Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
15 мая 2013 32 просмотра

Наша компания занимается строительством завода по переработке семян. Учредителем нашем компании является гражданин Украины. Аналогичный завод работает в Украине. Украинская компания направляет к нам в командировку несколько человек. Они будут оказывать консультационные услуги при постройке завода, корректировать ход стройки в случае необходимости. Необходимо ли этим работникам получать разрешение на работу в РФ? Заработную плату мы им платить не будем. Принимать на работу не будем. Если нам пришлют в командировку рабочих с Украины, нужно нам оформлять на них разрешения на работу? Рабочие будут работать на стройке. Украинская компания будет нам выставлять услуги по консультированию и акты КС-2. Какую документацию потребует миграционная служба по поводу нахождения на территории нашего предприятия иностранцев-консультантов и иностранцев - рабочих при проверке? Какие налоговые последствия договора на консультационные услуги с Украинским предприятием и договора подряда на строительные работы?

Разрешение на работу для иностранных сотрудников, а так же прочие документы, связанные с соблюдением миграционного законодательства следует оформлять в случае, если иностранец устраивается на работу к российскому работодателю по трудовому или гражданско-правовому договору. Исходя из текста вопроса, у иностранных граждан уже имеется место работы за рубежом, и в рамках выполнения своих трудовых обязанностей, исполняемых по трудовым договорам с иностранным работодателем, данные граждане пребываю в Россию в качестве командированных. То есть в указанной ситуации специальных документов на проведение работ и выполнение услуг на территории России иностранцам, а так же российской организации оформлять не нужно. По указанным в вопросе доходам украинской организации от оказываемых услуг и выполняемых работ российский контрагент не является агентом по налогу на прибыль. Однако, в указанной ситуации российский заказчик строительных работ и консультационных услуг признается налоговым агентом по НДС.

Обоснование данной позиции приведено ниже в «Системе Главбух»

1. Рекомендация: Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца

Статус иностранца

Иностранные граждане могут находиться в России на условиях (в статусе):

временного пребывания;

временного проживания;

постоянного проживания.

В трудовых отношениях к иностранным гражданам приравниваются лица без гражданства.

Это следует из положений статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Разрешительная документация

Непосредственно оформлению на работу иностранных лиц сопутствует ряд предварительных процедур (получение разрешительной документации), обязательность которых зависит от статуса иностранного лица в России, а также от условий международных договоров России (в отношении граждан договаривающихся государств). К таким процедурам относится:

получение разрешения на привлечение и использование в работе иностранных граждан;

получение разрешения на работу;

оформление приглашения на въезд.

О необходимости таких процедур читайте:
Как принять на работу иностранца, временно пребывающего в России в безвизовом порядке;
Как принять на работу иностранца, временно пребывающего в России в визовом порядке;
Как принять на работу иностранца, проживающего в России временно или постоянно.

В особом порядке принимаются на работу иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами.

Также обратите внимание, что для граждан республик Беларусь и Казахстан предусмотрены особые правила. Граждане этих стран при трудоустройстве на территории России имеют ряд преимуществ. Условия их нахождения и работы в России закреплены в Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (ч. 4 ст. 15 Конституции РФЗакон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ). В частности, им вообще не нужно получать разрешение на работу (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей). Подробнее об этом см. Как принять на работу иностранца, временно пребывающего в России в безвизовом порядке.

Иностранных граждан, имеющих статус постоянно проживающих, принимают на работу без специальных разрешений. То есть в том же порядке, который установлен и для российских граждан. Об этом сказано в пункте 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Такие же правила действуют и в отношении граждан Республики Беларусь при наличии регистрации в России. Для их трудоустройства специальных разрешений не требуется (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4).

Ограничения по местам работы

Принимая на работу временно пребывающих или временно проживающих иностранных граждан, организации нужно учитывать ограничение в отношении места работы этих иностранцев. Так, временно проживающие иностранцы могут работать только в том регионе, где им разрешено проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). А временно пребывающие иностранные граждане имеют право работать только в том регионе, где им было выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Однако есть случаи, при которых иностранцам разрешено работать вне региона. Так, для временно проживающего иностранца это возможно при одновременном соблюдении двух условий:

профессия или должность иностранца включена в список, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;

срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев) не превышает установленного предела. А именно 90 календарных дней если работа осуществляется в пути (или носит разъездной характер) и это прописано в трудовом договоре. И 40 календарных дней если иностранец находится в служебной командировке.

Для временно пребывающих иностранцев для работы вне региона также необходимо одновременное выполнение двух условий:

профессия или должность сотрудника-иностранца включена в список, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;

соблюден предельный срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев). Если по трудовому договору работа осуществляется в пути или носит разъездной характер, срок составляет 60 календарных дней. А для временно пребывающих иностранцев, направленных в служебную командировку, срок равен 10 календарным дням.

В отношении высококвалифицированных иностранных специалистов установлены особые условия, соблюдение которых также позволяет указанным специалистам работать вне региона, в котором им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).

Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пунктов 1–3приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н.

Иностранных граждан нельзя привлекать к видам деятельности, перечисленным в статье 14 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Например, им запрещено находиться на муниципальной службе, быть членами экипажей военных кораблей, работать в организациях (на объектах), которые перечислены в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755.

Ограничения по численности

В некоторых видах деятельности организация может использовать ограниченное число иностранных сотрудников. На 2013 год такие ограничения установлены постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1243. Так, например, организации, торгующие в розницу фармацевтическими товарами, вообще не вправе использовать труд иностранных сотрудников.

Данное правило касается только иностранцев, имеющих статус временно пребывающих (в т. ч. и высококвалифицированных специалистов). Это следует из положений пункта 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пункта 1 разъяснений, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 февраля 2012 г. № 71н.

Несмотря на то что указанные разъяснения даны в отношении постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1086, устанавливавшего ограничения в 2012 году, ими можно руководствоваться и при применении постановления Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1243. Поскольку они основаны на действующих нормах статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Полный перечень ограничений по видам деятельности см. в таблице.

<…>

Прием на работу

После того как оформите все необходимые разрешительные документы, заключите с иностранным гражданином трудовой или гражданско-правовой договор*.

<…>

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль

Обязанности налоговых агентов по налогу на прибыль должны выполнять:

российские организации, в том числе плательщики ЕСХН (п. 4 ст. 346.1 НК РФ), единого налога при упрощенке (п. 5 ст. 346.11 НК РФ), ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФписьмо Минфина России от 16 мая 2005 г. № 03-03-02-04/1/121);

иностранные организации, имеющие постоянные представительства в России (п. 4 ст. 286п. 1 ст. 310НК РФ).

Российские налоговые агенты

Российская организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате:

дивидендов российским организациям (п. 2 ст. 275 НК РФ) и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (п. 3 ст. 275п. 6 ст. 282.1 НК РФ);

процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам российским организациям и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (за некоторым исключением) (п. 5 ст. 286 НК РФ);

иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства, доходов, не связанных с деятельностью этих представительств (п. 4 ст. 286подп. 1 п. 4 ст. 282п. 6 ст. 282.1 НК РФ);

определенных доходов иностранным организациям, не имеющим в России постоянных представительств (п. 1 ст. 309п. 1 ст. 310 НК РФ).

<…>

Доходы, не облагаемые налогом у источника выплаты

Организации (как российские, так и иностранные) не признаются налоговыми агентами по налогу на прибыль*:

если выплачивают доходы за товары (работы, услуги, имущественные права), реализация которых не приводит к образованию постоянного представительства (п. 2 ст. 309 НК РФ)*;

если уведомлены, что выплачиваемый доход квалифицируется как доход постоянного представительства иностранной организации (подп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ);

если выплачивают доходы, облагаемые налогом на прибыль по ставке 0 процентов (подп. 2 п. 2 ст. 310 НК РФ);

если выплачивают доходы, связанные с выполнением соглашений о разделе продукции (подп. 3 п. 2 ст. 310 НК РФ);

если выплачивают доходы, которые не облагаются налогом на прибыль в соответствии с международными договорами (подп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ). При этом необходимо, чтобы эта иностранная организация выступала фактическим получателем дохода (письмо Минфина России от 1 апреля 2010 г. № 03-08-05);

если выплачивают процентные доходы по долговым обязательствам, перечисленным в подпунктах 7 и 8пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса РФ;

если приобретают государственные и муниципальные ценные бумаги (подп. 2 п. 5 ст. 286, п. 2 и 4 ст. 287 НК РФ).

<…>

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОТ 08.02.1995 (ОРГАН, УТВЕРДИВШИЙ ДОКУМЕНТ ИЛИ ПРИЛОЖЕНИЕ К ДОКУМЕНТУ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И (ИЛИ) ДРУГИЕ СУБЪЕКТЫ ПРАВА)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов

<…>

Статья 7
Прибыль от предпринимательской деятельности

«1. Прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только это предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянное представительство*. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность, как указано выше, прибыль предприятия облагается налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

2. С учетом положений пункта 3 настоящей статьи, если предприятие одного Договаривающегося Государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся Государстве к такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить в случае, если бы было отдельным и самостоятельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью в таких же или аналогичных условиях, и действовало в полной независимости от предприятия, постоянным представительством которого оно является.

3. При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в Государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами. В любом случае такие расходы не должны включать любые суммы, которые выплачиваются (иначе, чем на покрытие затрат, которые действительно имели место) постоянным представительством предприятию или его другому подразделению как роялти, гонорары или другие подобные платежи за пользование патентами или другими правами, или как комиссионные за предоставленные особые услуги или управление, или, за исключением банков, как проценты за заем, предоставленный предприятием постоянному представительству.

4. По мере того, что в Договаривающемся Государстве согласно его законодательству определение прибыли, относящейся к постоянному представительству, на базе пропорционального распределения общей суммы прибыли предприятия его различным подразделениям является обычной практикой, ничто в пункте 2 этой статьи не будет мешать Договаривающемуся Государству определить налогооблагаемую прибыль посредством такого распределения.

5. Для целей предыдущих пунктов прибыль, относящаяся к постоянному представительству, определяется ежегодно одним и тем же методом, если компетентные органы Договаривающихся Государств не придут к согласию, что причина изменения такого метода является достаточной и веской.

6. Если прибыль включает виды доходов, которые рассматриваются отдельно в других статьях настоящего Соглашения, положения этих статей не затрагиваются положениями настоящей статьи.»

<…>

4. Справочники: Правила определения места реализации отдельных работ (услуг) для расчета НДС

Вид работ (услуг) Работы (услуги) считаются реализованными в России, если: Работы (услуги) считаются реализованными за пределами России, если:
Работы (услуги), связанные с движимым имуществом:
– монтаж;
– сборка;
– переработка;
– обработка;
– ремонт;
– техническое обслуживание и т. д.
Движимое имущество, по которому производится монтаж, переработка и т. д., находится на территории России (подп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФподп. 2 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ) Движимое имущество, по которому производится монтаж, переработка и т. д., находится на территории иностранного государства (подп. 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ,подп. 2 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ)
Работы (услуги), связанные с недвижимым имуществом*:
– строительные работы;
– монтажные работы;
– строительно-монтажные работы;
– ремонт;
– реставрационные работы,
– работы по озеленению;
– услуги по аренде и т. д.
Недвижимое имущество, по которому производится ремонт, озеленение и т. д., находится на территории России* (подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФподп. 1 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ) Недвижимое имущество, по которому производится ремонт, озеленение и т. д., находится на территории иностранного государства (подп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ,подп. 1 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ)
Консультационные*, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные и маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы Покупатель осуществляет деятельность в России*. То есть покупателем является российская организация, российский предприниматель, гражданин, проживающий в России, или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России** (абз. 2 и 5 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ,подп. 4 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ) Покупателем является иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России, или иностранец, не проживающий в России (подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ,подп. 4 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ)


* Россия не признается местом реализации работ (услуг) по перевозке пассажиров и багажа, а также работ (услуг), непосредственно связанных с такими перевозками, если их выполняют иностранные организации не через постоянное представительство в России. Это следует из положений подпункта 4.1 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

** Россия не признается местом реализации работ (услуг), приобретенных (оплаченных) российской организацией для использования в деятельности ее подразделения, расположенного за границей (письмо Минфина России от 10 октября 2012 г. № 03-07-08/284).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка