Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Где вам помогут выбрать онлайн‑кассу и модернизировать старую

Подписка
Срочно заберите все!
№23
25 апреля 2013 9 просмотров

На сегодня мы являемся малым предприятием. возможно, в 2013г ССЧ увеличится и станет более 100 чел. малым предприятием мы перестаем быть. Подскажите пжл. какие изменения в ведении бухгалтерского и налогового учета, сдачи отчетности нас ждут.Поясните пжл отдельно: нужно-ли вставать на учет по поводу квотирования рабочих мест и как это сделать. Какие взносы и в каком размере нужно будет платить при непредоставлении рабочих мест инвалидам.Спасибо

Субъект малого бизнеса утрачивает свой статус только в том случае, если в течение двух календарных лет подряд сумма выручки от реализации и (или) средняя численность работников превышают установленные предельные значения. Организации, утратившие статус малого предприятия должны вести бухучет в полном объеме без применения льгот и ограничений, соблюдая требования Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и всех нормативных документов, а так же обязательно применять ПБУ 18/02, ПБУ 2/2008, ПБУ 16/02 и ПБУ 8/2010. Налоговый учет так же ведется в полном объеме со всеми необходимыми расшифровками и регистрами. По законодательству о занятости населения квотирование рабочих мест (дополнительная гарантия трудоустройства) предусмотрено для организаций, в которых среднесписочная численность сотрудников составляет более 100 человек. Организации, расположенные на территории города, обязаны создавать или выделять для них квотируемые рабочие места самостоятельно за счет собственных средств. По федеральному законодательству необоснованный отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты или неисполнение обязанности по созданию (выделению) квотируемых рабочих мест для инвалидов влечет наложение штрафа на должностных лиц организации (например, руководителя) в размере от 5000 до 10 000 руб. Возможность платы за не предоставление рабочих мест инвалидам федеральным законом не предусмотрена, только для молодежи.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Рекомендация: Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства

<…>

Субъект малого бизнеса утрачивает свой статус только в том случае, если в течение двух календарных лет подряд сумма выручки от реализации и (или) средняя численность работников превышают установленные предельные значения* (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ). Редакция действует с 01.01. 2013 года.

Виды хозяйствующих субъектов Условия признания субъектом малого предпринимательства Основание
Коммерческие организации2 и потребительские кооперативы

Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25 процентов (за исключением активов акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов)

Доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 процентов3

п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
Коммерческие организации2, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели Средняя численность работников4 за предыдущий календарный год не превышает:
– 15 человек – для микропредприятий;
– 16–100 человек – для малых предприятий;
-101–250 человек – для средних предприятий*
п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
Коммерческие организации2, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС5 или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов)6 за предыдущий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства4

На 2013?2017 годы установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС:
– 60 млн руб. – для микропредприятий;
– 400 млн руб. – для малых предприятий;
– 1000 млн руб. – для средних предприятий*

п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ

постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101

2 За исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

3Данное ограничение не распространяется на организации, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат следующим учредителям (участникам) таких организаций:

  • бюджетным научным учреждениям;
  • научным учреждениям, созданным государственными академиями наук;
  • бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования;
  • образовательным учреждениям высшего профессионального образования, созданным государственными академиями наук.

Это следует из пункта 1 части 1 статьи 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

4 В течение года, в котором вновь созданные организации и предприниматели были зарегистрированы, они определяют показатели средней численности сотрудников, выручку или балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за период с момента их госрегистрации до конца года (ч. 5 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

5 Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса РФ (ч. 7 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

6 В расчет принимается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, оцениваемая по правилам бухучета (ч. 8 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

<…>

2.Рекомендация: Как организовать ведение бухучета

<…>

Порядок ведения бухучета зависит от статуса организации* и от системы налогообложения, которую она применяет.

Все организации обязаны вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность (ч. 1 ст 6, ч. 2 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Полностью освобождены от ведения бухучета:
– индивидуальный предприниматель (лицо, занимающееся частной практикой) – в случае если они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном российским налоговым законодательством;
– находящиеся на территории России филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае если они ведут учет доходов, расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством.

Об этом сказано в части 2 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Организации должны вести бухучет, соблюдая требования Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и ряда нормативных документов. Так, при ведении бухучета нужно руководствоваться:

Это следует из положений статей 4 и 21 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Ситуация: как начать применять ПБУ 18/02, если организация потеряла право не применять его в середине года (например, утратила статус малого предприятия)*

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

ПБУ 18/02:

  • устанавливает взаимосвязь показателя бухгалтерской прибыли (убытка) и базы по налогу на прибыль;
  • позволяет отражать в бухучете различие между налогом на прибыль, исчисленным с бухгалтерской прибыли, и налогом на прибыль, рассчитанным на основе данных налогового учета (отраженного в декларации).

Об этом сказано в пункте 1 ПБУ 18/02.

Налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет, определяется как налог, рассчитанный из бухгалтерской прибыли организации, скорректированный на суммы постоянного налогового обязательства, постоянного налогового актива, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства (п. 20, 21 ПБУ 18/02).

Налог на прибыль рассчитывается по итогам налогового периода — года (п. 1 ст. 285, п. 2 ст. 286 НК РФ).

Таким образом, для правильного расчета налога на прибыль исходя из данных бухучета и их взаимосвязи с налоговыми показателями ПБУ 18/02 нужно применять с начала календарного года.

То есть организации, которая потеряла право не применять ПБУ 18/02 в середине года, необходимо внести дополнения в бухучет, отразив все необходимые корректировки за период, когда данное положение не применялось. Сделайте это в том периоде, в котором возникла обязанность применять ПБУ 18/02*.

<…>

3.Рекомендация: Как малому предприятию создать резерв на оплату отпускных

<…>

Если организация по итогам прошедшего года утратила статус малого предприятия, то в текущем году у нее возникает обязанность создавать резерв на оплату отпусков. При этом необходимо внести изменения в учетную политику, прописав там механизм создания резерва. Последствия таких изменений отразите в отчетности в порядке, установленном пунктом 15 ПБУ 1/2008. То есть необходимо пересчитать показатели отчетности за прошлые периоды (ретроспективный пересчет)*.

Для этого определите количество неиспользованных дней отпуска, заработанных сотрудниками по состоянию на 1 января текущего года. Исходя их этих данных рассчитайте сумму резерва на оплату отпусков, используя метод, закрепленный в учетной политике по бухгалтерскому учету.

Результаты ретроспективного пересчета отразите в межотчетном периоде (между 31 декабря прошлого года и 1 января текущего года) следующей проводкой:

Дебет 84 Кредит 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков»
– начислен резерв на оплату отпусков, не использованных сотрудниками в предыдущих отчетных периодах.

Если по состоянию на 1 января текущего года у сотрудников нет заработанных неиспользованных дней отпуска, то сумма резерва на 1 января текущего года будет равна нулю.

<…>

С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

4.Рекомендация: Как оформить прием сотрудника на работу

<…>

По законодательству о занятости населения квотирование рабочих мест (дополнительная гарантия трудоустройства) предусмотрено для организаций, в которых среднесписочная численность сотрудников составляет более 100 человек* (п. 1 и 2 ст. 13 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, ч. 1 ст. 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ). Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90. Соответственно, если среднесписочная численность сотрудников организации не превышает 100 человек, предоставлять рабочие места по квоте она не обязана*.

В Москве квоты для приема на работу действуют в отношении инвалидов и молодежи определенных категорий, перечисленных в части 1 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90. Так, например, квотирование предусмотрено для выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, которые ищут работу впервые, для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет*.

Организации, расположенные на территории города, обязаны создавать или выделять для них квотируемые рабочие места самостоятельно за счет собственных средств. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане, в отношении которых предусмотрена квота*.

Такой порядок установлен частью 2 статьи 2, частью 2 статьи 4 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90, пунктами 2.6, 2.7 постановления Правительства г. Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП.

Квота для приема на работу составляет четыре процента от среднесписочной численности сотрудников:

  • не менее двух процентов для трудоустройства инвалидов;
  • не более двух процентов для трудоустройства молодежи определенных категорий*.

Размер квоты рассчитайте самостоятельно. При этом соотношение доли инвалидов к доле молодежи можно варьировать в сторону увеличения доли инвалидов (в пределах установленных четырех процентов).

Об этом сказано в статье 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 и статье 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

Работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию:
– об имеющихся в организации вакансиях;

– о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой (включая сведения о локальных нормативных актах, содержащих информацию о данных рабочих местах);
– о выполнении квоты для приема на работу инвалидов*.

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, пунктом 3 части 2 статьи 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

Кроме того, в Москве организации, в которых среднесписочная численность сотрудников составляет более 100 человек, обязаны ежеквартально предоставлять в Центр квотирования рабочих мест сведения о выполнении установленной квоты по форме № 1-квотирование* (ч. 4 ст. 4 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90, п. 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП).

Таким образом, у организации, находящейся на территории Москвы, среднесписочная численность сотрудников которой более 100 человек, должны быть предусмотрены места для инвалидов и молодежи определенных категорий в пределах установленной квоты. В целях создания (выделения) квотируемых рабочих мест организация не вправе отказать в приеме на работу сотрудника, если на это нет объективных причин* (ч. 1 ст. 64 ТК РФ).

К объективным причинам отказа в принятии на работу относятся, например, неподходящее образование соискателя, недостаточный опыт работы, отсутствие необходимой профессии, квалификации, медицинские противопоказания* (п. 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).

Внимание за невыполнение обязанности по созданию (выделению) квот и в случаях необоснованного отказа в приеме на работу граждан, входящих в категории населения, для которых предусмотрено квотирование рабочих мест, организация может быть привлечена к административной ответственности.

Если организация не создает квотируемые места для молодежи, законодательством предоставляется альтернатива. В этом случае необходимо ежемесячно платить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Размер прожиточного минимума определяется на день уплаты указанной стоимости*. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90.

Для квотируемых мест в отношении инвалидов такой альтернативы не предусмотрено.

Невыполнение установленной обязанности по созданию (выделению) квотируемых рабочих мест (т. е. трудоустройству инвалидов и молодежи установленных категорий) влечет административную ответственность. А именно штраф:

  • для организаций в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц организации (например, руководителя) в размере от 3000 до 5000 руб.

Такие меры ответственности предусмотрены статьей 5 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 и статьей 2.2 Закона от 21 ноября 2007 г. № 45.

Вместе с тем, за нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве предусмотрена административная ответственность на федеральном уровне.

По федеральному законодательству необоснованный отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты или неисполнение обязанности по созданию (выделению) квотируемых рабочих мест для инвалидов влечет наложение штрафа на должностных лиц организации (например, руководителя) в размере от 5000 до 10 000 руб*. (ст. 32 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ).

Поскольку в статье 32 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ прямо сказано, что ответственность за нарушение прав и свобод инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством РФ, регулирование указанных вопросов не отнесено к ведению субъектов РФ. Следовательно, они не имеют право устанавливать административную ответственность в отношении трудоустройства инвалидов, а также дублировать закрепленные на федеральном уровне нормы законодательства, назначая при этом более жесткие санкции. Это следует из пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ и пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебной практике есть прецеденты, когда законы субъектов, дублирующие нормы федерального законодательства в части установления административной ответственности, были признаны противоречащими законодательству (незаконными) (см., например, определения Верховного суда РФ от 26 апреля 2006 г. № 11-Г06-7, от 20 апреля 2005 г. № 86-Г05-6).

<…>

Н.З. Ковязина

заместитель директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка