Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Желаю вам в новом году

Подписка
Срочно заберите все!
№24
23 апреля 2013 62 просмотра

Нет ли какого шаблона объяснительной в ИФНС по убыткам, полученным по итогам деятельности в связи со спадом в объемах продаж?

законодательством не предусмотрена обязательная форма объяснительной, поэтому организация составляет ее самостоятельно в произвольной форме, приводя в ней убедительные объяснения сложившейся ситуации, соответствующие действительности.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух коммерческая версия».

1. Статья: Налоговый убыток по итогам года: объяснять или скрывать

По итогам года некоторые компании получили убыток в налоговом учете. Его отражение может привлечь внимание инспекторов и привести к нежелательной проверке. В таких случаях одни организации приводят убедительные объяснения сложившейся ситуации, а другие — искусственно отражают хотя бы минимальную прибыль*

По мнению налоговиков, убыток в финансово-хозяйственной деятельности — это наиболее вероятный признак искажения показателей деятельности организации с целью занижения суммы налогов. И с большой долей вероятности такая организация попадет в список кандидатов на проведение выездной проверки.

По мнению Пленума Верховного суда РФ, юрлицо может работать с убытком, но для этого должны быть объективные причины (постановление Пленума ВС РФ от 24.10.06 № 18). И сами по себе убытки не позволяют говорить о недобросовестности налогоплательщика. Но тот факт, что многие организации в состоянии убыточности работают долгое время, ставит под сомнение достоверность убытков, которые они отражают в отчетности.

Наличие убытков нередко бывает вызвано объективными причинами

Если компания может привести хотя бы одну из указанных ниже причин, то смысла скрывать налоговый убыток нет. Главное, чтобы это объяснение соответствовало действительности.*

<…>

О. А. Курбангалеева

Генеральный директор ООО «Консалтинг успешного бизнеса», канд. экон. наук

2. Статья:Самые проблемные расходы 2011 года: как их гарантированно оправдать

<…>

13. Убытки

Ситуация, когда доходов нет, а расходы накапливаются, типична для большинства новых компаний. Для кого-то такой «невыгодный» период длится всего несколько месяцев, а для кого-то может растянуться и на пару лет. Кроме того, с бездоходным периодом сталкиваются и давно действующие компании. По разным причинам деятельность на время может приостанавливаться.

<…>

Но когда представителей компании попросят явиться на убыточную комиссию в ИФНС, лучше заранее подготовить письменные разъяснения относительно причин убытков. Такой документ составляют на имя начальника инспекции. В нем перечисляют те обстоятельства, которые привели к убыткам. Также там можно указать, каковы планы компании на будущее, когда она планирует получать доход. См. ниже образец пояснительной записки, которую может составить недавно созданная компания.

<…>

Библиотека журнала «Главбух».

3. Статья: Какие объяснения помогают на комиссиях по работе с убыточными компаниями

Развитие новой деятельности.

Практически все вновь созданные компании терпят убытки. Отдача от первоначальных инвестиций наступает не сразу, а только через 3–5 лет, а может, и через 10 лет. Также вновь созданные компании, как правило, имеют на балансе значительную кредиторскую задолженность – займы, кредиты и просто долги перед поставщиками. Ведь текущие расходы покрываются именно за счет заемных средств.

Главный документ, который поможет обосновать убытки в этой ситуации, это бизнес-план. Лучше всего, если из него будет четко видно, что убытки в первые несколько лет запланированы изначально и связаны со спецификой деятельности новой организации. Например, с длительным производственным циклом. Также в бизнес-плане должны быть приведены четкие сроки, когда первоначальные капиталовложения начнут окупаться.

Впрочем, не всегда планы совпадают с реальностью. Иногда компания по замыслу учредителей уже должна выйти на прибыль, но все еще в убытках.

Имеет смысл исследовать причины этой ситуации. И зафиксировать результаты исследования в документальном виде. Скорее всего руководство компании предпринимает какие-то шаги в этом направлении. Если такой документ есть, возьмите его с собой на комиссию. Если же у вас маленькая организация, в которой некому проделать подобную работу, то подготовьте хотя бы минимально простой отчет о том, по каким причинам некоторые расчеты и ожидания не оправдались.

<…>


Крупные единовременные расходы.

Например, компания провела дорогостоящий ремонт в офисе и сразу учла его стоимость в составе затрат (ст. 260 Налогового кодекса РФ). Из-за этого вполне может возникнуть убыток по итогам отчетного и даже налогового периода. В этой ситуации налоговикам можно представить:

  • приказ руководителя о необходимости проведения ремонта;
  • утвержденную руководителем смету расходов на ремонт;
  • правильно оформленные документы, подтверждающие затраты на ремонт.

Образец объяснительной записки см. ниже.

Невыгодная продажа товаров.

Любая организация может столкнуться с тем, что придется продавать товары ниже себестоимости. И хотя это случается нечасто, такие ситуации могут стать причиной убытков. Приведем несколько объективных причин невыгодной продажи товаров.

1. Продукция не пользовалась спросом и долго хранилась на складе. За это время она морально устарела.

2. Товары (сырье, материалы) были приобретены для нужд предприятия, но впоследствии надобность в них отпала, а выгодного покупателя уже не найти.

3. Приобретен или произведен товар, имеющий срок годности. И этот срок годности подходит к концу.

4. Предприятие произвело на заказ специфическую или уникальную продукцию. Однако заказчик от нее отказался.

5. Компании пришлось распродать товарные остатки ниже себестоимости:

  • из-за реорганизации, ликвидации или смены местонахождения;
  • из-за изменения направления деятельности.

Какие документы подтвердят обоснованность затрат во всех вышеперечисленных ситуациях?

Это может быть акт (или протокол) инвентаризационной комиссии, а также изданный на основании этого акта приказ руководителя о снижении цен. Членами инвентаризационной комиссии могут быть представители бухгалтерии, сотрудники службы сбыта и закупок, работники склада. Комиссию создают приказом руководителя. В акте по итогам инвентаризации необходимо привести:

  • информацию о характеристиках, свойствах и качестве товара;
  • причины, по которым его нельзя продать с прибылью;
  • выводы комиссии о вынужденной необходимости совершить сделку с убытком.

Изменение цен поставщиков.

Допустим, с покупателем заключен долгосрочный контракт с фиксированными ценами без возможности их пересмотра в течение продолжительного периода времени. Однако в этом же периоде поставщик неожиданно существенно увеличил цены на свой товар. В результате компания получила убыток.

В данной ситуации инспекторы могут поинтересоваться, почему организация не расторгла невыгодный договор. Поэтому желательно, чтобы налоговикам было очевидно, что, сделав это, компания понесла бы еще большиеубытки. Например, была бы вынуждена платить большие штрафы, превышающие убыток от продолжения работы по данному договору. Такое условие может быть предусмотрено в контракте. Или потеряла бы постоянного крупного покупателя.

Демпинговая политика.

В некоторых случаях компании сознательно идут на временные убытки, рассчитывая извлечь из этого какую-то выгоду в будущем.

Приведем характерный пример. Фирма решила расширить рынок сбыта, вытесняя конкурентов с помощью демпинговой политики – заниженных цен. За счет этого она планирует значительно увеличить объем реализации в будущем. А в настоящем она терпит убытки.

Подтвердить, что они экономически обоснованы, поможет утвержденный руководством бизнес-план, план развития рынков сбыта или маркетинговая политика. В этом документе ожидаемый экономический эффект от демпинговой кампании должен быть показан на цифрах.

Другая ситуация. Компания сдает в субаренду строительную технику по цене ниже стоимости ее аренды. Делает она это потому, что рассчитывает в перспективе получить солидную скидку у главного арендодателя – за достижение показателей оборота. В этом случае компании неплохо бы запастись протоколом (договором) о намерениях с главным арендодателем. В нем должны быть отражены условия получения скидки.

Кроме того, можно подстраховаться, составив служебную записку от ответственного сотрудника – с подробными обоснованиями положительного экономического эффекта такого рода ценовой политики.

<…>

КВАРТАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ – 2013

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка