Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Можно ли самим вписать в больничный название компании

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
20 мая 2013 42 просмотра

ООО имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, хранению, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, а именно - отработанных свинцовых аккумуляторов, которые по ФККО (приказ МПР РФ от 02.12.2002 N 786), относятся ко второму и третьему классу опасности. В то же время, согласно Межгосударственному стандарту "Лом и отходы цветных металлов и сплавов" ГОСТ 1639-93, отработанные свинцовые аккумуляторы относятся к лому цветных металлов.Вопрос: "Если деятельность предприятия связана исключительно с обращением отработанных свинцовых аккумуляторов, отходов, содержащих свинец, то может ли такая деятельность осуществляться по лицензии, выданной на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, без получения лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов"?

Уважаемая Елена Борисовна!

Ответ на Ваш вопрос от 21.05.2013 г. 

сообщаем следующее: на каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию, организация обязана получить отдельную лицензию, но на одну и ту же деятельность две лицензии не требуется. При этом деятельности по обращению с отработанными свинцовыми аккумуляторами точнее соответствует именно лицензия на осуществление деятельности по сбору, хранению, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Если организация осуществляет деятельность, выходящую за пределы, указанные в лицензии по обращению опасных отходов, но охватываемую каким-либо положением пункта 1 статьи 12 Закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ, вторую лицензию получать необходимо (указанное мнение высказал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 02.10.2012 г. № 5129/12 г.). То есть в случае, например, переработки и реализации лома цветных металлов, возникшего при обезвреживании свинцовых аккумуляторов, требуется получить и лицензию на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1. Закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

«Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

30) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности;
31) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

32) частная охранная деятельность;

33) частная детективная (сыскная) деятельность;

34) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов».

2. Статья: Как отразить расходы на вывоз отходов

Когда нужна лицензия

В Федеральном законе от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (вступил в силу с 3 ноября 2011 года) в числе лицензируемых видов деятельности указана и деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12).

При этом не подлежит лицензированию деятельность:

  • по накоплению отходов I–V классов опасности (при этом под накоплением отходов подразумевается их временное складирование на срок не более чем шесть месяцев в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с установленными требованиями, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения или транспортирования);
  • деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности.

Кроме того, в Законе № 99-ФЗ не говорится о транспортировании отходов I–IV классов опасности. Значит, данная деятельность теперь тоже не подлежит лицензированию.

Многие отходы, возникающие у сельхозпредприятий, относятся именно к V классу опасности.

И, значит, никаких лицензий не требуется. Это касается всех отходов от переработки зерновых культур, отходов растениеводства и парникового хозяйства, отходов от переработки овощей и фруктов, многих видов отходов животноводства, включая перепревший навоз и отходы убоя.

А вот, например, солодовая, кофейная, чайная, комбикормовая пыль – это отходы IV класса опасности, и на их сбор, использование, обезвреживание и размещение уже требуется лицензия.

А табачная пыль – это уже III класс опасности.

Н. Н. Максимова

налоговый консультант

Журнал «Учет в сельском хозяйстве», №12, декабрь 2011

3. Статья: Сдаем отходы в виде металлолома

В процессе производства у предприятия образуются лом и отходы черных и цветных металлов. Их сдают специализированной организации. Данную операцию важно грамотно оформить.

Условия сдачи лома и отходов металла

Понятие лома и отходов металлов дано в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Это могут быть как остатки металла, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов (стружка, пыль), а также неисправимый брак, так и пришедшие в негодность сырье и материалы из металлов.

В каждом случае предприятие сдает лом в специализированные организации для дальнейшей переработки. Для этого предприятию лицензия не требуется. Данное право вытекает из норм постановления Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. № 766.

Журнал «Учет в производстве», №5, май 2010

4. Постановление Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 г. № 5129/12 г.

«В ходе проверки соблюдения законодательства о лицензировании при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте Благовещенской транспортной прокуратурой (далее - прокуратура) установлено, что 18.08.2011 на железнодорожную станцию Благовещенск в адрес открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы" (далее - общество) прибыл вагон N 50127612 с опасным грузом - коагулянтом оксихлоридом алюминия, выгрузка которого производилась филиалом общества при отсутствии специальной лицензии на осуществление данного вида деятельности.


Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не является для общества основной, а представляет собой неотъемлемую часть технологического процесса для очистки воды, поставляемой для нужд населения города, при этом общество имеет лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, в связи с чем ему не требуется дополнительно иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Однако судом апелляционной инстанции не учтено следующее.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с подпунктом 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования указанной деятельности (на момент совершения правонарушения) определен Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 N 134 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте".
Нормы действующего законодательства, а именно Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 221 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте", содержат аналогичные требования.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" опасным грузом является груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Из анализа приведенных норм права следует, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте включена в перечень лицензируемых видов деятельности и ее осуществление должно быть обеспечено соответствующим контролем.
Поскольку указанная деятельность определена законом в качестве самостоятельного вида деятельности, требующего отдельного лицензирования, оснований для ее квалификации как составной части другой деятельности не имеется.
Следовательно, для погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте требуется специальная лицензия вне зависимости от того, является ли этот вид деятельности основным для лица, фактически ее осуществляющего, и несмотря на наличие у него иных лицензий.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции и отказа прокуратуре в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности».

22.05.2013 г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Пыжова Алла.

Ответ утвержден: ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух" Елена Ракова.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка