Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
30 апреля 2013 14 просмотров

Наше предприятие использует труд инвалидов по зрению, от общего числа работающих инвалиды составляют 51,5%, доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет больше 25%.Согласно статьи 264 п.38 глава 25 НК можно уменьшать налоговую базу на расходы, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.Целями социальной защиты инвалидов в соответствии с законодательством РФ о социальной защите инвалидов признаются создание и сохранение рабочих мест для инвалидов (закупка и монтаж оборудования, в том числе организация труда рабочих-надомников).Предприятие выпускает жгуты автопроводов к автомобилям семейства УАЗ. В феврале 2013г было приобретено оборудование стоимостью 5500000 руб. На данном оборудовании происходит резка провода и приштамповка наконечника, рабочий который работает на этом станке не является инвалидом. Детали произведенные на данном станке далее проходят несколько этапов обработки, в результате чего выходит готовый жгут автопроводов, эти операции делают инвалиды. Таким образом мы приобрели оборудование для того, чтобы сохранить рабочие места для инвалидов.Правомерно ли мы включаем стоимость данного оборудования в расходы по налогу на прибыль, уменьшая тем самым налоговую прибыль на 5500000 руб. единовременно? Какими документами мы должны подтвердить, что произошло сохранение рабочих мест для инвалидов?

В соответствии с подпунктом 38 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, осуществленные налогоплательщиком-организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от общего числа сотрудников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50% и доля расходов на оплату труда инвалидов в общих расходах на оплату труда составляет не менее 25%.

При этом, к целями социальной защиты инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов признаются создание и сохранение рабочих мест для инвалидов (закупка и монтаж оборудования, в том числе организация труда рабочих-надомников).
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Как следует из вопроса организация приобретает оборудование, на котором работает гражданин, не являющийся инвалидом. Однако, указанное оборудование является частью общепроизводственного процесса, которое направлено на сохранения для граждан инвалидов рабочих мест. Поэтому указанные нормы могут распространяться на приобретение оборудования, необходимое для комплексного производственного процесса.
Однако, в письме УФНС России по г.Москва от 11.09.2003 г. № 26-12/49969 налоговики указали, что при учете отдельных положений статей, определенных Законом № 181-ФЗ, а также отсутствие в приобретенном имуществе технического, организационного и дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида, работодатель, у которого от общего числа работников инвалиды составляют не менее 50% и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25%, не вправе учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы по приобретению такого имущества. В рассматриваемой ситуации закупленное оборудование (автомобиль в вопросе, рассматриваемым налоговиками) следует учитывать в качестве объекта амортизируемого имущества в порядке, предусмотренном статьей 256 Налогового кодекса РФ.
В связи с неоднозначностью позиций указанных в выводе рекомендуем Вам обратиться за разъяснением указанного вопроса в Минфин России с официальным запросом.

Обоснование данной позиции приведено ниже в письме УФНС России по г. Москва

Письмо УФНС России по г. Москва от 11.09.2003 г. № 26-12/49969

«Вопрос: Учитываются ли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы, понесенные налогоплательщиком-организацией, использующей труд инвалидов, в связи с приобретением легкового автомобиля марки "Тойота", как создание нового рабочего места для инвалида, работающего водителем в данной организации?

Ответ:

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон № 181-ФЗ) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.*

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы.

Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации.

На Государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются, в частности:

1) потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

Реабилитация инвалидов включает, в частности, профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию.

Решение органа Государственной службы медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии со ст.20 Закона № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в частности:

1) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

2) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

3) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

4) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.*

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет средств работодателей - причинителей вреда.

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В соответствии со ст.24 Закона № 181-ФЗ работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В соответствии с пп.38 п.1 ст.264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, осуществленные налогоплательщиком-организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50% и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25%.

Целями социальной защиты инвалидов признаются улучшение условий труда инвалидов, создание рабочих мест для инвалидов (включая закупку и монтаж оборудования и организацию труда рабочих-надомников), обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство инвалидов, защита прав и законных интересов инвалидов, мероприятия по их реабилитации (включая приобретение и обслуживание технических средств реабилитации, собак-проводников, путевок в санаторно-курортные учреждения), обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание инвалидов, организацию отдыха детей-инвалидов) в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, включая взносы на содержание общественных организаций инвалидов.*

При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

Расходы, указанные в пп.38 п.1 ст.264 НК РФ, не могут быть включены в расходы, связанные с производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и иных товаров по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими организациями инвалидов, а также с оказанием посреднических услуг, связанных с реализацией таких товаров, минерального сырья и полезных ископаемых.

Таким образом, учитывая отдельные положения статей, определенных Законом № 181-ФЗ, а также отсутствие в легковом автомобиле марки "Тойота" технического, организационного и дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида, работодатель, у которого от общего числа работников инвалиды составляют не менее 50% и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25%, не вправе учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы по приобретению автомобиля марки "Тойота".*»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка