Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Заключать ли с 1 января вместо обычных трудовых договоров типовые

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
25 апреля 2013 12 просмотров

Подскажите пжл как правильно принять на работу сотрудника, который является гражданином Молдовы. Номера в ПФР и ИНН нет. Сведений о регистрации в РФ не предоставляет.По какой ставке удерживать НДФЛ?

 Чтобы принять на работу иностранца, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, нужно:

1) оформить приглашение на въезд (при необходимости);
2) получить разрешение на работу;
3) после въезда поставить иностранца на миграционный учет;
4) заключить трудовой (гражданско-правовой договор) и уведомить об этом миграционную службу.

Страховые взносы начисляются на доходы иностранных работников, которые постоянно или временно проживают в России. Также нужно начислять взносы за временно пребывающего иностранца, если работодатель с таким гражданином заключил бессрочный трудовой договор, либо срочный договор на 6 месяцев или больше.

Постановка на учет в налоговую инспекцию сотрудника-иностранца происходит автоматически, после того как миграционная служба известит налоговую инспекцию о факте учета (регистрации) такого иностранца. Организации принимать участие в постановке иностранца на налоговый учет не нужно. Для всех категорий иностранцев предусмотрен единый порядок. В адрес проживания иностранца (по которому он поставлен на учет (зарегистрирован) должно прийти уведомление о постановке на учет в налоговой инспекции с присвоенным ему ИНН.

Для того чтобы правильно удержать НДФЛ, нужно определить налоговый статус работника, резидент или нерезидент. Налоговый резидент – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация:«Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего» (в редакции, действующей с 26.03.2013г.)

<…>

Без визы в Россию могут въезжать граждане большинства стран ближнего зарубежья (например, Азербайджана, Армении, Молдовы, Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии).* Исключение составляют граждане Грузии и Туркменистана. Кроме того, право въезжать в Россию без виз предоставлено лицам без гражданства, проживающим в Латвии и Эстонии и ранее состоявшим в гражданстве СССР (Указ Президента РФ от 17 июня 2008 г. № 977). Перечень стран с указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда в Россию приведен в письме МИД России от 27 сентября 2006 г. № 32253/19.

Без визы в Россию могут въезжать и граждане из стран дальнего зарубежья (например, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории, Республики Македония). Для привлечения к трудовой деятельности таких иностранных граждан (лиц без гражданства), которые не пребывают на территории России, требуется получить приглашение на их въезд. Такое требование содержится в международных договорах, заключенных с этими странами. Например, в соглашениях между:
Правительством РФ и Советом Министров Боснии и Герцеговины, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 977-р;
Правительством РФ и Правительством Республики Македония, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2007 г. № 1131-р.

Чтобы принять на работу иностранца, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, нужно:
1) оформить приглашение на въезд (при необходимости);
2) получить разрешение на работу;
3) после въезда поставить иностранца на миграционный учет;
4) заключить трудовой (гражданско-правовой договор) и уведомить об этом миграционную службу.*

Трудоустраивая иностранцев, приехавших в безвизовом порядке и имеющих статус временно пребывающих, получать разрешение на их привлечение и использование не нужно (п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Разрешения на работу иностранным гражданам оформляет ФМС России или ее территориальные подразделения. За разрешением на работу для каждого сотрудника-иностранца может обратиться организация (п. 107 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).

Обратите внимание, что гражданам республик Беларусь и Казахстан разрешение на работу получать не нужно (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Решение о выдаче разрешения миграционная служба принимает в течение 30 дней со дня подачи организацией необходимых документов (п. 58 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).

Чтобы оформить персональное разрешение на работу сотруднику-иностранцу, который прибыл в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего, необходимо подать в территориальное подразделение миграционной службы следующие документы:
заявление;
– цветную фотографию сотрудника-иностранца размером 30 ? 40 мм;
– копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника;
– копию документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранцем в своем государстве, или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании;
– медицинские справки, подтверждающие, что иностранный гражданин не страдает наркоманией;
– медицинские справки, подтверждающие, что иностранный гражданин не имеет инфекционных заболеваний по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188;
– сертификат об отсутствии у иностранца ВИЧ-инфекции, составленный в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1158;
– копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию организации или объекта, предусмотренного перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 754.

Кроме того, при подаче заявления нужно предъявить:
– документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (или его копию), срок действия которого должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления;
– документ, удостоверяющий личность официального представителя организации, срок действия которого должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления;
– квитанцию об уплате госпошлины в размере 2000 руб. за выдачу разрешения на работу (подп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Об этом сказано в пункте 45 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.

Если сотрудник-иностранец на территории России будет работать в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, то для получения разрешения на работу он должен владеть русским языком на уровне не ниже базового.

Базовый уровень владения языком нужно подтвердить одним из следующих документов:
– сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку, который выдан иностранцу в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти РФ;
– документом об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории иностранного государства и признаваемого на территории России на основании международных договоров либо выданным образовательным учреждением, входящим в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21 мая 2012 г. № 811-р. В документе об образовании должна быть запись об изучении человеком курса русского языка. К документу прилагается его нотариально заверенный перевод на русский язык;
– документом об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории иностранного государства, признание которого на территории России осуществляет Рособрнадзор, с нотариально заверенным переводом документа (в документе об образовании должна быть запись об изучении человеком курса русского языка);
– документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года;
– документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории России с 1 сентября 1991 года.

Подтверждать владение русским языком не нужно:
– в случае, если иностранец является гражданином государства, в котором русский язык является государственным языком;
– в случаях, устанавливаемых федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Об этом сказано в пунктах 8.1, 8.2, 8.3 и 8.4 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения разрешения на работу (например, свидетельство об образовании), должны быть легализованы (п. 47 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2). Это правило не действует только в одном случае. Если между Россией и иностранным государством заключен международный договор, в котором сказано, что надлежаще оформленные по требованиям одного государства документы принимаются на территории другого государства без какой-либо дополнительной легализации (например, ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.).

Выдача разрешений на работу производится в пределах установленной квоты (п. 6 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Существуют профессии (специальности, должности), на которые квота не распространяется. Их перечень приведен в приложении к приказу Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 г. № 1653н.

О положительном решении или о мотивированном отказе в выдаче разрешения организацию должны уведомить в письменном виде (п. 116 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2). При получении отказа в выдаче разрешения его можно обжаловать в досудебном и судебном порядке в соответствии с требованиями, изложенными в разделе V регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.

При выдаче разрешения на работу иностранные граждане, въехавшие на территорию России без визы, за исключением высококвалифицированных специалистов, подлежат фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации (п. 4.6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Порядок проведения указанных процедур утвержден приказом ФМС России от 6 ноября 2012 г. № 357.

Работодателю следует учитывать следующее. На основании выданных разрешений на работу иностранный сотрудник вправе работать только в том регионе, в котором было выдано это разрешение (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Такие территориальные ограничения не распространяются лишь на иностранцев, профессии которых включены в список профессий и должностей, дающих право на работу вне региона (п. 6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Подробнее об этом см. Как оформить на работу сотрудника-иностранца.

Внимание: за привлечение к работе иностранного гражданина без разрешения на работу предусмотрена административная ответственность.

Ответственность установлена частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает:
– для организаций – наложение административного штрафа в размере от 250 000 до 800 000 руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток;
– для должностных лиц организации – наложение административного штрафа в размере от 25 000 до 50 000 руб.

При этом, в случае привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан, ответственность наступает в отношении каждого.

В случае административного выдворения такого иностранца (работающего без разрешения), средства, затраченные из бюджета на обеспечение его выезда, взыскиваются в судебном порядке с организации-работодателя (п. 5 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Ситуация: нужно ли уведомить налоговую инспекцию о привлечении иностранных сотрудников, прибывших в Россию в безвизовом порядке.

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит. Официальная точка зрения контролирующими ведомствами не высказывалась. Арбитражная практика по данному вопросу неоднородна.

По общему правилу организация обязана уведомить налоговую инспекцию о привлечении иностранных сотрудников в течение 10 дней с момента наступления одного из следующих событий:
– получения разрешения на работу;
– подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения для осуществления трудовой деятельности;
– приезда иностранного гражданина к месту работы или местопребыванию;
– заключения с иностранным гражданином нового трудового договора (договора гражданско-правового характера).

Об этом говорится в подпункте 4 пункта 8 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Из буквального толкования этой нормы следует, что уведомить инспекцию нужно вне зависимости от режима, на основании которого иностранный гражданин прибыл в Россию (в визовом или безвизовом порядке). Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре законодательства и судебной практики, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 16 сентября 2009 г.

Исключение предусмотрено для граждан Республики Беларусь. В отношении таких сотрудников установленный порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы не применяется (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4, письмо ФНС России от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552).

Вместе с тем, Президиум ВАС РФ в постановлении от 2 февраля 2010 г. № 11773/09 указал, что положения, предусмотренные статьей 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, не применяются в отношении всех иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке. Это связано с тем, что по общему правилу на таких граждан не нужно оформлять приглашение на въезд. Исключением из данного правила являются граждане тех стран, с которыми заключены международные соглашения, прямо предусматривающие оформление таких приглашений (п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Кроме того, порядок привлечения к работе иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, установлен статьей 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Положениями данной статьи предусмотрена обязанность работодателей уведомлять о привлечении и использовании иностранных граждан только ФМС России и службу занятости (п. 9 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Требование об уведомлении налоговой инспекции нормами данной статьи не установлено. Таким образом, организация не обязана уведомлять налоговую инспекцию о привлечении и использовании иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке.

В сложившейся ситуации решение об уведомлении налоговой инспекции организация должна принять самостоятельно. Не исключено, что организациям, которые не уведомят налоговую инспекцию о привлечении и использовании безвизовых иностранцев, придется отстаивать свою позицию в суде. Однако, учитывая решение, принятое Президиумом ВАС РФ в постановлении от 2 февраля 2010 г. № 11773/09, окружные арбитражные суды, скорее всего, будут руководствоваться при рассмотрении аналогичных дел именно им.

В отдельных случаях для привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, которые находятся за пределами России, требуется получить приглашение на их въезд. Гражданам большинства республик бывшего СССР, которые могут въезжать в Россию без визы, оформлять приглашение не требуется. Информация о том, нужно ли оформлять приглашение на въезд, содержится в международном договоре России со страной гражданства сотрудника-иностранца.

Правила оформления приглашений на въезд в Россию иностранных граждан (лиц без гражданства), прибывающих в безвизовом порядке, утверждены приказом ФМС России от 6 июня 2008 г. № 142.

Приглашение на въезд сотрудников-иностранцев выдает миграционная служба. Форма приглашения утверждена приказом ФМС России от 6 июня 2008 г. № 142.

Сведения о местонахождении, контактных телефонах, официальных сайтах, адресах электронной почты отделений ФМС России приведены в приложении 3 к Административному регламенту, утвержденному приказом ФМС России от 6 июля 2009 г. № 159.

Прежде чем обращаться за приглашением, организация должна встать на учет в миграционную службу. Для этого ей необходимо представить следующие документы:
– заявление о постановке на учет. Форма этого документа утверждена приказом ФМС России от 6 июня 2008 г. № 142;
– копию документа, подтверждающего госрегистрацию организации;
– копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;
– копию разрешения на привлечение и использование иностранных граждан (для организаций, зарегистрированных за пределами России, но ведущих свою деятельность на ее территории).

Это можно сделать одновременно с обращением за оформлением приглашения.

Для получения приглашения на въезд иностранного гражданина организация (приглашающая сторона) должна представить в миграционную службу следующие документы:
– письменное ходатайство, составленное на русском языке. Форма этого документа утверждена приказом ФМС России от 6 июня 2008 г. № 142;
– копию документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина;
– гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в России;
– квитанцию об уплате госпошлины за выдачу приглашения в размере 500 руб. за каждого приглашенного (подп. 17 п. 1 ст. 333.28 НК РФ);
– копию разрешения на работу либо копию заявления с отметкой, подтверждающей прием от организации документов на оформление разрешения на работу.

Факт передачи документов на рассмотрение подтверждает справка, которая выдается приглашающей стороне (ее форма утверждена приказом ФМС России от 6 июня 2008 г. № 142). По результатам рассмотрения миграционная служба принимает решение либо о выдаче приглашения на въезд, либо об отказе в его выдаче.

Внимание: за предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в России иностранного гражданина при оформлении документов для въезда предусмотрена административная ответственность.

В случае положительного решения миграционная служба должна оформить приглашение на въезд в течение 30 дней с даты подачи документов на его получение.

Об отказе в выдаче приглашения миграционная служба должна проинформировать организацию в письменной форме с указанием причин отказа. Сделать это следует в течение 10 дней с даты принятия такого решения.

Такой порядок установлен в Административном регламенте, утвержденном приказом ФМС России от 6 июня 2008 г. № 142.

Приглашая иностранца, организация должна учитывать, что приглашающая сторона обязана гарантировать материальное, медицинское и жилищное обеспечение иностранного гражданина на период его пребывания в России. Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 16 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Перечень таких гарантий установлен постановлением Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167.

Внимание: за непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению иностранного гражданина в период его пребывания в России предусмотрена административная ответственность.

После прибытия (въезда через границу) иностранного гражданина на территорию России возникают следующие обязанности.

У иностранца:
– при въезде через границу получить и заполнить миграционную карту;
– не позже семи рабочих дней со дня въезда встать на миграционный учет.*

У организации – не позже семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания направить уведомление об этом в миграционную службу.*

Такие правила установлены статьей 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктами 1, 2 и 3 статьи 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ.

Уведомление организация может направить тремя способами:

Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.

Гражданам республик Беларусь и Казахстан (и членам их семей) разрешено не вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда в Россию (ст. 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, ст. 1 Соглашения между РФ и Республикой Казахстан от 7 июня 2012 г., ратифицированного Законом от 14 марта 2013 г. № 27-ФЗ, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Постановка на миграционный учет и порядок направления уведомления о прибытии осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.

По общему правилу срок пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, ограничен сроком в 90 суток. Однако сотруднику-иностранцу этот срок может быть продлен на срок действия трудового (гражданско-правового) договора, но не более чем на один год с даты въезда. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 5 статьи 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.*

По истечении срока пребывания иностранный гражданин обязан выехать из России (п. 2 ст. 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

При этом для граждан республик Беларусь и Казахстан действует особый порядок. Срок их временного пребывания определяется сроком действия трудового договора (ст. 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ). В случае, если после истечения 90 суток пребывания такого сотрудника в России трудовой договор с ним расторгнут, человек может сразу не выезжать. В таком случае гражданам республик Беларусь и Казахстан отводится еще 15 дней на заключение нового трудового договора, в том числе и с другим работодателем (ст. 8 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Внимание: за неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету предусмотрена административная ответственность.

Ответственность установлена частью 5 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает:
– для должностных лиц – штраф в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб.;
– для организаций – штраф в размере от 400 000 руб. до 500 000 руб.

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, в отношении которого допущены нарушения (примечание к ст. 18.9 КоАП РФ).

Об общих правилах приема на работу иностранных граждан см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца.

Порядок приема на работу граждан республик Беларусь и Казахстан закреплен в статье 4 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ).

Принимая на работу иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом режиме, организация должна также уведомить о заключении трудовых (гражданско-правовых) договоров миграционную службу и службу занятости. Форма такого уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.

Помимо этого, указанные службы необходимо уведомлять:
– о предоставлении иностранным сотрудникам отпусков без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147);
– о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранными сотрудниками (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147).

Порядок заполнения и представления уведомлений приведен в приложении 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147. Уведомить миграционную службу и службу занятости организация обязана в течение трех рабочих дней с даты заключения (расторжения) договора или предоставления отпуска.

Такой порядок следует из положений пункта 9 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пункта 2 приложения 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.

В случае если организация заключает трудовой (гражданско-правовой) договор с иностранцем, уже имеющим разрешение на работу, полученное ранее через другого работодателя, то гражданин обязан обратиться в миграционную службу для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу. При этом, если новый трудовой (гражданско-правовой) договор предусматривает осуществление иностранцем деятельности в сфере ЖКХ, розничной торговли или бытового обслуживания, человек должен подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового.

Такой порядок предусмотрен пунктом 7.6 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

<…>

Нина Ковязина заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Рекомендация:«Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца» (в редакции, действующей с 26.03.2013г.)

<…>

Для исполнения требований статьи 83 Налогового кодекса РФ иностранные граждане подлежат постановке на учет в налоговых инспекциях.

Постановка на учет в налоговую инспекцию сотрудника-иностранца происходит автоматически, после того как миграционная служба известит налоговую инспекцию о факте учета (регистрации) такого иностранца. Организации принимать участие в постановке иностранца на налоговый учет не нужно.

Для всех категорий иностранцев предусмотрен единый порядок. В адрес проживания иностранца (по которому он поставлен на учет (зарегистрирован)) должно прийти уведомление о постановке на учет в налоговой инспекции с присвоенным ему ИНН.*

Датой постановки на учет в налоговой инспекции будет дата регистрации по месту жительства (учета по месту пребывания) иностранца.

Такой порядок предусмотрен разделом II приложения к приказу Минфина России от 21 октября 2010 г. № 129н.

<…>

Нина Ковязина заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3. Статья: Выплаты иностранным сотрудникам.

<…>

Сразу скажем: тарифы страховых взносов с выплат иностранным работникам остались те же, что и в 2012 году. Но вот только начислять по ним взносы теперь нужно на доходы в пределах 568 000 руб. в год. А с сумм, превышающих этот лимит, платить еще 10 процентов в ПФР (ч. 4, 5 ст. 8, ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Стало быть, если годовой доход такого работника свыше 512 000 руб., но не более 568 000 руб., то в 2013 году компании придется заплатить больше взносов, чем в прошлом. Впрочем, верно определить ставки взносов для этой и остальных ситуаций вам поможет таблица ниже.

По прежним правилам в этом году требуется начислять страховые взносы на доходы иностранных работников, которые постоянно или временно проживают в России. Значит, перечислять взносы вы будете со всех сумм, начисленных по трудовым договорам.*

А вот рассчитывать взносы по-новому необходимо с выплат иностранным работникам, которые временно пребывают в нашей стране. Это те, у кого есть только миграционная карта, но нет ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание. Давайте разберемся в новых правилах.

Вы знаете, что платить страховые взносы нужно только за тех работников, которые застрахованы. Так вот в законе о пенсионном страховании теперь есть новое условие, при котором временно пребывающие граждане признаются застрахованными. Из-за этого с 2013 года нужно начислять взносы в ПФР на доходы таких иностранцев, если с ними заключено несколько срочных трудовых договоров общей продолжительностью не менее 6 месяцев. Той, что приходится в целом на календарный год, то есть расчетный период (п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 10 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).*

Как и раньше, в этом законе написаны еще два отдельных условия, когда человек, прибывший на время из-за рубежа, попадает в число застрахованных. Это если работодатель с таким гражданином заключил бессрочный трудовой договор. Либо просто срочный договор на 6 месяцев или больше. В прошлом году такие условия позволяли не платить взносы за временно пребывающего иностранца, заключая с ним один за другим договоры, скажем, на срок чуть меньше полугода. Однако теперь так экономить не получится.

Важный нюанс: дата заключения трудового договора для целей начисления взносов по-прежнему значения не имеет. Вот, допустим, если компания заключает с временно пребывающим иностранцем один за другим краткосрочные договоры, то вам понадобится складывать их сроки. То есть те периоды, которые приходятся на 2013 год. Начислять взносы по ним вам понадобится только после того, как продолжительность всех контрактов, с учетом вновь заключенного, в целом составит 6 месяцев или больше. Именно тогда вы посчитаете и доплатите взносы с доходов, которые начисляли в 2013 году по предыдущим договорам. Без пеней и штрафов!

Конкретный срок, когда необходимо доплатить, не установлен. Поэтому безопаснее перечислить доплату в срок, когда надо заплатить сумму взносов, которую вы впервые начислили по новому договору. То есть не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, когда временно пребывающий иностранец стал застрахованным.

Перечислять взносы с таких работников вы будете в Пенсионный фонд РФ. И только на страховую часть пенсии. Причем независимо от года рождения работника. Отчислять взносы в ФСС России и ФФОМС не нужно. Как это было и раньше.

Теперь предположим, что компания на упрощенке ведет деятельность, которая дает ей право платить взносы по пониженному тарифу (п. 8 ч. 1, ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). То есть только в ПФР в размере 20 процентов. В компании трудятся иностранные работники, как постоянно или временно проживающие, так и временно пребывающие в нашей стране. Тогда начисляйте взносы с выплат всем иностранцам так же, как вы это делаете в отношении работников-россиян.

Для работников 1967 года рождения и моложе 14 процентов нужно перечислить на финансирование страховой части пенсии, а 6 процентов – накопительной части. Для остальных вся сумма направляется на финансирование страховой части.

В отношении взносов от несчастных случаев различий между россиянами и иностранцами нет – страхованию подлежат все сотрудники, с которыми заключен трудовой договор. Если же иностранец работает по гражданско-правовому договору, то взносы от несчастных случаев не начисляются. Исключение составляет ситуация, когда обязанность страховать иностранца от несчастных случаев прописана в самом гражданско-правовом договоре.

4. Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.
  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.*

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде. Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, от 16 мая 2011 г. № 03-04-06/6-110, от 30 октября 2008 г. № 03-04-06-01/323, от 5 февраля 2008 г. № 03-04-06-01/31, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Из рекомендации «Как определить статус человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Про налоговые споры. Новый опрос для бухгалтеров

Ваша компания участвовала в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

Вы как бухгалтер участвовали в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка