Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
14 мая 2013 74 просмотра

Помогите разобраться по поводу списания материалов.На складе прорвало трубу горячего водоснабжения и затопило двери купленные для Здания, после чего они не подлежат установке в связи с порчей. Как мне в данном случае оформить документально порчу, и отразить в бухгалтерском и налоговом учете, и еще что мне делать с дверными ручками и замками, они целые, но продать не кому т. к. двери были очень дорого. Спасибо.

Уважаемая Яна Размиковна!

В ответ на Ваш вопрос от 14.05.2013г 

сообщаем следующее: В Вашей ситуации необходимо провести инвентаризацию имущества. В бухучете недостачу, выявленную при проведении инвентаризации, отразите на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетами учета имущества. При этом сделайте проводку: Дебет 94 Кредит 01 (10, 41, 43, 50...). Если причиной недостачи стали форс-мажорные обстоятельства, недостачу имущества учтите в составе убытков отчетного года по балансовой стоимости. При этом сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 94. Если причиной недостачи стали форс-мажорные обстоятельства, при расчете налога на прибыль недостачу имущества учтите также в составе внереализационных расходов. Дверные ручки и замки также можно списать на счет 91. При этом их стоимость не учитывается при расчете налога на прибыль, так как данные расходы не могут быть признаны экономически обоснованными.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух» и в статье журнала "Учет. Налоги. Право».

1.Рекомендация: Как провести инвентаризацию

В обязательном порядке инвентаризация проводится в таких случаях:
– при передаче имущества в аренду, его выкупе, продаже;
– перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (при этом инвентаризацию основных средств можно проводить не ежегодно, а раз в три года, библиотечных фондов – раз в пять лет);
– при смене материально-ответственных лиц;
– при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
– в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
– при реорганизации или ликвидации организации;
– в других случаях, предусмотренных законодательством и другими нормативно-правовыми документами (например, в случае продажи предприятия как имущественного комплекса на основании ст. 561 ГК РФ).

Такие требования содержатся пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении недостачи, выявленные в ходе проведения инвентаризации

Бухучет: инвентаризация

В бухучете недостачу, выявленную при проведении инвентаризации, отразите на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетами учета имущества. Недостающие товарно-материальные ценности (материально-производственные запасы) отражайте по фактической себестоимости, которую определяйте по данным бухучета. Основные средства – по остаточной стоимости. При этом сделайте проводку:

Дебет 94 Кредит 01 (10, 41, 43, 50...)
– отражена стоимость недостачи, выявленной при инвентаризации.

Такой порядок установлен в Инструкции к плану счетов.

На счетах бухучета недостачу отражайте в момент завершения инвентаризации (составления акта) или на дату составления годовой бухгалтерской отчетности (т. е. не позднее 31 декабря отчетного года) (п. 5.5 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).

Бухучет: списание на затраты

Учет недостачи зависит от того, по какой причине она возникла:

  • по причине естественной убыли (для материально-производственных запасов (МПЗ));
  • по вине материально-ответственного лица;
  • в результате форс-мажорных обстоятельств (наводнение, пожар и т. д.).

Это следует из подпункта «б» пункта 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Бухучет: списание при отсутствии виновных лиц

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании суммы причиненного ущерба с них, недостачу имущества списывайте на финансовые результаты организации. Сумму недостачи относите к прочим расходам. Документом, которым можно подтвердить отсутствие виновных лиц, может быть, например, оправдательный приговор суда, постановление о приостановлении уголовного дела и т. д. (п. 5.2 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Сумму убытка определяйте исходя из стоимости недостающего имущества по данным бухучета. В этом случае сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 94
– списан убыток от недостачи имущества в связи с отсутствием виновного лица (отказом во взыскании ущерба).

Такой порядок следует из пункта 11 ПБУ 10/99 и Инструкции к плану счетов.

Если причиной недостачи стали форс-мажорные обстоятельства, недостачу имущества учтите в составе убытков отчетного года по балансовой стоимости. При этом сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 94
– списан убыток от недостачи имущества, возникшей в результате форс-мажорных обстоятельств.

Такой порядок следует из пункта 13 ПБУ 10/99 и Инструкции к плану счетов.

ОСНО

Порядок учета недостачи при расчете налога на прибыль зависит от того, по какой причине эта недостача возникла:

  • по причине естественной убыли (для МПЗ);
  • по вине материально-ответственного лица;
  • в результате форс-мажорных обстоятельств (наводнение, пожар и т. д.).

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании суммы причиненного ущерба с них, недостачу имущества при расчете налога на прибыль учитывайте в составе внереализационных расходов. При этом факт отсутствия виновных лиц нужно документально подтвердить актом уполномоченного ведомства. Об этом сказано вподпункте 5 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

В какой момент при расчете налога на прибыль можно включить в расходы сумму недостачи, если виновные в хищении лица не установлены, подробнее см. Как отразить выбытие амортизируемого имущества в налоговом учете.

Если причиной недостачи стали форс-мажорные обстоятельства, недостачу имущества учтите также в составе внереализационных расходов (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ). Ее включайте в состав расходов в момент завершения инвентаризации или на дату составления годовой бухгалтерской отчетности. Так поступайте и в том случае, если организация признает расходы по методу начисления и если применяет кассовый метод*. Это следует из пункта 1статьи 272 и подпункта 1 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ. При этом, если организация применяет кассовый метод, недостачу учтите, если имущество, по которому она выявлена, оплачено (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Во всех случаях недостачи подакцизных товаров (кроме недостачи в пределах норм естественной убыли) момент ее обнаружения считается датой реализации в целях расчета акцизов (п. 4 ст. 195 НК РФ).

Вопрос о необходимости восстановления «входного» НДС по утраченному имуществу является неоднозначным.

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3.Статья: СКЛАД ЗАТОПИЛО. ПРОВОДИМ УЦЕНКУ?

Даже обычное сезонное отключение и включение горячей воды может стать причиной катастрофы. Получив в результате затопления испорченный товар, многие бухгалтеры забывают о мероприятиях, которые в таких случаях обязательны. Среди них - инвентаризация и переоценка пострадавшего имущества. Кстати, последняя поможет учесть потери от потопа сразу. Что касается ранее зачтенного входного НДС, то здесь организациям придется самим решать, как поступить. Мы приведем на этот счет мнение налоговиков и судебные прецеденты.

Для налога на прибыль убыток списываем сразу

Полученный от потопа ущерб в налоговом учете является внереализационным расходом и учитывается по статье "потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций" (пп.6 п.2 ст.265 НК РФ). По этой же статье отражаются расходы, связанные с предотвращением или ликвидацией чрезвычайной ситуации. Сумма убытка, выявленного по результатам инвентаризации, учитывается при формировании налогооблагаемой прибыли в том отчетном периоде, когда ситуация имела место (п.1 ст.272 НК РФ).

Иногда предприятия, констатировав факт потопа (особенно когда товар может быть реализован), не прибегают к переоценке имущества. Реализуют подпорченные товары со значительным снижением цены, зная, что при реализации в расходах по такой сделке они признают цену приобретения товара (п.1 ст.268 НК РФ). А убытки в конце концов будут перенесены на уменьшение прибыли в полном объеме по мере распродажи товаров со склада.

Зато убыток от потопа, оцененный в результате инвентаризации, участвует в формировании базы по налогу на прибыль уже в том периоде, когда случился потоп, предоставляя налогоплательщику возможность не переплачивать налог.

Если организация страховала имущество от наступившего случая, то выплаты, полученные по договору страхования, включаются в состав внереализационных доходов организации на основании п.3 ст.250 НК РФ.

"Учет.Налоги.Право", N 21, 2004

4.Рекомендация: Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными

Одним из условий признания расходов при расчете налога на прибыль является их экономическая обоснованность (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы, которые не соответствуют этому критерию, при расчете налога на прибыль учесть нельзя.

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

14.05.2013 г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Комова Евгения.

Ответ утвержден:

ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух" Родионов Александр.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка