Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Минфин разрешил пересчитать сотрудникам НДФЛ

Подписка
Срочно заберите все!
№23
17 апреля 2013 20 просмотров

Наше ООО занимается продажей новогодней подарочной упаковки. При этом для оптовой торговли этой упаковки мы используем УСН 6%, а для розничной торговли ЕНВД. В начале 2012 г. мы сняли с учета ККТ и осуществляли розничную торговлю без ККТ. Недавно нам позвонили из ИФНС и сказали, что по нам проходит камеральная проверка ЕНВД за 4 кв. 2012 г. И в истребоваемом перечне документов был журнал кассира операциониста. Мы устно им пояснили что мы не ведем данный журнал, т.к. не применяем ККТ. На что они нам ответили, что по закону мы обязаны в любом случае применять ККТ, т.к. совмещаем ЕНВД с другим режимом. Говорят на этот счет есть куча разъяснений ФНС, но ни одного нормативного документа в подтверждении своих слов они нам не смогли показать и назвать их реквизитов (для самостоятельного поиска) тоже пока не могут. Помимо этого нам было устно сказано что мы "впринципе" безосновательно используем УСН, нам бы и "...одного ЕНВД хватило..." в нашем случае - для разничной и оптовой торговли, не зависимо от вида оплаты – наличными (в магазине) или безналичными через банк (не взирая, что это оптовая торговля).Подскажите пожалуйста можем ли мы не применять ККТ в нашем случае при расчете по рознечным операциям? И какие могут быть важные аргументы в защиту применения и совмещения ЕНВД и УСН в нашей ситуации?В кодексе сказано, что срок проведения камеральной проверки – 3 месяца с момента сдачи налоговой декларации. Мы сдали декларацию по ЕНВД за 4 кв. 2012 г. - 20.01.2013 г. Получается, что последний день камеральной проверки этой декларации – 19.04.2013 г.? И все действия и «работы» инспектора камер. проверок ИФНС после этой даты не имеют смысла? Сообщение о предоставлении документов по проверке декларации ЕНВД за 4 кв 2012 г. было выдано нам сегодня (17.04.2013 г.) на руки.

 1.При совмещении ЕНВД и упрощенки Вы вправе не применять ККТ в отношении деятельности облагаемой ЕНВД (при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств). По деятельности на упрощенной системе налогообложения организация обязана применять ККТ в общем порядке.

Однако, если все расчеты с покупателями (по деятельности, облагаемой УСН) Вы ведете только в безналичном порядке, то ККТ, соответственно, Вам не потребуется. Следовательно, в таком случае Вы вправе кассовую технику не приобретать и соответственно журнал кассира-операциониста не вести.

2.Если Вы реализуете товары не только в розницу, но и юридическим лицам, оптом, то в отношении оптовой торговли Вы обязаны применять режим отличный от ЕНВД. В противном случае налоговые органы сами же доначислят Вам налоги.

Одним из условий применение ЕНВД при розничной торговли товарами являться заключение между продавцом и покупателем договора розничной купли-продажи. В соответствии со статьей 493 Гражданского кодекса РФ такой договор считается заключенным с момента, когда продавец выдаст покупателю документ об оплате приобретенного товара.

Если организацией заключен договор поставки, то с доходов, полученных от реализации, нужно начислить налоги по упрощенке.

3. Продолжительность камеральной налоговой проверки не может превышать трех месяцев. Начало срока приходится на день, следующий за днем представления налоговой отчетности в инспекцию. В вашей ситуации предельный срок проверки декларации по ЕНВД за 4 кв. является 19.04.2013г.

Документы, запрашиваемые налоговой инспекцией, по требованию от 17.04.2013 нужно будет предоставить. В дальнейшем требование документов за пределами установленного срока камеральной проверки инспекция не вправе.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

По вопросу применения ККТ при совмещении ЕНВД и упрощенки

1. Рекомендация: В каких случаях нужно применять кассовый аппарат при расчетах наличными

<…>

Совмещение ЕНВД с ОСНО или УСН

Организация, которая совмещает ЕНВД с другой системой налогообложения (общей, упрощенной), вправе не использовать ККТ только в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД (при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств). По деятельности на общей (упрощенной) системе налогообложения организация обязана применять ККТ в общем порядке.* Это следует из письма Минфина России от 8 сентября 2010 г. № 03-01-15/7-202 и информационного сообщения ФНС России от 29 сентября 2009 г.

<…>

Е.Ю. Попова

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2.Письмо Минфина России от 08.09.2010 № 03-01-15/7-202

«В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 данного Федерального закона, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346_26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Согласно пункту 4 статьи 346_11 Кодекса для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций.
Таким образом возможность не применять контрольно-кассовую технику предоставлена организациям и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346_26 Кодекса, то есть налогоплательщикам единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в случае, если они не подпадают под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ и выдают по требованию покупателя (клиента) документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), который должен соответствовать требованиям пункта 2.1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ.»*

3.Информационное сообщение от 29.09.2009 (ФНС России)

«В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (ККТ) при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).
Таким образом, у плательщиков ЕНВД имеется возможность либо продолжать применение ККТ, либо отказаться от применения ККТ. При этом выдача документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, осуществляется по требованию покупателя.
В случае отказа от применения ККТ Федеральным законом № 54-ФЗ не запрещено по желанию владельца использовать ККТ для внутреннего учета. Также Федеральным законом № 54-ФЗ не запрещена доработка ККТ заводом-изготовителем или центром технического обслуживания по методике завода-изготовителя для печати документа, предусмотренного пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, содержащего ряд обязательных сведений.
Следует отметить, что налогоплательщики ЕНВД, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей алкогольной продукцией, согласно Федеральному закону от 22.11.95 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" обязаны применять ККТ.
При совмещении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и деятельности, облагаемой налогами по общей системе налогообложения, налогоплательщик может выбирать, применять ККТ или нет, только в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД. При осуществлении деятельности, облагаемой в соответствии с общим режимом налогообложения, использование ККТ обязательно».*

По вопросу применения ЕНВД при розничной торговле

Рекомендация: Какие торговые сделки подпадают под ЕНВД

<…>

Применять ЕНВД можно при одновременном соблюдении следующих условий:

  • розничная торговля является предпринимательской деятельностью организации. То есть деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли (ст. 346.27 НК РФп. 1 ст. 2 ГК РФ);
  • в муниципальном образовании, где работает продавец, соответствующая форма торговли переведена на ЕНВД;
  • между продавцом и покупателем заключен договор розничной купли-продажи* (ст. 346.27 НК РФст. 492 ГК РФ).

<…>

Ситуация: зависит ли применение ЕНВД от цели приобретения товаров, категории покупателей и состава товаросопроводительных документов, оформляемых продавцом. Организация занимается розничной торговлей и соответствует критериям главы 26.3 Налогового кодекса РФ

Применение ЕНВД зависит от цели приобретения товаров и не зависит от категории покупателей и состава товаросопроводительных документов.

Одним из условий применения ЕНВД в отношении розничной торговли является заключение между продавцом и покупателем договора розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ). Основной характеристикой такого договора является продажа товаров для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 11 НК РФст. 492 ГК РФ). Договор розничной купли-продажи является публичным (п. 2 ст. 492 ГК РФ), поэтому в письменной форме он не заключается. В соответствии со статьей 493 Гражданского кодекса РФ такой договор считается заключенным с момента, когда продавец выдаст покупателю кассовый (товарный) чек либо другой документ об оплате приобретенного товара.*

Налоговый кодекс РФ не обязывает продавцов контролировать последующее использование покупателем приобретенных товаров (письма ФНС России от 1 ноября 2010 г. № ШС-17-3/1540от 18 января 2006 г. № ГИ-6-22/31). Поэтому из перечисленных ранее норм законодательства следует, что покупателем по договору розничной купли-продажи может быть любое физическое лицо (в т. ч. предприниматель или представитель организации), приобретающий товары в розничной торговой точке. На возможность применения ЕНВД продавцом категория покупателя не влияет. Правомерность такого вывода подтверждается письмами Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-11-11/107от 31 мая 2011 г. № 03-11-11/144от 9 февраля 2009 г. № 03-11-09/38ФНС России от 18 января 2006 г. № ГИ-6-22/31 и арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 5 февраля 2009 г. № ВАС-16354/08, постановления ФАС Уральского округа от 12 мая 2009 г. № Ф09-2292/09-С2Северо-Западного округа от 17 октября 2008 г. № А56-37983/2007).

Однако в некоторых разъяснениях Минфин России предупреждает, что продавец должен учитывать специфику реализуемых товаров и оценивать возможность их использования в личных целях (письма от 20 января 2012 г. № 03-11-11/6от 12 мая 2011 г. № 03-11-11/119от 6 октября 2008 г. № 03-11-05/234). И если товар заведомо не предназначен для личного использования (например, специальное торговое, ювелирное, стоматологическое, кассовое оборудование), то при его реализации организация должна платить налоги по общей или упрощенной системе налогообложения.

Если розничная торговая организация реализует товары на основании договоров поставки, то такая деятельность на ЕНВД не переводится (абз. 12 ст. 346.27 НК РФ, письма Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-11-11/107от 9 февраля 2009 г. № 03-11-09/38). В отличие от договоров розничной купли-продажи, договор поставки не является публичным, поэтому такой договор заключается в письменной форме. В нем подробно прописываются обязательства сторон, сроки их исполнения, требования к ассортименту и качеству товаров, взаимные гарантии, форс-мажорные обстоятельства и другие условия, предусмотренные главой 30 Гражданского кодекса РФ. Если розничной торговой организацией заключен договор поставки, сделка купли-продажи розничной не считается и под ЕНВД не подпадает. В этом случае с доходов, полученных от реализации, организация должна начислить налоги по общей системе налогообложения или по упрощенке.* Об этом сказано в письмах Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-11-11/107от 9 марта 2010 г. № 03-11-11/44 и ФНС России от 1 марта 2010 г. № ШС-22-3/144. Такая же позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 4 октября 2011 г. № 5566/11.

Одним из критериев, позволяющих отличить розничную торговую сделку от оптовой, является заключенный между покупателем и продавцом договор. Наличие письменного договора поставки исключает возможность применения ЕНВД в отношении сделки, совершенной на основании этого договора.* Состав документов, которыми сопровождается сделка (кассовый чек, товарный чек, счет-фактура, товарная накладная), не является основанием для признания ее розничной или оптовой. Об этом говорится в письме Минфина России от 31 мая 2011 г. № 03-11-11/144. К такому выводу финансовое ведомство приходит, опираясь на ряд судебных решений (см., например, определения ВАС РФ от 2 ноября 2009 г. № ВАС-13465/09от 5 февраля 2009 г. № ВАС-16354/08, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 ноября 2009 г. № А33-2713/2009от 25 июня 2009 г. № А19-12740/08,Поволжского округа от 9 июля 2009 г. № А72-7445/2008Северо-Западного округа от 17 октября 2008 г. № А56-37983/2007, Уральского округа от 28 мая 2009 г. № Ф09-3314/09-С2от 10 сентября 2008 г. № Ф09-6446/08-С3). Однако ранее позиция контролирующих ведомств по этому вопросу была другой. В некоторых письмах говорилось, что об исполнении продавцом договора поставки (т. е. об оптовом характере сделки, в отношении которой ЕНВД не применяется) свидетельствует оформление товарных накладных и счетов-фактур (письма Минфина России от 15 августа 2006 г. № 03-11-04/3/375от 23 июня 2006 г. № 03-11-04/3/314от 16 января 2006 г. № 03-11-05/9от 16 января 2006 г. № 03-11-04/3/14 и ФНС России от 1 ноября 2010 г. № ШС-17-3/1540). При этом в арбитражной практике были примеры судебных решений, которые поддерживали такую точку зрения (см., например, определение ВАС РФ от 18 октября 2010 г. № ВАС-13442/10, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 августа 2010 г. № А33-19037/2009Уральского округа от 2 июня 2010 г. № Ф09-4000/10-С2).

Вывод о возможности применения ЕНВД при продаже товаров юридическим лицам содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 1066/11. Причем, по мнению Президиума ВАС РФ, в отсутствие договора поставки ни категория покупателей, ни состав товаросопроводительных документов, ни даже цель приобретения товаров не ограничивают право розничной организации на уплату ЕНВД. С выходом этого постановления следует ожидать, что арбитражная практика по рассматриваемой проблеме станет единообразной.

<…>

Е.Ю. Попова

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

По вопросу определения предельного срока проведения камеральной проверки

1.Рекомендация: Какова продолжительность камеральной налоговой проверки

Сроки проведения

Продолжительность камеральной налоговой проверки не может превышать трех месяцев. Начало срока приходится на день, следующий за днем представления налоговой отчетности в инспекцию. Это следует из совокупности положений пункта 2 статьи 88 и пунктов 25 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Поскольку проверка не может начаться, пока отчетность не поступила в инспекцию, в данном случае днем представления отчетности считается день, когда соответствующие документы были инспекцией получены (п. 2 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309). Истекает срок камеральной проверки в соответствующее число третьего месяца от ее начала.*

<…>

Ситуация: может ли налоговая инспекция продлить (приостановить) срок проведения камеральной налоговой проверки

Нет, не может*.

В налоговом законодательстве установлен предельный срок проведения камеральной налоговой проверки, который равен трем месяцам (п. 2 ст. 88 НК РФ). Возможность его продления (приостановления) Налоговым кодексом РФ не предусмотрена ни при каких обстоятельствах. Даже если в ходе проверки инспекция будет дополнительно запрашивать документы у проверяемой организации или ее контрагентов.*

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09, ФАСВосточно-Сибирского округа от 7 июля 2009 г. № А19-16584/08Уральского округа от 16 февраля 2009 г. № Ф09-458/09-С2).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной налоговой проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения*

Нет, нельзя.

Решение по камеральной налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения.* Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ). Превышение срока проведения камеральной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке.*

Подтверждает такой вывод информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71. В нем суд указал, что трехмесячный срок, отведенный инспекции на проведение камеральной проверки, не является пресекательным для выявления фактов неуплаты налогов и принятия мер по их взысканию. Это значит, что инспекция вправе вынести решение по итогам камеральной проверки и в более поздние сроки, чем те, что установлены в Налоговом кодексе РФ. Отмене такое решение подлежать не будет. В арбитражной практике есть примеры судебных решений с аналогичными выводами (см., например,определение ВАС РФ от 9 февраля 2007 г. № 634/07, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 16 октября 2006 г. № Ф08-4729/2006-2006А, Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2008 г. № А33-11602/07-Ф02-1903/08от 12 декабря 2007 г. № А58-3205/07-Ф02-9017/07Западно-Сибирского округа от 30 апреля 2008 г. № Ф04-2620/2008(4154-А45-26), Поволжского округа от 27 ноября 2007 г. № А65-9497/07от 4 октября 2007 г. № А65-29298/06).

В то же время, если по истечении трехмесячного срока проведения камеральной проверки инспекция выставит иное решение (например, требование о представлении документов), его можно будет признать незаконным*.

О.Д. Хороший

государственный советник налоговой службы РФ II ранга


2.Ситуация: Может ли инспекция привлечь организацию к ответственности за непредставление документов по требованию. Инспекция направила требование после того, как истек срок камеральной налоговой проверки

Ответ на этот вопрос зависит от того, на каком этапе налоговая инспекция запрашивает документы.

Если инспекция запрашивает документы именно в рамках камеральной проверки, срок проведения которой ограничен тремя месяцами (п. 2 ст. 88 НК РФ), то требовать документы за пределами установленного срока инспекция не вправе. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471. Следовательно, привлечь организацию к ответственности за неисполнение такого требования инспекция не может. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09ФАС Западно-Сибирского округа от 24 июля 2007 г. № Ф04-4768/2007(36383-А70-37)).*

Другой порядок действует, если инспекция запрашивает документы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Такие мероприятия имеют непосредственное отношение к камеральной проверке, но проводятся за пределами трехмесячного срока, отведенного на нее. В качестве таких дополнительных мероприятий инспекция, в частности, может потребовать у организации документы. При этом требование о представлении документов оформляется в общем порядке. Об этом говорится в пункте 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, инспекция вправе потребовать у организации документы за пределами трехмесячного срока камеральной проверки, если такое требование выставлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75.

Если организация не исполнит такое требование, то инспекция может привлечь ее к ответственности за непредставление документов по статье 126 Налогового кодекса РФ.

О.Д. Хороший

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка