Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
18 апреля 2013 29 просмотров

Мой вопрос заключается в следующем:Наша организация ООО берёт в лизинг грузовой автомобиль (организация НЕ является балансосодержателем тр.средства):1. Может ли организация сразу же после получения сдать его в аренду ИП? Как правильно отразить это в бухгалтерском и налогоговом учете.2. По "программе предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства" планируем получить субсидию на компенсацию части затрат по уплате первого взноса (аванса). Как правильно отразить это в бухгалтерском и налоговом учёте.

 Сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга (пункт 1 статьи 8 Закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ).

Лизингополучатель вправе с согласия лизингодателя передать предмет лизинга в сублизинг. Предмет лизинга является собственностью лизингодателя, для передачи его в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме. Срок договора сублизинга не может превышать срока действия договора лизинга.

Предмет лизинга, учитываемый по условиям договора лизинга на балансе лизингодателя, при передаче его в сублизинг по-прежнему будет учитываться на балансе лизингодателя.

Если предмет лизинга по условиям договора лизинга учитывается на балансе лизингодателя, передача этого предмета лизинга по договору сублизинга может отражаться в аналитическом учете к счету 001 «Арендованные основные средства».

Передача предмета лизинга лизингополучателем сублизингополучателю не являются реализацией (п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ). Соответственно, при передаче предмета лизинга в сублизинг каких-либо последствий в налоговом учете лизингополучателя, уплачивающего налог на прибыль, не возникает. Кроме того, при передаче предмета лизинга сублизингополучателю у организации-лизингополучателя не возникает обязанности по начислению НДС.

Подробный порядок отражения в учете полученной субсидии приведен ниже в рекомендациях «Системы Главбух».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как заключить договор лизинга

<…>

Условия договора

В тексте договора лизинга обязательно должны быть указаны:

Желательно также определить в тексте договора все существенные условия, конкретизирующие правоотношения в рамках сделки:

<…>

Сублизинг

Лизингополучатель вправе сдавать полученное имущество в сублизинг. Однако лизингодатель должен дать на это письменное согласие. Кроме того, договор сублизинга не может быть заключен на срок, превышающий срок самого договора лизинга. Досрочное прекращение основного договора лизинга прекращает и заключенный на его основе договор сублизинга. Таковы условия статьи 8 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ и пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса РФ. При этом условие о госрегистрации договоров лизинга распространяется и на сублизинговые соглашения (п. 1 ст. 20 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ).

Первоначальные отношения сторон – лизингодателя и лизингополучателя по исходному договору лизинга – в результате сублизинга фактически не изменяются. То есть лизингополучатель по первоначальному договору продолжает перечислять лизинговые платежи. Переуступка лизингополучателем своих обязательств по выплате платежей третьему лицу не допускается. К такому решению, в частности, пришел ФАС Уральского округа в постановлении от 24 августа 2005 г. № Ф09-2683/05-С6.

Такие правила следуют из пункта 2 статьи 615, пункта 2 статьи 382 Гражданского кодекса РФ.*

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь

<…>

Государственная помощь

Государственная помощь может быть предоставлена в виде:

  • субсидий;*
  • бюджетных кредитов;
  • прочих форм государственной помощи. К ним, в частности, можно отнести, например, имущественную поддержку малого и среднего бизнеса, когда организациям предоставляется имущество (например, оборудование, материалы) на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

<…>

Бухучет

Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:

  • капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);
  • текущих расходов.

<…>


При отражении в бухучете государственной помощи (кроме бюджетных кредитов) возникают три группы операций:

<…>

Поступление государственной помощи

В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:

Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.

В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.

При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 86
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.

Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.

Об этом говорится в пункте 12абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.*

<…>

<…>

ОСНО: налог на прибыль
Учет государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения прибыли или нет (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Ситуация: в каких случаях государственная помощь признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль*

Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены только средства, которые бюджет выделяет управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.*

<…>

Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы государственную помощь, которая в целях налогообложения прибыли не признается целевым финансированием

Да, нужно.*

Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • бюджетные инвестиции, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.

Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи (не связанных с получением средств управляющей компанией) нельзя.* Применять положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут. А положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ распространяются только на унитарные предприятия.

Кроме того, получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены:

  • на компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации;
  • на возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

Следовательно, у организаций, получивших такие средства, возникает экономическая выгода.

Средства государственной помощи, выделенные из бюджета на компенсацию произведенных затрат, включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ). Аналогичного мнения придерживается Минфин России в письмах от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/4/27от 13 июля 2010 г. № 03-03-06/1/456от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/222от 10 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/800от 15 февраля 2008 г. № 03-03-06/1/99от 16 октября 2008 г. № 03-03-06/1/590от 29 мая 2008 г. № 03-03-06/4/36.*

<…>

Субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включаются в доходы не единовременно, а пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. Средства, поступившие от государства, нужно полностью включить в доходы за два налоговых периода. Поэтому если не вся сумма субсидий израсходована к окончанию второго года, то остаток финансирования включите в доходы этого налогового периода.

Описанный порядок не распространяется на случаи, когда за счет субсидий организации приобретают амортизируемое имущество. Субсидии, потраченные для этих целей, включаются в доходы по мере начисления амортизации.

Такой порядок предусмотрен пунктом 4.3 статьи 271, пунктом 2.3 статьи 273 Налогового кодекса РФ и применяется к субсидиям, полученным 1 января 2011 года и позднее.

<…>

ОСНО: НДС

При оплате товаров (работ, услуг) за счет средств федерального* бюджета НДС, предъявленный продавцом, принимать к вычету не нужно, поскольку это приведет к повторному возмещению налога из федерального бюджета (письмо Минфина России от 12 января 2012 г. № 03-07-11/05).

В случае если организация уже приняла к вычету «входной» НДС, то после получения государственного целевого финансирования эту сумму следует восстановить. Суммы восстановленного налога следует учесть в составе прочих расходов. В стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) их включать не нужно.

Такой порядок предусмотрен в подпункте 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС со стоимости имущества (работ, услуг), затраты на приобретение которого были возмещены за счет бюджетных средств. Источником государственной помощи является региональный или местный бюджет

Да, можно.

Статья 171 Налогового кодекса РФ не ставит в зависимость право на вычет «входного» НДС от источника финансирования расходов на приобретение имущества (работ, услуг). Организация может принять к вычету предъявленную сумму НДС, если все необходимые условия для этого соблюдены. В частности, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные поставщиками, подрядчиками (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Таким образом, при приобретении товаров (работ, услуг) за счет средств регионального или местного бюджета организация вправе воспользоваться вычетом НДС в общеустановленном порядке.

Минфин России подтверждает правомерность такой позиции (письма от 9 февраля 2012 г. № 03-07-11/32от 10 декабря 2010 г. № 03-07-11/486от 9 марта 2010 г. № 03-07-11/52 и от 10 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/800).

<…>

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка