Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Налоговики простят многие ошибки в 6‑НДФЛ

Подписка
Срочно заберите все!
№24
17 апреля 2013 6 просмотров

Наша организация получила запрос с налоговых органов следующего содержания: «Межрайонная ИФНС №…. …. в соответствии с п.3 ст.93.1, ст. З1 НК РФ просит предоставить расшифровку по отчетности, далее перечисление строк отчетности, бухгалтерского баланса, декларации по налогу на прибыль и др., по которым надо предоставить расшифровку.Не предоставление налоговому органу запрашиваемых документов, влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ и ст.15.6 РФ об административных правонарушениях».У нас возникли следующие вопросы:1. правомерен ли запрос налоговых органов, т.к в п. 3 ст. 93.1 НК РФ говорится о поручении истребовать документы, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы и так же, должно быть указано, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в предоставлении документов (информации), а это не было указано в запросе.2. если мы должны предоставить расшифровку отчетности, то в какой срок?3. что надо предоставить при расшифровки отчетности или чего будет достаточно предоставить.4. если запрос составлен не правильно, можем мы не отвечать на него, какие должны быть наши действия?Заранее благодарю, Косолапова Наталья, ООО «Градостроитель»!

Уважаемая Наталья Васильевна!

В ответ на Ваш вопрос от 17.04.2013г. 

сообщаем следующее: 1, 4) к требованию контролеры обязаны приложить копию поручения об истребовании документов, в котором должно быть указано, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов. Если такого поручения организация не получила, она не обязана реагировать на запрос инспекции;

2, 3) получив требование и поручение, организации должна в течение пяти рабочих дней исполнить его или сообщить, что не располагает истребуемыми документами. При этом организация должна представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемого контрагента (внутренние документы контрагента, если в них содержится информация о его взаимоотношениях с проверяемой организацией. Например, приказы о командировании в эту организацию сотрудников контрагента или штатные расписания, из которых можно сделать вывод, что контрагент располагает персоналом для выполнения обязательств по договорам, заключенным с организацией). Соответственно расшифровки отчетности сюда не входят, поскольку относятся к собственной деятельности организации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух коммерческая версия».

1.Рекомендация: Каковы полномочия проверяющих при выездной налоговой проверке

Истребование документов у контрагентов

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Поскольку состав «иных лиц» в статье 93.1 Налогового кодекса РФ не раскрывается, инспекция может запросить необходимые сведения у кого угодно. Например, у обслуживающих банков или сотрудников, работающих в организации (п. 12 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309). Конкретный перечень документов (информации) отражается в поручении об истребовании документов, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

Ситуация: какие документы в ходе выездной налоговой проверки инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации

Налоговое законодательство не регламентирует состав и количество документов, которые налоговая инспекция может запросить у контрагентов проверяемой организации.

Оговорка «у контрагентов или иных лиц», которая содержится в пункте 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ, означает, что налоговая инспекция не ограничена и в источниках получения дополнительных сведений. Таким образом, в ходе выездной проверки инспекция может запрашивать любые сведения, касающиеся деятельности проверяемой организации, а также ее конкретных сделок. При этом запросы о представлении сведений, необходимых для налогового контроля, могут быть направлены не только контрагентам проверяемой организации, но и другим лицам, которые располагают такой информацией. Сведения об организации включают в себя, в частности, информацию о наименовании организации, ее местонахождении, ИНН, КПП, руководителе, уполномоченных представителях, о деятельности организации и ее статусе. Информация о конкретной сделке может включать в себя данные о сторонах этой сделки, ее предмете и условиях совершения. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519, от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209.

Следует отметить, что по запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации. К таким документам могут относиться и внутренние документы контрагента, если в них содержится информация о его взаимоотношениях с проверяемой организацией. Например, приказы о командировании в эту организацию сотрудников контрагента или штатные расписания, из которых можно сделать вывод, что контрагент располагает персоналом для выполнения обязательств по договорам, заключенным с проверяемой организацией.Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-02-07/1-246.

Требовать документы (сведения), не относящиеся к деятельности проверяемой организации, инспекция не вправе. Например, организация не обязана информировать инспекцию о деятельности другой организации, которая является ее контрагентом, но не является объектом налоговой проверки. Или о поставщиках товаров, реализованных организацией контрагенту, в отношении которого проводится проверка. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода. Суды отказывают инспекциям во взыскании штрафов, если организация не представила такую информацию, а инспекция привлекла ее к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса РФ (см., например, определение ВАС РФ от 9 марта 2011 г. № ВАС-1965/11, постановления ФАС Дальневосточного округа от 28 марта 2011 г. № Ф03-930/2011, Северо-Западного округа от 24 января 2011 г. № А56-14074/2010, от 6 декабря 2010 г. № А56-13035/2010).

Поручение об истребовании документов

В поручении об истребовании документов должно быть указано, в рамках какой проверки и по какой организации возникла необходимость в их получении (приложение 6 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338).

Поручение об истребовании документов инспекция, которая проводит выездную проверку, направляет не напрямую контрагенту проверяемой организации (иному лицу), а в инспекцию по месту учета данного контрагента (иного лица) (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). В свою очередь инспекция по месту учета контрагента (иного лица) в течение пяти рабочих дней с момента получения поручения выставляет контрагенту (иному лицу) требование о представлении документов (информации), указанных в поручении. Дополнительно к требованию о представлении документов (сведений) должна быть приложена копия поручения. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 93.1 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Получив указанное требование, контрагент проверяемой организации в течение пяти рабочих дней должен исполнить его или сообщить, что не располагает истребуемыми документами (сведениями) (абз. 1 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2.Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.03.2012 № Ф03-306/2012 по делу № А51-8667/2011

«Удовлетворяя требования общества, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в требовании должно быть указано при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в предоставлении документов (информации); обосновать необходимость получения информации относительно сделки.

На основании исследования и оценки представленных доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами установлено, что налоговый орган действовал вне рамок налоговой проверки в отношении заявителя, не проводил мероприятия налогового контроля в отношении общества с ограниченной ответственностью "Диона"; истребовал документы о деятельности заявителя, но не информацию о конкретной сделке; при этом не указал сведения, позволяющие идентифицировать интересующую его сделку.

Кроме того, судами установлено, что требование инспекции не содержит реквизитов и иных индивидуализирующих признаков запрашиваемых документов, не указано обоснование причин истребования документов.

Правильно применив положения статьи 93.1 НК РФ, а также статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", Приказа Федеральной налоговой службы от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах", и с учетом установленных обстоятельств, суды пришли к правильному выводу о несоответствии выставленного обществу требования положениям НК РФ.»

17.04.2013г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Чекалова Наталья.

Ответ утвержден:

ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух" Елена Ракова.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка