Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Новые коэффициенты‑дефляторы на 2017 год

Подписка
Срочно заберите все!
№24
15 мая 2013 84 просмотра

Уважаемые эксперты! Прошу Вас проверить верно ли мы поступили в следующей ситуации:Сотрудник должен был отправить в командировку (по стране) в понедельник, а вернуться в среду.Однако по соглашению с работодателем ему были куплены билеты на вечер пятницы и он отбыл соответственно ранее срока, указанного в командировочном удостоверении. Так как вылет был поздний он воспользовался услугами такси. Это предусмотрено нашим положением о командировании. Со стоимости билетов при таком выбытии в командировку мы взяли НДФЛ. Со стоимости услуги такси также взяли НДФЛ, но мы сомневаемся можно ли принять этот расход к учету, т.к. если бы сотрудник убывал в командировку как и положено в понедельник возможно вылет был бы утренний и услугами такси сотрудник не воспользовался бы вовсе? Суточные ему были выплачены за 3 дня как и положено.

Ваш способ отражения операций исключительно верный и самый безопасный (обоснования представлены в файле ответа).

Однако, можно порекомендовать поступить в данной ситуации в интересах сотрудника и организации, тем более что на это есть все основания.
Для начала необходимо решить вопрос с суточными и налогом на прибыль по проездным билетам и такси.
Итак, по Трудовому кодексу РФ при направлении сотрудника в командировку организация обязана возместить ему соответствующие затраты, в том числе расходы на проезд (ст. 168 ТК РФ). Порядок и размеры возмещения командировочных расходов определяются в коллективном договоре (локальном нормативном акте). Поэтому в данный документ могут быть включены положения о компенсации затрат командированных сотрудников на такси. В частности, может быть предусмотрено, что организация компенсирует сотруднику проезд на такси до места отправления в командировку или до места выезда из командировки (например, из гостиницы до аэропорта, вокзала). Такие затраты можно включить в состав расходов при расчете налога на прибыль. Ни подпункт 12 пункта 1 статьи 264, ни статья 270 Налогового кодекса РФ не запрещают включать в состав расходов стоимость проезда командированного сотрудника на такси. Единственные требования: такие расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Аналогичные выводы следуют из разъяснений финансового ведомства (письма Минфина России от 8 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/720). Да, в этой ситуации придется доказать экономическую обоснованность. Но она напрямую связана с возможностью признания расходов на проездные билеты сотрудника раньше положенного срока по удостоверению. В свою очередь, более ранний выезд сотрудника должен осуществляться с разрешения руководителя, подтверждающего целесообразность выбытия в командировку в более раннюю дату. Такой вывод следует из положений статьи 252 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 3 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/456, от 20 сентября 2011 г. № 03-03-06/1/558. Целесообразность может подтверждать, например, тот факт, что покупка билета на более раннюю дату позволила сократить расходы на проезд. При этом соответствующее разрешение руководителя следует оформить письменно (например, приказом).
В отношении суточных следует указать, что из привязка к экономической целесообразности расходов не совсем уместна. Более того, суточные не подтверждаются первичными документами. Указанные нормативы устанавливаются во внутренних документах организации. В свою очередь, суточные сотрудникам выплачиваются за каждый день пребывания в командировке, включая выходные и праздничные дни. Такой порядок предусмотрен пунктом 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749.
Таким образом, считаем, что общество имеет все основания рассчитать суточные за все дни командировки.
В отношении НДФЛ необходимо отметить следующее. Да, сотрудник выезжает с этой целью в командировку раньше срока, указанного в приказе о направлении в командировку или командировочном удостоверении. В этом случае даты начала командировки не будут совпадать с датами в приказе. Тем не менее, работодатель может оплатить сотруднику полную стоимость проезда, несмотря на такое несовпадение сроков. Никакого ограничения на этот счет статья 168 Трудового кодекса РФ не содержит. По мнению контролирующих органов, оплата проезда сотруднику, который задержался (подразумевается наравне с «уехал ранее») в месте командировки для собственных нужд, расценивается как получение им экономической выгоды в виде дохода в натуральной форме (ст. 41, подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). При этом чиновники поясняют, что обложение НДФЛ стоимости проезда зависит от срока, на который работник остается в месте командировки после ее окончания либо до ее начала.
Так, если срок значителен (к примеру, работник задерживается для проведения отпуска), то возникает объект налогообложения по НДФЛ в виде оплаты стоимости билета. Если же сотрудник остается в месте командировки на непродолжительное время (на выходные или праздничные дни), облагать налогом оплату его проезда не требуется. Об этом сказано в Письмах Минфина России от 03.09.2012 № 03-03-06/1/456 (п. 2), от 10.08.2012 № 03-04-06/6-234.
Учитывайте представленную информацию при решении Вашего вопроса.


Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух»

1. Ситуация: Как учесть при расчете налога на прибыль и НДФЛ расходы на проезд, если даты выбытия в командировку (из командировки) в командировочном удостоверении и в билете не совпадают. Дата, указанная в билете, раньше или позже даты, указанной в командировочном удостоверении

При расчете налога на прибыль затраты на проезд можно включить в состав расходов.

Но только если более ранний выезд сотрудника в командировку (задержка выезда из командировки) произошел с разрешения руководителя, подтверждающего целесообразность выбытия в командировку (из командировки) в более раннюю (позднюю) дату*.

Такой вывод следует из положений статьи 252 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 3 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/456, от 20 сентября 2011 г. № 03-03-06/1/558, от 16 августа 2010 г. № 03-03-06/1/545, от 1 апреля 2009 г. № 03-04-06-01/74, от 26 марта 2009 г. № 03-03-06/1/191, от 5 августа 2008 г. № 03-04-06-01/246.

Целесообразность может подтверждать, например, тот факт, что в связи с отсутствием билетов выбыть из места командировки в срок не представлялось возможным. Или покупка билета на более позднюю (раннюю) дату позволила сократить расходы на проезд. При этом соответствующее разрешение руководителя следует оформить письменно (например, приказом).*

Причиной задержки может, например, стать и тот факт, что сразу после командировки сотрудник уходит в отпуск и проводит его в месте командировки. В данной ситуации на вопрос о целесообразности расходов на обратный билет нельзя ответить однозначно. По мнению специалистов финансового ведомства, при оценке целесообразности аналогичных затрат следует исходить из того, что расходы на проезд человека из места командировки были бы понесены в любом случае, независимо от срока, проведенного сотрудником в месте назначения (см., например, письма Минфина России от 3 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/456, от 16 августа 2010 г. № 03-03-06/1/545 и от 26 марта 2009 г. № 03-03-06/1/191). Из этого можно сделать вывод, что расходы на обратный билет можно учесть при налогообложении прибыли, даже если сотрудник задержался в месте командировки по причине отпуска (при условии, что они произведены с разрешения руководителя).

Однако ранее Минфин России высказывал более жесткую позицию, которая заключалась в том, что организация в рассматриваемом случае оплачивает проезд сотрудника не от места командировки, а от места отдыха. Следовательно, учесть данные расходы при расчете налога на прибыль она не вправе по причине их экономической необоснованности (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10 ноября 2005 г. № 03-03-04/2/111.

Таким образом, учитывая неоднозначность позиции Минфина России по данному вопросу, расходы на оплату проезда сотрудника из места командировки в случае, если он задержался там для проведения отпуска, в состав налоговых затрат лучше не включать. В противном случае могут возникнуть претензии со стороны налоговых инспекторов, которые сочтут такие расходы экономически необоснованными.

Главбух советует: есть аргументы, подтверждающие, что если даты выбытия из командировки в командировочном удостоверении и в билете не совпадают, расходы на проезд можно учесть при расчете налога на прибыль и без доказательств целесообразности этого. Они заключаются в следующем.*

Организация обязана возместить сотруднику расходы на проезд до места командировки и обратно (ст. 168 ТК РФ, п. 11, 12 и 22 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749). Экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы на командировки учитываются при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (п. 1 ст. 252, подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). В частности, в состав этих затрат входят:

  • стоимость проездного билета на транспорте общего пользования (самолет, поезд и т. д.);
  • стоимость услуг по оформлению проездных билетов и т. д.

При этом действующим законодательством не предусмотрено, что для учета расходов на проезд обязательно должна совпадать дата выбытия из места командировки, указанная в командировочном удостоверении, с датой фактического выбытия сотрудника из места командировки (по билету). Подтверждают такой вывод некоторые арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 19 июня 2007 г. № Ф09-3838/07-С2, от 4 мая 2007 г. № Ф09-3119/07-С2).*

В отношении удержания НДФЛ с расходов на проезд учтите следующее.

По общему правилу компенсация документально подтвержденных расходов на проезд сотрудника до места командировки и обратно НДФЛ не облагается (абз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ).*

Однако, если сотрудник возвращается из командировки позднее даты, установленной в приказе о направлении в командировку (командировочном удостоверении), оплата его проезда в некоторых случаях не может рассматриваться как компенсация расходов, связанных со служебной командировкой.

Так, если сотрудник возвращается из командировки значительно позже установленной даты (в т. ч. если он проводит в месте командировки отпуск), со стоимости обратного билета удержите НДФЛ. В этом случае организация оплачивает за сотрудника проезд от места отдыха (отпуска) до места работы. Следовательно, оплата стоимости проезда не может рассматриваться как компенсация расходов, связанных со служебной командировкой. В такой ситуации у сотрудника возникает экономическая выгода, а значит, со стоимости обратного билета нужно удержать НДФЛ (ст. 41, подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).

Если же сотрудник остается в месте командировки непродолжительное время (например, используя выходные или праздничные нерабочие дни), то оплата проезда от места проведения командировки (отдыха) до места работы к возникновению экономической выгоды не приводит. В этом случае удерживать НДФЛ со стоимости билета не нужно.

Аналогичные правила применяются и в случае, когда сотрудник убывает в командировку ранее даты, указанной в командировочном удостоверении. Например, если более ранняя дата выезда в командировку связана с необходимостью подготовки сотрудника к выполнению служебного задания в месте командировки.*

Такие разъяснения приведены в письмах Минфина России от 3 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/456, от 7 августа 2012 г. № 03-04-06/6-221, от 16 августа 2010 г. № 03-03-06/1/545, от 10 июня 2010 г. № 03-04-06/6-111.

Следует отметить, что ранее Минфин России придерживался иной точки зрения в отношении НДФЛ. Она сводилась к тому, что если сотрудник по своей инициативе задерживается в командировке, то со стоимости проезда нужно удержать НДФЛ вне зависимости от продолжительности периода задержки (письмо Минфина России от 1 апреля 2009 г. № 03-04-06-01/74). Однако в связи с выходом более поздних разъяснений, в которых финансовое ведомство скорректировало свою позицию, организация вправе пользоваться в работе именно ими.

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Рекомендация: Как учесть при расчете налога на прибыль, НДФЛ, взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний расходы на проезд командированного сотрудника на такси

При соблюдении определенных условий компенсацию сотруднику затрат на такси учтите в расходах при расчете налога на прибыль. НДФЛ и взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний не облагайте.

По Трудовому кодексу РФ при направлении сотрудника в командировку организация обязана возместить ему соответствующие затраты, в том числе расходы на проезд (ст. 168 ТК РФ). Порядок и размеры возмещения командировочных расходов определяются в коллективном договоре (локальном нормативном акте). Поэтому в данный документ могут быть включены положения о компенсации затрат командированных сотрудников на такси. В частности, может быть предусмотрено, что организация компенсирует сотруднику проезд на такси:*

  • до места командировки и обратно к месту постоянной работы;
  • до места отправления в командировку или до места выезда из командировки (например, из гостиницы до аэропорта, вокзала);
  • по служебным делам во время командировки.

Такие затраты можно включить в состав расходов при расчете налога на прибыль. Это объясняется так.

Ни подпункт 12 пункта 1 статьи 264, ни статья 270 Налогового кодекса РФ не запрещают включать в состав расходов стоимость проезда командированного сотрудника на такси. Единственные требования: такие расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Аналогичные выводы следуют из разъяснений финансового ведомства (письма Минфина Россииот 8 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/720, от 27 августа 2009 г. № 03-03-06/2/162, от 31 июля 2009 г. № 03-03-06/1/505, от 22 мая 2009 г. № 03-03-06/1/339).

Суды также признают, что на сумму компенсации расходов на такси во время командировки можно уменьшить налогооблагаемую прибыль (см., например, постановления ФАС Московского округа от 5 июля 2010 г. № КА-А40/6676-10, Поволжского округа от 19 декабря 2007 г. № А72-2117/2007, Северо-Западного округа от 27 апреля 2007 г. № А05-11584/2006-31).

Документами, подтверждающими расходы сотрудника на такси, могут быть заказ-наряд и квитанция на оплату пользования легковым такси, оформленные в соответствии c Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112, а также чеки ККТ.

Такие выводы следуют из писем Минфина России от 27 июня 2012 г. № 03-11-04/2/80, от 4 октября 2011 г. № 03-03-06/1/621 и ФНС России от 30 декабря 2011 г. № АС-302/4415.

Данные документы сотрудник должен приложить к авансовому отчету по окончании служебной командировки (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 г. № 55, Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н).

НДФЛ с компенсации документально подтвержденных командировочных расходов и затрат, связанных с выполнением сотрудником своих трудовых обязанностей, удерживать не нужно (п. 3 ст. 217 НК РФ). В том числе и с компенсации расходов на такси – как при поездках по служебным делам во время командировки и до места отправления (вокзала, аэропорта), так и в случае, если сотрудник использует такси для проезда к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Поскольку законодательство не содержит ограничений в отношении видов транспортных средств, используемых для проезда в командировку и служебных поездок.

Аналогичные выводы подтверждает Минфин России в письмах от 27 июня 2012 г. № 03-04-06/6-180, от 25 апреля 2012 г. № 03-04-05/9-549, от 28 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-241, от 14 мая 2010 г. № 03-04-06/1-97. При этом в письме от 14 мая 2010 г. № 03-04-06/1-97 финансовое ведомство пояснило, что оплата услуг такси в связи со служебной необходимостью (в производственных целях) осуществляется в интересах самой организации, а не сотрудника. Поэтому компенсация таких расходов не включается в его налогооблагаемый доход.

Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний не начисляйте с сумм документально подтвержденных и экономически обоснованных расходов на проезд командированного сотрудника:

  • до места назначения и обратно;
  • в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа.

Такой вывод следует из буквального толкования части 2 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и части 2 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. При этом вид транспорта, которым должен воспользоваться сотрудник, не уточняется. Следовательно, он вправе добираться до места командировки и обратно, а также до вокзала или аэропорта любым способом, в том числе на такси. Аналогичные выводы следуют из письма Минздравсоцразвития России от 5 августа 2010 г. № 2519-19.

Что касается поездок сотрудника на такси по служебным делам во время командировки, то их можно квалифицировать как расходы, связанные с выполнением сотрудником трудовых обязанностей. И не облагать взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на основании подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пункта 2 части 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка