Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
16 мая 2013 31 просмотр

Ликвидируем обособленное подразделение в г.Ижевске. Головная организация в Москве по-прежнему действует. Процедурой ликвидации с юридической точки зрения занимается юр.контора. Вопрос по финансовой части: когда все активы и пассивы обособленного подразделения переходят на баланс головной организации? Все активы (там 2 здания, земля, имущество на 53 млн. рублей) планируем продать в г.Ижевске нашему китайскому партнеру. Подробнее о всей процедуре ликвидации обос.подразделения, продажи всех активов подразделения, можно ли?

 Из вопроса следует, что подразделения организации имеет отдельный баланс. В соответствии с нормами пункта 1 и 3 статьи 55 Гражданского кодекса РФ филиалом или представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалы, Представительства и любые обособленные подразделения не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Таким образом, передача имущества головной организацией своему подразделению из подразделения осуществляется в рамках одного юридического лица. Следовательно, такая передача не является реализацией.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, для обобщения информации о всех видах расчетов с подразделениями, выделенными на отдельные балансы (внутрибалансовые расчеты), предназначен счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты». На субсчете 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу» учитывается состояние расчетов с отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы, по переданным им внеоборотным и оборотным активам. В Вашем случае в дебет счета 01 «основные средства» с кредита счета 79, списывается стоимость передаваемого имущества. Сумма накопленной на счете 02 «Амортизация основных средств» амортизации (если она была отражена в учете) списывается в дебет счета 79.
Для оформления и учета перемещения объектов ОС внутри организации из одного подразделения в другое применяется Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2) (унифицированная форма первичной учетной документации, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7). В настоящее время отсутствует документ, регламентирующих передачу недвижимых актив с баланса подразделения на баланс общества. В соответствии с указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств данная форма выписывается передающей стороной (в данном случае – обособленным подразделением) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Таким образом, с момента ликвидации обособленного подразделения все активы подразделения переходят с отдельного баланса на баланс общества без отражения реализации. Указанная операция фиксируется первичным документом.
При ликвидации любых обособленных подразделений порядок уведомления единый. В свою налоговую инспекцию компания сообщает о ликвидации обособленного подразделения, отправив сообщение по форме № С-09-3-2, рекомендованной ФНС России в письме № МН-37-6/10623@. Срок для отправки сообщения – 3 дня. Причем при закрытии филиала или представительства три дня отсчитываются со дня принятия решения о ликвидации. А при закрытии иного обособленного подразделения три дня нужно считать с даты фактического прекращения работы через «обособку».
Налоговое законодательство не требует от компании представления никаких других документов (ст. 85 НК РФ). Поэтому инспекторы не вправе их запрашивать (письмо Минфина России от 14.07.08 № 03-02-07/1-281). Тем не менее не будет лишним приложить к заявлению документы, подтверждающие факт прекращения деятельности – приказ руководителя, решение общего собрания акционеров (участников) или совета директоров о ликвидации. В самом заявлении указывается количество листов приложенных документов. Если же они не оформлялись, то в налоговую инспекцию представляется только заявление, в котором ставится прочерк по строке «Копии документов, подтверждающих принятие решения российской организацией о прекращении деятельности своего обособленного подразделения, прилагаются на __ листах». В течение десяти рабочих дней со дня подачи налоговая инспекция снимает обособленное подразделение с учета и уведомляет об этом компанию (по форме № 1-5-Учет). Правда, этот срок может быть продлен, если назначается выездная налоговая проверка, вплоть до ее завершения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в статье журнала «Семинар для бухгалтера», которую Вы можете найти в закладке «Журналы» «Системы Главбух» vip – версия

Статья: Пошаговый алгоритм работы с обособленным подразделением

<…>

Шаг 4. Ликвидация обособленного подразделения

При ликвидации любых обособленных подразделений порядок уведомления единый. В свою налоговую инспекцию компания сообщает о ликвидации обособленного подразделения, отправив сообщение по форме № С-09-3-2, рекомендованной ФНС России в письме № МН-37-6/10623@. Срок для отправки сообщения – 3 дня. Причем при закрытии филиала или представительства три дня отсчитываются со дня принятия решения о ликвидации. А при закрытии иного обособленного подразделения три дня нужно считать с даты фактического прекращения работы через «обособку».

Ликвидируя филиал или представительство, компания должна кроме сообщения еще и зарегистрировать изменения в учредительных документах.* Таким образом, первый этап ликвидации почти одинаков для филиалов, представительств и иных «обособок». Но затем порядок опять различается. Если компания закрывает филиал или представительство, то снятие с учета проводится на основании изменений сведений в ЕГРЮЛ, но не ранее даты окончания выездной проверки. И хотя налоговой инспекции отведено три дня на снятие филиала с учета, процесс может затянуться. Если в эти три дня ИФНС успела назначить выездную проверку, то до ее окончания «обособку» с учета не снимут.

Иные обособленные подразделения налоговики снимают с учета по сообщению от головного офиса в течение десяти дней. Но опять-таки не раньше, чем будет завершена выездная проверка.*

Вопросы после лекции

– Интересует ликвидация филиала. А именно в какой последовательности и в какие сроки нужно подавать документы, если в филиале работают пять человек и есть склад с товаром?

– Порядок ликвидации обособленного подразделения не зависит от численности его сотрудников или наличия имущества. В принципе, об алгоритме действий и сроках я сказал в ходе лекции. Что же касается пяти сотрудников, то их либо переводят в головной офис, либо увольняют по сокращению штата. Имущество же передается на склад головной организации либо другого обособленного подразделения. Есть и еще один вариант – его можно передать на ответственное хранение. Но ликвидация филиала не означает, что и сама компания закрывается. Поэтому имущество должно остаться на балансе компании.

– Подскажите, пожалуйста, каков порядок учета порядковых номеров первичных документов, а именно счетов-фактур, в головном и в обособленном подразделениях? И еще расскажите про особенности составления общей книги продаж.

– Счета-фактуры выписываются от имени компании в целом. В документе ставится ИНН компании и КПП обособленного подразделения. Нумерация по всей компании должна быть единой. Это теоретически. На практике же это не всегда реально. Поэтому используют дополнительные коды. Например, код 01 присваивается документам головного офиса, а 02 – филиала. А уже через тире ставят порядковый номер счета-фактуры. И по филиалу идет сквозная нумерация. Книга продаж тоже ведется в целом по организации. То есть у филиалов нет собственных книг продаж. Подразделение может вести свою книгу продаж, но это будет только один из разделов общей книги продаж всей организации. По окончании квартала все такие «разделы» пересылаются в головную бухгалтерию компании, где составляется единая книга.

– Наше головное предприятие находится в Москве. Нужно ли нам регистрироваться в ПФР, ФСС, ТФОМС и ФФОМС по местонахождению нашего филиала?

– Порядок регистрации обособленных подразделений во внебюджетных фондах не менялся. Необходимо сообщить в ПФР и ФСС в течение месяца обо всех новых обособленных подразделениях, в том числе и о филиалах. Если у «обособки» есть свой расчетный счет и выделенный баланс, то нужно в тот же срок поставить их на учет во всех фондах и по местонахождению обособленного подразделения.

Журнал «Семинар для бухгалтера», № 2, февраль 2011
Конспект подготовила Светлана Петрова

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка