Журнал, справочная система и сервисы
17 апреля 2013 474 просмотра

Организация организационно-правовая форма ЗАО забыла перерегистрироваться в ООО. Бухгалтерскую и налоговую отчетность своевременно сдавала. По истечении 10 лет получила от реестродержателя АКЦИИ уведомление о штрафе в сумме -500т.р.за несвоевременную сдачу отчетности перед реестродержателем акций. Скажите какую отчетность нужно было сдавать и с какой периодичностью?. Можно ли оспорить данный штраф? Какой срок исковой давности при сдаче данной отчетности? Может ли организация подать на банкротство если не имеет денежных средств на уплату данного штрафа? Критерии банкротства организации?

В данном случае необходимо точно выяснить, какое именно правонарушение было совершено, в какой срок и с какой периодичностью. Дело в том, что законодательно установлена обязанность акционерного общества передавать информацию реестродержателю при каждом изменении данных, подлежащих внесению в реестр акционеров, при этом штраф именно за непредставление необходимой информации реестродержатель законодательно не установлен, однако может быть предусмотрен договором, заключенным обществом с реестродержателем.

Срок исковой давности в данном случае общий, равный 3-м годам. То есть по правонарушениям, совершенным позже трех лет с момента предъявления требований об уплате штрафа, организация к ответственности привлечена быть не может.

Банкротство организации может быть проведено при наличии задолженности, превышающий 100 000 руб.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух», «Системы Главбух» vip-версии и «Системы Юрист».

1. закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

<…>

«Статья 30. Раскрытие и предоставление информации

1. Под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.*

2. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Пункт утратил силу со 2 января 2013 года.

4. В случае регистрации проспекта ценных бумаг, допуска биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта указанных ценных бумаг для такого допуска эмитент после начала размещения соответствующих эмиссионных ценных бумаг обязан осуществлять раскрытие информации на рынке ценных бумаг в форме:

1) ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет);

2) консолидированной финансовой отчетности эмитента;

3) сообщений о существенных фактах.

<…>

17. Эмитенты, которые обязаны в соответствии с настоящей статьей осуществлять раскрытие информации, должны раскрывать информацию об изменении адреса страницы (сайта) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", используемой ими для раскрытия информации, в порядке и сроки, которые предусмотрены для раскрытия сведений в форме сообщений о существенных фактах.

<…>

Статья 30.1. Освобождение эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации о ценных бумагах

1. По решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг эмитент, являющийся акционерным обществом, может быть освобожден от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30настоящего Федерального закона. Указанное решение принимается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на основании заявления такого эмитента (далее в настоящей статье - заявление эмитента) при одновременном соблюдении следующих условий:

1) если решение об обращении в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с заявлением, предусмотренным настоящей статьей, принято эмитентом в порядке, установленном Федеральным законом "Об акционерных обществах";

2) если у эмитента отсутствуют иные эмиссионные ценные бумаги, за исключением акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта таких ценных бумаг;

3) если эмиссионные ценные бумаги эмитента не включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;

4) если число акционеров эмитента не превышает 500.

2. К заявлению эмитента прилагаются документы, подтверждающие соблюдение им условий, установленных пунктом 1 настоящей статьи. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

3. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг принимает решение по заявлению эмитента в течение 30 дней с даты его получения. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в заявлении эмитента и приложенных к нему документах, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. В этом случае течение срока, предусмотренного настоящим пунктом, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.

4. Основаниями для отказа в освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона являются:

1) несоблюдение условий, установленных пунктом 1 настоящей статьи;

2) обнаружение в представленных эмитентом документах ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений);

3) непредставление эмитентом всех необходимых документов, подтверждающих соблюдение условий, установленных пунктом 1 настоящей статьи;

4) непредставление в течение 30 дней по запросу федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг документов, необходимых для принятия решения об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

5. Порядок рассмотрения заявлений эмитентов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг».

<…>

2. Закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

<…>

«Статья 44. Реестр акционеров общества

1. В реестре акционеров общества указываются сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

2. Общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.

3. Держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор.

В обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор.

4. Общество, поручившее ведение и хранение реестра акционеров общества регистратору, не освобождается от ответственности за его ведение и хранение.*

Общество и регистратор солидарно несут ответственность за убытки, причиненные акционеру в результате утраты акций или невозможности осуществить права, удостоверенные акциями, в связи с ненадлежащим соблюдением порядка поддержания системы ведения и составления реестра акционеров общества, если не будет доказано, что надлежащее соблюдение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы или действий (бездействия) акционера, требующего возмещения убытков, в том числе вследствие того, что акционер не принял разумные меры к их уменьшению.

Должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право обратного требования (регресса) к другому должнику в размере половины суммы возмещенных убытков, если иное не предусмотрено настоящим абзацем. Условия осуществления данного права (в том числе размер обратного требования (регресса)) могут быть определены соглашением между обществом и регистратором. Условия соглашения, устанавливающего порядок распределения ответственности либо освобождающего общество или регистратора от ответственности в случае причинения убытков по вине хотя бы одной из сторон, ничтожны. При наличии вины только одного из солидарных должников виновный должник не имеет права обратного требования (регресса) к невиновному должнику, а невиновный должник имеет право обратного требования (регресса) к виновному должнику в размере всей суммы возмещенных убытков. При наличии вины обоих солидарных должников размер обратного требования (регресса) определяется в зависимости от степени вины каждого солидарного должника, а в случае невозможности определить степень вины каждого из них размер обратного требования (регресса) составляет половину суммы возмещенных убытков.

5. Лицо, зарегистрированное в реестре акционеров общества, обязано своевременно информировать держателя реестра акционеров общества об изменении своих данных. В случае непредставления им информации об изменении своих данных общество и регистратор не несут ответственности за причиненные в связи с этим убытки.

Статья 45. Внесение записи в реестр акционеров общества

1. Внесение записи в реестр акционеров общества осуществляется по требованию акционера, номинального держателя акций или в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по требованию иных лиц не позднее трех дней с момента представления документов, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Нормативными правовыми актами Российской Федерации может быть установлен более короткий срок внесения записи в реестр акционеров общества.

2. Отказ от внесения записи в реестр акционеров общества не допускается, за исключением случаев, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации. В случае отказа от внесения записи в реестр акционеров общества держатель указанного реестра не позднее пяти дней с момента предъявления требования о внесении записи в реестр акционеров общества направляет лицу, требующему внесения записи, мотивированное уведомление об отказе от внесения записи.*

Отказ от внесения записи в реестр акционеров общества может быть обжалован в суд. По решению суда держатель реестра акционеров общества обязан внести в указанный реестр соответствующую запись».

<…>

3. Постановление ФКЦБ РФ от 02.10.1997 г. № 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг»

<…>

«6. Обязанности зарегистрированных лиц и эмитента

6.1. Обязанности зарегистрированных лиц

Зарегистрированные лица обязаны:
предоставлять регистратору полные и достоверные данные, необходимые для открытия лицевого счета;
предоставлять регистратору информацию об изменении данных, предусмотренных подпунктом 3.4.1пункта 3.4 настоящего Положения;

предоставлять регистратору информацию об обременении ценных бумаг обязательствами;
предоставлять регистратору документы, предусмотренные настоящим Положением, для исполнения операций по лицевому счету;
гарантировать, что в случае передачи ценных бумаг не будут нарушены ограничения, установленные законодательством Российской Федерацией или уставом эмитента, или вступившим в законную силу решением суда;
осуществлять оплату услуг регистратора в соответствии с его прейскурантом.
В случае непредоставления зарегистрированными лицами информации об изменении данных, предусмотренных подпунктом 3.4.1пункта 3.4 настоящего Положения, или предоставления ими неполной или недостоверной информации об изменении указанных данных регистратор не несет ответственности за причиненные в связи с этим убытки.*

6.2. Обязанности эмитента

Информационным письмом ФСФР России от 1 сентября 2011 года N 11-ДП-04/22421 разъяснено, что с 13 мая 2011 года пункт 6.2 настоящего раздела не применяется.

Эмитент обязан предоставить регистратору в срок не позднее десяти календарных дней с даты заключения договора на ведение реестра, если иное не предусмотрено нормативными актами Федеральной комиссии:
подлинник решения о выпуске ценных бумаг;
копии учредительных документов, удостоверенные нотариально или заверенные регистрирующим органом;
копию свидетельства о государственной регистрации, удостоверенную нотариально или заверенную регистрирующим органом (при наличии);
выписку из протокола решения уполномоченного органа эмитента о назначении руководителя исполнительного органа, избрании членов совета директоров (наблюдательного совета);
копии уведомлений о государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
копии отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, удостоверенные нотариально или заверенные регистрирующим органом;
заверенные эмитентом решения общих собраний акционеров, годовые бухгалтерские балансы, сведения о лицах, входящих в органы управления за последние 3 года.
Эмитент обязан своевременно предоставлять регистратору изменения и дополнения своих учредительных документов, а также список должностных лиц, которые имеют право на получение информации из реестра».

<…>

4. Статья: Изменения в законодательстве о ведении реестра акционеров. Как безопасно передавать документы и информацию

В этой статье:
Какие условия являются существенными для договора с регистратором
Когда передаются документы и информация системы ведения реестра
Как правильно уведомить акционеров об изменении реестродержателя

Если число акционеров в акционерном обществе превышает 50, такое общество должно передать ведение реестра акционеров профессиональному участнику рынка ценных бумаг – регистратору (п. 3 ст. 44 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее – закон № 208-ФЗ). Однако на практике передача реестра сопровождалась целым рядом проблем.*

Во-первых, компании, которые раньше самостоятельно вели реестр, но после увеличения количества участников были вынуждены обратиться к регистратору, могли не передать ему всех документов, необходимых для ведения реестра. Причины для этого могли быть самыми разными, вплоть до банального отсутствия этих документов у самого общества. Но в любом случае без них у регистратора отсутствуют полномочия по ведению реестра и внесению записей в него.

Во-вторых, в период действия Стандартов эмиссии, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 17.09.96 № 19, решение о выпуске акций составлялось в двух экземплярах (если эмитент самостоятельно вел реестр акционеров) либо в трех (если реестр должен был вести регистратор). При этом, если решение о выпуске акций составлялось в двух экземплярах, у эмитента оставался только один, поскольку второй передавался на хранение в регистрирующий орган (п. 7.12 Стандартов эмиссии № 19). Проблема возникала тогда, когда общество впоследствии решало передать ведение реестра регистратору. Все дело в том, что в соответствии с законом № 208-ФЗ общество обязано хранить подлинник решения о выпуске ценных бумаг по месту нахождения исполнительного органа и обеспечивать акционерам доступ к нему. В то же время в соответствии с действующими Стандартами эмиссии от 25.01.07 № 07-4/пз-н один экземпляр решения о выпуске ценных бумаг должен был хранится у регистратора. Поскольку оригинала решения у регистратора не могло быть физически, ФСФР России направляла ему предписание с требованием прекратить правонарушение, а регистратор в свою очередь не мог его устранить, поскольку эмитент не отдавал ему подлинник решения.

Для решения этих и ряда других проблем 13 мая 2011 года вступило в силу Положение о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг (утв. приказом ФСФР России от 23.12.10 № 10-77/пз-н), которое пришло на смену Положению, утвержденному постановлением ФКЦБ РФ от 24.06.97 № 21.

Заключение договора на ведение реестра

В отличие от ранее действовавшего в новом Положении подробно регламентирован порядок взаимодействия эмитента и регистратора в связи с заключением договора на ведение реестра. В частности, установлен перечень документов и сведений, при отсутствии которых регистратор вообще не вправе приступать к ведению реестра владельцев ценных бумаг. Это решение о выпуске ценных бумаг, уведомление о государственной регистрации выпуска, отчет об итогах выпуска, устав эмитента и т. д.

В ранее действовавшем Положении № 21 этой специальной оговорки не было. И на практике регистраторы требовали указанные документы, руководствуясь п. 6.2. Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 02.10.97 № 27. Недостаток такого порядка в том, что срок передачи документов более длительный – 10 дней.

В случае непредставления указанных документов ответственность за убытки, связанные с неосуществлением ведения реестра акционеров, несет эмитент. В их качестве могут выступить, например, штрафы за нарушение эмитентами порядка и сроков передачи информации, данных и документов, составляющих систему ведения реестра (ст. 15.22 КоАП РФ).

Уведомление акционеров об изменении реестродержателя

Изменился порядок смены реестродержателя. Порядок различается для АО, которые обязаны раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», и обществ, освобожденных от такой обязанности. Если общество обязано осуществлять раскрытие, то уведомление публикуется на странице в сети интернет, на которой осуществляется раскрытие информации, в срок не более 3 рабочих дней с даты заключения договора на ведение реестра, а если ведение реестра станет самостоятельным – в рабочий день, следующий за днем подписания акта приема-передачи. Не раскрывающее информацию общество в тот же срок должно опубликовать или направить каждому зарегистрированному в реестре лицу соответствующее уведомление.

Процедура передачи документов и информации

Установлен подробный и исчерпывающий перечень документов и информации системы ведения реестра, которые обязано передать общество. Срок передачи составляет не более 3 рабочих дней. Передача оформляется актом приема-передачи.

Передающий реестродержатель прекращает прием документов за 3 рабочих дня до даты прекращения договора на ведение реестра, а проведение операций прекращается в день прекращения договора на ведение реестра. Приступить к ведению реестра (включая прием документов) он должен уже на следующий рабочий день после подписания акта.

Следует обратить внимание, что после передачи реестра при проведении операций от зарегистрированных лиц (владельцы, доверительные управляющие, залогодержатели, номинальные держатели) может потребоваться обновление анкет. Положение предусматривает, что в случае передачи реестродержателю копий анкет зарегистрированных лиц он вправе не проводить операции в реестре по лицевым счетам зарегистрированных лиц, в отношении которых ему переданы копии анкет, до момента представления оригиналов.

Хранение документов

Изменения коснулись также и порядка хранения документов и информации, относящихся к системе ведения реестра владельцев ценных бумаг. В частности, для прекратившего ведение реестра регистратора установлен пятилетний срок хранения непереданных оригиналов документов-оснований для проведения операции в реестре, который начинает течь с момента прекращения договора на ведение реестра. После истечения этого срока документы передаются обществу, обязанному их принять на хранение от регистратора. Расходы по передаче документов возлагаются на общество.

Если общество не принимает документы, регистратор вправе документы на бумажных носителях уничтожить, а в электронном виде – передать в саморегулируемую организацию.

Расторжение договора

Для расторжения договора с регистратором в одностороннем порядке установлена обязательность письменного уведомления принявшей решение стороной другой стороны договора. Расторжение договора происходит в рабочий день, следующий за истечением 45 дней с даты получения соответствующих уведомлений, если иной срок не предусмотрен договором на ведение реестра (п. 2.4.1. Положения). Поскольку течение срока начинается с даты получения, то уведомление вручается либо под расписку, либо направляется заказным письмом с уведомлением.

Вот что тут важно: в новом Положении впервые четко установлено, как определять дату получения регистратором уведомления о расторжении договора. Это дает возможность эмитенту точно знать, с какого дня действие договора на ведение реестра можно считать прекратившимся (при расторжении договора по инициативе эмитента), что в свою очередь предупреждает возникновение возможных споров с регистратором.

Еще четыре важных изменения порядка ведения реестра регистратором

Вопрос в тему

Совет в тему

Г. Хараева

старший юрист ООО «Юридическая компания "Центр"»

Журнал «Юрист компании», №8, август 2011

По вопросу исчисления срока давности

1. Рекомендация:Работа с претензиями и исковая давность

<…>

Сроки исковой давности

Сроки исковой давности установлены законом.

Общий срок исковой давности составляет три года. Он применяется в большинстве случаев, если закон для тех или иных конкретных обстоятельств не предусматривает сокращенного или более длительного срока (ст. 196 ГК РФ).*

Специальные сроки исковой давности могут быть меньше или больше общего срока исковой давности. Они применяются только в прямо предусмотренных законом случаях (п. 1 ст. 197 ГК РФ).

По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ)*. Законом может быть установлен иной порядок исчисления сроков исковой давности.

Продолжительность срока исковой давности на первый взгляд кажется вполне достаточной. Однако на практике могут возникнуть самые разные причины, по которым он может быть пропущен. Например, арендатор с согласия арендодателя может произвести капитальный ремонт помещения, которым впоследствии будет владеть и пользоваться в течение продолжительного периода времени, а после окончания срока аренды заявить арендодателю требование о возмещении расходов на произведение капитального ремонта помещения. В этом случае, если с момента окончания капитального ремонта прошло более трех лет, срок исковой давности на предъявление требования о возмещении затрат на ремонт помещения считается пропущенным (постановление Президиума ВАС РФ от 6 июля 2010 г. № 2842/10).

Перечисленные выше правила, регулирующие срок исковой давности, необходимо учитывать не только при обращении в суд, но еще и на стадии работы с претензиями.

<…>

Перерыв течения срока исковой давности

Течение срока исковой давности может прерываться:

  • предъявлением иска в порядке, установленном законом;
  • признанием долга должником.

После перерыва течение срока исковой давности начинается заново (ст. 203 ГК РФ).

К действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, исходя из конкретных обстоятельств, в частности, могут относиться:

  • признание претензии;
  • частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга и (или) сумм санкций;
  • частичное признание претензии об уплате основного долга, если последний имеет под собой только одно основание, а не складывается из различных оснований;
  • уплата процентов по основному долгу;
  • изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или рассрочке платежа);
  • акцепт инкассового поручения

Такие разъяснения содержатся в пункте 20 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12 ноября 2001 г. № 15, Пленума ВАС РФ от 15 ноября 2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» (далее – постановление № 15/18).

<…>

Таким образом, признание контрагентом предъявленной к нему претензии прерывает течение срока исковой давности. При этом необходимо учитывать следующее.

1. Если обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь какой-то части (периодического платежа), такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям (платежам) (п. 20 постановления № 15/18).*

<…>

Виктор Анохин

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, председатель Арбитражного суда Воронежской области в отставке

Роман Масаладжиу

старший эксперт ЮСС «Система Юрист», кандидат юридических наук

Виктор Юзефович

главный юрисконсульт департамента судебной практики ОАО «НК "Роснефть"»

2. Гражданский кодекс РФ

<…>

«Статья 195. Понятие исковой давности
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Статья 196. Общий срок исковой давности

Общий срок исковой давности устанавливается в три года.*

Статья 197. Специальные сроки исковой давности

1. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

2. Правила статей 195198 - 207 настоящего Кодекса распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное.

Статья 198. Недействительность соглашения об изменении сроков исковой давности

Сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон.
Основания приостановления и перерыва течения сроков исковой давности устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

Статья 199. Применение исковой давности

1. Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

2. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Статья 200. Начало течения срока исковой давности

1. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

2. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.*
По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока.

3. По регрессным обязательствам течение исковой давности начинается с момента исполнения основного обязательства.

Статья 201. Срок исковой давности при перемене лиц в обязательстве

Перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.

Статья 202. Приостановление течения срока исковой давности

1. Течение срока исковой давности приостанавливается:

1) если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила);

2) если истец или ответчик находится в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение;

3) в силу установленной на основании закона Правительством Российской Федерации отсрочки исполнения обязательств (мораторий);

4) в силу приостановления действия закона или иного правового акта, регулирующего соответствующее отношение;

5) если стороны отношения заключили соглашение о проведении процедуры медиации в соответствии с Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" .

2. Течение срока исковой давности приостанавливается при условии, если указанные в настоящей статье обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.

3. Со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления давности, течение ее срока продолжается. Остающаяся часть срока удлиняется до шести месяцев, а если срок исковой давности равен шести месяцам или менее шести месяцев - до срока давности.

4. В случае, предусмотренном подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи, течение срока исковой давности приостанавливается с момента заключения сторонами отношения соглашения о проведении процедуры медиации до момента прекращения процедуры медиации, определяемого в соответствии с Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

Статья 203. Перерыв течения срока исковой давности

Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок*».

<…>

По вопросу порядка ликвидации организации

1. Рекомендация: Как провести ликвидацию АО


Ликвидация
 АО по решению акционеров (добровольная ликвидация) – достаточно длительная и сложная процедура, результат которой во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав акционеров на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о ликвидации АО недействительным. Составление ликвидационных балансов с нарушением требований закона будет основанием для отказа в регистрации ликвидации. Несоблюдение очередности при расчетах с кредиторами может повлечь предъявление иска к ликвидационной комиссии.

Как принять решение о ликвидации АО и как назначить ликвидационную комиссию

Решение о ликвидации принимает общее собрание акционеров (подп. 3 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закон об АО). Если все голосующие акции общества принадлежат одному акционеру, он принимает решение единолично (п. 3 ст. 47 Закона об АО).

Вопрос о ликвидации относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров (или единственного акционера АО). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу (подп. 5. п. 1 ст. 103 ГК РФ).

Собрание акционеров проводится по общим правилам, установленным законом (ст. 5455Закона об АО). Совет директоров (наблюдательный совет) АО вносит в повестку дня вопросы:

  • о ликвидации общества;
  • о назначении ликвидационной комиссии.

В частности, совет директоров (наблюдательный совет) должен предложить состав ликвидационной комиссии (указываются фамилии председателя (руководителя) и членов комиссии). В состав желательно включить генерального директора (иное лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа), главного бухгалтера, работников юридического, финансового отделов, отдела кадров. Другими словами, управлять делами общества должна комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов АО. Кроме того, закон устанавливает следующие правила (п. 4 ст. 21 Закона об АО):

  • если акционером общества является государство, то в состав комиссии необходимо включить представителя комитета по управлению имуществом (фонда имущества);
  • если акционером общества является муниципальное образование, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа местного самоуправления.

Можно ли передать полномочия по управлению делами общества не комиссии, а одному лицу

Да, можно.

Общее собрание акционеров вправе назначить ликвидатора, то есть лицо, которому передаются полномочия по управлению делами АО (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

Вместе с тем, передача полномочий одному лицу может привести к неблагоприятным последствиям. Ведь ликвидатор зачастую не в силах самостоятельно исполнить все обязанности, возлагаемые законом на ликвидационную комиссию. Во избежание возможных рисков лучше назначить комиссию, состоящую из профессионалов разного рода деятельности, а не передать все полномочия одному лицу.

Решение о ликвидации принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания акционеров (п. 2 ст. 63 Закона об АО).

Внимание! Если общее собрание акционеров проведено с нарушением требований закона, то суд может признать решение о ликвидации недействительным.

В таком случае совет директоров (наблюдательный совет) будет вынужден созвать еще одно (внеочередное) общее собрание акционеров (ст. 55 Закона об АО), что негативно отразится на деятельности АО:

  • срок проведения ликвидации увеличится;
  • АО понесет расходы на проведение нового собрания;
  • ликвидация может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о ликвидации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против ликвидации.

<…>

Какие действия должна выполнить ликвидационная комиссия в процессе ликвидации АО

С момента принятия решения о ликвидации к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами АО (п. 3 ст. 21 Закона об АО). Комиссия должна:

1. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры ликвидации.

2. Уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов, о начале процедуры ликвидации.

3. Опубликовать сообщение о ликвидации в органах печати.

4. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности (п. 3 ст. 22 Закона об АО).

5. Уведомить кредиторов АО о ликвидации.

6. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

7. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением промежуточного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее – Положение по ведению бухгалтерского учета), утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

8. Составить промежуточный ликвидационный баланс.

9. Созвать и провести общее собрание акционеров с целью утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

10. Уведомить налоговую инспекцию о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

11. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

12. Рассчитаться по долгам АО с кредиторами.

13. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением окончательного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учетеабз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета).

14. Составить ликвидационный баланс (окончательный).

15. Созвать и провести общее собрание акционеров с целью утверждения ликвидационного баланса.

16. Распределить имущество АО между акционерами (при наличии такого имущества).

17. Подать в налоговую инспекцию установленный законодательством комплект документовс целью зарегистрировать ликвидацию АО.

О том, как взаимодействовать с налоговой инспекцией при ликвидации АО, см. Как зарегистрировать ликвидацию АО.

Как опубликовать сообщение о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации»

Ликвидационная комиссия должна поместить сообщение (уведомление) о ликвидации АО в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@). Правила приема и публикации сообщений представлены на сайте журнала.

В уведомлении нужно привести следующую информацию:

  • сведения о ликвидируемом АО (полное и сокращенное наименования, местонахождение, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);
  • порядок и условия заявления кредиторами АО своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа АО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с АО – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.);
  • срок для предъявления требований кредиторами. Такой срок не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации АО (п. 1 ст. 22 Закона об АО).*

Как составить промежуточный ликвидационный баланс

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс (п. 4 ст. 22 Закона об АО). В баланс нужно включить сведения:

  • о составе имущества ликвидируемого общества;
  • о требованиях, предъявленных кредиторами;
  • о результатах рассмотрения требований кредиторов.

<…>

Как рассчитаться с кредиторами

Ликвидируемое АО обязано рассчитаться по долгам с кредиторами. Для этого ликвидационная комиссия должна выплатить кредиторам денежные суммы в порядке очередности (п. 1 ст. 64 ГК РФ).*

В первую очередь нужно удовлетворить требования:

  • о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;
  • о компенсации морального вреда.

Во вторую очередь необходимо:

  • рассчитаться по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших в АО по трудовому договору;
  • выплатить вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь – рассчитаться по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Наконец, в четвертую очередь нужно произвести расчеты с другими кредиторами.

Специальные правила закон устанавливает для кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого АО (залоговые кредиторы) (абз. 2 п. 2 ст. 64 ГК РФ).

Каждому кредитору ликвидационная комиссия выплачивает ту сумму, котораязафиксирована в промежуточном ликвидационном балансе (п. 6 ст. 22 Закона об АО).*

Из промежуточного ликвидационного баланса следует, что денежных средств не хватает для удовлетворения всех требований кредиторов. Можно ли в таком случае рассчитаться с кредиторами за счет иного имущества АО

Да, можно.

В приведенной ситуации ликвидационная комиссия должна продать имущество АО с публичных торгов (п. 5 ст. 22 Закона об АО). Порядок проведения торгов установлен статьей 448 Гражданского кодекса РФ и главой 9 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Требования кредиторов будут удовлетворяться за счет средств, полученных после продажи имущества.

Если этих средств окажется недостаточно для удовлетворения требований, то АО нужно ликвидировать в порядке банкротства (абз. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ).*

Выплаты производятся:

  • кредиторам первой и второй очереди – начиная с дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса;
  • кредиторам третьей и четвертой очереди – по истечении месяца с дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (в п. 6 ст. 22 Закона об АО речь идет о кредиторах пятой очереди, однако имеются в виду кредиторы третьей и четвертой очереди. Причина в том, что Закон об АО не приведен в соответствие с редакцией Гражданского кодекса РФ от 3 января 2006 года).

Ликвидационная комиссия может удовлетворить требования кредиторов каждой последующей очереди лишь после полного удовлетворения требований в рамках предыдущей очереди, за исключением требований залоговых кредиторов (абз. 1 п. 2 ст. 64 ГК РФ).

Если ликвидационная комиссия отказывает в удовлетворении требований или уклоняется от их рассмотрения, то кредитор вправе предъявить иск к этой комиссии. Иск предъявляется до утверждения ликвидационного баланса (п. 4 ст. 64 ГК РФ).

Необходимо учесть, что кредиторы вправе предъявить требования и после истечения установленного срока (п. 5 ст. 64 ГК РФ). В такой ситуации требования будут удовлетворяться за счет имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами всех четырех очередей.

Как составить ликвидационный баланс

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс. Баланс составляется по тем же правилам, которые применяются при разработке промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационный балансутверждается общим собранием акционеров (п. 7 ст. 22 Закона об АО). Решение принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Внимание! Если сумма активов по ликвидационному балансу превышает сумму активов по промежуточному ликвидационному балансу, налоговая инспекция может отказаться зарегистрировать ликвидацию.

Ликвидируемое АО обязано рассчитаться по долгам с кредиторами только после составления промежуточного ликвидационного баланса и в соответствии с его сведениями (п. 6 ст. 22 Закона об АО). При недостаточности денежных средств для расчетов ликвидационная комиссия должна продать иное имущество АО с публичных торгов (п. 5 ст. 22 Закона об АО). Так или иначе, сумма оборотных и внеоборотных активов АО после расчетов с кредиторами должна уменьшиться.

Если же такая сумма активов по данным ликвидационного баланса, наоборот, увеличилась, то это, вероятнее всего, свидетельствует о нарушении порядка ликвидации и об ущемлении прав кредиторов. Например, если до расчетов с кредиторами денежные средства АО составляли 10 тыс. руб., а после – 50 тыс. руб., то это значит, что ликвидация проведена с нарушением требований закона.

Вывод: налоговая инспекция откажет в регистрации ликвидации, если ликвидационный баланс будет противоречить промежуточному ликвидационному балансу.

Как распределить имущество ликвидируемого АО между акционерами

При ликвидации АО участники общества (акционеры) вправе требовать получения части его имущества (п. 2 ст. 31п. 2 ст. 32 Закона об АО).

Между акционерами может распределяться либо все имущество общества, либо его часть. Может возникнуть ситуация, когда имущество не распределяется вовсе. Это зависит от того, каков был объем обязательств АО перед кредиторами. Действуют следующие правила:

  • между акционерами распределяется все имущество АО, если общество не имеет обязательств перед кредиторами. По закону имущество может распределяться, если кредиторы отсутствуют на момент принятия решения о ликвидации (п. 2. ст. 22 Закона об АО). Однако такое правило не применяется на практике. Это объясняется тем, что ликвидационная комиссия обязана поместить в органах печати сообщение о ликвидации. Следовательно, возникает вероятность предъявления к обществу требований теми кредиторами, о существовании которых участники не знали на момент принятия решения. Поэтому имущество между акционерами должно распределяться лишь по истечении двух месяцев с момента опубликования сообщения и в случае, если у АО не появились кредиторы;
  • между акционерами распределяется часть имущества, если у общества были обязательства перед кредиторами и после расчетов с такими кредиторами остались нераспределенные средства. Сведения об этих средствах должны содержаться в ликвидационном балансе;
  • между акционерами имущество не распределяется, если исходя из сведений ликвидационного баланса оно отсутствует.

Ликвидационная комиссия должна распределить имущество АО между акционерами в порядке очередности (п. 1 ст. 23 Закона об АО).

В первую очередь нужно осуществить выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены обществом по требованию акционеров (ст. 75 Закона об АО).

Во вторую очередь необходимо:

  • осуществить выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям;
  • осуществить выплаты ликвидационной стоимости по привилегированным акциям. Ликвидационная стоимость (т. е. стоимость, которая выплачивается акционеру при ликвидации АО) должна быть определена в уставе ликвидируемого общества (п. 2 ст. 32 Закона об АО). Если устав АО предусматривает несколько типов привилегированных акций (например, тип «А» и тип «B»), то сначала ликвидационная стоимость выплачивается всем владельцам привилегированных акций одного типа (типа «А»), а затем – другого типа (типа «B»).

В третью очередь нужно распределить имущество между:

  • владельцами обыкновенных акций;
  • владельцами всех типов привилегированных акций. Как правило, такие владельцы получают выплаты в рамках второй очереди. Вместе с тем, они могут претендовать на дополнительные выплаты в рамках третьей очереди в случае, если владельцы обыкновенных акций получат большую долю в имуществе по сравнению с акционерами второй очереди.

Имущество в рамках каждой очереди распределяется только после полного распределения имущества среди акционеров предыдущей очереди (п. 2 ст. 23 Закона об АО).

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы "Яковлев и Партнеры"(в 2001-2005 г. - судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин

эксперт ЮСС «Система Юрист»

Сергей Карулин

главный юрисконсульт ОАО «Реестр»

2. Статья: Как избавиться от компании с долгами через банкротство

Большинство холдингов сталкиваются с проблемой ликвидации отслуживших свое компаний, имеющих долги. Как правило, речь идет о торговых домах, через которые проходил товар. Приняв решение о ликвидации такой компании, важно не допустить ошибок, чтобы не дать повода для налоговых претензий и проверок.

Причины, по которым компании избавляются от дочерних структур, могут быть разные. Чаще всего идет речь о ликвидации торговых домов с долгами или других похожих структур. Если решение о закрытии компании принято, финансовый директор сталкивается с рядом проблем.

Значительная дебиторская задолженность перед головной компанией в совокупности с отсутствием мер по ее взысканию – показатель неэффективного управления активами компании. Появляется и налоговый риск. Рост безнадежной дебиторской задолженности – косвенное свидетельство недобросовестности налогоплательщика для налоговой инспекции. Ведь компания может наращивать долг сознательно, чтобы потом его списать и получить необоснованную налоговую выгоду. В итоге последуют отказы в вычетах НДС, в отнесении к расходам процентов по кредитам и займам и пр. (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.11.08 по делу № А56-21721/2007). Не исключено, что, проанализировав сделки, по которым возник долг, налоговый орган решит, что они не были направлены на получение прибыли. А значит, нужно готовиться к налоговой проверке. Однако есть способ не просто избавиться от ненужной компании, но и сделать это с выгодой.

Какой вариант банкротства предпочесть

Самый цивилизованный способ ликвидации юридического лица с долгами, неплохо отработанный на практике в известных холдингах, – это банкротство. Например, в 2008 году о банкротстве заявило ЗАО «Связной», которое превентивно было выведено из состава холдинга. При этом сеть процветает и по сей день.

После завершения банкротства все долги компании признаются погашенными (ст. 142 Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Размер денежных требований к юридическому лицу – потенциальному кандидату в банкроты должен быть не менее 100 тыс. рублей (п. 2 ст. 6 закона № 127-ФЗ). Предполагается, что кредиторы «дружественные», процедура банкротства контролируется и проводится «своим» арбитражным управляющим.*

Мнение практика. Дмитрий Ситников, начальник юридического управления ЗАО «Управляющая компания "Аптечная сеть 36,6"»

В крупных торговых структурах закупка товара проводится через одну или несколько «оптовых» компаний холдинга. Это удобно с точки зрения консолидации закупок, управления товарным запасом, расчетов с поставщиками. За долгие годы работы такие компании обрастают не одной тысячей поставщиков (контрактов) и, соответственно, обязательствами по оплате поставленного товара. При проведении банкротства учесть интересы всех кредиторов не всегда возможно, что может негативно повлиять на ход самой процедуры. Этот фактор нельзя упустить из виду на этапе подготовки к контролируемому банкротству. Далее, длительные коммерческие отношения с поставщиками и создание положительной кредитной истории «оптовой» компании важны для работы. В отдельных случаях банкротство старой компании и перевод закупок на новую, даже в рамках одного холдинга, приводит к потребности выстраивать коммерческие отношения с нуля. Особенно это касается иностранных поставщиков, у которых порядок и условия поставок жестко регламентированы.

Несколько простых рекомендаций помогут выбрать наиболее подходящий способ банкротства и учесть те нюансы, о которых компании часто забывают.

Банкротство ликвидируемой компании. Эта упрощенная процедура применяется, когда признаки банкротства выявлены уже в процессе добровольной ликвидации. Напомним, закон относит к ним неспособность погасить долг в течение трех месяцев с даты, когда обязательство должно быть исполнено (п. 2 ст. 3 закона о банкротстве). Зачастую компания прибегает к этому способу, чтобы ускорить процесс и миновать стадию наблюдения. Правда, если признаки банкротства были очевидны до начала добровольной ликвидации (например, наличие крупного кредита на фоне уменьшения оборотов), то применение упрощенной процедуры даст основания заподозрить преднамеренное или фиктивное банкротство.

Поэтому имеет смысл заранее проанализировать фактическое финансовое состояние и основные показатели компании. И не забыть, что начало добровольной ликвидации приведет к налоговой проверке, которая может завершиться начислением недоимки. Если такой риск действительно есть, этот способ лучше не использовать.

По заявлению должника. Компания-должник может обратиться в суд сама, если ее руководство считает, что не сможет платить по обязательствам (ст. 8 закона № 127-ФЗ). Если же признаки банкротства уже выявлены, то сделать это нужно в течение месяца со дня их обнаружения. Иначе по задолженности, возникшей после истечения месячного срока, придется отвечать должностным лицам компании-должника. Тем не менее процедура «самобанкротства» гораздо короче, чем обычная.

Для успеха дела к заявлению о признании банкротом имеет смысл приложить ряд справок, в частности:
– из Департамента земельных ресурсов (уполномоченного органа в регионе) о наличии (отсутствии) земельных участков;
– от ГИБДД о наличии (отсутствии) на учете транспортных средств;
– от управления Федеральной регистрационной службы по Москве (уполномоченного органа в регионе) о наличии (отсутствии) недвижимого имущества;
– из ИФНС по месту учета о наличии счетов;
– из банка об остатках денежных средств на счетах.

Стоит запастись документами, подтверждающими наличие кредиторской задолженности (договоры, акты приемки-передачи, копии выставленных счетов, выписки с расчетного счета и пр.). Это даст суду возможность установить признаки банкротства.*

По заявлению кредитора. С иском о признании компании-должника банкротом может обратиться в арбитражный суд любой конкурсный кредитор (то есть кредитор по денежным обязательствам).

Сделать это можно с момента вступления в силу решения суда о взыскании с должника денежных средств (п. 2 ст. 7 закона № 127-ФЗ). Здесь нужно учесть, что практика идет несколько вразрез с требованиями закона. По закону для возбуждения банкротства достаточно решения суда (ст. 39 закона № 127-ФЗ). Реальность показывает, что лучше приложить к заявлению исполнительный лист (его можно получить в суде, написав заявление).

Еще один нюанс – доверенности на участие в деле по банкротству. В них нужно четко закрепить права на представление интересов компании в рамках дела о банкротстве – например, на подписание заявления о банкротстве, на участие в собрании кредиторов.

Бывает, что холдингу требуется увеличить сумму требований кредиторов или добавить в реестр новых. Лучше сделать это на стадии наблюдения, в течение одного месяца с выхода объявления о банкротстве (они официально публикуются, например, в газете «Коммерсантъ»). Если же этот срок пропустить, то суд, конечно, рассмотрит требования кредиторов, но произойдет это лишь на стадии конкурсного производства. А на этом этапе ждать включения в реестр придется уже два месяца.

Когда должник и кредиторы «дружественны», получать решение суда последнему удобнее через третейский суд. Вместо полутора–двух месяцев в арбитраже на все уйдет около недели. К тому же пошлины за рассмотрение дел во многих третейских судах ниже, чем в арбитражах. Да и решение третейского суда вступает в силу немедленно (ст. 44 закона от 20.07.02 № 102-ФЗ «О третейских судах в РФ»), а не через месяц, как в случае с арбитражами. Дополнительно сэкономить на пошлине удастся, если получить решение суда на сумму меньшую, чем весь долг. Оставшуюся часть долга можно будет включить в реестр требований кредиторов позже, в ходе наблюдения или конкурса.*

Когда должник отсутствует. Случается, что имущества должника недостаточно для покрытия судебных расходов. Или же он отсутствует по своему местонахождению. Или не ведет в течение 12 месяцев никакой финансово-хозяйственной деятельности. Тогда кредитор имеет право обратиться в суд с заявлением о возбуждении упрощенной процедуры банкротства, минуя стадию наблюдения. Уточним, что при отсутствии должника арбитражный управляющий или кредитор должны подать в суд заявление о введении упрощенной процедуры банкротства. Это также позволит ускорить весь процесс.

Как подготовиться

Для ускорения и упрощения процедуры банкротства перед ее началом разумно заручиться доказательствами, что были приняты меры по возврату долга, консолидировать долги и перераспределить активы.

Сделать все для возврата денег. Нарекания по поводу накопленной дебиторской задолженности, которую компания не пыталась (или плохо пыталась) взыскать, очень популярны у налоговиков. Этот же аргумент они предъявляют и в судах. Защититься от таких претензий отчасти помогает само банкротство по инициативе кредитора: компания сделала все, чтобы взыскать долги, но не преуспела. Подкрепляя свою позицию, полезно запастись перепиской, подтверждающей попытки взыскать дебиторскую задолженность в досудебном порядке.

Следующий логичный шаг – обращение в арбитражный или третейский суд (при наличии в договоре третейской оговорки), поскольку для подачи заявления о банкротстве требуется решение суда (о взыскании средств с должника). Далее, получив исполнительный лист, кредитор обращается в суд уже с заявлением о банкротстве должника. Этого будет более чем достаточно.*

Передать долг в «надежные руки». Перед началом или уже в ходе банкротства долг лучше консолидировать у одного «удобного» кредитора. К примеру, передав ему права требования по договору цессии. Это позволит заметно сэкономить время на прохождение всей процедуры банкротства. Дело в том, что суд рассматривает и принимает решение по требованиям каждого из кредиторов, к тому же на отдельном заседании.

Конечно, передача прав требований может повлечь претензии со стороны налоговых органов. Например, чиновники зададутся вопросом, зачем был выкуплен долг юридического лица, которое тут же обанкротилось. Подобные сделки лучше проводить заранее, не забывая вести претензионную работу по долгам, реализовывать права требования возмездно и желательно заручившись заключением оценщика об их стоимости.

Спасти активы. Если должник располагает активами (недвижимостью, транспортом, НМА и прочим ценным имуществом), то перед возбуждением банкротства имеет смысл перераспределить их среди других участников холдинга. Не забывая, что соответствующие сделки обязательно должны быть возмездными. Это обойдется дешевле, чем реализация таких активов в ходе конкурсного производства, да и времени сэкономит немало.

Крайне важно не допустить появления недружественных кредиторов. Например, нередко выясняется, что у компании имеется недоимка перед бюджетом, и тогда его кредитором становится налоговая инспекция. Несмотря на то что ИФНС не имеет преимуществ по сравнению с другими кредиторами, своими правами налоговики пользуются весьма активно. И нельзя исключить, что они станут оспаривать сделки, требуя признания их недействительными.

<…>

О. Пономарева

управляющий партнер ГК «Содействие бизнес-проектам»

К. Гин-Барисявичене

управляющий партнер ГК «Содействие бизнес-проектам»

Журнал «Финансовый директор», №11, ноябрь 2010

3. Статья: Компания на грани несостоятельности. Как предупредить банкротство или поставить его под контроль

В этой статье:

  • Как работать с кредиторами, чтобы избежать процедуры банкротства
  • Почему самобанкротство лучше банкротства по инициативе кредиторов
  • Способы избежать банкротства из-за задолженностей перед бюджетом

Банкротство – очень непростая процедура, требующая специальных знаний и опыта. Процессом банкротства руководит особый специалист – арбитражный управляющий. Но это не означает, что в случае, когда компания оказывается на грани финансовой несостоятельности, штатный юрист остается не у дел. В его силах помочь компании предупредить банкротство, а если это не удалось, то хотя бы сделать все возможное, чтобы в дальнейшем процесс банкротства стал управляемым.

Превентивные меры, которые помогают избежать банкротства

Для компании, испытывающей финансовые трудности, важно не допустить наступления условий, при которых кто-то из кредиторов может инициировать ее банкротство. Для этого необходимо вести мониторинг своих кредиторов, группируя их в зависимости от обоснованности требований, суммы и срока задолженности. Это позволит вовремя отследить самых «опасных» кредиторов с точки зрения возможности обанкротить компанию.

Надо выделять тех кредиторов, которые при взыскании долга в судебном порядке наверняка выиграют дело в силу очевидного характера требования (например, взыскивающий оплату поставщик, у которого есть все доказательства передачи товара и его принятия компанией-должником). Среди них особую опасность представляют те кредиторы, перед которыми задолженность равна или превышает 100 тыс. рублей, а просрочка платежа приближается к трем месяцам. Им очень просто начать действия по банкротству компании. Дело в том, что кредиторы, каждому из которых компания должна меньшую сумму, могут инициировать банкротство, только объединив свои требования так, чтобы общая сумма была не меньше 100 тыс. рублей, и подав одно общее заявление в арбитражный суд (п. 5 ст. 39 Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ «О банкротстве», далее – закон № 127-ФЗ). Для этого им нужно как минимум узнать о существовании друг друга.

С вышеуказанными «опасными» кредиторами надо пытаться решить вопрос еще до того, как они заявят свои требования в суде. Можно договориться об отсрочке или рассрочке платежа, чтобы выиграть время, за которое необходимая сумма может появиться. Если договориться об отсрочке или рассрочке не удалось и кредитор намерен судиться, то самый разумный вариант – хотя бы частично погасить долг так, чтобы оставшаяся сумма была не больше 100 тыс. рублей. Еще один вариант – растягивать процедуру рассмотрения дела в суде на максимально возможный срок (просить о переносе рассмотрения дела, подавать жалобы на определения суда и апелляционную жалобу на принятое решение).

Подготовка к управляемому банкротству

Одновременно с попыткой договориться с кредиторами о реструктуризации задолженностей компания может готовиться к возможному банкротству, формируя состав «дружественных» кредиторов на случай, если все-таки будет инициировано банкротство. Имеются в виду кредиторы, подконтрольные компании-должнику, или, наоборот, те, которым подконтрольна сама компания. Если размер обязательств перед такими «дружественными» кредиторами в общей сумме долгов перед всеми кредиторами будет мажоритарным, это позволит контролировать процесс банкротства. Дело в том, что при голосовании на собрании каждый кредитор обладает не одним голосом, а числом голосов, пропорциональным размеру его требований в общей сумме требований (п. 3 ст. 12 закона № 127-ФЗ). В результате с помощью голоса мажоритарного «дружественного» кредитора можно влиять на выбор арбитражного управляющего, а также добиваться выгодной для компании-должника процедуры банкротства после окончания наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления) или заключения мирового соглашения со всеми кредиторами, включая тех, которые голосовали против (п. 2 ст. 15 закона № 127-ФЗ).

Среди руководителей компаний широко распространена практика по введению в реестр «дружественных» кредиторов с помощью фиктивных сделок, которые заключаются только для того, чтобы кредитор мог попасть в реестр. После открытия процедуры наблюдения для включения требований в реестр кредиторов наличие судебного акта, подтверждающего эти требования, уже необязательно (п. 1 ст. 71 закона № 127-ФЗ). Достаточно договора и документов, обосновывающих наступление оснований для платежа кредитору (например, договора оказания услуг и актов приема-передачи исполненного по договору).

Однако такая практика рискованна в силу своей противозаконности. Реальные кредиторы прекрасно о ней осведомлены и могут оспорить в суде включение подозрительных крупных кредиторов в реестр, а также привлечь руководство должника и фиктивных кредиторов к уголовной ответственности (за мошенничество). Безопаснее использовать только законный способ включения в реестр «дружественных» кредиторов путем покупки реальных крупных долгов компании с дисконтом.*

Банкротство по инициативе должника

Возможно, что превентивные меры не помогли и «опасный» кредитор, с которым компания пока не может расплатиться, получает решение суда о взыскании долга. В таком случае важно опередить кредитора и самостоятельно инициировать банкротство.

Значение самобанкротства. У того, кто выступает заявителем по делу о банкротстве, есть весомое преимущество: возможность выбрать арбитражного управляющего, от которого зависит очень многое. В разных стадиях банкротства он называется по-разному: временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий. Кандидатура временного управляющего, который будет действовать в процедуре наблюдения, указывается в заявлении о банкротстве (п. 2 ст. 37, п. 2 ст. 39 закона № 127-ФЗ). Если заявление поступит со стороны кредитора, то есть вероятность, что руководство компании-должника будет испытывать серьезный прессинг со стороны арбитражного управляющего, предложенного кредитором. Поэтому должнику важно подать заявление о банкротстве первым. Кандидатуру арбитражного управляющего, который будет действовать в дальнейших после наблюдения процедурах, выбирает собрание кредиторов (п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 83, п. 5 ст. 96, п. 1 ст. 127 закона № 127-ФЗ). Собрание может проголосовать как за прежнего временного управляющего, так и за нового кандидата. В данном случае у компании-должника есть возможности влиять на выбор, только если большинство голосов на собрании представлено его «дружественными» кредиторами.

Полномочия и возможности арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий является ключевой фигурой в процедурах банкротства. На стадии наблюдения его главная задача – выявить наиболее рациональный способ расчетов с кредиторами (через финансовую реабилитацию компании или через ее ликвидацию). Основываясь на анализе хозяйственного положения и финансовых показателей, он дает свое видение дальнейшей судьбы компании. Конечно, окончательный выбор дальнейшей процедуры банкротства после наблюдения – это компетенция первого собрания кредиторов (п. 1 ст. 73 закона № 127-ФЗ). Но как показывает опыт автора, кредиторы почти всегда разделяют мнение арбитражного управляющего.

Еще одна задача на стадии наблюдения – выявить признаки преднамеренного или фиктивного банкротства должника, за которое руководители или участники компании могут понести уголовную ответственность (ст. 196, 197 УК РФ). Надо сказать, что первичные признаки преднамеренного банкротства, которые заключаются в существенном изменении финансовых коэффициентов1, характеризующих платежеспособность должника, есть у многих компаний. И это может послужить инструментом для давления на руководство компании-должника, если арбитражный управляющий был утвержден по кандидатуре «недружественного» кредитора. На самом деле первичные признаки преднамеренного банкротства могут не приниматься во внимание, если анализ сделок должника показал, что они соответствовали законодательству, а также рыночным условиям, и не могли стать причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности компании (п. 8, 9 Временных правил проверки арбитражными управляющими наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 855).

Кроме того, в процедуре наблюдения арбит-ражный управляющий может возражать против требований кредиторов (п. 2 ст. 71 закона № 127-ФЗ), ходатайствовать об отстранении руководителя компании-должника от должности, получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника, оспаривать сделки и решения органов управления должника, включая те, которые были совершены еще до начала процедуры банкротства (п. 1 ст. 66 закона № 127-ФЗ). В процедурах внешнего управления или конкурсного производства полномочия арбитражного управляющего еще шире: он вправе самостоятельно увольнять руководителя компании-должника (п. 3 ст. 129 закона № 127-ФЗ), заявлять отказ от исполнения договоров должника, распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления (п. 1 ст. 99, п. 3 ст. 129 закона № 127-ФЗ) и т. д.*

Предотвращение банкротства из-за недоимок по обязательным платежам

Очень часто дела о банкротстве инициируют налоговые органы. ФНС России является уполномоченным органом на представление в деле о банкротстве требований об уплате любых обязательных платежей (п. 2 постановления Правительства РФ от 29.05.04 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»).

Поскольку в составе каждой инспекции существует специальный отдел урегулирования задолженности, налоговики лучше, чем коммерческие кредиторы, владеют инструментом банкротства. Кроме того, об отсрочке или рассрочке налоговых задолженностей практически невозможно договориться в отличие от обычных коммерческих долгов. Поэтому с точки зрения возможности процедуры банкротства долги по обязательным платежам – самые опасные для компании.

Однако при наличии налоговых недоимок компания все-таки может потянуть время. Дело в том, что налоговики вправе инициировать банкротство только по истечении 30 дней после принятия решения об обращении взыскания на имущество компании (п. 3 ст. 6, п. 2 ст. 7 закона № 127-ФЗ). Такому решению предшествует выставление компании требования об уплате налога, в котором устанавливается срок для добровольной уплаты (согласно п. 4 ст. 69 Налогового кодекса, не меньше 10 календарных дней с момента получения компанией указанного требования) и по истечении этого срока – вынесение решения о взыскании за счет денежных средств (п. 3 ст. 46 НК РФ). И только если на банковских счетах компании нет или недостаточно денежных средств для погашения недоимки, принимается решение об обращении взыскания на имущество (п. 7 ст. 46 НК РФ). Но компания может обжаловать решение по результатам налоговой проверки, на основании которого выставляется требование об уплате налога или само требование (если оно выставлено не по результатам проверки). При судебном обжаловании можно заявить ходатайство об обеспечении иска в виде запрета инспекции совершать действия по бесспорному взысканию недоимки, пеней и штрафа (п. 2 ч. 1 ст. 91 АПК РФ). Если компания проиграет судебное дело, то инспекция сможет принять решение о взыскании после вынесения итогового судебного акта по делу (ч. 5 ст. 96 АПК РФ, ч. 7 ст. 200 АПК РФ). С учетом времени на рассмотрение дела – максимум через два месяца после подачи заявления в суд (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). Соответственно, даже если спор с налоговой кажется безнадежным, обжалование решения по результатам проверки о доначислении недоимки или требования об уплате недоимки хотя бы даст компании время для сбора средств, необходимых для погашения долга и предотвращения банкротства по инициативе налогового органа.

Основания для возбуждения процедуры банкротства в отношении компании

Кредиторы могут инициировать банкротство компании при наличии у нее задолженности в размере от 100 тыс. рублей с просрочкой погашения не меньше трех месяцев (п. 2 ст. 3 и п. 2 ст. 6 закона № 127-ФЗ).*

При этом имеют значение только денежные обязательства или задолженности по обязательным платежам в бюджет. В сумму обязательства для определения признаков наличия банкротства включается основной долг без неустойки, пеней, штрафов, процентов за просрочку платежа и иных финансовых санкций (п. 2 ст. 4 закона № 127-ФЗ). При этом 100 тыс. рублей – минимальный совокупный размер денежных требований к должнику. То есть данная сумма может складываться из требований нескольких разных кредиторов.

Простой трехмесячной просрочки платежа недостаточно для возбуждения кредитором дела о банкротстве. Если речь идет о долге, возникшем из гражданско-правового обязательства, то кредитору требуется сначала обратиться в суд с иском о взыскании соответствующего долга (п. 2 ст. 7 закона № 127-ФЗ). К заявлению о признании должника банкротом необходимо приложить вступившее в законную силу решение суда о взыскании денежных средств. Предварительного обращения в службу судебных приставов-исполнителей не требуется.


<…>

Вопрос в тему

В отношении компании подано заявление о признании банкротом. С какого момента она не вправе погашать свои долги без соблюдения очередности?

С момента вынесения определения суда о введении процедуры наблюдения (п. 1 ст. 63 закона № 127-ФЗ). Как правило, это происходит через месяц-полтора после подачи заявления о признании компании банкротом. После этого недопустим даже зачет встречных требований, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.

_________________________
1 См. п. 6 и 7 Временных правил проверки арбитражными управляющими наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 855.
_________________________

М. Кубасов

юрист ООО «Корпорация решений антикризисного бизнеса»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка