которым при рассмотрении материалов проверки должны исследоваться любые документы, имеющиеся в инспекции. В рассматриваемой ситуации таким документом может быть признана уточненная декларация с уменьшенной суммой НДС к возмещению.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 23 июля 2012 г. № СА-4-7/12100.

В третьем случае решение о возмещении НДС будет приниматься после камеральной проверки уточненной декларации. При этом решение, принятое по итогам проверки первичной декларации, значения не имеет. Если размер возмещения уменьшается, одновременно с подачей уточненной декларации организации следует перечислить в бюджет сумму возникшей недоимки и пени. Такой порядок предусмотрен подпунктом 1 пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

<…>

Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3.Ситуация:обязана ли организация подать уточненную налоговую декларацию, если ошибка, которая привела к искажению налоговой базы, была допущена более трех лет назад. Ошибка выявлена организацией самостоятельно

Ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в налоговую декларацию.

Если в ранее сданной декларации обнаружены неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет, организация обязана подать уточненную декларацию. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ. Продолжительность периода, в течение которого организация обязана корректировать налоговую базу в связи с ее занижением, налоговым законодательством не ограничена (письмо Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153). Таким образом, организация, которая самостоятельно выявила ошибку, повлекшую за собой занижение налоговых обязательств, обязана подать уточненную декларацию. Даже если с момента совершения ошибки прошло более трех лет.*

Если допущенная ошибка привела к завышению налоговой базы и повлекла за собой излишнюю уплату налога, организация вправе (но не обязана) подать уточненную декларацию. Срок перерасчета налоговой базы при выявлении ошибок (искажений), приведших к завышению налоговой базы, налоговым законодательством также не ограничен. Более того, отказать в приеме уточненной декларации за период, истекший более трех лет назад, налоговая инспекция не вправе. Об этом сказано в письмах Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15, от 8 апреля г. № 03-02-07/1-152 и ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. Однако окончательное решение в такой ситуации организация должна принять самостоятельно.*

Главбух советует: прежде чем подавать уточненные налоговые декларации, оцените целесообразность таких действий. В ряде случаев подача уточненной отчетности может повлечь за собой негативные последствия.*

Во-первых, представление уточненной налоговой декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку того периода, за который представлена уточненная отчетность. Проверка будет проведена независимо от того, что налоговые обязательства были искажены более чем три года назад. Такое право предоставлено налоговым инспекциям абзацем 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792. При этом, исходя из буквального толкования этой нормы, инспекция вправе проверить за данный период любые налоги независимо от того, по какому налогу подается уточненная декларация. По результатам проверки инспекторы могут выявить нарушения налогового законодательства, а следовательно, доначислить налоги и рассчитать пени. Оштрафовать организацию инспекторы не смогут, поскольку ошибка была допущена более трех лет назад (ст. 113 НК РФ).

Во-вторых, подача уточненной декларации по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога сама по себе не дает организации права на возврат (зачет) этой суммы даже в судебном порядке. По общему правилу к этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Например, если организация выявила расходы, которые не были учтены при расчете налога на прибыль пять лет назад, она может включить эти расходы в расчет налоговой базы текущего периода, не подавая уточненной декларации. Но если по итогам перерасчета она подаст уточненную декларацию и потребует возврата (зачета) излишней суммы налога, инспекция не удовлетворит это требование. Такой вывод подтверждают письма Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152, от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153 и ФНС России от 29 апреля 2011 г. № АС-4-3/7037.

Тем не менее в некоторых ситуациях уточненные декларации имеет смысл подавать, даже если завышение налоговой базы было обнаружено позже чем через три года.

Например, так следует поступить при наличии доказательств, что организация узнала о наличии переплаты позже момента излишней уплаты налога. Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).

Также уточненную декларацию можно подать, если организация выявила переплату по налогу в связи с ошибкой, допущенной более трех лет назад, а срок подачи заявления на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога еще не истек. В таком случае вместе с уточненной декларацией и заявлением на возврат (зачет) переплаты организация по своей инициативе может подать в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт переплаты. Такой вывод следует из письма ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. На практике придется представить в инспекцию все документы, на основании которых была составлена уточненная декларация (копии первичных и платежных документов, договоров с контрагентами, счетов-фактур и т. п.).

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка