Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

ФНС развеяла ваши сомнения об онлайн‑кассах

Подписка
Срочно заберите все!
№23
21 мая 2013 20 просмотров

В организации работает иностранец-украинец 1987г.р. Ему начислялись взносы в ПФР только на страховую часть как временно проживающему в РФ. 21 мая 2013г сотрудник принес вид на жительство, в котором указаны две даты: дата принятия решения 11.02.2013г и дата выдачи документа (вида на жительство) 29.03.2013г.Вопрос:1. Надо ли пересчитывать ранее начисленные взносы в ПФ (страховая и накопительная часть) и если надо, то начиная с какой даты: даты принятия решения 11.02.2013г, даты выдачи документа (вида на жительство) 29.03.2013г. или даты поступления документа в бухгалтерию организации 21.05.2013г?2. Если пересчитывать ранее начисленные взносы, то как отразить корректировку в отчетности в ПФР?

Статус сотрудника изменился, взносы нужно пересчитать, а корректировки подать в том же порядке, что и при обнаружении ошибки.

Какой датой руководствоваться при пересчете взносов, в законодательстве не сказано. Нет ответа на этот вопрос и в официальных разъяснениях контролирующих ведомств. Более осторожная позиция предполагает пересчет взносов по дате принятия решения. Однако логичнее в качестве даты получения вида на жительство учитывать дату выдачи.

Косвенно эту точку зрения подтверждают материалы судебной практики и разъяснения на сайтах региональных УФМС России. Так, например, специалисты УФМС по Москве указывают, что датой получения разрешения на временное проживание является не дата принятия решения, а дата проставления штампа в паспорт (http://www.fmsmoscow.ru/feedback/faq/rvp.html). По аналогии датой получения вида на жительство должна быть не дата принятия решения, а дата выдачи.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и судебной практике

1. Ситуация:Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование с выплат иностранному сотруднику. В течение года у сотрудника изменился статус пребывания в России

При изменении статуса иностранного сотрудника страховые взносы начисляйте в соответствии с тарифом, установленным для его нового статуса. Это объясняется следующим.

Размер тарифов для начисления страховых взносов зависит:

В течение года статус иностранца может измениться. Например, он может получить вид на жительство и сменить статус с временно проживающего на постоянно проживающего. Также иностранец может утратить или приобрести статус высококвалифицированного специалиста.

В Законе от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ нет специальных норм, регулирующих порядок начисления страховых взносов при изменении статуса иностранца в течение года. Пересчет страховых взносов за предыдущие месяцы отчетного (расчетного) периода законодательством также не предусмотрен. Поэтому следует руководствоваться общими нормами этого закона, определяя страховой тариф в зависимости от статуса застрахованного лица на конкретную дату.

В месяце, в котором произошло изменение статуса сотрудника, сумму начисленных ему выплат разделите на две части:

  • с начала месяца по день, предшествующий дню, в котором статус сотрудника изменился;
  • со дня, в котором статус сотрудника изменился, до конца месяца.

Сумму страховых взносов за месяц, в котором у сотрудника изменился статус, определяйте по следующим формулам:

Сумма пенсионных взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии = Выплаты сотруднику за период с начала года до дня изменения статуса ? Тариф пенсионных взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии до изменения статуса + Выплаты сотруднику за период со дня изменения статуса до конца текущего месяца ? Тариф пенсионных взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии после изменения статуса
Сумма пенсионных взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии = Выплаты сотруднику за период с начала года до дня изменения статуса ? Тариф взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии до изменения статуса + Выплаты сотруднику за период со дня изменения статуса до конца текущего месяца ? Тариф взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии после изменения статуса

Сумма взносов на обязательное социальное страхование = Вознаграждения, начисленные сотруднику с начала года до дня изменения им статуса ? Тариф взносов на обязательное социальное страхование до изменения статуса + Выплаты сотруднику за период со дня изменения статуса до конца текущего месяца ? Тариф взносов на обязательное социальное страхование после изменения статуса
Сумма взносов на обязательное медицинское страхование = Вознаграждения, начисленные сотруднику с начала года до дня изменения им статуса ? Тариф взносов на обязательное медицинское страхование + Выплаты сотруднику за период со дня изменения статуса до конца текущего месяца ? Тариф взносов на обязательное медицинское страхование после изменения статуса

Пример расчета страховых взносов с выплат иностранному сотруднику. В течение календарного года статус сотрудника изменился с временно проживающего на постоянно проживающего

Менеджер А.С. Иванов (1967 г. р.) 7 апреля получил вид на жительство и сменил статус временно проживающего на постоянно проживающего. С января по март его зарплата составила 120 000 руб. Зарплата за апрель – 40 000 руб.

Для расчета страховых взносов за апрель бухгалтер организации разделил зарплату, начисленную Иванову, на две части. В апреле 21 рабочий день.

Зарплата за период с 1 по 6 апреля составила 9524 руб. (40 000 руб. ? 5 раб. дн. : 21 раб. дн.).
Зарплата за период с 7 по 30 апреля составила 30 476 руб. (40 000 руб. ? 16 раб. дн. : 21 раб. дн.).

Тарифы для начисления страховых взносов с зарплаты Иванова равны:
1) при статусе временно проживающего:

  • на финансирование страховой части трудовой пенсии – 22%;
  • на финансирование накопительной части трудовой пенсии – 0%;
  • на обязательное социальное страхование – 2,9%;
  • на обязательное медицинское страхование – 5,1%.

2) при статусе постоянно проживающего:

  • на финансирование страховой части трудовой пенсии – 16%;
  • на финансирование накопительной части трудовой пенсии – 6%;
  • на обязательное социальное страхование – 2,9%;
  • на обязательное медицинское страхование – 5,1%.

Тарифы страховых взносов в ФСС России и ФФОМС не изменились, следовательно, вся сумма начисленной зарплаты с начала года будет облагаться по единому тарифу.

За период с января по апрель с зарплаты Иванова бухгалтер организации начислил страховые взносы в следующих размерах:

– на финансирование страховой части трудовой пенсии:
(120 000 руб. + 9524 руб.) ? 22% + 30 476 руб. ? 16% = 33 371 руб.;

– на финансирование накопительной части трудовой пенсии:
30 476 руб. ? 6% = 1829 руб.;

– на обязательное социальное страхование:
(120 000 руб. + 40 000 руб.) ? 2,9% = 4640 руб.;

– на обязательное медицинское страхование:
(120 000 руб. + 40 000 руб.) ? 5,1% = 8160 руб.*

Пример расчета страховых взносов с выплат иностранному сотруднику. В течение календарного года сотрудник утратил статус высококвалифицированного специалиста

Управляющий директор Е. Эриксон (1967 г. р.) имеет статус временно пребывающего в России. 15 февраля в связи с подписанием дополнительного соглашения к трудовому договору Эриксон утратил статус высококвалифицированного специалиста. Его предполагаемый годовой доход сократился с 2 200 000 до 1 900 000 руб.

Зарплата Эриксона за январь составила 250 000 руб. Сумма зарплаты, начисленной за февраль, – 150 000 руб.

Для расчета страховых взносов бухгалтер организации разделил зарплату, начисленную Эриксону за февраль, на две части. В феврале 20 рабочих дней.

Зарплата за период с 1 по 14 февраля составила 75 000 руб. (150 000 руб. ? 10 раб. дн. : 20 раб. дн.).

Зарплата за период с 15 по 29 февраля составила 75 000 руб. (150 000 руб. ? 10 раб. дн. : 20 раб. дн.).

Так как Эриксон до 15 февраля имел статус высококвалифицированного специалиста, находящегося в России в качестве временно пребывающего, его зарплата не подлежала обложению страховыми взносами. С 15 февраля в связи с утратой этим сотрудником статуса высококвалифицированного специалиста у организации появилась обязанность начислять страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии с выплат в его пользу.

Таким образом, за февраль бухгалтер начислил страховые взносы в ПФР в следующем размере:
– 16 500 руб. (75 000 руб. ? 22%).

Л.А. Котова

заместитель директора департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России

2. Решение Самарского районного суда г. Самара от 17.05.2012 № 2-371/2012

<…>

«Акрам Навид обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Самарской области в Советском районе г. Самары о признании пропуска срока непрерывного проживания на территории Российской Федерации уважительным, восстановлении процедуры оформления гражданства, указав, что Акрам Н. - гражданин Пакистана, проживает в Российской Федерации с 1993 года, обучался также в <адрес>.

По виду на жительство постоянно проживает в городе Самара Самарской области Российской Федерации с 2005 года.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял в законном браке с гражданкой Российской Федерации Юдиной С.А.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец работает в муниципальных медицинских учреждениях города Самары. С ДД.ММ.ГГГГ Акрам Н. занимает должность врача-кардиолога в ММУ Городской больнице №.

В апреле 2010 года Акрам Н. обратился в ОУФМС по Советскому району г. Самара о приеме в гражданство Российской Федерации. В приеме документов, по независящим от него причинам, ему было отказано.

При повторном обращении, в июле 2010 года, документы о приеме в гражданство Российской Федерации сданы в ОУФМС по Советскому району г. Самара. При сдаче документов о приеме в гражданство истец указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выезжал на территорию Пакистана.

Принимая у Акрам Н. документы, сотрудники ОУФМС по Советскому району г. Самара, не указали на факт несоответствия требованиям закона. При устном обращении, в январе 2011 года, Акрам Н. узнал, о том, что из Федеральной миграционной службы России материал возвращен.

ДД.ММ.ГГГГ истец получил официальный ответ от ответчика от ДД.ММ.ГГГГ с разъяснениями по поводу возврата материала из ФМС России.

Акрам Н. пояснил, что в сентябре 2009 года получил известие о тяжелом заболевании матери, вынужден был уволиться из ММУ Городской поликлиники № от ДД.ММ.ГГГГ и выехать в Пакистан ДД.ММ.ГГГГ, где непосредственно занимался обследованием и лечением матери. В связи с нервным потрясением Акрам Н. вынужден был обратиться за медицинской помощью. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился на лечении с диагнозами: острый гастрит, обострение хронического панкреатита, обострение хронического холецистита. О чем свидетельствует медицинская справк, выданная лечащим врачом ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенная нотариусом, Комиссаром по присяге, советником Посольства Пакистана в г. Москве. ДД.ММ.ГГГГ прибыв в <адрес> обратился в поликлинику для дальнейшего лечения. Справка от ДД.ММ.ГГГГ выданная ММУ ГП №, предоставлялась в ОУФМС по Советскому району г. Самара.

Документы, подтверждающие уважительность отсутствия на территории РФ были предоставлены истцом в Отделение УФМС России по <адрес> в <адрес>, однако не были представлены ответчиком в Москву для решения вопрос оформления гражданства РФ, в связи с чем истцу было отказано в оформлении гражданства Российской Федерации.

На основании изложенного истец просил суд признать пропуск им срока непрерывного проживания на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уважительным. Обязать Отделение УФМС России по Самарской области в Советском районе г. Самары восстановить процедуру оформления гражданства Российской Федерации в отношении Акрама Навида, ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Аминев Д.Р. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Шулаев В.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Пункт "а" ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" предусматривает в качестве обязательного условия для обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ проживание на территории РФ в течение 5 лет непрерывно со дня получения вида на жительство* и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ.

Причем это обязательное условие для обращения о приеме в гражданство (проживание в течение 5 лет после получения вида на жительство) не распространяется на лиц, перечисленных в п. "б" ч. 1 ст. 14 (при приеме в гражданство в упрощенном (льготном) порядке).

Непрерывность проживания имеет место, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на три месяца в течение одного года. Для подтверждения данного обстоятельства в бланке заявления о приеме в гражданство РФ в общем, упрощенном порядке или восстановлении в гражданстве РФ (п. 21) указывается дата выдачи вида на жительство* и перечень выездов за пределы РФ (в том числе страна пребывания, цель поездки, место пересечения границы, вид транспорта и дата).

Судом установлено, что истец является гражданином Пакистана, проживает в Российской Федерации с 1993 года,

По виду на жительство постоянно проживает в городе Самара Самарской области Российской Федерации с 2005 года.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял в законном браке с гражданкой Российской Федерации Юдиной С.А.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец работает в муниципальных медицинских учреждениях <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ Акрам Н. занимает должность врача-кардиолога в ММУ Городской больнице №.

В апреле 2010 года Акрам Н. обратился в ОУФМС по Советскому району г. Самара о приеме в гражданство Российской Федерации.

При повторном обращении, в июле 2010 года, документы о приеме в гражданство Российской Федерации сданы в ОУФМС по Советскому району г. Самара. При сдаче документов о приеме в гражданство истец указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выезжал на территорию Пакистана.

Указанные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании представителем истца.

Статья 16 Закона регламентирует случаи отклонения заявлений о приеме в гражданство и восстановлении в гражданстве. Поскольку приобретение гражданства осуществляется не автоматически, а посредством специальной процедуры и при наличии соблюдения определенных условий, указанных в ст. ст. 13 - 14 Закона, следовательно, оно зависит от усмотрения государственных органов, наделенных компетенцией по рассмотрению вопросов гражданства.

Таким образом, истец выехал с территории РФ в Пакистан ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" срока для обращения с заявлением об оформлении гражданства РФ 5 лет, и отсутствовал на территории Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, то есть более трех месяцев, установленных Законом. Каких либо исключений из указанных требования закона не предусматривается.

Причины пропуска срока выяснялись судом при рассмотрении гражданского дела по заявлению Акрам Н. об установлении юридического факта непрерывного срока проживания на территории Российской Федерации. Решением Советского районного суда г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления было отказано.

Более того, законом вообще не предусмотрена возможность признания пропуска срока непрерывного проживания уважительным и возможность « восстановления процедуры приема в гражданство».

В судебном порядке может быть проверена лишь правильность принятия решений органы миграционной службы.

Ссылка представителя истца на то, что законом допущен «пробел» и подлежит применению закон по аналогии, не соответствует действительности.

Учитывая, что законодателем предусмотрена возможность восстановления срока при решении вопроса вида на жительство, выдачи разрешения на временное проживание, можно сделать вывод о том, что законом умышленно не была предоставлена возможность восстановления срока при приеме в гражданство.

Ссылка истца на то, что ст. 16 указанного Закона предусмотрен перечень оснований для отказа в приеме гражданство, и нарушение срока проживания к таком основанию не относится, также не может быть принята во внимание.

Установлено, что в отношении Акрам Н. и не принималось решения об отказе в приеме в гражданство, поскольку его документы были возвращения без рассмотрения в Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации в связи с несоблюдением установленного пунктом «а» части 1 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Таким образом, истцом были нарушены предусмотренные Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" необходимые требования для обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ, в связи с чем его требования не могут быть удовлетворены.

С учетом изложенных обстоятельств, у суда не имеется оснований для удовлетворения искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Акрама Навида к Управлению Федеральной миграционной службы по Самарской области в Советском районе г. Самары о признании пропуска срока непрерывного проживания на территории Российской Федерации уважительным, восстановлении процедуры оформления гражданства отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме».

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка