Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как отражать цены, чтобы на счете 42 не было путаницы

Подписка
Срочно заберите все!
№23
18 апреля 2013 4 просмотра

Имущество зарегистрировано (получено свидетельство о собственности) в 2009 г. До сих пор в налоговой инспекции нет данных по этой недвижимости. Каковы действия организации в этом случае?

Организация может обжаловать бездействие налоговой в ФНС России или ее региональном управлении или в арбитражном суде. Для этого нужно составить жалобу в письменной форме и подать в УФНС России. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе, а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в информационных сообщениях ФНС России от 15 февраля 2011 г. и от 9 февраля 2011 г.

Срок подачи апелляционной жалобы в УФНС России составляет три месяца с момента, когда организация узнала о нарушении своих прав.

Если организация обжалует бездействие налоговой инспекции в судебном порядке, исковое заявление нужно подать в арбитражный суд по местонахождению ответчика в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав. Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать решение инспекции в суде, подав одновременно с исковым заявлением ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух коммерческая версия».

1.Рекомендация: Какие права и обязанности есть у налоговых органов 

Обжалование действий инспекции

Если налоговая инспекция превышает свои полномочия или не выполняет своих обязанностей, то организация может обжаловать ее действия (бездействие):

Обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции в суде и вышестоящем налоговом органе можно одновременно (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Решение налоговой инспекции о привлечении организации к налоговой ответственности может быть обжаловано в суде только после его обжалования в вышестоящем налоговом ведомстве (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). 

Ситуация: как обжаловать решение налоговой инспекции

Ответ на этот вопрос зависит от того, какое решение налоговой инспекции намерена обжаловать организация.

Если решение налоговой инспекции принято с превышением ее полномочий или приводит к невыполнению возложенных на нее обязанностей, организация может обжаловать ее действия (бездействие):

  • в региональном налоговом управлении (УФНС России);
  • в арбитражном суде.

При этом организация вправе использовать оба варианта одновременно. Например, такие действия возможны, если инспекция отказывается провести сверку расчетов с бюджетом или требует от организации документы, представление которых налоговым законодательством не предусмотрено.*

Если решение инспекции связано с привлечением организации к налоговой ответственности или отказом в привлечении ее к ответственности, оформленным по результатам налоговой проверки, порядок его обжалования другой. В суде такое решение можно обжаловать только после того, как организация обжаловала его в региональном налоговом управлении и ей было отказано в удовлетворении заявленных требований.

Такой порядок следует из положений пункта 1 и 2 статьи 138, статьи 101.2 Налогового кодекса РФ, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Жалобу следует составить в письменной форме и подать в УФНС России. В документе нужно указать информацию об инспекции, решение которой обжалуется, и о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящей налоговой инспекции. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе, а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в информационных сообщениях ФНС России от 15 февраля 2011 г. и от 9 февраля 2011 г.

Срок подачи апелляционной жалобы в УФНС России составляет три месяца с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав.*

Если обжалуется решение, вынесенное по результатам налоговой проверки, подать апелляционную жалобу нужно в течение 10 рабочих дней с момента, когда это решение было получено. Если решение о привлечении к налоговой ответственности уже вступило в силу, подать апелляционную жалобу организация может в течение года с того момента, когда это решение было вынесено.

Такой порядок следует из положений пункта 9 статьи 101, пункта 2 статьи 139 Налогового кодекса РФ.

Подать апелляционную жалобу нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в УФНС России вместе со всеми материалами дела (п. 3 ст. 139 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи апелляции (п. 2 ст. 139, п. 9 ст. 101 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.

УФНС России должно рассмотреть апелляционную жалобу в течение месяца со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем на 15 рабочих дней. Об этом сказано в пункте 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.*

Если обжалуется решение (акт) налоговой инспекции, по результатам рассмотрения жалобы УФНС России должно принять одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налоговой инспекции;
  • отменить решение налоговой инспекции и прекратить производство по делу;
  • изменить решение или вынести новое.

Если обжалуются действия (бездействие) налоговой инспекции, по результатам рассмотрения жалобы УФНС России должно принять одно из трех решений:

  • оставить решение налоговой инспекции без изменения, а жалобу организации – без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение налоговой инспекции полностью или частично и принять новое решение;
  • отменить решение налоговой инспекции и прекратить производство по делу.*

Такие правила предусмотрены пунктом 2 статьи 140 Налогового кодекса РФ.

О принятом решении УФНС России должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия (п. 3 ст. 140 НК РФ). Если решение налоговой инспекции не было отменено, оно вступает в силу с даты его утверждения УФНС России. Если решение налоговой инспекции было изменено, оно вступает в силу (с учетом внесенных изменений) с даты принятия соответствующего решения УФНС России. Такой порядок следует из положений абзаца 2 и 3 пункта 2 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.

Если организация обжалует решение (действия, бездействие) налоговой инспекции в судебном порядке, исковое заявление нужно подать в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.*

Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.

Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав* (п. 2 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Права организации могут быть нарушены только вступившим в силу решением налоговой инспекции. Поэтому трехмесячный срок для подачи искового заявления в суд отсчитывайте с того момента, когда решение инспекции вступило в силу.

Если решение налоговой инспекции сначала обжаловалось в УФНС России, трехмесячный срок отсчитывается с того момента, когда истек срок рассмотрения жалобы региональным налоговым управлением. Такой вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07. Если в УФНС России обжаловалось решение о привлечении организации к налоговой ответственности, срок для обращения в суд отсчитывается со дня, когда организации стало известно о вступлении этого решения в силу (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать решение инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства* (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07, ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).

Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:

  • признать решение (действия, бездействие) налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию принять иное решение (устранить допущенное нарушение прав организации);
  • о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.

Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая приняла оспариваемый акт (решение) или совершила оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.*

Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.

Внимание: суд может отказать организации в удовлетворении иска, если решит, что досудебный порядок обжалования решения налоговой инспекции в УФНС России не соблюден.

В частности, такая ситуация возможна, когда организация подает апелляционную жалобу в УФНС России для частичной отмены решения налоговой инспекции, а затем в арбитражном суде пытается оспорить решение налоговой инспекции в полном объеме. В данном случае суд может сделать вывод о несоблюдении организацией досудебного порядка обжалования и станет рассматривать только ту часть решения, которую организация обжаловала в УФНС России.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих указанную позицию (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 13 июля 2010 г. № Ф09-5472/10-С2, Западно-Сибирского округа от 6 августа 2010 г. № А75-7261/2009, от 6 апреля 2010 г. № А27-12342/2009).

Вместе с тем, есть судебные решения, в которых суды занимают противоположную позицию. По их мнению, сам факт обжалования решения налоговой инспекции в региональном УФНС России свидетельствует о том, что досудебный порядок соблюден. При этом не имеет значения, обжаловано решение полностью или частично. Такая позиция отражена, например, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23 апреля 2010 г. № А13-5979/2009, от 15 апреля 2010 г. № А26-5099/2009.

Ситуация: в какой срок налоговая инспекция обязана исполнить судебное решение (постановление), если организация отстояла свою позицию в арбитражном суде

Налоговая инспекция обязана исполнять решения арбитражных судов после их вступления в законную силу (ч. 1 ст. 16 АПК РФ). Сроки вступления решений арбитражных судов в силу установлены Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Например:

  • если налоговая инспекция не подала (не успела подать) апелляционную жалобу, то решение арбитражного суда первой инстанции вступает в силу по истечении одного месяца со дня его принятия (ч. 1 ст. 180 АПК РФ);
  • постановление арбитражного суда апелляционной или кассационной инстанции вступает в силу в день принятия (ч. 1 ст. 180, ч. 5 ст. 271, ч. 5 ст. 289 АПК РФ);
  • решение (постановление) ВАС РФ вступает в силу в день принятия (ч. 2 ст. 180 АПК РФ).

Решения арбитражных судов, не связанные с возмещением из бюджета денежных средств, налоговая инспекция обязана исполнить в тот день, когда они были приняты. Такие решения вступают в силу немедленно (ч. 2 ст. 182 АПК РФ). Например, если суд отменил доначисление налогов в связи с нарушениями, выявленными в ходе камеральной проверки, то исключить оспоренные суммы из учетных данных налоговая инспекция обязана в тот же день, когда такое решение было принято (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24 июля 2003 г. № 73). 

Сергей Разгулин
заместитель директора департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) 

«Статья 85. Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц 

4. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.»* 

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка