Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Отправляем пояснения по НДС не разом, а частями

Подписка
Срочно заберите все!
№24
17 апреля 2013 446 просмотров

Согласно Закона г. Москвы от 22.12.2004 №90 Статья 3. Порядок установления квоты1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона (часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4, - см. предыдущую редакцию).2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.Возникли раногласия с центром квотирования. Среднесписочная численность 136 чел в текущем месяце. Начислили квоту 2% на инвалидов и 2% на молодежь. Соответстенно округлили в сторону уменьшения. Получилось 2 квоты на инвалидов и 2 на молодежь. Центр считает, что надо исходить о от 4%, то есть 5 квот, из них 2% на инвалидов -2 и остальные 3 на молодежь.Как в данном случае следует трактовать закон?

В данном случае Центр квотирования прав, региональное законодательство, действительно, устанавливает квоту в размере 4%, которые затем делятся по категориям сотрудников. Поэтому 4% от 136 сотрудников дает 5,44 квотируемых рабочих места, которые затем распределяются в соответствии с решением организации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1. Ситуация: Можно ли отказать в приеме на работу гражданам, входящим в категории населения, для которых предусмотрено квотирование рабочих мест. Организация расположена в г. Москве

Ответ на этот вопрос зависит от среднесписочной численности сотрудников организации и причины отказа гражданину в приеме на работу.

По законодательству о занятости населения квотирование рабочих мест (дополнительная гарантия трудоустройства) предусмотрено для организаций, в которых среднесписочная численность сотрудников составляет более 100 человек (п. 1 и 2 ст. 13 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, ч. 1 ст. 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ). Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90. Соответственно, если среднесписочная численность сотрудников организации не превышает 100 человек, предоставлять рабочие места по квоте она не обязана.

В Москве квоты для приема на работу действуют в отношении инвалидов и молодежи определенных категорий, перечисленных в части 1 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90. Так, например, квотирование предусмотрено для выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, которые ищут работу впервые, для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Организации, расположенные на территории города, обязаны создавать или выделять для них квотируемые рабочие места самостоятельно за счет собственных средств. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане, в отношении которых предусмотрена квота.

Такой порядок установлен частью 2 статьи 2, частью 2 статьи 4 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90, пунктами 2.62.7 постановления Правительства г. Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП.

Квота для приема на работу составляет четыре процента от среднесписочной численности сотрудников:

  • не менее двух процентов для трудоустройства инвалидов;
  • не более двух процентов для трудоустройства молодежи определенных категорий.*

Размер квоты рассчитайте самостоятельно. При этом соотношение доли инвалидов к доле молодежи можно варьировать в сторону увеличения доли инвалидов (в пределах установленных четырех процентов).

Об этом сказано в статье 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 и статье 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

Работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию:
– об имеющихся в организации вакансиях;
– о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой (включая сведения о локальных нормативных актах, содержащих информацию о данных рабочих местах);
– о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1,пунктом 3 части 2 статьи 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

Кроме того, в Москве организации, в которых среднесписочная численность сотрудников составляет более 100 человек, обязаны ежеквартально предоставлять в Центр квотирования рабочих мест сведения о выполнении установленной квоты по форме № 1-квотирование (ч. 4 ст. 4 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90п. 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП).

Таким образом, у организации, находящейся на территории Москвы, среднесписочная численность сотрудников которой более 100 человек, должны быть предусмотрены места для инвалидов и молодежи определенных категорий в пределах установленной квоты. В целях создания (выделения) квотируемых рабочих мест организация не вправе отказать в приеме на работу сотрудника, если на это нет объективных причин (ч. 1 ст. 64 ТК РФ).*

К объективным причинам отказа в принятии на работу относятся, например, неподходящее образование соискателя, недостаточный опыт работы, отсутствие необходимой профессии, квалификации, медицинские противопоказания (п. 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).

Внимание: за невыполнение обязанности по созданию (выделению) квот и в случаях необоснованного отказа в приеме на работу граждан, входящих в категории населения, для которых предусмотрено квотирование рабочих мест, организация может быть привлечена к административной ответственности.

Если организация не создает квотируемые места для молодежи, законодательством предоставляется альтернатива. В этом случае необходимо ежемесячно платить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Размер прожиточного минимума определяется на день уплаты указанной стоимости. Об этом сказано вподпункте 2 пункта 3 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90.

Для квотируемых мест в отношении инвалидов такой альтернативы не предусмотрено.

Невыполнение установленной обязанности по созданию (выделению) квотируемых рабочих мест (т. е. трудоустройству инвалидов и молодежи установленных категорий) влечет административную ответственность. А именно штраф:

  • для организаций в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц организации (например, руководителя) в размере от 3000 до 5000 руб.

Такие меры ответственности предусмотрены статьей 5 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 и статьей 2.2 Закона от 21 ноября 2007 г. № 45.

Вместе с тем, за нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве предусмотрена административная ответственность на федеральном уровне.

По федеральному законодательству необоснованный отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты или неисполнение обязанности по созданию (выделению) квотируемых рабочих мест для инвалидов влечет наложение штрафа на должностных лиц организации (например, руководителя) в размере от 5000 до 10 000 руб. (ст. 32 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ).

Поскольку в статье 32 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ прямо сказано, что ответственность за нарушение прав и свобод инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством РФ, регулирование указанных вопросов не отнесено к ведению субъектов РФ. Следовательно, они не имеют право устанавливать административную ответственность в отношении трудоустройства инвалидов, а также дублировать закрепленные на федеральном уровне нормы законодательства, назначая при этом более жесткие санкции. Это следует изпункта «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ и пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебной практике есть прецеденты, когда законы субъектов, дублирующие нормы федерального законодательства в части установления административной ответственности, были признаны противоречащими законодательству (незаконными) (см., например, определения Верховного суда РФ от 26 апреля 2006 г. № 11-Г06-7от 20 апреля 2005 г. № 86-Г05-6).

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. ЗАКОН МОСКВЫ ОТ 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест»

<…>

«Статья 3. Порядок установления квоты
1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.

2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

3. В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 процентов от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, уменьшается на соответствующую величину».

<…>

3. ПРИКАЗ КОМИТЕТА ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ МОСКВЫ ОТ 08.06.2005 № 137

Об утверждении новой формы № 1-квотирование

<…>

Порядок заполнения формы регионального государственного статистического наблюдения № 1-квотирование

«Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств»

«Сведения по форме № 1-квотирование (далее - форма) в соответствии с Законом города Москвы «О квотировании рабочих мест» от 22.12.2004 № 90 (далее - Закон о квотировании) и Положением о квотировании рабочих мест представляют все работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек*. Форма представляется и в том случае, если на предприятии, в организации по каким-либо причинам хотя бы за один месяц отчетного периода уменьшилась (стало менее 100 человек) или увеличилась (стало более 100 человек) среднесписочная численность работающих, а также в случае, если предприятие, организация имеют непогашенную задолженность или если в отчетном квартале производились перечисления на счет фонда квотирования.

<…>

Раздел I. Сведения о трудоустройстве граждан в счет установленной квоты

Данные строк 01-03 графы 3 «Среднесписочная численность работников» формируются в целом по предприятию, организации (в случае если имеется несколько подразделений (цехов, участков) на территории города, то данные по ним приводятся суммарно). Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики в соответствии с Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», утвержденным постановлением Росстата от 03.11.2004 № 50)

<…>

В строках 01-03 учитываются и граждане, трудоустроенные на квотируемые рабочие места, а также граждане, трудоустроенные на рабочие места, созданные за счет средств целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве.

По строкам 04-06 - «Размер установленной квоты» - это число граждан, которых необходимо трудоустроить в счет установленной квоты в данной организации. Размер квоты составляет 4 процента от среднесписочной численности работающих (учтенной в строках 01-03)*. Графа 3 по строкам 04, 05, 06 рассчитывается: по строке 04 - в соответствии с данными строки 01, по строке 05 - строки 02, по строке 06 - строки 03. В счет установленной квоты работодатели могут трудоустраивать инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (далее - молодежь). При этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной численности работающих в организации».

<…>

4. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2011 г. № 09АП-28091/2011-АК

«Судом установлено, что в проверяемом периоде общество осуществляло квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи.

Частью 1 ст. 2 Закона города Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (далее - Закон о квотировании) квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о квотировании работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4% от среднесписочной численности работников, распределение квоты по отношению к инвалидам и молодежи - составляет 2%.*

Если квота не выполнена, работодатель перечисляет с 1 по 15 число следующего месяца компенсационную стоимость квотируемого места в размере прожиточного минимума, определенного в г. Москве на день ее уплаты.

Судом установлено, что у общества не было возможности выполнить квоту в полном объеме в связи с отсутствием свободных вакансий в указанные периоды.

Выплаты по квотированию рабочих мест для молодежи являются обязательными и непосредственно связаны с производством и реализацией».

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка