Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№23
21 мая 2013 112 просмотров

Наша компания, зарегистрированная в Московской области, перечислила налог в бюджет в июле 2012 года. В связи с объединением территорий Москвы и Московской области платеж был утерян, в связи с передачей данных из одной инспекции в другую сверку по взаиморасчетам с бюджетом мы получили только в ноябре 2012 года, после чего в ИФНС было отправлено письмо на розыск платежа. Платеж был найден и зачислен на лицевой счет только в конце марта 2013 года, на ОКАТО действующее до 01.01.2013 (С 01.01.2013 коды ОКАТО присоединенных территорий обновили) и теперь по ОКАТО до 01.01.13 весит переплата, а на ОКАТО после 01.01.13 недоимка. Какое письмо необходимо написать в ИФНС (на перезачет по ОКАТО, так как ОКАТО на момент совершения платежа в платежном поручении был верный, или на уточнение реквизитов?) На данную сумму начисляются пени, правомерны ли данные начисления, ведь срок розыска платежа был нарушен, и недоимка за компанией числилась только из-за бездействия ИФНС на запросы налогоплательщика.И на каком основании ИФНС зачислила данную сумму на ОКАТО действующее до 01.01.13, если платеж они разыскали в марте 2013 года?

Уважаемая Оксана Викторовна!

В ответ на Ваш вопрос от 21.05.2013г. сообщаем следующее: 1) чтобы произвести «перезачет по ОКАТО» организация должна подать в налоговую акт совместной сверки заявление заявление с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. На основании этих документов инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты организацией налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган пересчитывает пени, начисленные на сумму налога за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа. Согласно позиции Минфина России, если сумма налога была зачислена в надлежащий бюджет при отсутствии потерь государственной казны, осуществленный платеж учитывается без начисления пени;

2) в части утери налоговой платежа в связи с объединением территорий Москвы и Московской области, организация также может обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции в региональном налоговом управлении (УФНС России) или в арбитражном суде.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух коммерческая версия».

1.Статья: Как исправить последствия ошибок в платежном поручении

<…>

Ситуация № 2. Несмотря на неверные реквизиты, платеж поступил на счет Федерального казначейства, но отнесен к невыясненным

Каковы последствия допущенной ошибки? Неправильные ОКАТО, тип платежа, статус плательщика и некоторые иные реквизиты, указанные в таблице, считаются некритичными ошибками. Даже если вы их допустите, платеж все равно поступит в бюджет на нужный счет Федерального казначейства. Однако он может быть занесен в разряд невыясненных. В результате чего возникнет задолженность по налогу или взносу, на которую будут капать пени.* И все из-за того, что налоговики или инспекторы фондов не смогут идентифицировать платеж и отразить его в лицевом счете «упрощенца».

Отметим также, что некоторые ошибки в платежных поручениях, например неверно указанный ИНН или КПП, вообще не образуют недоимки. Этот факт подтверждают чиновники (письма ПФР от 09.06.2011 № 30-26/6418 и Минздравсоцразвития России от 14.12.2010 № 3758-19).

Как исправить. Ошибки в статусе плательщика, налоговом периоде, принадлежности, типе или основании платежа, конечно, могут быть причиной недоимки, однако перечислять повторно налог или взнос не потребуется. Да и пеней удастся избежать.* Что же делать, если инспектор сообщил вам об имеющейся недоимке?

В первую очередь проведите сверку расчетов с инспекцией* или фондом. Она покажет, за какой период налог или взнос не поступили в бюджет. Если инспекторы не хотят этого делать, напишите сами заявление о проведении сверки. Ведь вы наравне с налоговым органом или фондом можете быть ее инициатором (п. 7 ст. 45 НК РФ и п. 9 ст. 18 Закона № 212-ФЗ). По результатам сверки будет составлен акт, подписанный инспектором и вами.

Если акт подтверждает наличие задолженности и вы нашли у себя ошибку, напишите заявление с просьбой уточнить платеж. Приложите к нему копию платежки об уплате налога или взноса, а также копию выписки банка, из которой следует, что деньги списаны с вашего счета. Заявление об уточнении налогового платежа составляется в произвольной форме. См. его образец. Чтобы уточнить платеж по взносам, заявление лучше составить по образцу, приведенному в приложении к письму ПФР от 06.04.2011 № ТМ-30-25/3445.

На основании акт совместной сверки (если сверка проводилась) и вашего заявления инспекторы примут решение об уточнении платежа и пересчитают пени, то есть сторнируют их (п. 7 ст. 45 НК РФ и п. 11 ст. 18 Закона № 212-ФЗ). Одна беда – срок, в который налоговая и фонд должны это сделать, в Налоговом кодексе и Законе № 212-ФЗ не установлен. Данный пробел законодательства устранил Минфин России. Он указал, что решение об уточнении налогового платежа должно быть принято в течение 10 дней после того, как будет получено соответствующее заявление от налогоплательщика или подписан акт сверки (письмо Минфина России от 31.07.2008 № 03-02-07/1-324). В данный срок проводится зачет или возврат налога (ст. 78 НК РФ). Минфин посчитал, что при уточнении платежа налоговики также должны уложиться в 10 дней.* На наш взгляд, данный срок должен соблюдаться и при принятии инспекторами внебюджетного фонда решения об уточнении платежа.

А вот уведомить вас о принятом решении инспекция и фонд должны в течение пяти дней.* Это четко зафиксировано в пункте 7 статьи 45 НК РФ и пункте 11 статьи 18 Закона № 212-ФЗ.

<…>

Журнал «Упрощенка», № 4, апрель 2012 Н. А. Кулюкина эксперт журнала «Упрощенка»

2.Статья: Ошибка в платежном поручении

Индивидуальный предприниматель является плательщиком ЕНВД. Он указал в платежном поручении на уплату единого налога неверный код ОКАТО. Может ли налоговая инспекция на основании заявления предпринимателя произвести зачет налога? Будут ли к «вмененщику» применяться санкции за несвоевременную уплату ЕНВД?*

Е.Е. Федурина, г. Коломна, Московская область

В соответствии с пунктом 7 статьи 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

На основании этого заявления и акта совместной сверки уплаченных налогов (если такая сверка проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты организацией (индивидуальным предпринимателем) налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган пересчитывает пени, начисленные на сумму налога за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа.

В то же время согласно позиции Минфина России, если сумма налога была зачислена в надлежащий бюджет при отсутствии потерь государственной казны, осуществленный платеж учитывается в установленном порядке без начисления пени (письмо от 14.08.2007 № 03-02-07/1-371).

Судьи придерживаются аналогичного мнения. Так, в случае если указание в платежных поручениях неправильного кода ОКАТО не привело к непоступлению в бюджет суммы ЕНВД, привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной в пункте 1 статьи 122 НК РФ, неправомерно. Связано это с тем, что НК РФ не содержит такого основания для признания налога неуплаченным, как неправильное указание кода ОКАТО в расчетном документе (постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.08.2007 № А56-52143/2006 и от 20.08.2007 № А56-52139/2006, а также ФАС Северо-Кавказского округа от 15.08.2006 № Ф08-3502/2006-1509А).

Таким образом, если налогоплательщик неверно укажет в платежном поручении код ОКАТО, но налог при этом будет зачислен в надлежащий бюджет, то основания для его привлечения к налоговой ответственности за несвоевременную уплату налога отсутствуют.*

Журнал «Вмененка», № 2, февраль 2010

3.Ситуация: Как обжаловать решение налоговой инспекции

Ответ на этот вопрос зависит от того, какое решение налоговой инспекции намерена обжаловать организация.

Если решение налоговой инспекции принято с превышением ее полномочий или приводит к невыполнению возложенных на нее обязанностей, организация может обжаловать ее действия (бездействие):

  • в региональном налоговом управлении (УФНС России);
  • в арбитражном суде.

При этом организация вправе использовать оба варианта одновременно. Например, такие действия возможны, если инспекция отказывается провести сверку расчетов с бюджетом или требует от организации документы, представление которых налоговым законодательством не предусмотрено.*

Если решение инспекции связано с привлечением организации к налоговой ответственности или отказом в привлечении ее к ответственности, оформленным по результатам налоговой проверки, порядок его обжалования другой. В суде такое решение можно обжаловать только после того, как организация обжаловала его в региональном налоговом управлении и ей было отказано в удовлетворении заявленных требований.

Такой порядок следует из положений пункта 1 и 2 статьи 138, статьи 101.2 Налогового кодекса РФ, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Жалобу следует составить в письменной форме и подать в УФНС России. В документе нужно указать информацию об инспекции, решение которой обжалуется, и о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящей налоговой инспекции. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе, а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в информационных сообщениях ФНС России от 15 февраля 2011 г. и от 9 февраля 2011 г.

Срок подачи апелляционной жалобы в УФНС России составляет три месяца с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав.*

Если обжалуется решение, вынесенное по результатам налоговой проверки, подать апелляционную жалобу нужно в течение 10 рабочих дней с момента, когда это решение было получено. Если решение о привлечении к налоговой ответственности уже вступило в силу, подать апелляционную жалобу организация может в течение года с того момента, когда это решение было вынесено.

Такой порядок следует из положений пункта 9 статьи 101, пункта 2 статьи 139 Налогового кодекса РФ.

Подать апелляционную жалобу нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в УФНС России вместе со всеми материалами дела (п. 3 ст. 139 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи апелляции (п. 2 ст. 139, п. 9 ст. 101 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.

УФНС России должно рассмотреть апелляционную жалобу в течение месяца со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем на 15 рабочих дней. Об этом сказано в пункте 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.*

Если обжалуется решение (акт) налоговой инспекции, по результатам рассмотрения жалобы УФНС России должно принять одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налоговой инспекции;
  • отменить решение налоговой инспекции и прекратить производство по делу;
  • изменить решение или вынести новое.

Если обжалуются действия (бездействие) налоговой инспекции, по результатам рассмотрения жалобы УФНС России должно принять одно из трех решений:

  • оставить решение налоговой инспекции без изменения, а жалобу организации – без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение налоговой инспекции полностью или частично и принять новое решение;
  • отменить решение налоговой инспекции и прекратить производство по делу.*

Такие правила предусмотрены пунктом 2 статьи 140 Налогового кодекса РФ.

О принятом решении УФНС России должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия (п. 3 ст. 140 НК РФ). Если решение налоговой инспекции не было отменено, оно вступает в силу с даты его утверждения УФНС России. Если решение налоговой инспекции было изменено, оно вступает в силу (с учетом внесенных изменений) с даты принятия соответствующего решения УФНС России. Такой порядок следует из положений абзаца 2 и 3 пункта 2 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.

Если организация обжалует решение (действия, бездействие) налоговой инспекции в судебном порядке, исковое заявление нужно подать в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.*

Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.

Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав (п. 2 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Права организации могут быть нарушены только вступившим в силу решением налоговой инспекции. Поэтому трехмесячный срок для подачи искового заявления в суд отсчитывайте с того момента, когда решение инспекции вступило в силу.

Если решение налоговой инспекции сначала обжаловалось в УФНС России, трехмесячный срок отсчитывается с того момента, когда истек срок рассмотрения жалобы региональным налоговым управлением. Такой вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07. Если в УФНС России обжаловалось решение о привлечении организации к налоговой ответственности, срок для обращения в суд отсчитывается со дня, когда организации стало известно о вступлении этого решения в силу (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать решение инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07, ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).

Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:

  • признать решение (действия, бездействие) налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию принять иное решение (устранить допущенное нарушение прав организации);
  • о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.

Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая приняла оспариваемый акт (решение) или совершила оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.*

Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.

<…>

Сергей Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

21.05.2013г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Чекалова Наталья.

Ответ утвержден:

ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух" Елена Ракова.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка