Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Самое важное в вашем последнем годовом РСВ‑1

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
25 апреля 2013 21 просмотр

В 2008 построили салон.Нет акта ввода от строителей(вопрос решался в суде),нет госрегистрации. Объект принят в эксплуатацию нашим актом и начисляется амортизация в бух учете.В налоговом начисления нет.Применяется ПБУ/ 18.В 2011 году здание проходит госрегистрацию и выдается свидетельство.С этого момента начисляется амортизация и в налоговом учете.Вопрос:Когда можно начать списывать отложенную амортизацию в налоговом учете и в какой сумме?Есди я правильно понимаю то получается будут в месяц списываться по этому объекту две сумму амортизации-текущая и отложенная.Пропишите бух проводки и правильно ли я поняла.

 В Вашем случае в бухгалтерском учете начисление амортизации по основному средству закончится быстрее на 3 года, чем в налоговом, т.к. в бухгалтерском учете Вы начали начисление производить в 2008 году, а в налоговом в 2011 г..

Начисление отложенных налоговых активов отражается по дебету одноименного счета 09 в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

После того как суммы амортизации в налоговом учете станут больше сумм амортизации в бухгалтерском учете, отложенный налоговый актив начнет погашаться, что оформляется проводкой по дебету счета 68 и кредиту счета 09. Списывать разницу начинайте с месяца, когда начнете начислять амортизацию в налоговом учете, в размере ежемесячной начисленной разницы.

Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендации, в статье журнала «Учет в строительстве», которую Вы можете найти в закладке Журналы «Системы Главбух» для коммерческих организаций

1.Рекомендация: Как ввести в эксплуатацию основное средство

Ввод основного средства в эксплуатацию означает начало его использования для управленческих нужд, производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) или иной деятельности, направленной на извлечение дохода. Порядок отражения ввода в эксплуатацию зависит от того, когда основное средство было принято к учету.

Поступление основного средства

Для принятия основных средств к учету в организации должна быть создана специальная комиссия, которая определяет:
– соответствует ли основное средство техническим условиям;
– требуется ли доработка основного средства.

Это следует из реквизитов акта по форме № ОС-1.

Если основное средство вводится в эксплуатацию одновременно с принятием его на учет, сделайте проводку:

Дебет 01 (03) Кредит 08
– принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство.

Если основное средство вводится в эксплуатацию позже принятия его на учет, к счету 01 (03) откройте субсчета «Основные средства на складе (в запасе)» и «Основные средства в эксплуатации». Принятие на учет основного средства отразите проводкой:

Дебет 01 (03) субсчет «Основные средства на складе (в запасе)» Кредит 08
– принято к учету основное средство.

При вводе основного средства в эксплуатацию сделайте проводку:

Дебет 01 (03) субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кредит 01 (03) «Основные средства на складе (в запасе)»
– введено в эксплуатацию основное средство.

Такой порядок следует из пункта 4 ПБУ 6/01 и Инструкции к плану счетов (счет 01счет 03).

Внимание: если основное средство было приобретено (изготовлено, построено) в одном месяце, а на счете 01 (03) отражено в следующих, у организации должны быть документы, подтверждающие неготовность его к использованию. Иначе при проверке налоговая инспекция признает, что в момент приобретения организация ошибочно не учла основное средство на счете 01 (03). В результате налоговая инспекция может пересчитать налог на имущество за месяцы, в которых основное средство числилось на счете 08, и на сумму недоимки начислить пени и штрафы (письма Минфина России от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33от 4 сентября 2007 г. № 03-05-06-01/98).

Здания, сооружения и другие объекты недвижимости можно принять на учет и ввести в эксплуатацию еще до того, как документы, подтверждающие переход права собственности, будут поданы на регистрацию (п. 41 Положения по бухучету и отчетности, п. 52 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Такие объекты нужно отразить на счете 01 и открыть к нему специальный субсчет. Например, «Основные средства, права собственности по которым не зарегистрированы».

Ввод в эксплуатацию отражайте проводкой:

Дебет 01 субсчет «Основные средстваправа собственности по которым не зарегистрированы» Кредит 08
– принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство, право собственности на которое не зарегистрировано. 

Срок полезного использования

При принятии основного средства к учету комиссия устанавливает срок его полезного использования. Срок полезного использования необходим для начисления амортизации по основным средствам. В бухучете амортизация начисляется со следующего месяца после принятия основного средства на учет, то есть отражения на счете 01 (03) (п. 21 ПБУ 6/01). Такой же порядок распространяется на объекты недвижимости, право собственности на которые не зарегистрировано (п. 52 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

В налоговом учете амортизация начисляется со следующего месяца после ввода основного средства в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).* 

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Рекомендация: Как начислить амортизацию основных средств. Организация применяет общую систему налогообложения 

Возникновение разниц по ПБУ 18/02

Из-за различий в правилах амортизации имущества в бухгалтерском и налоговом учете суммы амортизационных отчислений, которые включаются в расходы при определении балансовой и налогооблагаемой прибыли, могут не совпадать. В частности, размер амортизационных отчислений будет различным:*

  • если различается первоначальная стоимость основных средств (порядок формирования первоначальной стоимости основных средств в бухгалтерском и налоговом учете представлен в таблице);
  • если организация применяет разные способы начисления амортизации;
  • если по одному и тому же объекту установлены разные сроки полезного использования;
  • если при начислении амортизации применяются разные повышающие (понижающие) коэффициенты;
  • если организация рассчитывает налог на прибыль кассовым методом и начисляет в бухучете амортизацию по неоплаченному основному средству.

В каждом из этих случаев будут возникать постоянные или временные разницы. Поэтому в бухучете придется отражать постоянные или отложенные налоговые активы (обязательства). Такие правила установлены пунктом 3ПБУ 18/02.* 

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3.Статья: Эксплуатация незавершенного объекта 


Однако начислять амортизацию по объектам, введенным в эксплуатацию, в бухучете, согласно нормам того же пункта 52 Методических указаний, придется с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, независимо от факта государственной регистрации и перевода на счет 01.

Исчислять суммы амортизации нужно будет, исходя из первоначальной стоимости, сформированной на момент фактического ввода объекта в эксплуатацию. В дальнейшем (после госрегистрации и перевода в состав основных средств, если это не было сделано) нужно уточнить ранее начисленную сумму амортизации.

А вот в налоговом учете амортизация будет начисляться только с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию права собственности на объект и получения расписки в этом (п. 11 ст. 258 Налогового кодекса РФ). Поэтому в случае, если документы не переданы на регистрацию, в бухгалтерском учете придется учитывать возникающие временные разницы, отражая отложенные налоговые активы. Они будут начисляться с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, и до начала начисления амортизации в налоговом учете. Ежемесячная сумма отложенного налогового актива рассчитывается по формуле:

Ежемесячная сумма отложенного налогового актива = Ежемесячная сумма бухгалтерской амортизации ? 20% (ставка налога на прибыль)


Начисление отложенных налоговых активов отражается по дебету одноименного счета 09 в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

После того как суммы амортизации в налоговом учете станут больше сумм амортизации в бухгалтерском учете, отложенный налоговый актив начнет погашаться, что оформляется проводкой по дебету счета 68 и кредиту счета 09.*

Н. Н. Шишкоедова

консультант-эксперт по учету и налогообложению

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ», № 12, ДЕКАБРЬ 2009 

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какой код вы указали в поле 101 январской платежки по взносам?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка