Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О подвохах в пособиях и компенсациях

Подписка
Срочно заберите все!
№24
16 мая 2013 31 просмотр

Какие требования предъявляются к Уставу ООО - разделы Устава, обязательные положения, положения на усмотрение учредителя и т.п.?

Уважаемый Роман Сергеевич!

Ответ на Ваш вопрос от 15.05.2013 г. «»

сообщаем следующее: требования к содержанию устава перечислены в разных статьях Закона об ООО. Так, статья 12 Закона об ООО гласит, что устав должен содержать:

  1. полное и сокращенное фирменное наименование ООО;
  2. сведения о местонахождении (юридическом адресе) ООО;
  3. сведения о составе и компетенции органов ООО (в т. ч. о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов);
  4. сведения о размере уставного капитала ООО;
  5. права и обязанности участников ООО;
  6. сведения о порядке и последствиях выхода участника из ООО, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;
  7. сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале ООО к другому лицу;
  8. сведения о порядке хранения документов ООО и о порядке предоставления информации участникам ООО и другим лицам.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и «Системы Юрист».

1. Рекомендация: Устав и иные корпоративные документы ООО

Устав – единственный учредительный документ общества с ограниченной ответственностью (ст. 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО) и основной корпоративный документ.

Ситуация: что такое «учредительные» и «корпоративные» документы ООО

Понятие «учредительный документ» законом не определено, несмотря на то, что нередко упоминается в Гражданском кодексе РФ и ряде федеральных законов.

Исходя из статьи 52 Гражданского кодекса РФ можно сделать вывод, что учредительный документ – это документ, на основании которого действует организация; документ, определяющий основные характеристики организации (организационно-правовую форму, наименование, адрес) и устанавливающий порядок управления в ней.

Для ООО таким документом является устав (ст. 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Понятие «корпоративные документы» не определено законом и не упоминается в правовых актах.

Таким общим термином обычно называют основные документы, которые должна иметь любая действующая организация (с учетом ее организационно-правовой формы), документы, которыми подтверждается правовой статус организации и устанавливаются основы внутреннего управления.

Таким образом, к числу корпоративных документов ООО можно отнести:

  • устав;
  • договор об учреждении;
  • решение о создании общества и иные решения участников;
  • список участников ООО;
  • свидетельства, выданные обществу регистрирующим органом.

Что должен содержать устав ООО

Требования к содержанию устава перечислены в разных статьях Закона об ООО. Так, статья 12 Закона об ООО гласит, что устав должен содержать:

  • полное и сокращенное фирменное наименование ООО;
  • сведения о местонахождении (юридическом адресе) ООО;
  • сведения о составе и компетенции органов ООО (в т. ч. о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов);
  • сведения о размере уставного капитала ООО;
  • права и обязанности участников ООО;
  • сведения о порядке и последствиях выхода участника из ООО, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;
  • сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале ООО к другому лицу;
  • сведения о порядке хранения документов ООО и о порядке предоставления информации участникам ООО и другим лицам.

Эти сведения являются обязательными для успешной регистрации ООО при создании и его дальнейшего функционирования. Помимо этого, Закон об ООО обязывает указывать в уставе дополнительные сведения, также необходимые для работы общества.

Порядок функционирования общества регулируется Законом об ООО. Отдельные положения закона могут оказаться неудобны участникам общества. Некоторые из них (но не все) можно изменить уставом общества.

Устав хранится в обществе в оригинальном экземпляре либо в копии, но в любом случае на нем должны быть проставлены оригинальные отметки налогового органа.

Если необходимые сведения не были включены в устав при создании ООО, в любое время можно внести изменения в устав, оформив для этого необходимые документы.

Любое изменение в устав оформляется либо в форме новой редакции устава, либо в форме «изменения» как отдельного документа.

Новая редакция устава сменяет прежнюю редакцию и становится единственно действующей, прежняя редакция приобретает характер архивного документа.

В свою очередь «изменение», оформленное как отдельный документ, становится неотъемлемой частью действующего устава.

По факту проведения госрегистрации изменений в устав налоговый орган выдает свидетельство, в котором указан государственный регистрационный номер (ГРН). Такой же номер должен быть указан в отметке налогового органа, проставленной на оборотной стороне устава или «изменений». Таким образом, по номеру ГРН можно сопоставить свидетельство с конкретным «изменением» или редакцией устава.

Константин Забоев

кандидат юридических наук, председатель 4-го судебного состава Арбитражного суда Свердловской области

Владислав Кузнецов

ведущий эксперт ЮСС «Система Юрист»

Геннадий Уваркин

кандидат юридических наук, заместитель генерального директора Правового бюро «Омега»

2. Справочная информация: Сведения, которые обязательно указывать в уставе ООО

Сведения Положение Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ
Полное и сокращенное фирменное наименование Ст. 12
Сведения о местонахождении (юридическом адресе)
Сведения о составе и компетенции органов ООО (в т. ч. о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов)
Сведения о размере уставного капитала
Права и обязанности участников
Сведения о порядке и последствиях выхода участника из ООО, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества
Сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале ООО к другому лицу
Сведения о порядке хранения документов и о порядке предоставления информации участникам и другим лицам
Срок полномочий единоличного исполнительного органа (далее – Генеральный директор). Вместо этого в уставе можно отнести данный вопрос к компетенции совета директоров П. 1 Ст. 40
Порядок деятельности Генерального директора и принятия им решений П. 4 Ст. 40
Сроки проведения очередных общих собраний участников общества. Срок должен устанавливаться с учетом требования закона, а именно собрание должно проводиться в период с 1 марта по 30 апреля Ст. 34
Образование в ООО ревизионной комиссии (избрание ревизора). Это обязательно лишь в случае, когда в обществе более 15 участников. Также в уставе нужно определить срок полномочий и порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) П. 6 Ст. 32, п. 14ст. 47
Срок, на который создано ООО. Обязательно нужно указывать лишь в случае, когда общество создается на определенный срок П. 3 Ст. 2

3. Статья: Компетенция органов ООО. Как в новой редакции устава прописать оптимальную модель управления

В этой статье:

  • Может ли директор заключать сделки вне его компетенции
  • Есть ли у совета директоров исключительные полномочия
  • Какие функции можно передать правлению

Новая редакция Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – закон № 14-ФЗ) внесла масштабные изменения в регулирование практически всех аспектов деятельности общества (далее – ООО), в том числе и в вопросы компетенции органов управления (см. стр. 78). До 1 января 2010 года все компании должны привести свои уставы в соответствие с этим законом. И хотя каких-то кардинальных перемен структура органов управления не претерпела, закон предоставил некоторые новые опции для перераспределения компетенции между ними в уставе компании. И тут важно не только не допустить дублирования полномочий органов и затруднения хозяйственной деятельности общества, но и выработать такую систему, которая способствовала бы оптимальному взаимодействию между органами и исключала возникновение корпоративных конфликтов и возможных проблем с контрагентами.

Общее собрание и единоличный исполнительный орган

Действующее законодательство предусматривает для ООО два обязательных органа: общее собрание и единоличный исполнительный орган. Создание в обществе иных органов управления, а также отдельные вариации их сочетания между собой законодатель оставил полностью на усмотрение участников.

Это простейшая и в то же время наиболее распространенная система управления. Она характерна для обществ с небольшим числом участников (от двух и более), когда вероятность возникновения конфликта между ними минимальна и число участников не позволяет сформировать иные органы.

Общее собрание участников. Закон наделяет исключительной компетенцией только этот орган (подп. 2, 5, 6, 7, 11, 12 п. 2 ст. 33 № 14-ФЗ). Исключительность компетенции предполагает, что ее нельзя передать другим органам управления ни при каких обстоятельствах и никакими локальными актами компании.

Помимо исключительной у общего собрания есть так называемая остаточная компетенция, которая по желанию участников может передаваться другим органам.

Единоличный исполнительный орган. Особенность принципа остаточной компетенции именно для этого органа заключается в том, что: во-первых, закон позволяет закрепить в уставе за директором все полномочия, которые не относятся к компетенции общего собрания, совета директоров и коллегиального исполнительного органа общества; во-вторых, этот орган может осуществлять полномочия, которыми он прямо не наделен уставом и которые не перешли ему от других органов (подп. 4 п. 3 ст. 40 закона № 14-ФЗ). Правда, судебная практика по таким делам неоднородна.

Одни суды соглашаются с правом генерального директора заключать сделки, которые прямо не отнесены к его компетенции (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.08.09 № Ф09-5359/09-С4 по делу № А60-37150/2008-С1), а также компетенции других органов управления (постановления федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского округа от 02.07.08 № А19-17392/07-53-Ф02-2879/08 по делу № А19-17392/07-53, Северо-Западного округа от 23.07.09 по делу № А21-7861/2007). Другие полагают, что если вопрос в уставе прямо не отнесен к компетенции генерального директора (иных органов управления), то его полномочно рассматривать только общее собрание участников (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.08.04 № Ф08-3692/2004). Да и закон не содержит запрета на принятие общим собранием решений по тем вопросам, которые не отнесены к его исключительной компетенции (определение ВАС РФ от 06.06.07 № 6480/07 по делу № А38-4388-1/438-05(1/90-06)).

Поэтому, чтобы избежать таких проблем на практике, лучше подробно прописать в уставе компетенцию директора.

Что важно. В рамках данной модели управления возможно существование «сильного» директора, который возьмет на себя все текущее руководство в промежутках между общими собраниями. Если собственники компании видят функцию этого органа иначе, то они могут либо отнести соответствующие полномочия к компетенции общего собрания, либо закрепить ограничение на совершение каких-либо сделок без одобрения высшего органа.

Общее собрание, совет директоров и единоличный исполнительный орган

По такой модели работают общества со средним количеством участников (от 10 и более), когда возникает потребность контролировать деятельность генерального директора и осуществлять общее руководство, а часто созывать общее собрание нет возможности (финансовой, организационной и т. д.).

Общее собрание участников. За общим собранием остаются все вопросы исключительной компетенции. Совету директоров можно передать все или часть полномочий из остаточной компетенции общего собрания. Остаточные полномочия, которые не будут переданы, можно уставом отнести к исключительной компетенции общего собрания.

Совет директоров. Этот орган не сможет функционировать в случае отсутствия четкого описания его полномочий в уставе общества. В пункте 2.1 статьи 32 закона № 14-ФЗ перечислены 10 потенциальных полномочий совета директоров, а также возможность предусмотреть уставом иные, не отнесенные к компетенции общего собрания или исполнительного органа общества. Причем в законе специально подчеркнуто, что эти 10 полномочий могут быть переданы только совету директоров, но не исполнительным органам.

Единоличный исполнительный орган. Чем больше вопросов войдет в компетенцию общего собрания и совета директоров, тем меньшими полномочиями будет обладать генеральный директор.

Что важно. Если какие-то полномочия переданы совету директоров, то они исключаются из компетенции соответствующего органа. Поэтому, выбирая такую модель управления, нужно учитывать, что таким образом ограничиваются полномочия участников по управлению, поскольку эти вопросы теперь будут решаться не посредством их голосования на общем собрании, а советом самостоятельно.

Общее собрание, единоличный и коллегиальный исполнительные органы

Такая модель управления достаточно редко встречается на практике. Скорее всего речь идет о средних и крупных обществах (от 15 и более участников), в которых объем текущего руководства настолько велик, что есть объективная потребность разделить исполнительные функции между двумя органами. При этом участники не хотят создавать совет директоров, предпочитая самостоятельно участвовать в управлении посредством общего собрания.

Общее собрание участников. За общим собранием остается исключительная компетенция. Остаточная компетенция делится между исполнительными органами.

Коллегиальный исполнительный орган. В соответствии с пунктом 4 статьи 32 закона № 14-ФЗ коллегиальный орган может существовать только наряду с единоличным, но никогда самостоятельно.

Законодатель не наделяет коллегиальный исполнительный орган минимальным набором полномочий, как это предусмотрено для единоличного исполнительного органа, целиком полагаясь на усмотрение участников. Соответственно без регламентации его компетенции в уставе он не сможет функционировать.

Правда, в рамках других статей закона можно встретить указание на выполнение той или иной функции исполнительным органом общества (например, в абз. 1 ст. 34 закона № 14-ФЗ). Причем законодатель употребляет термин «исполнительный орган» в единственном числе без каких-либо оговорок. Возникает вопрос: означает ли это, что данное полномочие может быть отнесено уставом к компетенции как единоличного, так и коллегиального исполнительных органов. Поскольку никаких запретов на такой вариант регулирования компетенции органов в уставе закон также не содержит, то если данное полномочие прямо не отнесено к компетенции директора, его можно передать коллегиальному органу.

Единоличный исполнительный орган. Как итог образования коллективного исполнительного органа некоторые функции генерального директора будут ограничены и появится дополнительный инструмент конт-
роля за деятельностью директора. Например, к компетенции коллегиального исполнительного органа можно отнести совершение всех сделок с недвижимостью, сделки на определенную сумму и т. д.

Что важно. В связи с полным отсутствием законодательного регулирования коллегиального исполнительного органа все вопросы организации и деятельности, а также субординация с другими органами должны быть регламентированы в уставе.

Общее собрание, совет директоров, единоличный и коллегиальный исполнительные органы

Такая разветвленная система управления используется крайне редко и только в крупных обществах (от 30 и более участников), когда велика вероятность возникновения корпоративных конфликтов, приходится решать большой объем управленческих задач и есть необходимость установления контроля одного органа за действиями другого. В таком случае текущее руководство можно разделить между двумя исполнительными органами и создать промежуточный орган – совет директоров – для контроля за исполнительными органами и осуществления некоторых управленческих полномочий.

Общее собрание участников. За общим собранием остается исключительная компетенция. Остаточная компетенция делится между советом директоров и исполнительными органами.

Совет директоров. В старой редакции закона образование и прекращение деятельности коллегиального исполнительного органа осуществлялись по решению общего собрания. Теперь это может быть отнесено к компетенции совета директоров.

Коллегиальный и единоличный исполнительные органы. Полномочия, которые не вошли в компетенцию совета директоров (собственная и остаточная компетенции общего собрания), могут быть разделены между исполнительными органами общества. Как вариант можно дополнительно предусмотреть в уставе вопросы подчинения, контроля и подотчетности данных органов по отношению друг к другу.

Что важно. Не допустить дублирования полномочий между органами в рамках столь сложной управленческой системы.

Вопрос в тему

Если в обществе единственный участник, который не является генеральным директором компании, то какая структура органов будет у такого общества?

В таких обществах необходимо создание двух органов управления: общего собрания и единоличного исполнительного органа с определением компетенции каждого из них в уставе. Тот факт, что общее собрание не созывается и все решения принимаются участником единолично, не имеет значения для формирования структуры органов в учредительных документах компании.

Вопрос в тему

Возможно ли расширить перечень полномочий общего собрания участников уставом?

По смыслу подпункта 13 пункта 2 статьи 33 закона № 14-ФЗ – да, можно. Вместе с тем до принятия новой редакции закона не все суды считают компетенцию общего собрания участников открытой (например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.05.07 № Ф08-2860/2007). То, как будет развиваться практика теперь, спрогнозировать пока сложно.

К. Алиева

юрисконсульт ООО «НПП "Гарант-Сервис"»

Журнал «Юрист компании», №12, декабрь 2009

4. Статья: Конструктор устава ООО. Как прописать компетенцию органов управления

Законодательство предусматривает для обществ с ограниченной ответственностью два обязательных органа управления: общее собрание участников и единоличный исполнительный орган (п. 1 ст. 91 ГК РФ, п. 1, 4 ст. 32 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» – далее закон № 14-ФЗ).

Новая редакция закона в целом сохранила исключительную компетенцию общего собрания. К ней по-прежнему относятся: утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов, принятие решения о реорганизации или ликвидации общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационых балансов, увеличение и уменьшение уставного капитала, избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) (ст. 33 закона № 14-ФЗ). В законе прямо указано, что эти вопросы, указанные в подпунктах 2, 5 7, 11 и 12 статьи 33, не могут передаваться другим органам управления. Между тем в рамках этой же статьи есть полномочия (остаточная компетенция собрания), которыми можно наделить другие органы. Кроме этого исключительная компетенция может быть расширена уставом общества, если те или иные полномочия по воле участников будут прописаны в рамках исключительной компетенции собрания (подп. 13 п. 2 ст. 33 закона № 14-ФЗ).

Ключевым же изменением закона стало то, что теперь компетенция общего собрания дополнена положениями, которые начинают действовать только в том случае, если на общем собрании было принято решение о включении их в устав или изменении их уставом (см. таблицу 1).

По желанию участников в обществе могут создаваться и иные органы. Их компетенция будет формироваться за счет остаточной компетенции общего собрания в порядке, предусмотренном законом (см. таблицу 2). Причем в законе специально подчеркивается, что компетенция совета директоров и исполнительных органов должна обязательно быть отражена в уставе, иначе эти органы не смогут функционировать (п. 2.1 ст. 32, п. 4 ст. 40, п. 1 ст. 41 закона № 14-ФЗ).

Например, единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени общества, выдает доверенности на право представительства от имени общества, издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении (п. 3 ст. 40 закона № 14-ФЗ). Но ему можно предоставить и иные полномочия, которые не отнесены законом к компетенции общего собрания, совета директоров или коллегиального исполнительного органа.

Совету директоров можно передать полномочия, перечисленные в пункте 2.1 статьи 32 закона № 14-ФЗ. Однако отнесение этих вопросов именно к компетенции совета должно быть прямо указано в уставе. Нетрудно заметить, что они полностью повторяют поименованную в законе остаточную компетенцию общего собрания. А значит, при отсутствии прямого указания в уставе могут быть распределены между советом и исполнительными органами.

Образование иных органов управления помимо общего собрания и единоличного исполнительного органа оставлено на усмотрение участников. А распределение компетенции между ними от цели, ради которой они создавались.

Т. Новикова

эксперт журнала «Юрист компании»

Журнал «Юрист компании», №12, декабрь 2009

16.05.2013 г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Пыжова Алла.

Ответ утвержден: ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух" Елена Ракова.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка